Судебное дело "Обжалование ст. 3.8, ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ на соответствие их Конституции РФ"
24.08.2005
Конституционный суд Российской Федерации
Адрес: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21
Заявитель: Рощин Алексей Петрович
Адрес: ________________________________________________________
Государственный орган: Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации
Адрес: 103265, г. Москва, Охотный ряд, 1
Закон, подлежащий проверке:
Статья 3.8 и часть 3 статьи 12.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,
от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,
от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,
от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,
от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,
от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 26.07.2004 N 77-ФЗ,
от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N 114-ФЗ,
от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 25.10.2004 N 126-ФЗ,
от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ,
от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ,
от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005),
от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ,
от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ,
от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,
от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ,
от 02.07.2005 N 82-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,
от 22.07.2005 N 120-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ)
Опубликован: Российская газета, № 256, 31.12.2001,
Парламентская газета, № 2-5, 05.01.2002,
Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 1
ЖАЛОБА
на нарушение конституционных прав и свобод
В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ Конституционный
Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение прав и свобод граждан
и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона О
Конституционном Суде Российской Федерации Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции
Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Федерального конституционного
закона О Конституционном суде Российской Федерации Правом на обращение
в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или
коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод
обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном деле....
В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона О
Конституционном Суде Российской Федерации поводом к рассмотрению дела
в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в
Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы,
отвечающее требованием настоящего Федерального конституционного
закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ
закон....
Основанием для обращения в Конституционный Суд послужила возникшая
неопределенность в том, соответствуют ли Конституции РФ положения
статьи 3.8 в части возможности лишения физического лица права
управления транспортным средством и части 3 статьи 12.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, при которых произошло нарушение моих прав, заключаются
в следующем.
17 июля 2005 г. в отношении меня был составлен протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.15
КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №7
Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 28 июля 2005 г. я был
привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 3
статьи 12.15 КоАП РФ, и было назначено административное наказание в
виде лишения права управления транспортным средством на срок два
месяца.
Часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ устанавливает, что выезд на сторону
проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в
случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, влечет
наложение административного штрафа в размере от трех до пяти
минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления
транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.
Вид административного наказания, примененный в моем деле, установлен
статьей 3.8 КоАП РФ, предусматривающей, что лишение физического лица,
совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного
ему специального права устанавливается за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных
статьями Особенной части настоящего Кодекса.
В результате применения в моем деле нормы части 3 статьи 12.15, статьи
3.8 КоАП РФ были нарушены мои права, гарантированные частью 2 статьи
17, статьей 18, частью 1 статьи 37, частью 1 статьи 43, части 3 статьи
55 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 43 предусматривает, что каждый имеет право на
образование.
Право на образование - это право человека на получение определенной
суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации,
необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного
общества.
Под получением гражданином образования понимается достижение и
подтверждение им определенного образовательного уровня, что
удостоверяется соответствующим документом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.12.1995 г. О
безопасности дорожного движения право на управление транспортными
средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные
экзамены. Данное право подтверждается соответствующим удостоверением.
Следовательно, водительское удостоверение подтверждает наличие
соответствующего образования в области управления транспортным
средством. Налагая административное наказание в виде лишения права
управления транспортным средством, законодатель в нарушение пределов
своих полномочий устанавливает правовые механизмы по изъятию права на
образование как неотчуждаемого права, являющегося нематериальным
благом.
Таким образом, статья 3.8 в части в части возможности лишения
физического лица права управления транспортным средством и части 3
статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях противоречит части 1 статьи 43 Конституции РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями к труду. Реализуя это
право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и
занятий. В течение 9 лет я работаю в должности водителя в автобусном
предприятии.
Лишение меня водительских прав приводит к ущемлению права свободно
распоряжаться своими способностями к труду.
В своем Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке
конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации,
части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и
А.Б.Пестрякова" Конституционный Суд указал, что по смыслу части 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов
права, введение ответственности за административный проступок и
установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право,
должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным
конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а
также характеру совершенного деяния.
Возможность лишения граждан водительских прав представляет собой
ограничение конституционного права свободно распоряжаться своими
способностями к труду, которое является несправедливым, несоразмерным
и к тому же недопустимым с точки зрения требований к законной форме
такого рода ограничений, что противоречит части 3 статьи [1]55
Конституции Российской Федерации.
Таким образом, части 3 статьи 12.15, статьи 3.8 КоАП РФ противоречат
части 1 статьи 37, части 3 статьи 55 Конституции РФ.
В части 2 статьи 17 Конституции РФ закреплен принцип неотчуждаемости
основных прав и свобод человека. Положения статьей 3.8 в части
возможности лишения физического лица права управления транспортным
средством и части 3 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривают лишение
гражданина права управления транспортным средством, тем самым нарушают
принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
Установив в статье 3.8 и части 3 статьи 12.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административное
наказание в виде лишения права управления транспортным средством,
законодатель нарушил статью 18 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 15, 17, 18, 33, 46,
55 Конституции РФ, ст. 3, 96, 97 Федерального конституционного закона
О конституционном Суде Российской Федерации,
ПРОШУ:
1. Признать положения статьи 3.8 в части возможности лишения
физического лица права управления транспортным средством и части 3
статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях несоответствующими части 2 статьи 17, статье 18, части
1 статьи 37, части 1 статьи 43, части 3 статьи 55 Конституции РФ.
Приложение:
1. Копия заявления в Конституционный суд РФ (3 экз.)
2. Текст статьи 3.8 и части 3 статьи 12.15 КоАП РФ
3. Квитанция об оплате госпошлины
4. Копия постановления мирового судьи судебного участка №7
Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 28 июля 2005 г. (3
экз.)
5. Справка с места работы (3 экз.)
_____________________2005 г. __________Рощин А.П.
Ссылки
1. http://www.ksrf.ru:8081/SESSION/S__6Zo3xsFp/PILOT/34,2
1. Vitalya - 17.11.2007 18:07:56
И какого было решение суда ?
2. Роман - 17.11.2007 18:14:54
Висит же в деле:
http://sutyajnik.ru/cases/170.html
3. Vitalya - 17.11.2007 18:17:04
Сори не заметил..
Добавить комментарий: