04.11.2005
В Верховный Суд Российской Федерации Адрес: 103289; Москва, ул. Ильинка, 7/3 Представитель заявитель: Качанов Роман Евгеньевич Адрес: _________________________________________ Орган, принявший нормативный правовой акт: Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области Адрес: 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 Заинтересованные лица: Губернатор Свердловской области Адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Горького, 21/23; Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Адрес: 620031, г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, 1 Нормативный правовой акт, подлежащий проверке: Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 190-ОЗ О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области (в редакции Областного закона от 16.05.2005 № 44-ОЗ). Опубликован: Областная газета, № 322-324, 27.11.2004, Собрание законодательства Свердловской области, 18.01.2005, № 11, ст. 1877. ДОПОЛНЕНИЯ К КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЕ Решением Свердловского областного суда от 19 октября 2005 г. (судья Сидоркин С.В.) мне было отказано в удовлетворении моего заявления о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области несоответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия (с учетом моего заявления об уточнения указанного заявления от 10 сентября 2005 г.). С данным решением Свердловского областного суда не согласен, считаю его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. 1. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд указал, что Домрачев В.Г., являясь ветераном труда с 1997 года, до настоящего времени никаких льгот как ветеран труда не получал. Однако до внесения изменений в Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области от 16 мая 2005 года меры социальной поддержки, установленные статьей 11 указанного Закона, распространялись на всех ветеранов труда, а не только на тех ветеранов труда, которые достигли возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Вместе с тем, факт получения или неполучения мною мер социальной поддержки до внесения изменений в Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области в настоящем деле значения не имеет, т.к. я основываю свои доводы и требования на основе действующего федерального законодательства, а не на основе норм, признанных утратившими силу. 2. Суд неправильно применил нормы материального права. 2.1. Суд неправильно истолковал закон. В частности, Суд указал на то, что Действующая редакция статьи 22 Закона О ветеранах не содержит норм, регулирующих отношения о порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов и, соответственно, во исполнение требований указанной нормы и был принят закон Свердловской области О социальной поддержки ветеранов в Свердловской области. Поскольку статья 22 Закона О ветеранах не содержит прямого указания на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, и не определяет категории ветеранов труда, на которые эти меры должны распространяться, то субъект РФ был вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос и отразить свою позицию в соответствующем законе. Действительно статья 22 Федерального закона О ветеранах не содержит прямого указания на то, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ и, таким образом, определение объема этих мер входит в компетенцию субъектов РФ. Однако суд сделал неправильный вывод о том, что статья 22 Федерального закона О ветеранах не определяет категории ветеранов труда, на которые эти меры должны распространяться. В соответствии со статьей 22 Федерального закона О ветеранах (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование указанной нормы не дает оснований для утверждения, что субъекты Российской Федерации имеют право изменять перечень ветеранов труда, на которых распространяются меры социальной поддержки, в том числе, устанавливать в своем законодательстве меры социальной поддержки только в отношении тех ветеранов труда, которые достигли возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Положение статьи 22 Федерального закона О ветеранах о том, что меры социальной поддержки всех ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, а не только тех, которые достигли пенсионного возраста, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации имеет императивный характер, не подлежит расширительному либо ограничительному толкованию. При выполнении обязанности по регулированию общественных отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда Свердловская область приняла норму, ограничивающую права ветеранов труда на социальное обеспечение и предусматривающую дополнительное условие для предоставления мер социальной поддержки - достижение пенсионного возраста. Таким образом, был сужен круг лиц, подлежащих социальной поддержке по сравнению с федеральным законодательством. Между тем, именно федеральное законодательство определяет перечень этих лиц и не наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по определению их перечня. Таким образом, федеральное законодательство устанавливает четкую и недвусмысленную норму о том, что меры социальной поддержки должны предоставляться субъектами РФ всем ветеранам без исключения, а не только тем из них, которые достигли пенсионного возраста. Как указывает суд в решении, ...до введения в действие изменений в Федеральный закон О ветеранах меры социальной поддержки получали только те ветераны труда, которые имели право на получение трудовой пенсии по старости. Внесенными в указанный Закон изменениями от 22.08.04 № 122-ФЗ порядок определения мер социальной поддержки ветеранов труда передан в ведение субъектов Российской Федерации. При этом Свердловская область, принимая Областной Закон О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области сохранила в статье 11 положение ранее действующего Федерального закона с учетом возможностей бюджета Свердловской области и необходимости финансирования за его счет иных обязательных выплат гражданам, переданных из федерального ведения в региональное. При этом ни одна норма Федеральных законов, о несоответствии которым статьи 11 Областного Закона указывает заявитель Домрачев В.Г., не содержит прямого указания на то, что меры социальной поддержки должны предоставляться всем ветеранам труда, в том числе и статья 22 Закона О ветеранах. Соответственно субъекты РФ, с учетом возможностей бюджета, как того требует статья 26.3. Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, были вправе предоставить меры социальной поддержки только тем ветеранам труда, которые имеют право на получение трудовой пенсии по старости. При внесении изменений в статью 11 Областного закона законодательные органы Свердловской области действовали в пределах своей компетенции и в рамках закона. Суд сделал неправильный и не соответствующий закону вывод о том, что субъекты РФ вправе произвольно распоряжаться своими бюджетами и с учетом возможностей бюджетов фактически ограничивать круг лиц-получателей бюджетных средств. 1) В соответствии с абзацем 4 статьи 15 Бюджетного кодекса РФ В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации обязательно должны быть предусмотрены средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2) Полномочие по социальной поддержке ветеранов труда относиться к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3. Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3) В абзаце 1 пункта 3 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 13 апреля 2000 года № 43-ОЗ Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Красноярского края о проверке конституционности пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 1999 года № 309 О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы сформулирована также правовая позиция, согласно которой самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации не исключает их использования в целях обеспечения функций государства в целом и не может пониматься как произвольное, вне определяемых Конституцией Российской Федерации и законами государственной политики и государственных функций, составление доходов и расходов соответствующих территорий. Таким образом, бюджетное законодательство Российской Федерации обязывает субъекты РФ предусмотреть в собственных бюджетах средства, необходимые для финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 2.3. Суд не применил закон, подлежащий применению. Суд указал в решении, что Федеральные законы № 184-ФЗ и № 5-ФЗ не содержат императивных норм, предписывающих субъектам РФ пересмотреть, изменить или установить заново порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов. Соответственно, будучи наделенными полномочиями по решению данного вопроса, субъекты РФ, в том числе Свердловская область, могли при наличии определенных обстоятельств внести соответствующие изменения в Закон, в том числе и в части отмены ранее предоставленных мер социальной поддержки всем ветеранам труда, проживающим в области. Однако федеральный законодатель не предоставляет субъектам РФ право установления категорий ветеранов труда, которым предоставляются меры социальной поддержки. Такое право субъектов РФ не предусмотрено ни в статье 72 Конституции РФ, ни в статье 26.3. Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Оно же отсутствует и в Федеральном законе О ветеранах. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В.Жмаковского" ...Изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения... (абзац 3 пункта 4.1. мотивировочной части). Свердловский областной законодатель, изменяя Закон Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области и исключая из числа ветеранов труда, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, ветеранов труда, не достигших пенсионного возраста, пренебрег общеобязательным выводом, содержащимся в этой правовой позиции Конституционного Суда. Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил закон, подлежащий применению, и неправильно истолковал закон. На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, ПРОШУ: отменить решение Свердловского областного суда от 19 октября 2005 г. и принять новое решение, которым мое заявление о признании абзаца первого статьи 11 Закона Свердловской области О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области несоответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия удовлетворить. Приложение: 1. копия дополнений к кассационной жалобы (3 экз.). 2. копия доверенности на имя Качанова Р.Е. (3 экз). Представитель Домрачева В.Г. по доверенности __________________Качанов Р.Е. 4 ноября 2005 г. 3
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: