Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Заявитель обжалует бездействие Минтранспорта в части неопубликования нормативного акта"


Заявление о признании незаконным бездействия Министерства РФ в части неопубликования "Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом РСФСР

 

09.02.2006

 

   Мещанский районный суд г. Москвы

   129010, г. Москва, ул. Каланчевская., 43

   Заявитель: Горлатов Андрей Леонидович

   Адрес: _________________________________

   Заинтересованное лицо: 

   Министерство транспорта Российской Федерации

   109012, Москва, Рождественка, дом. 1, стр. 1

                                 Заявление 

   о признании незаконным бездействия Министерства транспорта Российской
 Федерации в части неопубликования абзаца 2 параграфа 23 Правил перевозок
    пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных
         Приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176,
       противоречащего части 1 статьи 16, статье 32 ФЗ О защите прав
           потребителей, части 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

   7  мая  2005  года  в  12 ч. 51 мин. я приобрел билет, стоимостью в 50
   рублей,  на автобусный рейс № 126 от г. Екатеринбурга до г. Заречного,
   следующий в 15 часов 35 минут. Однако поехать я не смог, в связи с чем
   обратился  в  кассу  с  целью сдать билет и вернуть деньги. Сотрудница
   кассы  по  возврату  билетов  ответила  мне, что билеты на пригородные
   автобусы в день покупки не возвращаются.

   Из ответа Директора ООО Немезида Инвест Б.А. Цамалашвили о причинах не
   возврата  денег,  я  узнал,  что,  согласно  п.  49  Временных  правил
   перевозок  пассажиров  и багажа автомобильным транспортом в Российской
   Федерации,  возврат  билетов, приобретенных пассажирами на пригородные
   маршруты  в кассах текущей продажи не производится. Минюстом РФ данный
   документ    не    зарегистрирован.    Соответствующие   правоотношения
   регулируются  неотмененными  "Правилами  перевозок пассажиров и багажа
   автомобильным    транспортом    в   РСФСР",   утвержденными   Приказом
   Минавтотранса  РСФСР от 24.12.1987 N 176. В параграфе 23 данных Правил
   № 176 содержится аналогичная норма, согласно которой, возврат билетов,
   приобретенных  на  пригородные  маршруты  в кассах текущей продажи, не
   производится.

   Согласно   п.2   Постановления   Пленума  Верховного  Суда  РФ  №7  от
   10.10.2001г.   О  практике  рассмотрения  судами  дел  о  защите  прав
   потребителей  к  перевозкам  граждан применяются нормы Закона о защите
   прав потребителей.

   Это  связано с тем, что статья 9 Федерального закона от 26 января 1996
   г.  N  15-ФЗ  "О введении в действие части второй Гражданского кодекса
   Российской  Федерации" устанавливает общее для всех видов гражданско -
   правовых  договоров правило, согласно которому, в случаях, когда одной
   из   сторон   в   обязательстве   является   гражданин,  использующий,
   приобретающий,  заказывающий  либо  имеющий  намерение  приобрести или
   заказать  товары  (работы,  услуги)  для  личных  бытовых  нужд, такой
   гражданин  пользуется правами, предоставленными потребителю Законом "О
   защите  прав  потребителей"  и  изданными  в  соответствии с ним иными
   правовыми актами.

   В  соответствии  со  статьей  1  Закона  "О  защите прав потребителей"
   отношения  в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским
   кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а
   также  принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и
   правовыми актами Российской Федерации.

   Согласно  ст.  32  ФЗ  О  защите прав потребителей, потребитель вправе
   отказаться  от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
   в  любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им
   расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

   В   соответствии   с   23  Правил...,  билеты,  реализованные  кассами
   предварительной  продажи,  могут быть возвращены пассажиром в порядке,
   предусмотренном 46 - 53 настоящих Правил.

   Согласно   46  Правил  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным
   транспортом  в РСФСР, при опоздании на автобус в течение до 3-х часов,
   по  желанию  пассажира  проездной  документ  может  быть возобновлен с
   доплатой   25%   стоимости  билета  или  ему  возвращается  уплаченная
   стоимость проезда, за вычетом 25% стоимости билета.

   Согласно   47   Правил,  при  возврате  билета  в  кассу  автовокзала,
   автостанции  не  позднее,  чем  за  2  часа  до  отправления  автобуса
   пассажиру   возвращается   стоимость  проезда,  за  вычетом  сбора  за
   предварительную  продажу  билета.  При  возврате  билета позднее этого
   срока,  но  до  отхода  автобуса  возвращается  стоимость  оплаченного
   проезда,  за  вычетом  15% стоимости билета и сбора за предварительную
   продажу билета.

   Таким  образом,  Правила  перевозок  пассажиров и багажа автомобильным
   транспортом   в   РСФСР   №   176  предусматривают  возможность  сдачи
   предварительно  приобретенного  (за  сутки  и более до дня отправления
   автобуса)  билета  за  два  часа  до отправления автобуса, при условии
   возмещения  при  этом  при  этом  исполнителю фактически понесенных им
   расходов,   связанных  с  исполнением  договора,  а  именно,  сбор  за
   предварительную продажу билетов. А при опоздании пассажира на автобус,
   существует  возможность возобновить билет при условии доплаты 25 % его
   стоимости.

   Налицо  дискриминационное  противоречие  -  у лиц, приобретающих билет
   предварительно,  существует  возможность возместить (хотя бы частично)
   стоимость билета, даже при условии опоздания на автобус в пределах 3-х
   часов;  у  лиц же, приобретающих билеты на пригородные автобусы в день
   текущей  продажи  нет  никакой  возможности  предварительно  за 3 часа
   отказаться от поездки и расторгнуть договор оказания услуг.

   Таким  образом,  оспариваемая норма вступает в противоречие со статьей
   32  Закона  О  защите прав потребителей, предусматривающей возможность
   сдачи  пассажиром  билета  в  любое  время,  при  условии  компенсации
   перевозчику фактически понесенных расходов.

   Согласно  ч. 1 ст. 16 ФЗ О защите прав потребителей, условия договора,
   ущемляющие  права потребителя по сравнению с правилами, установленными
   законами  или  иными  правовыми  актами Российской Федерации в области
   защиты   прав   потребителей,  признаются  недействительными.  Если  в
   результате  исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него
   возникли  убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем,
   продавцом) в полном объеме.

   Кроме  того,  согласно  части  1  статьи  1  Гражданского  кодекса РФ,
   гражданское   законодательство  основывается  на  признании  равенства
   участников  регулируемых  им  отношений.  Однако, в данном случае, при
   наличии   права   перевозчика   (как  одной  из  сторон  договора)  на
   расторжение   договора  перевозки,  при  оплате  пассажиру  фактически
   понесенных  им расходов, связанных с исполнением договора, отсутствует
   право  пассажира  (как  второй  стороны  по  договору)  на аналогичные
   действия,  следовательно,  при  заключении договора перевозки, стороны
   наделены  разным  комплексов  прав и обязанностей, что является прямым
   нарушением принципа равенства участников.

   Таким  образом,  абзац  2  параграфа  23 Правил перевозок пассажиров и
   багажа   автомобильным  транспортом  в  РСФСР,  утвержденных  Приказом
   Минавтотранса  РСФСР  от  24 декабря 1987 г. N 176, предусматривающий,
   что  возврат  билетов,  приобретенных на пригородные маршруты в кассах
   текущей    продажи,   не   производится,   устанавливает   ограничения
   возможности   расторжения   договора  на  оказание  услуг  со  стороны
   потребителя,  чем  противоречит  части  1  статьи  16,  статье 32 ФЗ О
   защите  прав  потребителей,  а  также  ставит  участников  в  неравное
   положение,  чем противоречит части 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.
   
   Согласно  ст.  13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или
   органа  местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом,
   также  нормативный  акт,  не  соответствующие закону или иным правовым
   актам  и  нарушающие  гражданские  права и охраняемые законом интересы
   гражданина   или   юридического   лица,   могут  быть  признаны  судом
   недействительными.

   В соответствии с п. 6 Постановления N 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и
   Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных
   с  применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
   от  1 июля 1996 года, основанием для принятия решения суда о признании
   ненормативного  акта  недействительным  являются  одновременно как его
   несоответствие  закону  или  иному  правовому  акту,  так  и нарушение
   указанным  актом  гражданских  прав  и  охраняемых  законом  интересов
   гражданина    или   юридического   лица,   обратившегося   в   суд   с
   соответствующим требованием.

   Однако  я  не  имею  возможности  обратиться  в  Верховный  суд  РФ  с
   заявлением  о признании оспариваемой нормы противоречащей гражданскому
   законодательству   и  Закону  О  защите  прав  потребителей,  так  как
   Правила...  не  являются  нормативным  правовым  актом,  поскольку  не
   опубликованы в предусмотренном Указом Президента № 763 порядке.

   Согласно  п. 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 О порядке
   опубликования   и   вступления  в  силу  актов  президента  Российской
   Федерации,  Правительства  Российской  Федерации и нормативно-правовых
   актов  федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые
   акты  федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие права,
   свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой
   статус  организаций  или  имеющие межведомственный характер, прошедшие
   государственную   регистрацию   в   Министерстве   юстиции  Российской
   Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию.

   Согласно  п.  9  Указа,  нормативные правовые акты федеральных органов
   исполнительной    власти   подлежат   официальному   опубликованию   в
   "Российской  газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а
   также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной
   власти  издательства "Юридическая литература" Администрации Президента
   Российской  Федерации,  который  должен издаваться, начиная со второго
   полугодия  1996  г.  не  реже  двух  раз  в  месяц,  а  с  1998 года -
   еженедельно.   Официальным   также   является   указанный   Бюллетень,
   распространяемый  в  машиночитаемом  виде  научно-техническим  центром
   правовой   информации   "Система"  (в  ред.  Указа  Президента  РФ  от
   13.08.1998 N 963).

   В силу п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года
   N  763  нормативные  правовые  акты федеральных органов исполнительной
   власти,    не   прошедшие   государственную   регистрацию,   а   также
   зарегистрированные,  но  не опубликованные в установленном порядке, не
   влекут  правовых  последствий,  как  не  вступившие в силу, и не могут
   служить  основанием  для регулирования соответствующих правоотношений,
   применения  санкций  к  гражданам, должностным лицам и организациям за
   невыполнение  содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя
   ссылаться при разрешении споров.

   Однако  на  практике  данные  акт  применяется и порождает, изменяет и
   прекращает  правоотношения.  Доказательством  тому служит ответ на мое
   заявление  Директора  ООО  Немезида-Инвест  о применении Правил... при
   отказе в принятии билета на возврат.

   Согласно  ст.  255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов
   государственной  власти,  органов местного самоуправления, должностных
   лиц,   государственных  или  муниципальных  служащих,  оспариваемым  в
   порядке   гражданского  судопроизводства,  относятся  коллегиальные  и
   единоличные  решения  и  действия  (бездействие), в результате которых
   нарушены  права  и  свободы  гражданина, а также созданы препятствия к
   осуществлению гражданином его прав и свобод.

   Согласно  Обзору  законодательства и судебной практики Верховного Суда
   РФ  за III квартал 2003 года, утвержденного Постановлениями Президиума
   Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г., В порядке, установленном
   гл.  24  ГПК, рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых
   актов,  которые  приняты  и опубликованы в установленном порядке (ч. 1
   ст.  251  ГПК  РФ).  Подсудность таких дел согласно ч. 4 той же статьи
   определяется ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ.

   В  соответствии  с  п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховному Суду Российской
   Федерации  подсудны  (из числа указанных выше дел) дела об оспаривании
   нормативных    правовых   актов   Президента   Российской   Федерации,
   нормативных   правовых  актов  Правительства  Российской  Федерации  и
   нормативных  правовых  актов  иных федеральных органов государственной
   власти,  затрагивающих  права,  свободы  и законные интересы граждан и
   организаций.

   В силу п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года
   N  763  "О  порядке опубликования и вступления в силу актов Президента
   Российской    Федерации,    Правительства   Российской   Федерации   и
   нормативных   актов   федеральных   органов   исполнительной   власти"
   нормативные  правовые  акты федеральных органов исполнительной власти,
   не  прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные,
   но  не  опубликованные  в  установленном  порядке,  не влекут правовых
   последствий,  как  не вступившие в силу, и не могут служить основанием
   для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к
   гражданам,   должностным   лицам   и   организациям   за  невыполнение
   содержащихся  в  них  предписаний;  на указанные акты нельзя ссылаться
   при разрешении споров.

   Исходя  из этого, если нормативный правовой акт не зарегистрирован, не
   опубликован   в  указанном  выше  порядке,  то  рассмотрение  дела  об
   оспаривании  такого акта может осуществляться по правилам гл. 25, а не
   гл.  24  ГПК  РФ  -  в  порядке  производства  по делам об оспаривании
   решений,   действий   (бездействия)  органов  государственной  власти,
   органов  местного  самоуправления,  должностных лиц, государственных и
   муниципальных служащих.

   Такие дела подсудны районным судам, поскольку к подсудности Верховного
   Суда  Российской  Федерации  не отнесены (ч. 4 ст. 251 ГПК РФ (рубрика
   Ответы на вопросы: ответ на процессуальный вопрос № 6).

   Таким  образом,  Министерство  транспорта  РФ  не  опубликовав абзац 2
   параграфа  23  Правил  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным
   транспортом  в  РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24
   декабря  1987 г. N 176, напрямую нарушило Указ президента № 763, лишив
   также  меня  права  на обжалование денной нормы в верховном суде РФ на
   предмет противоречия федеральному закону.

   На основании изложенного и руководствуясь гл. 25 ГПК РФ,

                                   ПРОШУ:

   Признать  незаконными  бездействие  Министерства транспорта Российской
   Федерации  в  части  неопубликования  абзаца  2  параграфа  23  Правил
   перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом  в РСФСР,
   утвержденных  Приказом  Минавтотранса  РСФСР  от  24 декабря 1987 г. N
   176,  противоречащего  части  1  статьи 16, статье 32 ФЗ О защите прав
   потребителей,   части  1  статьи  1  Гражданского  кодекса  Российской
   Федерации. 

   Приложение:

    1. копия заявления
    2. копия рассматриваемой нормы (2 экз.)
    3. копия билета (2 экз.)
    4. копия претензии (2 экз.)
    5. копия ответа на претензию (2 экз.)
    6. квитанция об уплате государственной пошлины

   ___ февраля 2006 год А.Л. Горлатов


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. юрис510т - 06.06.2009 13:54:48
E-mail: bdfy287@mail.RU

Андрей Леонидович, отличное заявление, пора научить нашу власть уважать законы!

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.