Судебное дело "Лесникович против России (жалоба no. 17181/09)"
14.06.2013
                                                        Section Registrar
                                                            Soren Nielsen
                                           European Court of Human Rights
   11 June 2013
   Memorandum from the Applicant
   Application No. 17181/09
   Lesnikovich v Russia
   Уважаемый господин,
   В   ответ  на  меморандум  Уполномоченного  Российской  Федерации  при
   Европейском  суде  по  правам  человека  (далее - Уполномоченный) от 8
   апреля 2013 г. представляю в Европейский суд по правам человека (далее
   - ЕСПЧ) замечания заявителя.
   Вопрос No.1.
    1. В   ответ  на  пункты  1-6  Меморандума  Уполномоченного,  поясняю
       следующее. Жалоба заявителя подана в пределах шестимесячного срока
       обращения в ЕСПЧ, а правовая позиция, изложенная в решении ЕСПЧ по
       делу Норкин против России, на которую ссылается Уполномоченный, не
       применима к заявителю по настоящему делу.
    2. Исходя  из правил ст. 208 Гражданского Кодекса России срок исковой
       давности  не  распротраняется  на  требования  о  защите  права на
       надлежащие   условия   содержания   в  местах  заключения.  Однако
       заявитель,  в  отличии от ситуации в деле Норкин против России, не
       воспользовался данным положения национального законодательства для
       "восстановления"  срока на обращение в ЕСПЧ уже после освобождения
       из  ИК,  а  обратился  за  защитой  своего  права  в  национальные
       инстанции  еще находясь в ИК-8 - первые обращения о нарушении прав
       заявителя были направлены в суд в 2008 году, о чем свидетельствует
       определение  Лабытнангского городского суда ЯНАО от 18 ноября 2008
       года.  Обращения заявителя в суды длительное время не принимались.
       Лишь   в   2010  году  заявителю  удалось  добиться  принятия  для
       рассмотрения судом его жалобы.
    3. В  отличии  от фактов дела Норкин против России, история обращений
       заявителя   в   органы   государственной  власти  показывает,  что
       заявитель  регулярно  обращался  в  соответствующие  инстанции для
       защиты своих прав, чтобы защитить свое право в рамках национальной
       судебной  системы,  не  обращаясь в ЕСПЧ. Заявитель не знал на тот
       момент,   что  обращения  в  национальные  инстанции  не  являются
       эффективными  средствами  правовой  защиты. Это подтверждается тем
       фактом,  что  заявитель  регулярно  жаловался  и  подавал  иски  в
       нацилнальные  судебные инстанции. Лишь после исчерпания внутренних
       средств правовой защиты в течение шести месяцев заявитель направил
       жалобу в ЕСПЧ.
    4. Уполномоченный  не  вправе ставить неизвестную заявителю на момент
       обращения  в  ЕСПЧ  ситуацию  с  эффективностью внутренних средств
       правовой  защиты его прав в поддтверждение пропуска шестимесячного
       срока  обращения  в  ЕСПЧ.  Тем более, что в пункте 18 Момерандума
       Уполномоченный  настаивает,  что  обращения  в национальные суд за
       защитой   права   на   надлежащие   условия  содержания,  являются
       эффективными средствами правовой защиты.
    5. Таким   образом,   заявитель  не  злоупотреблял  своим  правом  на
       обращение  в  национальные  судебные  инстанции  за защитой своего
       права   на   надлежащие   условия   содержания  в  ИВС  в  течение
       неограниченного   срока   исковой   давности.  Заявитель  не  ждал
       освобождения  из  ИК-8,  чтобы  после  освобождения  обратиться  в
       национальный  суд  и  тем  самым "восстановить" шестимесячный срок
       обращения  в  ЕСПЧ,  как  этот  сделал  Норкин в деле Норки против
       России, на которое ссылкается Уполномоченный.
    6. Также  нужно  отметить, что ИВС (изолятор временного содержания) в
       Федеральном  законе  от  15.07.1995  N  103-ФЗ  "О  содержании под
       стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении преступлений"
       потому  и определен как изолятор именно ВРЕМЕННОГО содержания, что
       в нем подозреваемые и обвиняемые могут находиться только ВРЕМЕННО,
       то  есть  в  течение  10 суток максимум (ст. 13 Закона), остальное
       время  должны  находиться в СИЗО или ИК, других местах заключения.
       ИВС не приспособлены для содержания подозреваемых больше 10 суток.
       Заявитель  же  находился в ИВС в период с 17 февраля 2006 г. по 24
       июня  2006  г.  (более  четырех месяцев). Только 24 июня 2006 года
       заявитель  был переведен в СИЗО, где содержался до 30 августа 2006
       г. до момента этапирования в ИК-8.
    7. Таким  образом,  даже  сам  по  себе  факт  содержания заявителя в
       течение  более  шести  месяцев  в  ИВС,  не  приспособленного  для
       длительного  содержания  заключенных,  нарушает гарантии заявителя
       согласно  статье  3 Конвенции (см. параграф 22-29 постановления по
       делу KHRISTOFOROV v. RUSSIA, жалоба no.11336/06).
   Вопрос No. 2 и 6.
    8. В   ответ  на  пункты  7-19  Меморандума  Уполномоченного  поясняю
       следующее.
    9. Уполномоченный   не   представил   в   ЕСПЧ  данных  о  количестве
       заключенных,  размещавшихся  в  жилых  помещениях  отрядов в ИК-8,
       следовательно   не  выполнил  обязанность  доказывания.  Заявитель
       находился  под  полным  контролем  государства  в  ИК-8.  В  такой
       ситуации  бремя доказывания соблюдения условий содержания лежит на
       государстве  в  лице  Уполномченного.  В  свою  очередь  заявитель
       подробно  изложил  ситуацию  с  условиями  содержания в ИК-8. Если
       данные  о  перенаселенности,  представленные в ЕСПЧ заявителем, не
       опровергнуты, то должны приниматься данные заявителя.
   10. Более  того,  гарантии  содержания  заявителя в ИК-8 в условиях не
       перенаселенных   помещений   нарушается   не  только  на  практике
       (размещение большего количества людей, чем это допустимо исходя из
       гарании   соблюдения   надлежащих   условий   содержания),   но  и
       непосредственно   установлением  заниженной  нормы  размера  жилой
       площади   в   законодательстве.   Часть   1   статьи  99  Уголовно
       Исполнительного  Кодекса  России  "Материально-бытовое обеспечение
       осужденных  к  лишению  свободы"  предписывает,  что  "Норма жилой
       площади  в  расчете  на  одного  осужденного  к  лишению свободы в
       исправительных  колониях  не  может  быть  менее  двух  квадратных
       метров..."  То  есть  часть  1  статьи 99 УИК допускает содержание
       заключенных   в   помещениях   площадью  2  кв.  метра  на  одного
       заключенного.
   11. Европейский  суд по правам человека не раз обращал внимание на то,
       что минимальная норма площади в камере 2 квадратных метра является
       нарушением   статьи   3  Конвенции  (Kalachnikov  v.  Russia,  no.
       47095/991 S: 97; Mamedova v. Russia, no. 7064/05, S:S: 61 et seq.,
       1  June 2006; Khudoyorov v. Russia, no. 6847/02, S:S: 104 et seq.,
       ECHR 2005 X (extracts); Labzov v. Russia, no. 62208/00, S:S: 44 et
       seq.,  16 June 2005; Novoselov v. Russia, no. 66460/01, S:S: 41 et
       seq.,  2  June  2005;  Mayzit  v. Russia, no. 63378/00, S:S: 39 et
       seq.,   20  January  2005).  Согласно  рекомендациям  Европейского
       комитета  по  предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего
       достоинство   обращения   или   наказания  минимальной  допустимой
       площадью камеры считается 7 квадратных метра на 1 заключенного (п.
       43  Oбщего  доклада  [CPT/Inf  (92)  3]). Более того, Рекомендации
       основаны  на  практике Европейского суда по правам человека, в том
       числе  по делам в отношении Российской Федерации, которая является
       составной   частью   российской   правовой   системы   в  связи  с
       ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
   12. Часть   1  статьи  99  Уголовно-исполнительного  кодекса  в  части
       установления   нормы  в  2  кв.  метра  жилой  плозади  на  одного
       заключеного     неоднократно     оспаривалась    заключенными    в
       Конституционный  Суд  России,  который  признал ее соответствующей
       Конституции  (см.  приложение),  так  как  норма  не  препятствует
       реализации  рекомендаций  международных  организаций (в частности,
       Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или
       унижающего   достоинство  обращения  или  наказания)  по  вопросам
       исполнения   наказаний  и  обращения  с  осужденными  при  наличии
       необходимых   экономических   и  социальных  условий  (определения
       Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года No.
       174-О,  от 20 октября 2005 года No. 374-О, от 28 мая 2009 года No.
       638-О-О,  от 16 декабря 2010 года No. 1684-О-О и от 23 апреля 2013
       года No. 626-О).
   13. Вся  подотчетная  документация  о  вещевом  довольствии, предметах
       первой   необходимости,   нормах  питания  ведется  и  заполняется
       осужденными.  Так  называемыми  "АКТИВИСТАМИ",  которые  полностью
       зависят   от   работников  администрации  учреждения  и  вынуждены
       беспрекословно  выполнять  их  требования.  Выше  изложенные факты
       вытекают   из   личного   соприкосновения   заявителем  с  данными
       нарушениями  прав  осужденных,  так как заявитель сам вынужден был
       быть "АКТИВИСТОМ".
   14. Приведенная  Уполномоченным  информация  о  получении заявителем в
       срок  вещевого  довольствия не соответствует действительности, так
       как  либо  даты  в ведомости о получении вещевого довольствия были
       исправлены, дибо подписи заявителя сфальсифицированы.
   15. Заявитель  обратился в ЕСПЧ после исчерпания всех средств правовой
       защиты, которые считал эффективными.
   Вопрос No. 3.
   16. Уполномоченный  признал  нарушение  пункта  1 статьи 5 Конвенции в
       связи с незаконным задержанием заявителя 16 февраля 2006 г.
   17. Заявитель  не  смог защитить свое право на личную свободу в рамках
       национальных средств правовой защиты.
   18. Заявителем  было  подано  исковое заявление в Ноябрьский городской
       суд   ЯНАО  по  факту  нарушения  прав  предусмотренных  п.1  ст.5
       Европейской  Конвенции  (Л.185-187).  Однако, Ноябрьский городской
       суд  осознанно  затягивал  сроки  рассмотрения  заявления, приводя
       надуманные  и  не  соответствующие  доводы и возращая заявления. В
       конечном  итоге  Окружной  суд  ЯНАО обязал Ноябрьский суд принять
       дело  к  рассмотрению (Л.192; 264; 297; 298). Решением Ноябрьского
       городского   суда   в  удовлетворении  требований  заявителя  было
       отказано  (Л.344-349).  На данное решение была подана кассационная
       жалоба.  Однако,  суд  возратил  кассационную жалобу сразу с двумя
       определениями:  1-е)  о вступлении решения в законную силу; 2-е) о
       необходимости  устранения недостатков кассационной жалобы - суд не
       устроила  квитанция  об  оплате государственной пошлины и по этому
       жалоба  не была принята. У заявителя не было возможности устранить
       недостатки,   так  как  он  узнал  о  недостатках  одновременно  с
       получением определения о возвращении кассационной жалобы, а на тот
       момент решение суда уже вступило в силу.
   Вопрос No. 4.
   19. По  этой  же  причине  у  заявителя  на  было возможности взыскать
       компенсацию  за  незаконное  задержание  в соответствии с частью 5
       статьи 5 Конвенции.
   20. Заявитель    считает,    что    нет    возможности   дружесвенного
       урегулирования спора.
   21. Заявитель  считает,  что  он  является  жертвой  в свете положений
       статей 3, 5 и 6 Европейской Конвенции, в связи с чем полагает, что
       государство-ответчик  должно  выплатить ему компенсацию морального
       вреда  в  сумме  EUR 38000 (тридцать восемь тысяч евро) в качестве
       справедливой компенсации за нарушения Конвенции и прав заявителя.
   Приложение:
    1. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от  23
       апреля 2013 года No. 626-О.
    2. Заявление о заключении мирового соглашения.
   Бурков Антон,
   представитель заявителя
                                     4
Добавить комментарий: