Судебное дело "Лесникович против России (жалоба no. 17181/09)"
14.06.2013
Section Registrar Soren Nielsen European Court of Human Rights 11 June 2013 Memorandum from the Applicant Application No. 17181/09 Lesnikovich v Russia Уважаемый господин, В ответ на меморандум Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека (далее - Уполномоченный) от 8 апреля 2013 г. представляю в Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) замечания заявителя. Вопрос No.1. 1. В ответ на пункты 1-6 Меморандума Уполномоченного, поясняю следующее. Жалоба заявителя подана в пределах шестимесячного срока обращения в ЕСПЧ, а правовая позиция, изложенная в решении ЕСПЧ по делу Норкин против России, на которую ссылается Уполномоченный, не применима к заявителю по настоящему делу. 2. Исходя из правил ст. 208 Гражданского Кодекса России срок исковой давности не распротраняется на требования о защите права на надлежащие условия содержания в местах заключения. Однако заявитель, в отличии от ситуации в деле Норкин против России, не воспользовался данным положения национального законодательства для "восстановления" срока на обращение в ЕСПЧ уже после освобождения из ИК, а обратился за защитой своего права в национальные инстанции еще находясь в ИК-8 - первые обращения о нарушении прав заявителя были направлены в суд в 2008 году, о чем свидетельствует определение Лабытнангского городского суда ЯНАО от 18 ноября 2008 года. Обращения заявителя в суды длительное время не принимались. Лишь в 2010 году заявителю удалось добиться принятия для рассмотрения судом его жалобы. 3. В отличии от фактов дела Норкин против России, история обращений заявителя в органы государственной власти показывает, что заявитель регулярно обращался в соответствующие инстанции для защиты своих прав, чтобы защитить свое право в рамках национальной судебной системы, не обращаясь в ЕСПЧ. Заявитель не знал на тот момент, что обращения в национальные инстанции не являются эффективными средствами правовой защиты. Это подтверждается тем фактом, что заявитель регулярно жаловался и подавал иски в нацилнальные судебные инстанции. Лишь после исчерпания внутренних средств правовой защиты в течение шести месяцев заявитель направил жалобу в ЕСПЧ. 4. Уполномоченный не вправе ставить неизвестную заявителю на момент обращения в ЕСПЧ ситуацию с эффективностью внутренних средств правовой защиты его прав в поддтверждение пропуска шестимесячного срока обращения в ЕСПЧ. Тем более, что в пункте 18 Момерандума Уполномоченный настаивает, что обращения в национальные суд за защитой права на надлежащие условия содержания, являются эффективными средствами правовой защиты. 5. Таким образом, заявитель не злоупотреблял своим правом на обращение в национальные судебные инстанции за защитой своего права на надлежащие условия содержания в ИВС в течение неограниченного срока исковой давности. Заявитель не ждал освобождения из ИК-8, чтобы после освобождения обратиться в национальный суд и тем самым "восстановить" шестимесячный срок обращения в ЕСПЧ, как этот сделал Норкин в деле Норки против России, на которое ссылкается Уполномоченный. 6. Также нужно отметить, что ИВС (изолятор временного содержания) в Федеральном законе от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" потому и определен как изолятор именно ВРЕМЕННОГО содержания, что в нем подозреваемые и обвиняемые могут находиться только ВРЕМЕННО, то есть в течение 10 суток максимум (ст. 13 Закона), остальное время должны находиться в СИЗО или ИК, других местах заключения. ИВС не приспособлены для содержания подозреваемых больше 10 суток. Заявитель же находился в ИВС в период с 17 февраля 2006 г. по 24 июня 2006 г. (более четырех месяцев). Только 24 июня 2006 года заявитель был переведен в СИЗО, где содержался до 30 августа 2006 г. до момента этапирования в ИК-8. 7. Таким образом, даже сам по себе факт содержания заявителя в течение более шести месяцев в ИВС, не приспособленного для длительного содержания заключенных, нарушает гарантии заявителя согласно статье 3 Конвенции (см. параграф 22-29 постановления по делу KHRISTOFOROV v. RUSSIA, жалоба no.11336/06). Вопрос No. 2 и 6. 8. В ответ на пункты 7-19 Меморандума Уполномоченного поясняю следующее. 9. Уполномоченный не представил в ЕСПЧ данных о количестве заключенных, размещавшихся в жилых помещениях отрядов в ИК-8, следовательно не выполнил обязанность доказывания. Заявитель находился под полным контролем государства в ИК-8. В такой ситуации бремя доказывания соблюдения условий содержания лежит на государстве в лице Уполномченного. В свою очередь заявитель подробно изложил ситуацию с условиями содержания в ИК-8. Если данные о перенаселенности, представленные в ЕСПЧ заявителем, не опровергнуты, то должны приниматься данные заявителя. 10. Более того, гарантии содержания заявителя в ИК-8 в условиях не перенаселенных помещений нарушается не только на практике (размещение большего количества людей, чем это допустимо исходя из гарании соблюдения надлежащих условий содержания), но и непосредственно установлением заниженной нормы размера жилой площади в законодательстве. Часть 1 статьи 99 Уголовно Исполнительного Кодекса России "Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы" предписывает, что "Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров..." То есть часть 1 статьи 99 УИК допускает содержание заключенных в помещениях площадью 2 кв. метра на одного заключенного. 11. Европейский суд по правам человека не раз обращал внимание на то, что минимальная норма площади в камере 2 квадратных метра является нарушением статьи 3 Конвенции (Kalachnikov v. Russia, no. 47095/991 S: 97; Mamedova v. Russia, no. 7064/05, S:S: 61 et seq., 1 June 2006; Khudoyorov v. Russia, no. 6847/02, S:S: 104 et seq., ECHR 2005 X (extracts); Labzov v. Russia, no. 62208/00, S:S: 44 et seq., 16 June 2005; Novoselov v. Russia, no. 66460/01, S:S: 41 et seq., 2 June 2005; Mayzit v. Russia, no. 63378/00, S:S: 39 et seq., 20 January 2005). Согласно рекомендациям Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания минимальной допустимой площадью камеры считается 7 квадратных метра на 1 заключенного (п. 43 Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3]). Более того, Рекомендации основаны на практике Европейского суда по правам человека, в том числе по делам в отношении Российской Федерации, которая является составной частью российской правовой системы в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 12. Часть 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса в части установления нормы в 2 кв. метра жилой плозади на одного заключеного неоднократно оспаривалась заключенными в Конституционный Суд России, который признал ее соответствующей Конституции (см. приложение), так как норма не препятствует реализации рекомендаций международных организаций (в частности, Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных условий (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года No. 174-О, от 20 октября 2005 года No. 374-О, от 28 мая 2009 года No. 638-О-О, от 16 декабря 2010 года No. 1684-О-О и от 23 апреля 2013 года No. 626-О). 13. Вся подотчетная документация о вещевом довольствии, предметах первой необходимости, нормах питания ведется и заполняется осужденными. Так называемыми "АКТИВИСТАМИ", которые полностью зависят от работников администрации учреждения и вынуждены беспрекословно выполнять их требования. Выше изложенные факты вытекают из личного соприкосновения заявителем с данными нарушениями прав осужденных, так как заявитель сам вынужден был быть "АКТИВИСТОМ". 14. Приведенная Уполномоченным информация о получении заявителем в срок вещевого довольствия не соответствует действительности, так как либо даты в ведомости о получении вещевого довольствия были исправлены, дибо подписи заявителя сфальсифицированы. 15. Заявитель обратился в ЕСПЧ после исчерпания всех средств правовой защиты, которые считал эффективными. Вопрос No. 3. 16. Уполномоченный признал нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в связи с незаконным задержанием заявителя 16 февраля 2006 г. 17. Заявитель не смог защитить свое право на личную свободу в рамках национальных средств правовой защиты. 18. Заявителем было подано исковое заявление в Ноябрьский городской суд ЯНАО по факту нарушения прав предусмотренных п.1 ст.5 Европейской Конвенции (Л.185-187). Однако, Ноябрьский городской суд осознанно затягивал сроки рассмотрения заявления, приводя надуманные и не соответствующие доводы и возращая заявления. В конечном итоге Окружной суд ЯНАО обязал Ноябрьский суд принять дело к рассмотрению (Л.192; 264; 297; 298). Решением Ноябрьского городского суда в удовлетворении требований заявителя было отказано (Л.344-349). На данное решение была подана кассационная жалоба. Однако, суд возратил кассационную жалобу сразу с двумя определениями: 1-е) о вступлении решения в законную силу; 2-е) о необходимости устранения недостатков кассационной жалобы - суд не устроила квитанция об оплате государственной пошлины и по этому жалоба не была принята. У заявителя не было возможности устранить недостатки, так как он узнал о недостатках одновременно с получением определения о возвращении кассационной жалобы, а на тот момент решение суда уже вступило в силу. Вопрос No. 4. 19. По этой же причине у заявителя на было возможности взыскать компенсацию за незаконное задержание в соответствии с частью 5 статьи 5 Конвенции. 20. Заявитель считает, что нет возможности дружесвенного урегулирования спора. 21. Заявитель считает, что он является жертвой в свете положений статей 3, 5 и 6 Европейской Конвенции, в связи с чем полагает, что государство-ответчик должно выплатить ему компенсацию морального вреда в сумме EUR 38000 (тридцать восемь тысяч евро) в качестве справедливой компенсации за нарушения Конвенции и прав заявителя. Приложение: 1. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 года No. 626-О. 2. Заявление о заключении мирового соглашения. Бурков Антон, представитель заявителя 4
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: