01.06.2012
В Березовский городской суд Свердловской области от Кудрякова Антона Васильевича <...> ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА: начальник ОГИБДД ОВД по Березовскому городскому округу майор полиции Потапов О.В., руководитель административной практики ОГИБДД ОВД по Березовскому городскому округу капитан полиции Малкова Е.П. 623700, г. Березовский, ул. Восточная, 1 ЗАЯВЛЕНИЕ о признании незаконными действий сотрудников ОГИБДД по Березовскому городскому округу по передаче моих персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 23.05.2012 я стал свидетелем административного правонарушения в области дорожного движения, совершенного на территории Березовского городского округа, по факту чего подал на электронный адрес [1]mvdberez@mail.ru приемной ОВД по Березовскому городскому округу (далее - ОВД БГО) сообщение об административном правонарушении (было зарегистрировано в ОВД БГО 28.05.2012 No.1623). В своем сообщении я указал полные Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, свой личный номер сотового телефона и просил обеспечить неразглашение личных данных обо мне. Руководитель административной практики ОГИБДД ОВД БГО, капитан полиции Малкова Е.П., получив и рассмотрев мое сообщение, вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении (далее - АП). 31.05.2012 в середине дня к начальнику ОГИБДД ОВД БГО, майору полиции Потапову О.В., с ходатайством об ознакомлении с материалами дела об АП обратилось лицо, в отношении которого было возбуждено производство по делу об АП. Начальник ОГИБДД ОВД БГО удовлетворил ходатайство лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об АП, в полном объеме без каких-либо ограничений или изъятий. В результате этого указанному лицу вместе с моим сообщением об АП были переданы все мои персональные данные, содержащиеся в сообщении об АП, включая: Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона. О том, что мои персональные данные попали к третьим лицам, я случайно узнал из телефонного звонка, который был совершен с абонентского номера +795273390xx на мой номер личного телефона в 14:48 31.05.2012 года. Звонивший человек, не представившись, начал требовать, чтобы я отозвал свое заявление об административном правонарушении из ОГИБДД, т.к. нарушитель - очень важный для него человек, который не может лишиться права на управление транспортным средством. При этом звонивший человек называл меня по имени, сообщил точный адрес моего места жительства, марку и цвет моего автомобиля и, очевидно, знал номер моего личного телефона. Звонивший использовал нецензурные выражения и в мягкой форме угрожал мне неприятностями, проблемами неопределенного рода, <<разговорами>> с иными лицами, и т.п. Факт передачи сотрудниками ОГИБДД ОВД БГО моих персональных данных в объеме: Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона подтверждается в совокупности следующими доказательствами: 1. ходатайством лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об АП, об ознакомлении с материалами дела об АП от 31.05.2012 (имеется в материалах дела об АП в ОГИБДД ОВД БГО), 2. копией сообщения об административном правонарушении от 23.05.2012, которое приобщено к материалам дела об АП, 3. детализацией моих телефонных соединений от 31.05.2012, 4. диктофонной записью телефонного разговора с угрожавшим мне человеком от 31.05.2012, произведенной мной с помощью встроенной в мой телефон Fly E300 функции записи телефонных разговоров (прошу суд приобщить к материалам дела). Также факт передачи моих персональных данных руководителем административной практики ОГИБДД ОВД БГО Малковой Е.П. в разговоре со мной 31.05.2012 года не оспаривался. В телефонном разговоре от 31.05.2012 года начальник ОГИБДД ОВД БГО Потапов О.В. вначале согласился со мной, что передача персональных данных человека сотрудником полиции без его согласия запрещена. Однако на личном приеме 01.06.2012 года начальник ОГИБДД ОВД БГО Потапов О.В., а также руководитель административной практики ОГИБДД ОВД БГО Малкова Е.П., которая вынесла определение о возбуждении дела об АП, не согласились с моими доводами, сославшись на ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела об АП. Считаю, что действия указанных сотрудников ОГИБДД ОВД БГО по передаче моих персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, нарушили мои права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на конфиденциальность моих персональных данных, право на безопасность в связи с обращением в государственный орган, нарушает действующее законодательство по следующим основаниям: 1. Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) сотрудник полиции должен руководствоваться всем действующим законодательством Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, иными подзаконными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 3). Деятельность сотрудника полиции должна осуществляться в точном соответствии с законом (ч. 1 ст. 6 Закона о полиции). Не должно допускаться одностороннее, избирательное толкование и применение норм действующего законодательства. Конституция РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). Этот принцип в полной мере применим и к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Однако осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину, в том числе и мне - свидетелю административного правонарушения право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). Частная жизнь -- это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других (Определение Московского городского суда от 14.07.2011 по делу N 33-19342). Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 248-О, в понятие <<частная жизнь>> включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она не носит противоправный характер, и что право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, Федеральный закон от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гарантируют каждому гражданину Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом законодательство Российской Федерации возлагает на граждан обязанность регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в органе, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере миграции, сообщать свой почтовый адрес при обращении в орган государственной власти. В остальной части публичных правоотношений при не противоправном поведении закон не предусматривает обязанность гражданина сообщать другим членам общества (в том числе незнакомым лицам, друзьям, родственникам) свое место жительства или пребывания. Место жительства или пребывания - это личное дело каждого гражданина, которое он вправе охранять от посторонних лиц, своей волей и в своем интересе контролировать круг лиц, которым доступна информация о его месте жительства или пребывания. Выбор места жительства или пребывания относится к частной жизни гражданина и касается только его и членов его семьи. Тот же самый вывод необходимо сделать и в отношении номера сотового телефона, адреса электронной почты. Действующее законодательство при не противоправном поведении гражданина не предусматривает контроль номера сотового телефона, адреса электронной почты со стороны общества и государства. Гражданин вправе самостоятельно выбирать адрес электронной почты, номер сотового телефона (в пределах свободного пространства адресов), этот выбор касается только его, и он вправе самостоятельно определять (контролировать), кому сообщать адрес своей электронной почты и личный номер сотового телефона, а кому нет. Поэтому выбор и распоряжение адресом электронной почты, личным номером сотового телефона, исходя из смысла понятия <<частная жизнь>>, указанного Конституционным судом РФ, относится к частной жизни гражданина и касается только его. Материалами дела подтверждается передача данных обо мне в объеме: полные Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона против моей воли. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла понятий <<частная жизнь>>, <<право на неприкосновенность частной жизни>>, выявленного Конституционным судом РФ, передача сотрудниками ОГИБДД ОВД БГО указанных данных обо мне третьему лицу нарушила мое право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, привела к вторжению в мою личную жизнь поскольку: 1. этими действиями нарушена моя возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать ее разглашению третьим лицам, 2. передана информация, которая касается только меня и членов моей семьи и которую я пожелал скрыть от посторонних лиц, о чем прямо указал в своем сообщении об административном правонарушении, 3. передача данных лицу, в отношении которого было возбуждено дело об АП, позволяет и фактически позволила ему идентифицировать меня - свидетеля административного правонарушения, что в свою очередь дало возможность оказывать давление на меня путем выражения в мой адрес (в мягкой форме) угроз моей безопасности, имуществу, нормальному укладу жизни, душевному покою. Это давление заставило меня предпринимать меры безопасности, которые при обычном укладе жизни я бы не стал предпринимать (прятать свой автомобиль). Ограничение моего конституционного права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, нераспространение информации о частной жизни без моего согласия допускается только на основании федерального закона (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничение должно быть выражено в федеральном законе явным образом, исключающим двойное толкование, так как иное, по сути, приводило бы к ограничению конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, которое не может быть произвольным. Правовая норма, закрепленная в ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, на которую ссылались заинтересованные лица в обоснование своих действий, позволяющая лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, знакомиться со всеми материалами дела, сформулирована в общем виде, не содержит явным образом ограничения моих прав и законных интересов, следовательно, она не может служить основанием для такого ограничения. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, поэтому сотрудники ОГИБДД ОВД БГО были обязаны учесть ее положения и при ознакомлении лица, в отношении которого было возбуждено дело об АП, с материалами дела об АП не допустить разглашения сведений, составляющих мою личную и семейную тайну. Сделать это можно было технически путем закрытия шапки сообщения об административном правонарушении, а также частей иных документов и материалов дела об АП, содержащих мои личные данные, листом бумаги и ознакомления лица, в отношении которого было возбуждено дело об АП, с материалами дела об АП в таком виде (в том числе с использованием средств фото-, ксерокопирования). Сотрудниками ОГИБДД ОВД БГО указанные либо аналогичные действия, направленные на исключение сведений, составляющих мою личную и семейную тайну, совершены не были, что нарушило мои права и законные интересы. Поэтому предоставление сведений, составляющих мою личную и семейную тайну, лицу, в отношении которого было возбуждено дело об АП, следует признать незаконным. 2. Для обеспечения защиты конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиты прав и свобод человека при обработке сведений, касающихся частной жизни, принят Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", иные нормативные правовые акты в области защиты сведений персонального характера. Статьей 3 Закона о персональных данных вводится особая категория данных - персональных данных, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Согласно Указу Президента РФ от 06.03.1997 N 188 персональные данные - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона в конституционно-правовом смысле понятия <<частная жизнь>>, выявленном Конституционным судом РФ, относятся к частной жизни гражданина, непосредственно к самому гражданину, а в совокупности с Ф.И.О. позволяют однозначно идентифицировать личность гражданина (субъекта персональных данных). Таким образом, Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона составляют персональные данные гражданина. Данный вывод также подтверждается смежными федеральными законами, конкретизирующими содержание персональных данных физических лиц (Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"), а так же обширной правоприменительной практикой. Закон о персональных данных, Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 вводят в отношении персональных данных специальный правовой режим доступа - режим конфиденциальности персональных данных, предусматривающий ограничение свободного доступа к ним со стороны третьих лиц. Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона о персональных данных). Аналогичное требование содержится и в Законе о полиции. Сотрудник полиции обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 8 ч. 1 ст. 27). Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч. 6 ст. 5). Таким образом, Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона гражданина, будучи персональными данными и напрямую относящиеся к частной жизни гражданина, имеют специальный правовой режим конфиденциальности, обязательный для соблюдения всеми лицами, в том числе должностными лицами, и охраняемый государством, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе КоАП РФ, не предусматривают явным образом специальное, прямое право лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, получать, и корреспондирующую обязанность сотрудников органов внутренних дел - передавать, персональные данные свидетеля (заявителя) по делу об административном правонарушении без его согласия. Само по себе право лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, знакомиться со всеми материалами дела автоматически не дает и право на получение доступа к персональным данным иных лиц, имеющим режим конфиденциальности. Специальное право на обработку персональных данных должно быть указано в законе явным образом. Однако в ч.1 ст. 25.1 и других положениях КоАП РФ не указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, имеет право получать любые сведения и в любом объеме, в том числе персональные данные других лиц. Отсюда следует признать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи персональных данных свидетеля (заявителя) по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, без согласия первого. 3. Исчерпывающий перечень случаев, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, приведен в ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. Предоставление чьих-либо персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, не относится ни к одному из указанных случаев. В частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в случае, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, т.е. в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. КоАП РФ, Закон о полиции, иные законодательные акты Российской Федерации не устанавливают цели, которые могут достигаться за счет передачи персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, не возлагают явным образом на сотрудников ОГИБДД функции, полномочия и обязанности, которые предусматривают возможность передачи персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных также в случае, когда она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Как указано ниже в настоящем заявлении получение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, персональных данных свидетеля (заявителя) административного правонарушения не дает ему никаких преимуществ в реализации своих прав на защиту, и наоборот - исключение персональных данных свидетеля (заявителя) из материалов дела об АП не нарушает его право на ознакомление со всеми материалами дела. Вместе с тем, передача персональных данных свидетеля (заявителя) без его согласия нарушает его права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поэтому случай, предусмотренный в п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, также не может являться основанием для передачи моих персональных данных лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, без моего согласия. Другие случаи передачи персональных данных субъекта персональных данных без его согласия, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, к рассматриваемым правоотношениям не относятся. 4. Решая вопрос о возможности предоставления персональных данных какому-либо лицу, необходимо учитывать и другие положения Закона о персональных данных: Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 2 ст. 5). Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч. 4 ст. 5). Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч. 5 ст. 5). Таким образом, у обработки (передачи) персональных данных должна быть заранее и строго определенная законом цель, обработка персональных данных должна соответствовать этой цели, т.е. быть целесообразной, а содержание и объем обрабатываемых персональных данных не должны быть избыточными по отношению к заявленной цели и не должны выходить за ее пределы. Обработка персональных данных, в том числе их передача, в нарушение данных принципов Законом о персональных данных не допускается. Цель ознакомления лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, с материалами дела об АП, которую государственные органы обязаны соблюдать, - это обеспечение его права на защиту и на справедливое судебное разбирательство. Получение полных Ф.И.О., адреса проживания, адреса электронной почты, личного номера сотового телефона свидетеля (заявителя) никак не связано с правом лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, на свою защиту и на справедливое судебное разбирательство, а исключение указанных персональных данных свидетеля (заявителя) из материалов дела об АП при ознакомлении с ними никоим образом не умаляет, не нарушает и не ограничивает права лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, поскольку эти данные: 1. не содержат информации о существе административного правонарушения, обстоятельствах и причинах его совершения, 2. не являются дополнительными доказательствами по делу об АП, 3. не являются подтверждением реальности свидетеля, 4. не предоставляют нарушителю каких-либо дополнительных возможностей по своей защите. Следовательно, полные Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона свидетеля (заявителя) являются избыточными данными, не совместимыми с целями их обработки сотрудниками ОГИБДД, а также целями необходимости соблюдения прав на судебную защиту. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о персональных данных обработка таких данных не допускается. Кроме этого, передача персональных данных свидетеля административного правонарушения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, не соответствует целям охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан (статьи 1,2 Закона о полиции). Бесконтрольная передача персональных данных свидетелей административного правонарушения приведет к тому, что граждане, ставшие свидетелями административных правонарушений и не имеющие государственной правовой защиты от угроз правонарушителей, будут отказываться от помощи полиции в решении задач обеспечения правопорядка, тем самым будет нарушен принцип поддержки развития гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка (ч. 3 ст. 10 Закона о полиции). Лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, вправе знать: какое правонарушение оно совершило, в каком психо-физиологическом состоянии, время, место, иные обстоятельства совершения правонарушения, какие доказательства свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, какая ответственность предусмотрена за совершение данного правонарушения, каков процессуальный порядок привлечения к ответственности и защиты, иные сведения, прямо предусмотренные нормами КоАП РФ, другими нормами материального и процессуального права в их единстве и взаимосвязи. Для этого лицу, в отношении которого возбуждено дело об АП, гарантировано право знакомиться со всеми материалами дела (в том числе с видеозаписями, показаниями свидетелей, являющимися доказательствами по делу об АП). Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"). Персональные данные свидетеля административного правонарушения, содержащиеся в материалах дела об АП, в объеме: Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона не относятся к составу административного правонарушения, к объективным обстоятельствам совершения правонарушения, имеют установленные Законом о персональных данных ограничения доступа (режим конфиденциальности), следовательно, их получение лицом, в отношении которого возбуждено дело об АП, не имеющем специального права на доступ к персональным данным, не оправдано, не целесообразно и незаконно. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, считает, что персональные данные свидетеля каким-либо образом могут служить доказательством по делу об АП и обеспечить его право на защиту, или у него есть сомнения в реальности свидетеля, достоверности данных им показаний и представленных доказательств, ничто не препятствует в установленном законом порядке на стадии судебного разбирательства подать мотивированное ходатайство об истребовании доказательств у суда или о вызове свидетеля в суд. Суд, если сочтет это необходимым, а доводы правонарушителя обоснованными, может запросить необходимые ему доказательства у органа ГИБДД, других физических и юридических лиц, вызвать свидетеля в судебное заседание для дачи правдивых показаний. Свидетель в суде сообщит все известное ему по делу (в том числе, если это необходимо, на основании п.3 ч.1 ст. 6 Закона о персональных данных сообщит суду свои персональные данные), ответит на поставленные вопросы и удостоверит своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, сможет удостовериться в реальности свидетеля, задавать ему дополнительные вопросы и, тем самым, реализовать свое право на защиту. Таким образом, изъятие персональных данных свидетеля по делу об АП при ознакомлении с материалами дела на стадии административного расследования никоим образом не нарушает и не ограничивает право лица, в отношении которого возбуждено дело об АП, на свою защиту в суде (аналогичная правовая позиция выражена в определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О, определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1063-О-О), однако отвечает правам свидетеля на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своих персональных данных. 5. Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением в государственный орган. Ч. 2 ст. 6 указанного закона устанавливает, что при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Персональные данные в объеме: Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона, как было доказано выше, касаются частной жизни гражданина. Поэтому Закон о порядке рассмотрения обращений граждан вводит безусловный запрет на их разглашение. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан устанавливает порядок подачи и рассмотрения обращений граждан государственными органами. При этом в ч. 2 ст. 1 данного закона указывается, что установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, т.е. порядок рассмотрения которых определен специальными законами. Учитывая, что КоАП РФ и иные федеральные законы не устанавливают особый порядок подачи и рассмотрения сообщений об административных правонарушениях, необходимо признать, что действие Закона о порядке рассмотрения обращений граждан распространяется и на обращения, содержащие свидетельства о признаках совершенного административного правонарушения, подаваемые в органы ГИБДД. Также необходимо принять во внимание, что действующее законодательство Российской Федерации не дает нормативно-правового определения понятию <<разглашение сведений>>, не устанавливает его объем и содержание. Как следует из анализа и толкования правовых норм, устанавливающих запрет на разглашение сведений частного характера (п. 8 ч. 1 ст. 27, ч. 6 ст. 5 Закона о полиции), а также норм, вводящих определение понятия разглашения информации, составляющей иные охраняемые законом тайны (п. 9 ч. 1 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"), рассматриваемых в их системно-правовом единстве, необходимо признать, что под разглашением каких-либо конфиденциальных сведений законодателем понимается действие или бездействие, в результате которых эти сведения становятся известными третьим лицам, предоставление, передача, доведение этих сведений хотя бы до одного постороннего лица, не имеющего допуск на ознакомление с этими сведениями. Данное толкование подтверждается также судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2004 N 3-011/04, Постановление Пермского краевого суда от 25.03.2011 по делу N 44а-230-2011). Следовательно, сотрудниками ОГИБДД ОВД БГО было незаконно совершено разглашение моих персональных данных лицу, в отношении которого было возбуждено дело об АП, вопреки требованиям Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. 6. В результате, из анализа правовых норм Конституции РФ и иного действующего законодательства Российской Федерации в их взаимосвязи и системно-правовом единстве, учитывая представленные в настоящем заявлении доводы, следует признать обоснованными и доказанными следующие выводы: 1. каждый гражданин имеет право получать и знакомиться с любыми документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (когда законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации), 2. если лицо запрашивает документы и материалы, затрагивающие его права и свободы, которые содержат конфиденциальную информацию (имеющую режим ограниченного доступа), оно должно обладать специальным правом на получение конфиденциальной информации данного вида (в том числе персональных данных), прямо предоставленным федеральным законом, 3. право лица, запрашивающего конфиденциальную информацию (имеющую специальный правовой режим доступа), может быть ограничено в случае, если оно не обладает специальным правом на получение конфиденциальной информации данного вида, прямо предоставленным федеральным законом, 4. право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту персональных данных может быть ограничено только федеральным законом в целях соблюдения прав и законных интересов других лиц (и иных предусмотренных Конституцией РФ случаях), вводящим данное ограничение явным образом, исключающим двойное толкование, так как иное, по сути, приводило бы к произвольному ограничению конституционных прав, что не допустимо, 5. персональные данные свидетеля, содержащиеся в сообщении об административном правонарушении и, возможно, других материалах дела об АП, в объеме: полные Ф.И.О., адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона Законом о персональных данных отнесены к категории конфиденциальной информации, имеющей специальный правовой статус информации ограниченного доступа, 6. специальное право лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, на получение персональных данных свидетеля административного правонарушения, имеющих режим конфиденциальности, КоАП РФ и иным действующим законодательством в явном виде, прямо не предусмотрено, 7. возможность передачи персональных данных свидетеля административного нарушения без его согласия лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, т.е. ограничение права свидетеля административного правонарушения на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, конфиденциальность персональных данных Законом о персональных данных и иным действующим законодательством прямо не предусмотрено, 8. поэтому передача моих персональных данных лицу, в отношении которого было возбуждено дело об АП, нарушает мои конституционные права и законные интересы, 9. вместе с тем отказ в предоставлении персональных данных свидетеля лицу, в отношении которого было возбуждено производство по делу об АП, не нарушает его право на ознакомление со всеми материалами дела, право на защиту и справедливое судебное разбирательство, поскольку не лишает его возможности ознакомиться со всеми материалами дела (в объеме, не содержащем персональные данные свидетеля) и не лишает процессуальных прав при рассмотрении его дела об АП в суде (право заявлять ходатайства об истребовании доказательств, вызове свидетеля, и т.д.). 7. Указанные выше доводы и основанные на них выводы соответствуют правовой позиции Конституционного суда РФ, поддерживаются обширной судебной практикой (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П; Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 N 173-О; Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 39-О; Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 3-О-О). Аналогичные правоотношения в связи с получением документов и материалов, содержащих персональные данные третьих лиц, возникали при попытке адвокатов и судебных приставов-исполнителей получить сведения, необходимые для осуществления своих прав и служебных полномочий. Согласно пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Однако суды отказывали адвокатам в получении сведений, содержащих персональные данные третьих лиц, т.к. право адвоката собирать сведения, запрашивать справки, документы не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения, к которым относятся и персональные данные (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1063-О-О; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2008 N А58-558/08-Ф02-6318/08 по делу N А58-558/08; Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2010 N 49-В10-5; Определение Московского городского суда от 08.11.2010 по делу N 33-31358; Определение Пермского краевого суда от 31.08.2010 по делу N 33-7656). Аналогичные массовые отказы получали и судебные приставы, обжалуя отказы операторов сотовой связи в предоставлении информации об абонентских номерах должников, несмотря на то, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений до 10.08.2010), судебный-пристав исполнитель имел право запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки. Свой отказ в удовлетворении требований судебных приставов о признании права на получение информации об абонентских номерах должников суды единогласно мотивировали тем, что судебным приставам законом не предоставлено специальное право получать персональные данные и сведения о номере телефона абонента без его согласия (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2010 N 6336/10 по делу N А15-2016/09; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2010 по делу N А39-1941/2010; Постановление ФАС Поволжского округа от 17.02.2011 по делу N А55-13435/2010; Постановление ФАС Центрального округа от 30.04.2010 по делу N А08-10779/2009-17; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.2010 по делу N А19-7047/10; Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2010 N КА-А40/11471-10 по делу N А40-36100/10-146-175; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2012 по делу N А53-4649/2010; Постановление ФАС Уральского округа от 15.12.2010 N Ф09-10234/10-С1 по делу N А07-10041/2010; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.10.2010 N Ф03-6077/2010 по делу N А04-1442/2010). Однако 10.08.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 213-ФЗ, наделяющий судебных приставов прямыми полномочиями по обработке персональных данных должников и устанавливающий цель такой обработки в полном соответствии с требованиями, установленными Законом о персональных данных. После этого суды стали удовлетворять требования судебных приставов о получении сведений, содержащих персональные данные должников (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 14324/11 по делу N А12-23512/2010; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 N 18АП-4654/2011 по делу N А07-770/2011). Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 53 Федерального закона <<О полиции>>, ст. 17 Федерального закона <<О персональных данных>>, ч. 2 ст. 17 Федерального закона <<Об информации, информационных технологиях и о защите информации>>, Федеральным законом <<Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан>>, гл. 25 ГПК РФ ПРОШУ: 1. Признать передачу моих персональных данных в объеме: фамилия, имя, отчество, адрес проживания, адрес электронной почты, личный номер сотового телефона лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушением моих прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, права на конфиденциальность персональных данных, права на безопасность в связи с обращением в государственный орган, а действия сотрудников ОГИБДД ОВД БГО, допустивших передачу моих персональных данных без моего согласия, не основанными на законе. 2. Обязать начальника ОГИБДД ОВД БГО принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (в том числе, провести инструктаж личного состава), по защите моих персональных данных от передачи третьим лицам, в том числе лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приложение: 1. Копия заявления. 2. Распечатка электронного сообщения об административном правонарушении от 23.05.2012 (зарегистрировано в ОВД БГО 28.05.2012 No.1623). 3. Детализация состоявшихся соединений от 31.05.2012. 4. Компакт-диск с записью телефонного разговора с угрожавшим лицом от 31.05.2012 (файл <>, длительность 23 минуты 17 секунд, время сохранения 15:13 часов, размер файла - 955 Кб). 5. Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 200 р. Кудряков А.В. ____________ << >> июня 2012 года 12 Ссылки 1. mailto:mvdberez@mail.ru
Поделиться в социальных сетях:
1. Ivan001 - 06.03.2016 14:50:38
Добрый день! Подскажите, это очень важно, результат по рассмотрению данного заявления, где можно найти, Или если можно скинуть на электронную почту, предвидится несколько похожее дело, с участием органов гибдд и администрации по привлечению к ответственности в виде штрафа за не оплату стоянки на платных парковках и передаче персональных данных.
Если есть возможность помогите, можно похожие решения на аналогичные заявления, типа этого что на сайте...
Свои результаты выложи после сутяжничества...
2. СУТЯЖНИК - 07.03.2016 23:59:16
все документы по делу находятся на этой странице http://sutyajnik.ru/cases/525.html
3. Антон - 08.03.2016 13:23:51
Данное заявление было не единичной попыткой обжаловать раскрытие персональных данных. Заявление было удовлетворено судом, но после апелляции решение было отменено и в удовлетворении требований было отказано. После этого начался длительный процесс обжалования в вышестоящих судах и в Конституционном суде России. Все процессуальные документы (жалобы, ходатайства, и т.д.), решения судов, опубликованы на странице Сутяжника http://sutyajnik.ru/cases/525.html
Два раза мы обжаловали раскрытие персональных данных в Конституционном суде России, но он отказался рассматривать жалобы: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision139801.pdf, http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision197741.pdf
Сейчас жалоба уже два года лежит в Европейском Суде по правам человека, который, возможно, ее рассмотрит.
Если ваши персональные данные были раскрыты правонарушителю - то шансов выиграть дело в России из-за части 1 статьи 25.1 КоАП РФ нет. Если же персональные данные были раскрыты третьим лицам, то это законом не предусмотрено, поэтому выиграть дело не должно составить большую сложность.
4. СУТЯЖНИК - 08.03.2016 13:49:42
Согласны с Антоном за тем лишь исключением, что отсутствие перспектив в победе в российских судах не значит бессмысленность обращения в эти суды. Именно это и нужно сделать, так как суды с легкостью защищают персональные данные от нарушения со стороны американской Гугл, но этого же не делают от нарушений со стороны российских властей. Иван, если вы сейчас начнете свой процесс, то есть вероятность того, что к моменту обращения в Конституционный Суд будет рассмотрено дело в ЕСПЧ... или вы сможете присоединиться к делу в ЕСПЧ. Не прощайте, мы поможем.
Добавить комментарий: