30.10.2021
Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. No. 1138-р Об
утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на
период до 2030 г.
12 мая 2021
1. Утвердить прилагаемую [1]Концепцию развития уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с
реализацией [2]Концепции, утвержденной настоящим распоряжением,
осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН
России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и
плановый период на указанные цели.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении
мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации учитывать положения [3]Концепции, утвержденной
настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНА
[4]распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г. No. 1138-р
Концепция
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на
период до 2030 года
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской
Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) является
документом планирования, определяющим в соответствии с вызовами,
стоящими перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации
(далее - уголовно-исполнительная система), цели и приоритетные
направления ее развития на указанный период в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных
норм и стандартов.
I. Итоги и достижения деятельности уголовно-исполнительной системы в
период с 2010 по 2020 год
В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные
акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства
Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением
уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и
улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
которыми:
установлено совершенствование компенсаторного судебного средства
правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих
условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;
установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению
свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение
(исправительный центр), расположенное на территории субъекта
Российской Федерации, в котором проживает один из его близких
родственников, либо на территории другого субъекта Российской
Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного
близкого родственника;
осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с
ходатайством об освобождении от отбывания наказания;
усовершенствован институт отсрочки отбывания наказания беременным
женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам,
имеющим ребенка и являющимся единственным родителем, до достижения
ребенком 14-летнего возраста;
установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с
ребенком и выезды для свидания с ребенком;
закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от
отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким
его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и
женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося в доме
ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока
наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести;
установлены отдельное содержание женщин, имеющих при себе детей в
возрасте до 3 лет, и беременных женщин от остальных подозреваемых и
обвиняемых, а также перемещение осужденных беременных женщин, женщин,
имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, по заключению врача о
возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских
работников);
определены нормы санитарной площади в камере следственного изолятора
на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося вместе с матерью,
в размере не менее 4 кв. метров;
установлен запрет на применение специальных средств и огнестрельного
оружия в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с
явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних;
в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время
содержания лица под стражей до вступления в законную силу приговора
суда;
закреплено право осуществления членами общественных наблюдательных
комиссий кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах
принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав;
предоставлена возможность создания в исправительных учреждениях
попечительских советов, в состав которых могут входить в том числе
представители общественных объединений и граждане;
утвержден порядок создания, функционирования и ликвидации
транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и
следственных изоляторах для временного содержания осужденных,
следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного
места отбывания наказания в другое;
обеспечены возможность присутствия представителей религиозных
организаций в местах лишения свободы, установление порядка
предоставления осужденным личных встреч со священнослужителями и
проведение религиозных обрядов и церемоний в учреждениях, исполняющих
наказания;
установлены обязательное проведение медицинского осмотра и выдача
медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных
и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых
помещениях камерного типа и одиночных камерах;
установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых
и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в
Европейском Суде по правам человека;
увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному
расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов
первой необходимости;
установлен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению
свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.
В 2012 и 2018 годах приняты федеральные законы, регулирующие вопросы
социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а
также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические
основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
В результате проводимой государственной политики, расширяющей
возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не
связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные
работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.
По состоянию на 1 января 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной
системы содержалось 482,9 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых,
что на 381,1 тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года
(на 1 января 2010 г. - 864 тыс. человек).
Так, в исправительных колониях по состоянию на 1 января 2021 г.
содержалось 354,1 тыс. человек, что на 369,8 тыс. человек меньше, чем
за аналогичный период 2010 года (на 1 января 2010 г. - 723,9 тыс.
человек).
В связи с применением таких мер пресечения, как домашний арест и
запрет определенных действий, количество лиц, содержащихся в
следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме
следственных изоляторов, значительно уменьшилось. По состоянию на 1
января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек, что на 27,2
тыс. человек меньше, чем за аналогичный период 2010 года (на 1 января
2010 г. - 131,4 тыс. человек). Также снизилось в 6 раз количество
осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за
счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики
правонарушений, в число которых входят федеральные органы
исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и
Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления.
По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях
состояли на учете 463,7 тыс. человек.
Проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений
уголовно-исполнительной системы, установлены социальные гарантии ее
сотрудникам, в том числе увеличено их денежное довольствие, введена в
эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.
По состоянию на 2010 год в мировом рейтинге пенитенциарных служб
уголовно-исполнительная система занимала 22-е место по количеству лиц,
отбывающих наказания, на 100 тыс. населения, по состоянию на 2020 год
- 26-е место.
С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере
деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к
2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб
уголовно-исполнительная система может занять 30-е место с последующим
прогнозируемым снижением к 2030 году.
При этом снижение показателя содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы лиц к 2024 году предположительно
составит 400 тыс. человек, к 2030 году - от 250 тыс. человек до 300
тыс. человек.
II. Вызовы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой
В современных условиях социально-экономического развития Российской
Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие
вызовы:
необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового
регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы;
выработка системного подхода при планировании размещения учреждений
уголовно-исполнительной системы;
модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные
условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в
населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на
городскую среду и распространение среди молодежи криминальной
субкультуры;
совершенствование производственной деятельности для обеспечения
необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения
взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;
развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение
наказаний в виде принудительных работ;
совершенствование системы оценки эффективности деятельности
уголовно-исполнительной системы;
усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма
в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование
здоровой морально-психологической обстановки, исключающей
противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не
адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы
пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию
востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к
существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной
преступности.
Таким образом, обозначенные вызовы требуют принятия дополнительных мер
для достижения основной цели уголовно-исполнительного законодательства
- исправления осужденных, а также их ресоциализации и социальной
адаптации.
III. Цели Концепции
Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства
закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления
государственности, являются:
обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания
наказаний и мер пресечения;
совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер
пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных
обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного
права, профилактика совершения преступлений;
исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения
наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства,
соответствующих законодательству Российской Федерации и международным
стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и
социальной работы с осужденными, направленное на формирование
уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития;
повышение эффективности уголовно-исполнительной системы,
предусматривающее совершенствование организации ее деятельности,
оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие
производства и формирование высокомотивированного и профессионального
кадрового потенциала;
повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о
деятельности пенитенциарной системы.
IV. Основные направления совершенствования и развития
уголовно-исполнительной системы
Основными направлениями развития современной уголовно-исполнительной
системы до 2030 года являются:
совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее
гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование;
учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных,
подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, медицинское
обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной
системы;
совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной
системы, предусматривающее:
организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы;
разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного
типа;
развитие сети исправительных центров;
совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;
проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие;
установление основных показателей эффективности деятельности
уголовно-исполнительной системы;
создание и развитие системы пробации;
обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы;
совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия
несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность
сотрудников уголовно-исполнительной системы;
повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества,
включая обратную связь с гражданами и средствами массовой информации,
международное сотрудничество.
V. Совершенствование и гуманизация уголовно-исполнительной политики
Развитие и систематизация законодательства Российской Федерации в
сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний,
повышение эффективности обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей
и отбывающих наказания, предусматривают:
совершенствование законодательства Российской Федерации в целях
улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых,
включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и
обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц,
содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с
изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с
содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после
освобождения;
изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в
следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении
преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором
суда;
обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
пресечение фактов применения к ним сотрудниками
уголовно-исполнительной системы недозволенных методов воздействия,
бесчеловечного, жестокого, унижающего человеческое достоинство
обращения, а также неправомерного применения физической силы и
специальных средств;
создание условий содержания с учетом международных стандартов, в том
числе улучшение условий содержания инвалидов и лиц, не способных или
ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно.
VI. Совершенствование организационно-структурного построения
учреждений уголовно-исполнительной системы
Важной задачей на этом направлении является подготовка и утверждение
Генеральной схемы размещения учреждений уголовно-исполнительной
системы - комплекса эффективных проектно-управленческих решений,
направленных на создание различных видов учреждений с учетом
региональной специфики, а также мнения субъектов Российской Федерации
и заинтересованных государственных органов:
о разработке и реализации проекта создания учреждения
уголовно-исполнительной системы объединенного типа;
о разработке и реализации типовых проектов создания современных
учреждений уголовно-исполнительной системы в целях достижения
соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и
обвиняемых правилам проектирования;
о снижении издержек на содержание уголовно-исполнительной системы;
о передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы
городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной
логистикой;
о ликвидации ветхих объектов в целях улучшения условий содержания
осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
об организации взаимодействия с органами государственной власти
регионов и муниципалитетов по вопросам дальнейшего использования
имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность
которых прекращена;
о развитии имеющейся производственной базы учреждений
уголовно-исполнительной системы, а также о создании дополнительных
рабочих мест для привлечения к оплачиваемому труду осужденных;
о создании условий для обеспечения реализации закрепленного на
законодательном уровне принципа отбывания осужденными наказания в
исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской
Федерации, в котором они проживали или были осуждены либо в котором
проживает их семья.
В целях оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы к 2024
году из 900 учреждений ликвидации подлежат 88.
VII. Проект создания учреждения объединенного типа
Проект предполагает создание учреждения объединенного типа в одном
регионе или на межрегиональной основе и включает в себя подготовку
технической документации, финансово-экономического обоснования,
создание правовых и организационных условий для функционирования
такого учреждения, в рамках которого планируется сосредоточить
исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре,
модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере
обеспечения режима и развития производственного сектора, а также
предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для
содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления
свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и
общественных организаций, включая оборудование помещений для
предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов,
органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая
оборудование помещений для осуществления их деятельности.
Разработку и реализацию проекта предполагается осуществить к 2024
году.
VIII. Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных
изоляторах уголовно-исполнительной системы
Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных
изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых
является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена
вступившим в законную силу приговором суда.
Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах
уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание,
влекущее применение ограничений и лишений.
Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых,
а также создания надлежащих условий содержания в следственных
изоляторах уголовно-исполнительной системы необходимо:
расширение перечня дополнительных платных услуг;
расширение перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут
иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также
приобретать по безналичному расчету;
совершенствование системы мер поощрения и взыскания;
расширение перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под
стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
совершенствование оказания медицинской помощи подозреваемым и
обвиняемым;
создание лицам, содержащимся под стражей, условий для занятия спортом
вне камер.
IX. Особенности содержания женщин с детьми, а также иных категорий
осужденных, подозреваемых и обвиняемых, имеющих несовершеннолетних
детей
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного
на обеспечение условий содержания осужденных, подозреваемых и
обвиняемых женщин и мужчин, имеющих несовершеннолетних детей,
предусматривает:
разработку типовой модели камер с улучшенными коммунально-бытовыми
условиями для содержания женщин с детьми и прогулочных дворов в
следственных изоляторах;
обеспечение нахождения ребенка в доме ребенка при исправительном
учреждении или передачи его органам опеки и попечительства или
опекунам на период нахождения матери на лечении в
лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы,
а также в медицинских организациях государственной системы
здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;
обеспечение возможности ежедневного принятия душа для беременных
женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей;
разработку единых минимальных требований (макет, типовой проект) к
оснащению помещений в домах ребенка, в том числе для проведения
кружковой, спортивно-массовой и культурно-массовой работы, спортивных
сооружений и объектов (площадок);
предоставление платных телефонных разговоров с детьми подозреваемой
или обвиняемой женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, а также
подозреваемому или обвиняемому мужчине, имеющему ребенка в возрасте до
14 лет и являющемуся единственным родителем, вне очереди;
закрепление требований к условиям перевозки женщин с детьми при
осуществлении конвоирования;
установление особенностей предоставления свиданий с
несовершеннолетними детьми содержащимся в следственных изоляторах
подозреваемым и обвиняемым;
расширение возможности применения института отсрочки отбывания
наказания в отношении беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в
возрасте до 14 лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и
являющегося единственным родителем;
увеличение возраста ребенка, находящегося в доме ребенка
исправительного учреждения либо следственного изолятора;
совершенствование оказания медицинской помощи детям, находящимся в
учреждениях уголовно-исполнительной системы совместно с матерями.
X. Обеспечение порядка и условий содержания подозреваемых, обвиняемых
и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы
В целях обеспечения порядка и условий содержания подозреваемых,
обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы,
а также повышения уровня их материально-бытового обеспечения
предполагается принятие дополнительных мер, предусматривающих:
увеличение количества свиданий осужденных с родственниками;
увеличение количества посылок, разрешенных к получению осужденными;
увеличение количества телефонных разговоров осужденных с
родственниками;
оптимизацию перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые
осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в
посылках, передачах, бандеролях либо приобретать;
упрощение порядка передачи книг подозреваемым, обвиняемым и
осужденным;
реализацию права подозреваемых, обвиняемых и осужденных на отправление
и получение электронных писем, а также электронное обращение к
уполномоченным по правам человека;
обеспечение приватности при установлении санузлов во всех учреждениях
уголовно-исполнительной системы;
создание коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условий
содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих
требованиям технических регламентов, стандартов, строительных норм и
правил;
обеспечение возможности приобретения подозреваемыми, обвиняемыми и
осужденными в магазинах при учреждениях уголовно-исполнительной
системы продуктов питания и предметов первой необходимости более
широкого ассортимента и качества, а также регулирования цен на товары;
обеспечение создания условий для поэтапного обеспечения подозреваемых,
обвиняемых и осужденных телевизорами и холодильниками;
обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и
осужденных при организации специальных перевозок, включая соблюдение
стандартов полезной площади на одного человека, питания;
обеспечение создания доступной среды для инвалидов как из числа
подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и из числа посетителей
учреждений уголовно-исполнительной системы;
увеличение норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и
лиц, содержащихся в следственных изоляторах;
повышение норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов
питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых,
обвиняемых и осужденных, находящихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, на мирное время;
улучшение порядка обеспечения осужденных к принудительным работам
одеждой, обувью и питанием при отсутствии у них собственных средств;
улучшение норм жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению
свободы в исправительных колониях.
XI. Медицинское обеспечение и санитарно-эпидемиологическое
благополучие лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной
системы
По сравнению с 2010 годом благодаря эффективному оказанию медицинской
помощи, внедрению современных методов профилактики, диагностики,
лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний
отмечается снижение смертности осужденных, подозреваемых и обвиняемых
в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 2 раза (в 2010 году -
4774 человека, в 2020 - 2400 человек), снижение количества заболевших
инфекционными заболеваниями (туберкулез, ВИЧ-инфекция) осужденных,
подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной
системы (в 2010 году выявлено 10124 случая заболевания ВИЧ-инфекцией,
в 2020 году - 4942, в 2010 году выявлен 8681 случай заболевания
туберкулезом, в 2020 году - 1516 случаев).
Совершенствование медицинского обеспечения осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, предполагает:
обеспечение реализации гарантированного права на беспрепятственное
получение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, информации
о своем здоровье, ознакомление с медицинской документацией, отражающей
состояние их здоровья, получение консультаций врачей - специалистов
медицинских организаций государственной системы здравоохранения и
муниципальной системы здравоохранения;
развитие в соответствии с лицензионными требованиями первичной
медико-санитарной помощи и отдельных видов специализированной
медицинской помощи, обеспечивающих снижение заболеваемости, смертности
и инвалидности;
выработку мер по повышению эффективности противодействия
распространению социально значимых заболеваний и заболеваний,
представляющих опасность для окружающих, совершенствованию системы
обеспечения инфекционной безопасности уголовно-исполнительной системы;
реформирование контрольно-надзорной деятельности государственной
санитарно-эпидемиологической службы Федеральной службы исполнения
наказаний, направленное на профилактику инфекционных заболеваний;
участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие
здравоохранения";
информатизацию медицинских организаций уголовно-исполнительной системы
с созданием медицинских информационных систем медицинских организаций,
осуществляющих взаимодействие с единой государственной информационной
системой в сфере здравоохранения и государственными информационными
системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, в
том числе по вопросам оказания медицинской помощи с применением
телемедицинских технологий, а также с информационными системами в
сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, в том числе с государственной информационной системой
обязательного медицинского страхования, и его территориальных фондов.
С учетом совершенствования медицинского обеспечения подозреваемых,
обвиняемых и осужденных к 2024 году прогнозируется снижение смертности
от заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы до 20
процентов, к 2030 году - до 50 процентов.
XII. Развитие сети исправительных центров
В целях исполнения наказания в виде принудительных работ сформирована
сеть исправительных центров в 76 субъектах Российской Федерации,
состоящая из 111 учреждений, с возможностью размещения в них 8,2 тыс.
осужденных.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в настоящее
время около 182 тыс. осужденных к лишению свободы имеют право по
решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и
могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в
исправительные центры.
Развитие сети исправительных центров предполагает создание таких
учреждений на базе имущества:
объектов, принадлежащих уголовно-исполнительной системе, с
использованием имущественных комплексов ликвидируемых учреждений;
предоставляемого в безвозмездное пользование организациями в целях
трудоустройства лиц, осужденных к принудительным работам;
субъектов Российской Федерации, передаваемого в оперативное управление
территориального органа уголовно-исполнительной системы.
В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей
категории осужденных предполагается участие бизнес-сообщества в их
трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных
объектов, а также привлечение к работам по очистке территории
Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения (отходов
производства и потребления).
В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как
исправительные центры, к 2024 году планируется кратное увеличение
размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 году - в полном
объеме.
XIII. Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности
уголовно-исполнительной системы, повышение уровня занятости осужденных
Создание условий для трудовой занятости осужденных и улучшение
производственно-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий
уголовно-исполнительной системы привело к увеличению до 40 процентов
доли трудоустроенных лиц на производственных объектах
уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих
привлечению к труду, которая по состоянию на 1 января 2021 г.
составила 128 тыс. человек.
Увеличение количества привлеченных к труду осужденных путем
совершенствования производственно-хозяйственной деятельности
уголовно-исполнительной системы предполагает:
создание условий для привлечения осужденных к оплачиваемому труду на
полный рабочий день;
улучшение условий трудовой деятельности и совершенствование системы
профессионального обучения и среднего профессионального образования
осужденных к лишению свободы;
зачет времени работы осужденного на объектах Арктической зоны
Российской Федерации в срок отбывания наказания в льготном исчислении;
создание условий для развития производства уголовно-исполнительной
системы;
обеспечение государственными, муниципальными и коммерческими заказами
на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
реализацию наиболее перспективных направлений производственной
деятельности;
расширение механизма привлечения учреждений уголовно-исполнительной
системы к выполнению государственных и муниципальных заказов как
единственного поставщика;
развитие материально-технической базы за счет бюджетных ассигнований,
выделяемых в рамках федеральной целевой программы на соответствующий
период, и дополнительного источника бюджетного финансирования.
Целью совершенствования производственно-хозяйственной деятельности
уголовно-исполнительной системы является увеличение к 2024 году до 55
процентов доли трудоустроенных лиц на производственных объектах
уголовно-исполнительной системы в общей численности лиц, подлежащих
привлечению к труду, к 2030 году - до 85 процентов.
XIV. Цифровая трансформация и научно-техническое развитие
уголовно-исполнительной системы
Проведение цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы и
внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений
и органов предусматривают:
создание и внедрение в деятельность Федеральной службы исполнения
наказаний, ее территориальных органов и учреждений единой
информационной системы, обеспечивающей сквозную автоматизацию рабочих
процессов, формирование баз данных по вопросам деятельности Службы;
создание и развитие систем сбора и обработки данных и принятие решений
на основе результатов применения искусственного интеллекта в части
расположения учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечения
безопасности (в том числе с использованием видеоаналитики и
прогнозирования поведения осужденных и сотрудников
уголовно-исполнительной системы), контроля за лицами, в отношении
которых применены меры пресечения, не связанные с заключением под
стражу, и контроля за поведением освобожденных;
создание единого защищенного управляемого информационного пространства
Федеральной службы исполнения наказаний для обеспечения внедрения и
эксплуатации информационных систем и информационных ресурсов
уголовно-исполнительной системы, предполагающих обработку
конфиденциальной информации, в том числе персональных данных и
сведений о подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также для
обеспечения межведомственного электронного взаимодействия с
информационными системами федеральных органов исполнительной власти,
правоохранительных и судебных органов;
создание методологической и технологической основы для формирования и
развития компетенций сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по
цифровой трансформации;
развитие научного потенциала уголовно-исполнительной системы,
способствующего получению научных и научно-технических результатов
высокого качества, в том числе с использованием новых технологий, и их
внедрение в практическую деятельность;
проведение научных исследований эффективности исполнения отдельных
видов уголовных наказаний и применения норм и институтов
уголовно-исполнительного права;
обеспечение права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на
предоставление свиданий с родственниками, проведение встреч с
уполномоченными по правам человека и членами общественных
наблюдательных комиссий, а также на участие в судебных заседаниях в
режиме видео-конференц-связи;
внедрение в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы
электронных баз постоянно обновляющихся нормативных правовых актов,
регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, а также необходимых им для защиты
своих интересов в судах;
применение системы электронных очередей для посещения адвокатами своих
подзащитных.
XV. Основные показатели эффективности деятельности
уголовно-исполнительной системы
В целях эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы
необходимо установление групп основных показателей, отражающих в том
числе информацию:
о соблюдении прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и
осужденных, включая информацию о количестве следственных изоляторов и
исправительных учреждений, в которых условия содержания соответствуют
законодательству Российской Федерации;
о развитии производственного сектора уголовно-исполнительной системы,
включая информацию о количестве осужденных к лишению свободы,
привлеченных к оплачиваемому труду;
об оказании медицинской помощи, включая информацию об уровне
смертности, в том числе от отдельных социально значимых заболеваний, о
доле осужденных к лишению свободы с диагнозом активного туберкулеза,
установленным в период нахождения в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, а также об обеспечении лиц,
нуждающихся в технических средствах реабилитации, абилитации в
соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
об исполнении наказания в виде принудительных работ, в том числе о
количестве мест для размещения осужденных к принудительным работам по
состоянию на конец отчетного периода;
об уровне особо учитываемых преступлений в следственных изоляторах и
исправительных учреждениях, о количестве суицидов подозреваемых,
обвиняемых и осужденных, а также о количестве возбужденных уголовных
дел в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы.
XVI. Создание и развитие системы пробации
Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества влечет
за собой ослабление, а нередко полный разрыв социальных связей, потерю
навыков жизни в обществе, что влияет на формирование дезадаптивной
направленности в поведении и, как следствие, на совершение повторных
преступлений.
В связи с этим необходимо создание системы ресоциализации и социальной
адаптации, предполагающей внедрение единых принципов и механизмов
оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным и
лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности
при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на
различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осужденного
в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Создание и развитие в Российской Федерации эффективной системы
пробации предусматривает:
на первом этапе (до 2024 года) - закрепление института пробации на
законодательном уровне, определение функции пробации, перечня задач и
полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные
инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения
жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от
отбывания наказания условно-досрочно;
на втором этапе (до 2030 года) - оказание содействия лицам,
освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом
устройстве.
Реализация указанных положений потребует:
развития системы уголовно-исполнительных инспекций;
совершенствования научно-методической базы в целях подготовки
квалифицированных кадров;
внедрения новых информационных технологий в деятельность
уголовно-исполнительных инспекций;
повышения уровня взаимодействия Федеральной службы исполнения
наказаний с органами государственной власти, органами местного
самоуправления и общественными организациями, а также с учреждениями и
предприятиями социального обслуживания по вопросам оказания адресной
социальной помощи осужденным и лицам, освободившимся из мест лишения
свободы.
В связи с созданием системы пробации предполагается, что количество
лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, к
2030 году снизится, в том числе за счет сокращения рецидивов
преступлений.
XVII. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы
В целях эффективного функционирования учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы необходимо проведение комплекса
мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья ее персонала,
подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, а также иных лиц, находящихся на
территории учреждений уголовно-исполнительной системы.
Для обеспечения безопасности деятельности уголовно-исполнительной
системы и ее объектов предполагается:
комплексная защита информационной инфраструктуры
уголовно-исполнительной системы;
оснащение исправительных учреждений, исправительных центров,
изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, и
следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы
интегрированными системами безопасности, современными техническими
средствами охраны и надзора;
использование спутниковых систем глобального позиционирования для
мониторинга передвижения специальных автомобилей и железнодорожных
вагонов для перевозки осужденных, а также оборудование специальных
автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;
совершенствование системы мониторинга поведения осужденных с помощью
технологий электронного контроля (электронные браслеты, беспроводные
технологии и др.), а также использования глобальных навигационных
систем ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS);
укрепление правопорядка и законности в исправительных учреждениях,
исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как
исправительные центры, и следственных изоляторах;
совершенствование ведомственного контроля, мониторинг и оценка
деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной
деятельности, в том числе в отношении лиц, осужденных за преступления
экстремистской направленности и террористического характера;
контроль за деятельностью по недопущению проникновения на территорию
учреждений уголовно-исполнительной системы радикально настроенных лиц
под видом благотворительных, общественно-политических, религиозных,
правозащитных и иных организаций, а также под видом средств массовой
информации;
разработка комплекса мер, направленных на своевременное выявление в
учреждениях уголовно-исполнительной системы лиц, являющихся носителями
экстремистских убеждений;
создание условий раздельного содержания отдельных категорий
подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях
уголовно-исполнительной системы;
совершенствование мер по профилактике побегов и доставки в учреждения
уголовно-исполнительной системы запрещенных предметов с использованием
современных технологий, в том числе беспилотных управляемых
летательных аппаратов;
мониторинг рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывавшими
наказание в местах лишения свободы;
совершенствование форм контроля за применением физической силы,
специальных средств и огнестрельного оружия, обеспечение привлечения к
ответственности должностных лиц за превышение полномочий и нарушение
прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и
порядка проведения досмотров и обысков лиц, посещающих учреждения
уголовно-исполнительной системы, направленное на проведение указанных
процедур в условиях, не унижающих человеческое достоинство;
совершенствование порядка проведения индивидуальной профилактики
правонарушений, включая постановку на профилактический учет,
конкретизацию категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных,
подлежащих постановке на профилактический учет, а также исключение
формальных оснований для постановки на профилактический учет;
совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам
установления административного надзора в отношении лиц,
освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при
условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске,
обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного
конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний,
совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных
технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной
системы.
XVIII. Совершенствование условий несения службы (выполнения работы)
К 2030 году планируется установление норматива штатной численности
персонала учреждений уголовно-исполнительной системы по отношению к
подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также к лицам, состоящим на
учете в уголовно-исполнительных инспекциях, из расчета 1:3.
В целях эффективного исполнения служебных (трудовых) обязанностей
сотрудниками уголовно-исполнительной системы и с учетом специфики
службы одним из приоритетных направлений является создание комфортных
условий для несения службы (выполнения работы) и возможностей для
продвижения по службе (работе).
Создание условий для несения службы (выполнения работы) сотрудниками
уголовно-исполнительной системы предусматривает:
оптимизацию организационно-штатной структуры учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы;
формирование стабильного высокопрофессионального кадрового состава
уголовно-исполнительной системы;
стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы,
предусматривающее создание многофакторной системы мотивации;
разработку и осуществление комплекса мер, направленных на повышение
привлекательности службы (работы) в уголовно-исполнительной системе,
конкурентоспособности Федеральной службы исполнения наказаний как
работодателя на рынке труда;
развитие материально-технической базы учреждений
уголовно-исполнительной системы.
XIX. Социальная защищенность сотрудников уголовно-исполнительной
системы
В целях обеспечения престижа службы в уголовно-исполнительной системы
необходимо установление гарантии высокого социального статуса
сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Повышение уровня социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной
системы предполагает:
повышение статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы;
совершенствование медицинского обеспечения сотрудников
уголовно-исполнительной системы, предусматривающее возможность
получения медицинской помощи в медицинских организациях
государственной и муниципальной систем здравоохранения и обеспечение
ее доступности;
участие в государственной программе Российской Федерации "Развитие
здравоохранения";
оснащение медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения
наказаний современным медицинским оборудованием;
предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или
строительства жилого помещения;
предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения,
право на получение которой удостоверяется государственным жилищным
сертификатом;
выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
XX. Повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского
общества
Современное развитие уголовно-исполнительной системы невозможно без
эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.
Развитие сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с
институтами гражданского общества предполагает:
активное привлечение представителей институтов гражданского общества к
участию в деятельности по оказанию содействия лицам, находящимся в
местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения
благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации
к жизни в обществе;
расширение взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам человека в
субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в
субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества и
общественными организациями, включая общественные наблюдательные
комиссии, в вопросах контроля за соблюдением прав осужденных и лиц,
содержащихся под стражей;
укрепление сотрудничества и расширение участия религиозных
организаций, относящихся к основным традиционным религиям, в
духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и лиц,
содержащихся под стражей, а также сотрудников уголовно-исполнительной
системы;
создание необходимых условий для осуществления деятельности
представителей институтов гражданского общества при оказании
содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
обеспечение на постоянной основе сотрудничества со средствами массовой
информации;
участие дисциплинарных комиссий в исправительных учреждениях в решении
вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в
другие, о применении к осужденным мер взыскания, а также закрепление
порядка создания указанных комиссий.
XXI. Развитие международного сотрудничества
Международное сотрудничество, изучение и внедрение международного
опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в уголовно-исполнительную
систему является одной из важнейших задач в процессе дальнейшего
совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения
наказаний.
Расширение и укрепление международного сотрудничества предусматривает:
активизацию участия Федеральной службы исполнения наказаний в
мероприятиях, проводимых под эгидой Организации Объединенных наций,
Международной ассоциации исправительных учреждений и тюрем,
Глобального контртеррористического форума, Совета Европы, Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской организации
тюрем и исправительных учреждений, других международных организаций,
касающихся сферы исполнения наказаний и обращения с осужденными;
развитие нормативно-правовой базы обеспечения международного
сотрудничества в пенитенциарной сфере;
создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов
Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского
Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных
правил;
организацию и углубление сотрудничества с органами, комитетами
международных, правительственных и общественных организаций, тюремными
администрациями зарубежных стран;
обеспечение реализации комплекса организационно-методических
мероприятий по выполнению международно-правовых обязательств
Российской Федерации в части соблюдения законности содержания
осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства в исправительных
учреждениях, освобождения из мест лишения свободы, выдачи иностранных
граждан, совершивших преступления и отбывающих наказание на территории
Российской Федерации, их государствам для отбывания наказания,
экстрадиции, приема из-за рубежа осужденных российских граждан;
совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам
исполнения по отношению к иностранным гражданами и лицам без
гражданства уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества,
передачи иностранных граждан для исполнения таких наказаний в
государства гражданской принадлежности;
формирование национальных правовых механизмов предотвращения нарушений
и восстановление нарушенных прав осужденных, подозреваемых и
обвиняемых, гарантированных в силу международных обязательств
Российской Федерации.
XXII. Реализация Концепции
Реализация положений Концепции осуществляется в 2 этапа:
на первом этапе (2021 - 2024 годы) предусматривается исполнение плана
мероприятий по реализации Концепции в части, включающей разработку
нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений
Концепции, в том числе улучшение условий содержания подозреваемых,
обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях
уголовно-исполнительной системы, разработку и корректировку
федеральных целевых программ по основным направлениям реализации
Концепции, а также на создание условий для развития электронного
взаимодействия с другими государственными органами;
на втором этапе (2025 - 2030 годы) предусматривается дальнейшее
совершенствование мер администрирования уголовно-исполнительной
системы, в том числе реализация скорректированных положений Концепции
во исполнение утвержденного плана, а также подведение итогов
реализации Концепции и разработка проекта документа по планированию
дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы.
XXIII. Финансовое обеспечение
Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, предполагается
осуществлять за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год и
плановый период на указанные цели.
Структура расходов и основные направления финансирования могут
пересматриваться на различных этапах реализации Концепции при
формировании и корректировке планов реализации Концепции и
государственных программ Российской Федерации.
References
1. file://localhost/tmp/\l
2. file://localhost/tmp/\l
3. file://localhost/tmp/\l
4. file://localhost/tmp/\l
Добавить комментарий: