Судебное дело "Город-спутник Екатеринбурга выступил против отмены выборов мэра"
12.06.2015
В Уставный Суд Свердловской области 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19 Заявители: Органы, принявшие нормативные правовые акты Свердловской области, подлежащие проверке 1. Законодательное Собрание Свердловской области Адрес: 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 2. Дума Берёзовского городского округа Свердловской области Адрес: 623701, г. Берёзовский, ул. Театральная, 9 Нормативные правовые акты, подлежащие проверке 1. Закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" Источник официального опубликования: "Областная газета", N 43, 13.03.2015 года 2. Решение Думы Берёзовского городского округа от 19.02.2015 No.211 <<Об обращении к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области от 10 октября 2014 года No.85-ОЗ <<Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области>> Источник официального опубликования: "Берёзовский рабочий", 25.02.2015 года, No. 7 ЗАПРОС о проверке соответствия Уставу Свердловской области нормативных правовых актов, подлежащих применению в деле заявителей СОДЕРЖАНИЕ ЗАПРОСА * 1. Настоящий запрос направляется в Уставный Суд Свердловской области в соответствии со статьей 56 (часть 4) Устава Свердловской области, частью 2 статьи 4, статьей 83 закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области". * Конкретные основания к рассмотрению обращения УставнЫм Судом Свердловской области 2. В соответствии со статьей 37 закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области" (далее - закон об Уставном Суде) основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том: 1. соответствует ли Уставу Свердловской области, его преамбуле и статьям 2, 3, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 86, 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в той мере, в какой она в буквальном толковании лишает граждан, обладающих активным избирательным правом и имеющих регистрацию по месту жительства на территории Березовского городского округа Свердловской области, права выбирать главу Березовского городского округа на муниципальных выборах; 2. соответствует ли Уставу Свердловской области, его статьям 3, 6 (часть 2), 16, 86 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 3 (пункт 1) Европейской хартии местного самоуправления, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ, решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211 в той мере, в какой они по нормативному содержанию и порядку принятия были приняты без выявления в установленной законом форме интересов народа (местный референдум, публичные слушания, опрос граждан) и лишили жителей Березовского городского округа возможности самостоятельно выразить свою волю до их принятия; не учитывают интереса народа по сохранению прямых выборов главы Березовского городского округа, выраженного на неофициальном опросе, и прямо противоречат интересу народа (92% жителей Березовского городского округа высказались за сохранение прямых выборов главы округа); 3. соответствует ли Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 55 (части 2) Конституции Российской Федерации, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она в буквальном толковании отменяет ранее предоставленное право выбирать главу Березовского городского округа, умаляет ранее достигнутый уровень гарантий избирательных прав и свобод народа Березовского городского округа; 4. соответствует ли Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она, вводя правовое регулирование, лишающее жителей Березовского городского округа права самостоятельно выбирать главу Березовского городского округа на муниципальных выборах, не достигает никакой конституционно значимой цели, не имеет никакого объективного, адекватного и разумного обоснования, основанного на конкретных фактических особенностях Березовского городского округа, и не является необходимой в демократическом обществе; 5. соответствует ли Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 18 (части 2), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она по своему буквальному смыслу и исходя из ее места в системе действующего избирательного законодательства Свердловской области ставит граждан, проживающих на территории Березовского городского округа и обладающих активным избирательным правом, в неравное (дискриминационное) правовое положение по сравнению с гражданами, зарегистрированными на территории других муниципальных образований Свердловской области, которые в соответствии с законом Свердловской области от 10.10.2014 No. 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" имеют право выбирать главу муниципального образования, на территории которого они зарегистрированы; 6. соответствует ли Уставу Свердловской области, его статьям 2, 6 (часть 2), 20 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с международными обязательствами Российской Федерации, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она, отменяя прямые выборы главы Березовского городского округа, подрывает институты гражданского общества, приводит к деградации демократических институтов народного волеизъявления, снижает уровень ранее достигнутых гарантий избирательных прав жителей Березовского городского округа. * Описание об стоятельств де ла, св идетельствующих о то м, чт о оспариваемые нормативные правовые акты подлежат применению в деле заявителЕЙ 3. Мы постоянно проживаем и имеем регистрацию по месту жительства на территории Березовского городского округа Свердловской области. Паспорта, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства на территории Березовского городского округа, будут представлены в судебном заседании. 4. Мы обладаем активным избирательным правом и всегда принимали участие в выборах главы Березовского городского округа. Планировали также принять участие в очередных выборах главы Березовского городского округа, которые были запланированы на 13 сентября 2015 года. 5. 12 февраля 2015 года в средствах массовой информации неожиданно появилась информация о том, что профильная комиссия думы Березовского городского округа в тот же день большинством голосов одобрила проект решения думы об отмене прямых выборов главы Березовского городского округа (Приложения 5, 6). 6. Уже через неделю, 19 февраля 2015 года, Дума Березовского городского округа 23 голосами против 1 приняла решение от 19.02.2015 No.211 <<Об обращении к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области от 10 октября 2014 года No.85-ОЗ <<Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области>> (Приложение 2), в котором было принято следующее решение: <<обратиться к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области с предложением внести изменения в Закон Свердловской области от 10 октября 2014 года No.85-03 <<Об избрании органов местного са- моуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области>> (п.п.5 п.З ст.6) и установить следующий порядок избрания главы Березовского городского округа: избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию>>. 7. Таким образом, Дума Березовского городского округа предложила депутатам Законодательного собрания Свердловской области отменить прямые выборы главы Березовского городского округа и заменить их на процедуру назначения Думой Березовского городского округа из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор. 8. При этом органы местного самоуправления Березовского городского округа не приняли никаких мер по выявлению воли и интереса народа: местный референдум, публичные слушания, опрос граждан не проводились, другие формы прямого волеизъявления народа для выявления и учета интересов народа не применялись. 9. Согласно сообщениям в СМИ, администрацией Березовского городского округа был проведен лишь неофициальный опрос жителей Березовского городского округа, который показал, что 92% опрошенных жителей считают, что прямые выборы мэра надо оставить (Приложения 6, 7, 8). 10. Однако мнение жителей Березовского городского округа было проигнорировано Думой Березовского городского округа при принятии решения от 19.02.2015 No.211. Решение Думы Березовского городского округа не содержало мотивов, по которым было принято прямо противоположное решение об отмене прямых выборов главы Березовского городского округа, противоречащее воле народа. 11. 03 марта 2015 года депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли закон Свердловской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (Приложение 3), статья 1 которого устанавливает следующее: <<4. Глава городского округа, расположенного на территории Свердловской области, избирается представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию в следующих городских округах, расположенных на территории Свердловской области: 1. Березовский городской округ; <...>>>. 12. Таким образом, статья 1 указанного закона отменила прямые выборы главы Березовского городского округа. 13. При этом пояснительная записка к проекту закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" также не содержит каких-либо мотивов и обоснования отмены прямых выборов главы Березовского городского округа (Приложение 4). 14. 10 марта 2015 года указанный закон подписал Губернатор Свердловской области, 13 марта 2015 года текст закона был опубликован в газете "Областная газета" (N 43); 22 марта 2015 года закон вступил в силу. 15. Принятие закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" на основании решения Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211 <<Об обращении к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области от 10 октября 2014 года No.85-ОЗ <<Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области>> лишило нас возможности выбирать главу Березовского городского округ на всеобщих прямых муниципальных выборах, которые должны были состояться 13 сентября 2015 года. 16. Таким образом, указанные нормативные правовые акты нарушают наши права, подлежат применению в данном деле и являются предметом проверки Уставным Судом Свердловской области. * Позиция заявителЕЙ по поставленному имИ вопросу и ее правовое обоснование 1. Народ имеет конституционное право самостоятельно выбирать главу муниципального образования; оспариваемый закон нарушил это право, тем самым он не соответствует преамбуле и статьям 1, 2, 3, 32 (части 1 и 2), 130 и 131 (часть 1) Конституции РФ и, следовательно, преамбуле и статям 3, 7 (часть 1), 17 (часть 1 и 2), 86, 87 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи 17. Согласно статье 1 (часть 1) Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое правовое государство. 18. Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Данному конституционному законоположению корреспондирует статья 3 Устава Свердловской области (далее - Устав). 19. Согласно статье 32 (части 1) Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данному конституционному законоположению корреспондирует статья 17 (части 1 и 2) Устава (см. пункты 50-52 настоящего запроса). 20. Согласно статье 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Данному конституционному законоположению корреспондирует статья 86 Устава. 21. Согласно статье 131 (часть 1) Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 22. Под выборами в Конституции РФ понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах (Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е издание, пересмотренное под ред. В.Д. Зорькина. "Норма", "Инфра-М", 2011 // Статья 3). 23. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия (там же). Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий (там же). Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица (гражданина) назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе (там же). 24. Формирование органов местного самоуправления путем свободных выборов - один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (статья 1 Конституции Российской Федерации) (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2004 N 17-П). 25. Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав муниципальных образований. Однако она предусматривает в статье 3 (части 2 и 3), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления и что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы местного самоуправления, вытекает, что высшее должностное лицо муниципального образования получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно (аналогичную правовую позицию выражал Конституционный Суд РФ в отношении выборов глав субъектов Российской Федерации в своем Постановлении от 18.01.1996 N 2-П). 26. Из конституционно-уставного статуса института выборов как высшей формы непосредственного выражения власти народа следует, что выборы являются более приоритетным способом определения главы муниципального образования, чем процедура избрания представительным органом из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор. 27. Права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей (статья 32) как важнейшие политические права и свободы человека являются высшей ценностью (статья 2) и выражением демократии и народовластия. Они неотчуждаемы, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (статьи 17 и 18 Конституции РФ). 28. Право народа выбирать подотчетного ему главу муниципального образования базируется на конституционных принципах народовластия и демократических основах конституционного строя, правах и свободах граждан. 29. Из приведенных выше конституционных положений следует, во-первых, что народ является именно активным субъектом (а не бессловесным объектом) избирательных правоотношений. Во-вторых, государственная и муниципальная власть - это власть, учреждаемая народом, действующая от имени и в интересах народа. 30. Народовластие является существенным, неотъемлемым элементом конституционного строя и качественным показателем демократического правового государства как такового. Отсюда с очевидностью следует, что отчуждение народа от принятия муниципальных властных решений, в частности посредством запрета свободных выборов глав муниципальных образований, ведет к искажению самой сути такого государства. 31. Народовластие, реализуемое посредством свободных выборов, осуществляется не только на федеральном, региональном уровне, но и на местном уровне, так как многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, признал необходимость достижения таких фундаментальных целей, как утверждение прав и свобод человека, незыблемости демократической основы России, возрождение ее суверенной государственности и сохранение исторически сложившегося государственного единства (Преамбула Конституции Российской Федерации). 32. Свободные выборы, как базовая конституционно-правовая ценность, как высшее непосредственное выражение власти народа (статья 3 Конституции Российской Федерации) представляет собой акт, в котором воля народа сублимируется в публично-правовые институты. С конституционно-правовой точки зрения выборы - это правовая форма, опосредующая общественные связи между гражданским обществом и институтами публичной власти. Поэтому формат выборов - это всегда вопрос о том, есть ли шанс у воли народа трансформироваться в волю органов государства. При этом возникает серьезный риск, связанный с тем, что организация выборов находится в руках публичной власти государства и тем самым органы государства получают возможность самим решать вопрос о мере зависимости от источника власти. Тем самым характеристика выборов - являются ли они всеобщими, прямыми, свободными - является безусловным предметом конституционно-правового регулирования и не может зависеть от усмотрения законодателя (данная правовая позиция была выражена Судьей Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиевым в особом мнении в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П). 33. Высокие стандарты демократических выборов и избирательных прав и свобод Российская Федерация признала и обязалась исполнять и в своих международных договорах. 34. Так, ратифицировав в 2003 году Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - Конвенция) Российская Федерация признала, что полномочия на власть должны основываться на волеизъявлении народа, выраженном в подлинных и периодических выборах (преамбула Конвенции). 35. Российская Федерация кроме того признала и приняла на себя обязательства развивать и совершенствовать демократические институты народного волеизъявления (преамбула Конвенции), а также: <<...принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод для подготовки и проведения демократических выборов, реализации положений настоящей Конвенции>>, <<гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права>> (статья 19, пункты 1 и 2 Конвенции). 36. Лишение жителей Березовского городского округа права выбирать главу округа приводит к отторжению народа от свободных выборов высшего должностного лица муниципального образования, что противоречит конституционному принципу народовластия, незыблемости демократических основ России и верховенства прав и свобод человека, заложенному в преамбуле, статьях 1, 2, 3, 32 (части 1 и 2), 130 и 131 (часть 1) Конституции РФ, и нарушает международные обязательства Российской Федерации развивать и совершенствовать демократические институты народного волеизъявления, гарантировать защиту демократических принципов и усиливать гарантии избирательных прав и свобод. 37. Лицо, назначенное на должность главы Березовского городского округа представительным органом посредством отбора из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор, а не в результате выбора народа, не имеет мандата на власть от народа, не легитимирован народом. 38. Кроме того, необходимо учитывать, что местное самоуправление - это особая форма народовластия, для которой характерна наибольшая приближенность населения к местным публичным органам (Постановления Конституционного Суда РФ от 02.04.2002 года N 7-П; от 29.03.2011 года N 2-П; от 18.05.2011 года No. 9-П). 39. Российская Федерация, ратифицировав в 1998 году Европейскую хартию местного самоуправления, признала, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя и что право граждан участвовать в управлении государственными делами наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне (преамбула). 40. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Он олицетворяет единство органов местного самоуправления, является <<лицом>> местной публичной власти, <<градоначальником>>. 41. Чрезвычайно важна роль главы муниципального образования в выполнении представительских функций в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. 42. В условиях необходимости консолидации общества, совместного решения вопросов местного значения и повышения эффективности местного самоуправления глава муниципального образования должен установить прямой контакт с жителями и заручиться их доверием, пользоваться широкой народной поддержкой, однако это возможно только тогда, когда глава муниципального образования выбран на прямых выборах большинством жителей. 43. Сам институт выборов в силу своей демократической природы гарантирует, что избранный с его помощью глава муниципального образования получит максимальный уровень доверия и поддержки населения, будет легитимирован народом. Любые другие процедуры назначения лица на должность главы муниципального образования априори будут приводить к меньшему уровню доверия со стороны населения и, поэтому, опасны отчуждением власти от общества и возникновением <<кризиса доверия>>. 44. Таким образом, именно на уровне местного самоуправления власть народа должна проявляться максимально полно, что обуславливает право народа выбирать глав своих муниципальных образований. 45. Нарушение конституционных положений влечет за собой нарушение корреспондирующих им положений Устава Свердловской области. 46. Согласно статье 7 (части 1) Устава Свердловской области Конституция Российской Федерации имеет прямое действие на территории Свердловской области. 47. Согласно статье 3 (части 2) Устава Свердловской области народ участвует в создании и реформировании органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 48. Согласно статье 87 Устава Свердловской области местное самоуправление в Свердловской области осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 49. Таким образом, нарушение конституционных прав граждан, проживающих (зарегистрированных) на территории Березовского городского округа, на избрание главы муниципального образования на прямых выборах, конституционных принципов организации местного самоуправления и в целом положений Конституции РФ приводит также к нарушению и статей 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава Свердловской области. 50. Статья 17 (часть 2) Устава не содержит слов <<избирать в органы местного самоуправления>>, однако эта статья по своему уставно-правовому смыслу соответствует статье 32 (часть 2) Конституции РФ, которая гарантирует право избирать в органы местного самоуправления. 51. Кроме того, конституционное понятие управление делами государства нельзя отождествлять с государственным управлением. Под управлением делами государства следует понимать все формы субъективно-публичного властвования в государстве, в том числе на уровне местного самоуправления (муниципального образования) посредством прямого волеизъявления граждан и в пределах полномочий выборных и других органов самоуправления (Постановление КС РФ от 30.11.2000 N 15-П). Как подчеркнул Конституционный Суд, народовластие, будучи одной из основ конституционного строя РФ, осуществляется и через признанное и гарантированное государством местное самоуправление. Народ не только конституирует органы местного самоуправления и легитимирует их полномочия, но и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельность (см. Постановление КС РФ от 10.06.1998 N 17-П). Взаимодействие правомочий гражданина на участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления отражает диалектику государственных и муниципальных начал в конституционном механизме народовластия, что на конституционно-категориальном уровне проявляется через понятие "дела государства", включающие в том числе и вопросы местного значения (Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е издание, пересмотренное под ред. В.Д. Зорькина. "Норма", "Инфра-М", 2011 // Статья 130). 52. Таким образом, статья 17 (часть 1 и 2) Устава Свердловской области по своему уставно-правовому смыслу с учетом содержания конституционных прав, гарантированных статьей 32 (часть 1 и 2) Конституции РФ, включает в себя право избирать и в органы местного самоуправления. 53. Как было установлено, составным и неотъемлемым элементом этого права является право выбирать главу муниципального образования на муниципальных выборах. Таким образом, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ не соответствует преамбуле и статьям 1, 2, 3, 32 (части 1 и 2), 130 и 131 (часть 1) Конституции РФ и, следовательно, преамбуле и статьям 3, 7 (часть 1), 17 (часть 1 и 2), 86, 87 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи. 1. Решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211, закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ об отмене прямых выборов главы Березовского городского округа были приняты без учета интересов и вопреки мнению народа, проживающего на территории Березовского городского округа, референдум либо публичные слушания, опрос жителей для выявления и учета интересов народа по данному вопросу не проводились, результаты неофициального опроса были проигнорированы; народ из-за ускоренного порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов был лишен возможности осуществить указанные формы прямого народовластия по своей инициативе; тем самым оспариваемые нормативные правовые акты по порядку своего принятия и нормативному содержанию не соответствуют статьям 3, 6 (часть 2), 16, 86 Устава Свердловской области 54. Согласно статьям 3, 16, 86 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления обязаны действовать в интересах народа с учетом исторических и иных местных традиций. 55. Статья 3 (пункт 1) Европейской хартии местного самоуправления также обязывает органы местного самоуправления действовать в интересах местного населения. 56. Это позитивное обязательство предполагает обязательное выявление и учет интересов, воли народа, что позволяет гарантировать, что решения, принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, соответствуют реальным, а не предполагаемым (гипотетическим) интересам народа. Не выявление интересов и воли народа либо выявление, но отказ в их учете означает ущемление интересов народа, что влечет за собой нарушение статей 3, 6 (часть 2), 16, 86 Устава. 57. Вопрос об изменении порядка избрания главы муниципального образования путем перехода от его избрания на муниципальных выборах к избранию представительным органом из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор, касается структуры органов местного самоуправления, которая согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации определяется населением самостоятельно, по своему значению является одним из основополагающих для организации местного самоуправления в пределах конкретного муниципального образования и не может решаться без выявления в той или иной форме мнения населения (данную правовую позицию применительно к порядку формирования представительного органа муниципального района Конституционный Суд РФ выражал в своем Постановлении от 18.05.2011 N 9-П; правовая позиция в полной мере применима и к вопросу об изменении порядка избрания главы муниципального образования). 58. Согласно статье 3 Устава источником власти является народ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 59. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. 60. В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа институт референдума обеспечивает открытость процессов принятия легитимных политических решений (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П). 61. Таким образом, референдум является наиболее адекватной формой выявления и учета интересов народа (аналогичная правовая позиция выражена в абз. 5 п. 6 мотивировочной части Постановления КС от 24.01.1997 N 1-П). 62. Уставное положение о том, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3), означает, что решение народа, принятое на местном референдуме, имеет бо'льшую юридическую силу, чем решения представительного органа местного самоуправления. 63. Этот же вывод следует из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно части 2 стати 43 названного закона устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 64. Если бы на территории Березовского городского округа был проведен местный референдум по вопросу об изменении способа избрания главы городского округа, и народ выразил бы свою волю о сохранении прямых выборов главы Березовского городского округа, то исходя из статьи 3 Устава Свердловской области Дума Березовского городского округа была бы обязана подчиниться решению народа и не смогла бы принять решение, противоречащее воле, интересам народа. 65. Однако местный референдум по данному вопросу не проводился. 66. В данной ситуации перед принятием Думой Березовского городского округа решения от 19.02.2015 No.211 с предложением об отмене выборов главы Березовского городского округа инициировать проведение местного референдума для выявления и учета воли народа по данному вопросу должна была сама Дума и глава Березовского городского округа, а не жители, т.к. именно планируемое к принятию решение Думы Березовского городского округа создавало угрозу ущемления активного избирательного права жителей выбирать главу Березовского городского округа, а конституционно-уставный принцип уважения человеческого достоинства, полной, безусловной и незамедлительной защиты прав, свобод и интересов человека и общества, обеспечения всеобщего блага (статья 16 Устава) не может допускать перекладывания бремени защиты от решений представительных органов местного самоуправления, способных нарушить интересы народа, на сам народ. 67. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, в случае, если предполагаемые решения органов местного самоуправления по наиболее важным вопросам местного значения могут негативно сказаться на населении, ущемить интересы народа, права и свободы жителей, указанные конституционно-уставные положения в их системно-правовом единстве и взаимосвязи (статьи 3, 16, 86 Устава, статьи 2, 3 Конституции РФ) возлагают на органы местного самоуправления позитивные обязательства самостоятельно инициировать проведение местного референдума (либо иных форм прямого волеизъявления - публичных слушаний, опроса граждан) по данному вопросу с целью максимально полного и объективного выявления и учета интересов народа и недопущения принятия решений, противоречащих интересам народа. 68. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 06.03.2008 года N 214-О-П, решение вопросов, касающихся жизненно важных интересов местного сообщества, представительным органом муниципального образования не исключает необходимость - с учетом вытекающего из конституционных принципов народовластия (преамбула; статья 1, часть 1; статья 3 Конституции Российской Федерации) требования согласованного функционирования институтов представительной и непосредственной демократии - законодательно гарантировать населению, как первичному субъекту местного самоуправления, возможности выразить свою позицию в отношении предполагаемых изменений и довести ее до сведения представительного органа муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П). 69. Однако из-за ускоренного порядка принятия оспариваемых в настоящем запросе нормативных правовых актов и необходимости соблюдения нормативно установленных сроков осуществления форм непосредственной демократии жители Березовского городского округа при всем своем желании не успели бы выразить свою позицию по своей инициативе в законодательно установленных формах прямого волеизъявления, в том числе провести местный референдум. 70. Действительно, первая информация о предполагаемой отмене прямых выборов главы Березовского городского округа появилась в СМИ неожиданно для народа 12 февраля 2015 года. Всего через 1 неделю Дума Березовского городского округа приняла соответствующее решение от 19.02.2015 No.211. Закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ вступил в силу 22 марта 2015 года, т.е. через 38 календарных дней со дня появления первой информации в СМИ об отмене выборов (см. пункты 5-14 настоящего запроса). 71. Согласно же действующему избирательному законодательству Российской Федерации и Свердловской области, уставу Березовского городского округа местный референдум по инициативе жителей не может быть проведен ранее, чем через 56 дней со дня поступления в комиссию местного референдума ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума (в идеальном предположении, что 5% подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума может быть собрано за 1 день и что все промежуточные решения, предусмотренные избирательным законодательством, комиссия местного референдума и Дума Березовского городского округа принимают за 1 день). Максимальный срок проведения местного референдума составляет 6,5 месяцев со дня направления ходатайства инициативной группой жителей. 72. После вступления закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в силу, проведение местного референдума по вопросу о возврате к прямым выборам главы Березовского городского округа стало законодательно невозможным, т.к. это противоречит указанному закону, а согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. 73. Таким образом, срочное принятие Думой Березовского городского округа и Законодательным Собранием Свердловской области оспариваемых нормативных правовых актов полностью лишило жителей Березовского городского округа правовых возможностей провести местный референдум по вопросу о сохранении прямых выборов главы Березовского городского округа даже по своей инициативе, что несовместимо со статьями 3, 16, 86 Устава. 74. Интересы народа могли быть выявлены и учтены также с помощью других предусмотренных законодательством форм прямого волеизъявления: публичных слушаний, опроса граждан. Однако публичные слушания, опрос граждан (в установленном законом порядке) Думой или главой Березовского городского округа не проводились, мнение народа, выражающее его интерес, не было выявлено. 75. Единственная мера, которая была предпринята для выявления воли народа, - это проведенный администрацией Березовского городского округа неофициальный опрос (см. пункт 9 настоящего запроса), который показал, что 92% населения выступает за сохранение прямых выборов главы Березовского городского округа. Однако выявленное таким образом мнение народа было полностью проигнорировано Думой Березовского городского округа. Принятое решение Думы от 19.02.2015 No.211 прямо противоречило интересам народа. Отмена выборов главы Березовского городского округа не была легитимирована народом. 76. Кроме того, поскольку правом выбирать главу Березовского городского округа обладал народ, следовательно, и передавать полномочия Думе Березовского городского округа избирать главу округа вправе только сам народ. Т.е. вопрос отмены выборов главы Березовского городского округа не мог быть решен без самого народа путем учета его мнения. 77. Таким образом, решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211, закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ были приняты без выявления воли народа на местном референдуме или с помощью иных форм прямого волеизъявления (публичные слушания, опрос граждан), а сжатые сроки их принятия лишили жителей Березовского городского округа возможности самостоятельно выразить свою власть на местном референдуме. Выявленное же на неофициальном опросе мнение населения было проигнорировано; решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ по своему нормативному содержанию и по порядку принятия не учитывают интереса народа в сохранении прямых выборов главы Березовского городского округа, прямо ему противоречат и, таким образом, не соответствуют статьям 3, 6 (часть 2), 16, 86 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи. 1. Оспариваемый закон отменяет ранее предоставленное право выбирать главу Березовского городского округа, умаляет ранее достигнутый уровень гарантий избирательных прав и свобод, тем самым нарушает статью 55 (часть 2) Конституции РФ и, как следствие, не соответствует статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи 78. Согласно Конституции РФ, ее статье 55 (части 2), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 79. Важно подчеркнуть, что не должны отменяться или умаляться не только конституционные права и свободы, но и права и свободы, которые были гарантированы человеку и гражданину федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. 80. Не должен умаляться ранее достигнутый уровень демократических прав и свобод. Наоборот, объем предоставляемых человеку и гражданину на территории Российской Федерации прав и свобод должен непрерывно повышаться, в том числе должны усиливаться гарантии избирательных прав, развиваться институт народовластия, что вытекает из позитивных обязательств государства, предусмотренных преамбулой, статьями 1, 2, 3, 32 Конституции РФ, и международных обязательств Российской Федерации (статья 17, часть 1 Конституции РФ). 81. Так, согласно Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Россия обязалась развивать и совершенствовать демократические институты народного волеизъявления, принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод. 82. До принятия Закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" жители Березовского городского округа имели всеобщее равное и прямое избирательное право выбирать главу своего городского округа и реально пользовались этим правом. 83. Однако обжалуемый закон (статья 1) после своего принятия полностью лишил жителей Березовского городского округа ранее предоставленного им права выбирать главу Березовского городского округа, тем самым он противоречит статье 55 (части 2) Конституции РФ и, как следствие, не соответствует статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи. 1. Законодательное ограничение избирательных прав жителей Березовского городского округа не достигает никакой конституционно значимой цели, не имеет никакого объективного, адекватного и разумного обоснования, основанного на конкретных фактических особенностях Березовского городского округа, и не является необходимым в демократическом обществе, следовательно, является нарушением статьи 55 (части 3) Конституции РФ и, как следствие, статей 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи 84. Отмена прямых выборов главы Березовского городского округа является существенным ограничением избирательных прав граждан, проживающих на территории Березовского городского округа. 85. Согласно статье 55 (часть 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях - в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 86. Федеральный законодатель в части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что конкретный способ избрания глав муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации. 87. Таким образом, важно подчеркнуть, федеральный закон непосредственно не отменяет прямые выборы глав муниципальных образований на всей территории России, а лишь допускает такую возможность, наделяя регионального законодателя дискреционными полномочиями самостоятельно и по своему усмотрению решать указанный вопрос. 88. Однако региональный законодатель не может произвольно пользоваться предоставленным ему федеральным законом полномочием по отмене прямых выборов глав муниципальных образований. Вводимые региональным законодателем ограничения избирательных прав допустимы только в целях защиты конституционных ценностей при соблюдении критериев разумности, соразмерности (пропорциональности), адекватности и необходимости в правовом демократическом государстве (аналогичная правовая позиция выражена в абз. 4 п. 2.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 N 20-П, в абз. 4 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П). 89. Законодательное ограничение права выбирать главу муниципального образования должно основываться на конкретных объективно существующих социально-экономических, культурно-исторических местных особенностях и традициях соответствующего муниципального образования и его населения, на моделях социально-экономического развития, которые обуславливали бы необходимость и реальную возможность достижения конституционно значимых целей путем введения ограничения избирательных прав. 90. Должны существовать объективные фактические основания для отмены прямых выборов главы муниципального образования в конкретном муниципальном образовании. 91. Статья 1 оспариваемого закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ отменила прямые выборы главы Березовского городского округа, заменив их на процедуру избрания главы Березовского городского округа Думой Березовского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Тем самым избирательные права жителей Березовского городского округа были существенно ограничены. 92. Однако никаких объективных предпосылок для ограничения избирательных прав в Березовском городском округе не имелось, а само ограничение права выбирать главу Березовского городского округа не способно достичь каких-либо конституционно значимых целей и не является необходимым в правовом демократическом государстве. 93. Решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211 не содержит ссылок на существующие в Березовском городском округе местные особенности, условия и фактические обстоятельства, обосновывающие отмену прямых выборов главы городского округа, на конституционно значимые цели, которые бы реально достигались в результате отмены прямых выборов. Не содержит такого обоснования, отвечающего требованиям статьи 55 (части 3) Конституции РФ, и пояснительная записка к проекту закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" (Приложение 4). 94. Ряд депутатов Березовской городской думы и должностных лиц администрации объясняли свое решение, поддерживающее отмену прямых выборов главы Березовского городского округа, напряженной и нестабильной ситуацией в стране, расколом в обществе, возникновением проблем с выплатами зарплат, повышением уровня безработицы, ростом цен, и т.д. Они утверждали, что замена прямых выборов главы Березовского городского округа на процедуру избрания городской думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, <<сохранит стабильность в обществе>> и <<уменьшит расходы бюджета на выборную кампанию>> (Приложения 8, 9). 95. По словам действующего главы Березовского городского округа Е.Р. Писцова (Приложение 7): <<выборы необходимо отменить в силу сложной политической, экономической, социальной ситуации в стране, для сохранения стабильности и недопущения раскола в обществе>>. 96. Утверждения о том, что институт выборности глав муниципальных образований дестабилизирует государство, способствует возникновению раскола в обществе и опасен в кризисное время, а назначение на должность глав муниципальных образований, наоборот, укрепляет общество, повышает стабильность социально-экономического развития государства и общества, являются голословными и бездоказательными, недопустимым образом отрицают такие конституционные и общепризнанные ценности как народовластие (демократия), местное самоуправление, права и свободы человека и гражданина. 97. Более того, Российская Федерация, ратифицируя Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, напротив, официально признала обратное утверждение. А именно, Российская Федерация подтвердила свою убежденность, выраженную в преамбуле к Конвенции, в том, что: <<выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильного гражданского общества и устойчивого развития государства>>, <<развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации... является.... одним из неотъемлемых условий общественной стабильности>>. 98. Согласно статье 15 (части 4) Конституции РФ и статье 6 (часть 2) Устава, международный договор является частью российской правовой системы и действует на всей территории Российской Федерации, в том числе на территории Свердловской области. 99. Судья Конституционного Суда Российской Федерации В.Н. Ярославцев также выражал свое мнение, что отмена прямых выборов в органы государственной власти и местного самоуправления ведет к застойным явлениям в жизни общества (см. пункт 137 настоящего запроса). 100. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные модели муниципального развития, учитывающие систему действующего правового регулирования и различные возможные варианты избрания глав муниципальных образований, на основе которых можно было бы с высокой степенью достоверности сделать вывод о том, что процедура избрания главы муниципального образования представительным органом из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор, приводит к более высоким показателям эффективности деятельности органов местного самоуправления, качества жизни местного населения и его стабильности, чем институт прямых выборов главы муниципального образования. 101. Таким образом, остается совершенно необоснованным и голословным довод о том, что замена прямых выборов главы Березовского городского округа на процедуру его избрания Думой Березовского городского округа из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по итогам конкурса, позволит достичь декларируемых целей: снизить цены, уровень безработицы и <<социальной напряженности>>, повысить <<стабильность>> в Березовском городском округе. 102. Отсутствуют причинно-следственные связи между законодательными мерами по ограничению избирательных прав граждан и декларируемыми целями. По этой причине ни одна из заявленных целей не может быть достигнута за счет указанного ограничения избирательных прав. 103. Экономия бюджетных средств за счет отмены прямых выборов главы Березовского городского округа не может осуществляться в ущерб демократическим правам и свободам общества. Иной вывод оправдывал бы полную отмену всех видов выборов на территории Российской Федерации. Как подчеркивал Конституционный Суд РФ, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановление КС РФ от 07.06.2012 N 14-П). 104. Кроме того, имеется ряд примеров, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, получившее свой мандат не от народа в результате всеобщих прямых выборов, а назначенное высшим должностным лицом страны, не справлялось с возложенными на него обязанностями и приводило лишь к ухудшению социально-экономического развития вверенного ему региона. 105. Таким образом, ограничение избирательных прав жителей Березовского городского округа путем отмены прямых выборов главы городского округа не имеет под собой никакого объективного, адекватного и разумного обоснования, основанного на конкретных фактических особенностях Березовского городского округа, не является необходимым в демократическом обществе, реально не достигает никакой конституционно значимой цели, что приводит к нарушению оспариваемым законом статьи 55 (части 3) Конституции РФ и, как следствие, статей 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава в их системно-правовом единстве и взаимосвязи. 1. Закон ставит граждан, проживающих на территории Березовского городского округа и обладающих активным избирательным правом, в неравное (дискриминационное) правовое положение по сравнению с гражданами, зарегистрированными на территории других муниципальных образований Свердловской области, тем самым нарушает статью 19 (части 1 и 2) Конституции РФ и статьи 18 (часть 2), 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи 106. Закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ, отменивший прямые выборы главы Березовского городского округа, но сохранивший прямые выборы глав муниципальных образований в ряде других муниципальных образований Свердловской области, нарушает фундаментальный конституционно-уставный принцип равенства. 107. Согласно статье 19 (части 1 и 2) Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, дискриминация по признаку места жительства прямо запрещена Конституцией РФ. 108. Согласно статье 18 (часть 2) Устава граждане, органы государственной власти Свердловской области и иные государственные органы Свердловской области в равной степени подчинены закону и равны перед судом. 109. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Поскольку конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании закона, постольку соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет неравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 16.06.2006 N 7-П; Постановление КС РФ от 05.04.2007 N 5-П; Постановление КС РФ от 06.12.2012 N 31-П и др.). 110. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 10.10.2013 N 20-П также указывал, что: <<В силу указанных требований Конституции Российской Федерации право на свободные выборы, как следует из неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, может быть ограничено только в целях защиты конституционных ценностей при соблюдении принципа юридического равенства и вытекающих из него критериев разумности, соразмерности (пропорциональности) и необходимости в правовом демократическом государстве; такие ограничения не должны искажать основное содержание данного конституционного права и посягать на само его существо - иное ведет к его умалению и отмене; при этом любая дифференциация, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений, допустима, лишь если она объективно оправданна, обоснованна и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им>> (постановления от 30 октября 2003 года N 15-П, от 16 июня 2006 года N 7-П, от 22 июня 2010 года N 14-П и др.). 111. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 марта 2000 года N 4-П подтвердил, что принцип равенства в полной мере распространяется на предусмотренное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными. 112. Кроме того, в Постановлении от 16 октября 1997 года N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации сформировал правовую позицию, в соответствии с которой муниципальные образования независимо от размеров территории и численности населения, а также своей структуры и места в системе территориального устройства должны пользоваться одними и теми же конституционными правами и гарантиями. 1. Неравенство избирательных прав жителей Березовского городского округа по сравнению с гражданами, зарегистрированными на территории других муниципальных образований Свердловской области 113. Статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ лишила граждан, проживающих на территории Березовского городского округа, права самостоятельно выбирать главу своего муниципального образования на всеобщих прямых муниципальных выборах. 114. Однако согласно закону Свердловской области от 10.10.2014 N 85-ОЗ (в ред. от 20.03.2015) "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" этим правом по-прежнему обладают жители большинства муниципальных образований Свердловской области. 115. Так, согласно частям 2 и 3 статьи 6 закона Свердловской области от 10.10.2014 N 85-ОЗ правом выбирать главу городского округа на муниципальных выборах обладают жители следующих городских округов: 1. Арамильский городской округ; 2. Артинский городской округ; 3. Ачитский городской округ; 4. Белоярский городской округ; 5. Бисертский городской округ; 6. Волчанский городской округ; 7. город Каменск-Уральский; 8. город Нижний Тагил; 9. городской округ Богданович; 10. городской округ Верхнее Дуброво; 11. городской округ Верхний Тагил; 12. городской округ Верхняя Тура; 13. городской округ Дегтярск; 14. городской округ Заречный; 15. городской округ Карпинск; 16. городской округ Краснотурьинск; 17. городской округ Красноуфимск; 18. городской округ Пелым; 19. городской округ Рефтинский; 20. городской округ Среднеуральск; 21. городской округ Староуткинск; 22. городской округ Сухой Лог; 23. Ивдельский городской округ; 24. Каменский городской округ; 25. Камышловский городской округ; 26. Качканарский городской округ; 27. Малышевский городской округ; 28. Муниципальное образование город Алапаевск; 29. Муниципальное образование город Ирбит; 30. Невьянский городской округ; 31. Нижнетуринский городской округ; 32. Новолялинский городской округ; 33. Полевской городской округ; 34. Пышминский городской округ; 35. Сысертский городской округ; 36. Тугулымский городской округ; 37. Горноуральский городской округ; 38. городской округ ЗАТО Свободный; 39. муниципальное образование "город Екатеринбург"; 40. муниципальное образование "поселок Уральский"; 41. муниципальное образование Красноуфимский округ; 42. Новоуральский городской округ. 116. Так же согласно вышеуказанному закону жители всех городских и сельских поселений, муниципальных районов (кроме Нижнесергинского муниципального района), расположенных на территории Свердловской области, имеют право выбирать главу своего муниципального образования на всеобщих прямых муниципальных выборах. 117. Таким образом, региональный законодатель поставил жителей Березовского городского округа в неравное (худшее) положение в осуществлении своих прав выбирать главу своего муниципального образования по сравнению с жителями других муниципальных образований Свердловской области. 1. Жители Березовского городского округа и жители других муниципальных образований Свердловской области, обладающие активным избирательным правом, находятся в сходном положении и относятся к одной категории лиц, пользующихся равными избирательными правами 118. Не существует объективных и обоснованных с правовой точки зрения критериев, которые позволили бы провести принципиальное различие между жителями Березовского городского округа, обладающими активным избирательным правом, и жителями других муниципальных образований Свердловской области, указанных в пунктах 115, 116 настоящего запроса, которые могут пользоваться правом выбирать главу своего муниципального образования. 119. Право гражданина выбирать главу муниципального образования, в котором он проживает, не может зависеть от численности жителей муниципального образования, удаленности от административного центра субъекта РФ, бюджетной обеспеченности, структуры занятости и среднего размера заработной платы, структуры производства, сельского хозяйства, жилищного фонда и других сфер и показателей социально-экономического развития муниципального образования. 120. Тот факт, что в широкий перечень муниципальных образований, в которых жители могут выбирать главу (пункты 115, 116 настоящего запроса), входят муниципальные образования с сильно различающимися показателями социально-экономического развития, свидетельствует о том, что эти различия с точки зрения избирательных прав граждан не имеют никакого значения. 121. Березовский городской округ по своему социально-экономическому положению не выходит за пределы наименее и наиболее развитых муниципальных образований и вполне вписывается в широкий <<спектр>> муниципальных образований (указанных в пунктах 115, 116 настоящего запроса), в которых жители могут пользоваться правом выбирать главу муниципального образования. 122. Таким образом, жители Березовского городского округа, обладающие активным избирательным правом, и жители других муниципальных образований Свердловской области, которые могут пользоваться правом выбирать главу своего муниципального образования, находятся в сходном положении и должны относиться к однородной категории лиц, пользующихся равным конституционным правом непосредственно осуществлять свою власть путем избрания главы своего муниципального образования на муниципальных выборах. 1. Отсутствует законная цель и объективное и разумное обоснование дискриминационного обращения с жителями Березовского городского округа в предоставлении права выбирать главу муниципального образования 123. Как уже было обосновано в разделе 4.4 настоящего запроса, принятие закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ, лишившего жителей Березовского городского округа права выбирать главу городского округа на муниципальных выборах, не преследовало никакую конституционно-значимую цель и само по себе не могло достичь каких-либо конституционно-значимых целей. 124. Объяснение, что выборы главы Березовского городского округа необходимо отменить из-за возникновения проблем с выплатами зарплат, повышения уровня безработицы, роста цен и <<в силу сложной политической, экономической, социальной ситуации в стране, для сохранения стабильности и недопущения раскола в обществе>> (см. пункты 94-95 настоящего запроса) не является объективным, логически корректным и разумным обоснованием. 125. В самом деле: указанные проблемы имеют системный макроэкономический характер, существуют во всех муниципальных образованиях Российской Федерации и Свердловской области и их решение возможно только в масштабах всей страны, а не в отдельных муниципальных образованиях. 126. Таким образом, отсутствует объективное, ясное, логически непротиворечивое и разумное обоснование того, каким именно образом макроэкономические проблемы во всей Российской Федерации могут быть в принципе решены отменой выборов глав в отдельно взятых муниципальных образованиях, и почему именно в Березовском городском округе выборы главы необходимо отменить, а в других муниципальных образованиях Свердловской области, указанных в пунктах 115, 116 настоящего запроса, - необходимо оставить. 127. Следовательно, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ вводит дискриминационное правовое регулирование по отношению к жителям Березовского городского округа в осуществлении ими права выбирать главу городского округа на муниципальных выборах и, тем самым, она не соответствует статьям 18 (часть 2), 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции РФ. 1. Закон, отменяющий прямые выборы главы Березовского городского округа, подрывает институты гражданского общества, приводит к деградации демократических институтов народного волеизъявления, снижает уровень ранее достигнутых гарантий избирательных прав граждан, что нарушает статьи 2, 6 (часть 2), 20 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с положениями Конвенции 128. Снижение уровня ранее достигнутых гарантий избирательных прав жителей Березовского городского округа противоречит конституционно-правовому статусу Российской Федерации как демократического правового государства, нарушает ряд международных обязательств Российской Федерации, что не соответствует статьям 2, 6 (часть 2), 20 Устава. 129. Российский народ, принимая Конституцию Российской Федерации на всенародном референдуме, провозгласил достижение фундаментальных целей, таких как утверждение прав и свобод человека, незыблемости демократической основы России (преамбула Конституции Российской Федерации). 130. Согласно статье 20 Устава Свердловской области органы государственной власти Свердловской области, иные государственные органы Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области создают условия для развития гражданского общества и его институтов. 131. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя и, характеризуя достигнутый уровень самоорганизации граждан, относится в том числе к институтам гражданского общества (Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е издание, пересмотренное под ред. В.Д. Зорькина. "Норма", "Инфра-М", 2011 // Статья 130). 132. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Тем самым Россия подтвердила свою убежденность, выраженную в преамбуле к Конвенции, что: <<...признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и правовых актов является целью и обязанностью правового государства>>. 133. Согласно статье 19 (пунктам 1 и 2) Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств Россия обязалась <<...принимать законодательные и другие меры в целях усиления гарантий избирательных прав и свобод для подготовки и проведения демократических выборов, реализации положений настоящей Конвенции>>, <<гарантировать защиту демократических принципов и норм избирательного права>>. 134. Согласно статье 6 (части 2) Устава на территории Свердловской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. 135. Региональный законодатель вместо того, чтобы исполнять возложенные на него Конституцией Российской Федерации, Уставом Свердловской области, международными договорами Российской Федерации обязательства по принятию законодательных мер в целях развития и совершенствования демократических институтов народного волеизъявления, усиления гарантий избирательных прав и свобод, защиты демократических принципов и норм избирательного права, наоборот - принял закон Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ, который противоречит указанным обязательствам. 136. Таким образом, статья 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ не соответствует статьям 2, 6 (часть 2), 20 Устава Свердловской области в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с положениями Конвенции. 137. Как сказал Судья Конституционного Суда Российской Федерации В.Н. Ярославцев в особом мнении в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2011 N 9-П: <<Устойчивая законодательная парадигма, направленная на отмену прямых выборов при формировании как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, ведет к застойным явлениям в жизни общества. Остается только один конституционный выход - возврат к прямым, честным и справедливым выборам>>. 138. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2, 18 (часть 3), 56 (часть 4) Устава Свердловской области, статьями 83, 84, 86 закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области", ПРОСИМ: признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его преамбуле и статьям 2, 3, 7 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 86, 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" в той мере, в какой она в буквальном толковании лишает граждан, обладающих активным избирательным правом и имеющих регистрацию по месту жительства на территории Березовского городского округа Свердловской области, права выбирать главу Березовского городского округа на муниципальных выборах; признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 3, 6 (часть 2), 16, 86 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 3 (пункт 1) Европейской хартии местного самоуправления, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ, решение Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211 в той мере, в какой они по нормативному содержанию и порядку принятия были приняты без выявления в установленной законом форме интересов народа (местный референдум, публичные слушания, опрос граждан) и лишили жителей Березовского городского округа возможности самостоятельно выразить свою волю до их принятия; не учитывают интереса народа по сохранению прямых выборов главы Березовского городского округа, выраженного на неофициальном опросе, и прямо противоречат интересу народа (92% жителей Березовского городского округа высказались за сохранение прямых выборов главы округа); признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она в буквальном толковании отменяет ранее предоставленное право выбирать главу Березовского городского округа, умаляет ранее достигнутый уровень гарантий избирательных прав и свобод народа Березовского городского округа; признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она, вводя правовое регулирование, лишающее жителей Березовского городского округа права самостоятельно выбирать главу Березовского городского округа на муниципальных выборах, не достигает никакой конституционно значимой цели, не имеет никакого объективного, адекватного и разумного обоснования, основанного на конкретных фактических особенностях Березовского городского округа, и не является необходимой в демократическом обществе; признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 3 (часть 2), 7 (часть 1), 18 (части 2), 87 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи со статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она по своему буквальному смыслу и исходя из ее места в системе действующего избирательного законодательства Свердловской области ставит граждан, проживающих на территории Березовского городского округа и обладающих активным избирательным правом, в неравное (дискриминационное) правовое положение по сравнению с гражданами, зарегистрированными на территории других муниципальных образований Свердловской области, которые в соответствии с законом Свердловской области от 10.10.2014 No. 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" имеют право выбирать главу муниципального образования, на территории которого они зарегистрированы; признать не соответствующей Уставу Свердловской области, его статьям 2, 6 (часть 2), 20 в их системно-правовом единстве и взаимосвязи с международными обязательствами Российской Федерации, предусмотренными Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, статью 1 закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ в той мере, в какой она, отменяя прямые выборы главы Березовского городского округа, подрывает институты гражданского общества, приводит к деградации демократических институтов народного волеизъявления, снижает уровень ранее достигнутых гарантий избирательных прав жителей Березовского городского округа. Приложения: 1. Копия жалобы в Уставный Суд Свердловской области на 25 л. - 1 экз. 2. Текст решения Думы Березовского городского округа от 19.02.2015 No.211 <<Об обращении к депутатам Законодательного Собрания Свердловской области о внесении изменений в Закон Свердловской области от 10 октября 2014 года No.85-ОЗ <<Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области>> на 1 л. - 2 экз. 3. Текст закона Свердловской области от 10.03.2015 N 16-ОЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" на 1 л. - 2 экз. 4. Копия пояснительной записки к проекту закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Свердловской области "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" на 3 л. - 2 экз. 5. Статья <<На Урале отказываются от прямых выборов мэров>> // Интернет-газета <>, 12.02.2015 года, [1]http://znak.com/svrdl/articles/12-02-19-17/103555.html на 3 л. - 2 экз. 6. Статья <<Депутаты Березовского поддержали отмену прямых выборов мэра>> // Интернет-газета <<Правда УрФО>>, 12.02.2015 года, [2]http://pravdaurfo.ru/news/deputaty-berezovskogo-podderzhali-otm enu-pryamyh-vyborov-mera на 1 л. - 2 экз. 7. Статья <<Дума решит за народ>> от 13.02.2015 // газета <<Золотая горка>>, No.6, [3]http://zg66.ru/publications/main/3889-05-pryamie-vibory-glavi-g oroda-otmenyat.html на 2 л. - 2 экз. 8. Статья <<Назад в СССР>> от 19.02.2015 // газета <<Золотая горка>>, No.7, [4]http://zg66.ru/publications/sobytia/3898-05-duma-napravila-obra shenie-ob-otmene-viborov.html на 2 л. - 2 экз. 9. Статья <<Это не придумки администрации, а закон президента страны>> // газета <<Березовский рабочий>> No.7 от 25.02.2015, http://flipper.pressa-online.com/issue.aspx?iid=143190#page=3&kw=Б ерезовский рабочий на 6 л. - 2 экз. 10. Квитанции об оплате государственной пошлины от всех заявителей на общую сумму 300 р. - 10 л. в 1 экз. (оригинал). << >> июня 2015 года Тимин В. А. ______________ 0 0 0 References 1. http://znak.com/svrdl/articles/12-02-19-17/103555.html 2. http://pravdaurfo.ru/news/deputaty-berezovskogo-podderzhali-otmenu-pryamyh-vyborov-mera 3. http://zg66.ru/publications/main/3889-05-pryamie-vibory-glavi-goroda-otmenyat.html 4. http://zg66.ru/publications/sobytia/3898-05-duma-napravila-obrashenie-ob-otmene-viborov.html
Поделиться в социальных сетях:
1. Антон - 05.01.2016 03:51:44
В запросе пронумерованы не смысловые части, а абзацы (!). Что за дубина его составлял?!
2. СУТЯЖНИК - 05.01.2016 22:51:44
Антон, вы завидуете мастерству юриста? Для вашего сведения - ЕСПЧ рекомендует нумеровать абзацы.
3. Антон - 06.01.2016 02:26:57
Завидовать проигравшим в Уставном суде юристам нечего. При чем тут юрист? Неумное оформление текста не касается того, юрист автор или нет.
Сам ЕСПЧ в Постановлениях нумерует смысловые части.
И авторитет ЕСПЧ уже пропал. В фильме Валерия Балаяна "Хуизмистерпутин" на 55:35 показано что путин (по факту его двойник, т.к. оригинальный Путин давно умер) подкупил князя Монако Альбера. В такой ситуации нет проблем подкупить председателя ЕСПЧ Шпильмана для того, чтобы он организовал рассмотрение жалоб в ЕСПЧ из РФ на предмет приемлемости российскими же референтами.
При Шпильмане в ЕСПЧ в результате работы российских референтов тысячи жалоб из РФ не было принято к рассмотрению указанием, что они не соответствуют критериям приемлемости, изложенным в статьях 34-35 Конвенции, НО без ответа на вопрос ПОЧЕМУ они не критериям приемлемости, изложенным в статьях 34-35 Конвенции.
Отсутствие ответа на вопрос "почему" является нарушением пункта 1 статьи 45 Конвенции.
Вот что жителям России устроил коррумпированный Шпильман в своей ЕСПЧ.
Добавить комментарий: