Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "ОФ "Правборец" против ФСС и Минюста: возврат налога"


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2003 о частичном удовлетворении требований "Правоборца"

 

16.06.2003

 

                    Арбитражный суд Свердловской области

                        Именем Российской Федерации

                                  РЕШЕНИЕ

   г.Екатеринбург 16 июня 2003г.
   Дело ! А60-3379/2003-С5

   Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва
   Ю.К. рассмотрел 07.05.2003 в судебном заседании дело по заявлению
   общественного фонда Правоборец к Свердловскому региональному отделению
   Фонда  социального страхования Российской Федерации в лице его филиала
   №  8и  Фонду  социального страхования Российской Федерации о взыскании
   убытков
   В судебном заседании приняли участие: от истца - президент Гузева КВ..
   (выписка  из  протокола от 23.01.2001), от первого ответчика - главный
   специалист  Ситникова А.П. (доверенность от 22.04:2003 N2 92), главный
   специалист-ревизор Карклина Т.Н. (доверенность от 08.05.2003 № 99).

   Второй  ответчик  в  заседание  не  явился,  в  деле  имеется почтовое
   уведомление  от  17.04.2003  №  84768.  В  соответствии  с  правилами,
   предусмотренными  ч.1  ст.123  АПК  РФ,  ответчик считается извещенным
   надлежащим  образом,  и  дело  рассматривается  в  его  отсутствие  на
   основании ч.З ст.156 АПК РФ.

   Объявлен  состав  суда.  Разъяснены  права  лиц,  участвующих  в деле.
   Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

   В   судебном   заседании  объявлялись  перерывы  до  14.05.2003  и  до
   21.05.2003.

   Истец  уточнил  размер  требований  и  просит  взыскать  с  ответчиков
   солидарно  убытки  в  размере  18  500  рубля. Первоначально заявитель
   просил взыскать 18 992 рубля.

   Мотивируя   свои   требования,  истец  ссылается  на  то,  что  им  из
   собственных   средств   были   выплачены   работнику   Сутугиной  С.В.
   единовременное  пособие  при  рождении  ребенка  и пособие по уходу за
   ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 18 500 рублей.
   Указанные   выплаты   должны   производиться  за  счет  средств  Фонда
   социального  страхования Российской Федерации, однако расходы истца по
   выплате указанных пособий ему не возмещены.

   Свердловское   региональное   отделение   ФСС   РФ  (первый  ответчик)
   представило  отзыв,  исковые требования не признало, сославшись на то,
   что расходы истца по выплате пособий в 4 квартале 2002 года признаны в
   сумме  18 292 рубля; из указанной суммы 6 299 рублей составляет единый
   социальный  налог, вопрос о возврате (зачете) которого должен решаться
   через  налоговую  инспекцию,  а  оставшаяся часть в сумме 11 993 рубля
   перечислена истцу 26.03.2003.

   Фонд  социального  страхования  Российской Федерации (второй ответчик)
   отзыв не представил.

   Заслушав  объяснения  лиц,  участвующих  в деле, исследовав письменные
   доказательства, суд установил:

   Общественным  фондом  Правоборец  (далее - фонд Правоборец) 11.10.2002
   выплачены работнику Сутугиной С.В. единовременное пособие при рождении
   ребенка  в  размере  4500  руб.  и  пособие  по  уходу  за ребенком до
   достижения  им  возраста  полутора  лет  в  размере  14 тыс. рублей. С
   требованием  о возмещении указанных расходов в сумме 18 292 рубля фонд
   Правоборец   27.11.2002  и  28.11.2002  обращался  к  государственному
   учреждению   Свердловское  региональное  отделение  Фонда  социального
   страхования  Российской  Федерации  (далее - региональное отделение) в
   лице  его  филиала  №  8,  однако,  региональное  отделение письмом от
   18.12.2002 № 03/2/07/7786 сообщило о необоснованности требования.

   Не  согласившись  с  решением  регионального отделения фонд Правоборец
   обратился в арбитражный суд.

   Суд  считает,  что  требования  фонда Правоборец следует удовлетворить
   частично в сумме 675 рублей по следующим основаниям.

   Согласно   статье   4   Федерального   закона  от  19.05.95  №81-ФЗ  О
   государственных    пособиях    гражданам,    имеющим   детей   выплата
   государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет
   средств    Фонда   социального   страхования   Российской   Федерации.
   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 04.09.95 № 883
   утверждено  Положение  о  порядке назначения и выплаты государственных
   пособий  гражданам, имеющим детей, в соответствии с которым работающим
   женщинам  указанные  пособия  выплачивается  по  месту работы (службы,
   учебы).

   Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации,
   утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
   12.02.94 № 101, определено, что одной из основных задач Фонда является
   обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе, пособий
   при
   рождении  ребенка  и  по  уходу  за ребенком до достижения им возраста
   полутора
   лет (п.6).

   Тем же Положением установлено, что средства Фонда направляются, в
   частности,   на   выплату  пособий  по  временной  нетрудоспособности,
   беременности  и  родам,  женщинам,  вставшим  на  учет  в ранние сроки
   беременности,  при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу
   за  ребенком  до  достижения им возраста полутора лет (п. 8), а также,
   что  осуществляют  финансовую  деятельность по обеспечению социального
   страхования   в   регионе   и  производят  расчеты  со  страхователями
   региональные отделения Фонда и их филиалы (п.25).

   Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 №11 утверждена Инструкция о
   порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской
   Федерации (далее -- Инструкция), которой предусмотрено, что расходы по
   государственному      социальному      страхованию,     осуществляются
   страхователями
   через  их  бухгалтерии.  При  этом  страхователи - плательщики единого
   социального
   налога (взноса) осуществляют расходы по государственному социальному
   страхованию   в   счет   начисленного   единого   социального  налога,
   подлежащего
   зачислению в Фонд (п.2.4 и 2.5).
   Сумма начисленного в Фонд единого социального налога (взноса),
   уменьшенная на сумму произведенных страхователем расходов по
   государственному  социальному страхованию, перечисляется страхователем
   в
   Фонд(п.2.6).

   В  случае  превышения  суммы  расходов по государственному социальному
   страхованию   над   суммой  начисленного  единого  социального  налога
   (взноса),  подлежащего  зачислению  в Фонд, страхователь обращается за
   возмещением  средств (дотацией) в отделение (филиал отделения) Фонда с
   представлением   расчетов   по   размерам   средств,  необходимых  для
   осуществления  расходов  по  государственному социальному страхованию.
   Выделение  средств  страхователю  осуществляется  отделением (филиалом
   отделения) Фонда б соответствии с Пунктами 3,4-3,5 Инструкции (п.2.7).
   Пунктами  3.4  -  3.5  Инструкции  установлено,  что отделение (филиал
   отделения)  Фонда возмещает расходы, произведенные страхователем сверх
   суммы  единого  социального  налога (взноса), подлежащего зачислению в
   Фонд, на основании представленной страхователем расчетной ведомости по
   средствам   Фонда  социального  страхования  Российской  Федерации  за
   отчетный   период,   подтверждающей   произведенные  расходы,  и  иных
   документов, установленных Фондом.

   Приведенные    положения    Инструкции    согласуются   с   правилами,
   предусмотренными   статьей   243   Части   второй  Налогового  кодекса
   Российской Федерации.

   Как видно из материалов дела, государственным учреждением Свердловское
   региональное   отделение   Фонда  социального  страхования  Российской
   Федерации  (далее  --  региональное  отделение) в лице его филиала № 8
   22.10.2002 проведена документальная проверка расходов фонда Правоборец
   на цели государственного социального страхования.

   Актом  №  516с/с  расходы  фонда Правоборец на указанные цели признаны
   обоснованными  в  размере 18 292 рубля (не принято к зачету 883 рубля,
   признаны  ч  заниженными  расходы  в  сумме  675 рублей). Данный вывод
   фондом Правоборец не оспаривается.

   В  соответствии  с правилами, предусмотренными ч.2 ст.70 АПК РФ, между
   сторонами достигнуто соглашение о том, что расходы фонда Правоборец по
   выплате  пособий  по  социальному  страхованию  в 4 квартале 2002 года
   составили 18 292 рубля.

   Достигнутое  в судебном заседании соглашение сторон по обстоятельствам
   внесено  в протокол судебного заседания и удостоверено их подписями. В
   силу  ч.2 ст. 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого
   между  ними  соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в
   качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

   - Согласно разделу I Расчеты по единому социальному налогу (вносу)
   расчетной   ведомости   по  средствам  Фонда  социального  страхования
   Российской  Федерации  за  4  квартал 2002 года (представлена в филиал
   регионального  отделения 15.01.2003) фондом Правоборец начислен единый
   социальный налог за 2002 год в размере 5 624 рубля.
   Таким образом, превышение суммы расходов по государственному
   социальному  страхованию  над  суммой начисленного единого социального
   налога  (взноса),  подлежащего  зачислению  в  Фонд, составляет 12 668
   рублей (18 292 минус 5 624).

   Следовательно, именно эта сумма должна быть возмещена фонду Правоборец
   региональным отделением.

   Платежным поручением от 26.03.2003 № 635 региональное отделение

   перечислило  фонду Правоборец в возмещение расходов на выплату пособий
   11 993 рубля. Оставшаяся часть в размере 675 рублей не возмещена фонду
   Правоборец  неправомерно,  и  в  указанной  части требования заявителя
   подлежат удовлетворению.

   В  остальной  части требования заявителя не подлежат удовлетворению по
   следующим основаниям.

   В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ
   О  введении  в  действие  части  второй  Налогового кодекса Российской
   Федерации  и  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты
   Российской  Федерации  о  налогах  с  1  января  2001 года контроль за
   правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов
   в  государственные  социальные  внебюджетные фонды (в том числе - Фонд
   социального  страхования Российской Федерации), уплачиваемых в составе
   единого   социального   налога   (взноса),  осуществляется  налоговыми
   органами Российской Федерации.

   Вместе  с  тем,  абзацем  вторым  указанной  статьи предусмотрено, что
   порядок    расходования    средств,   уплачиваемых   (зачисляемых)   в
   вышеуказанные  фонды, а также иные условия, связанные с использованием
   этих  средств,  устанавливаются законодательством Российской Федерации
   об обязательном социальном страховании.

   Порядок   расходования   средств,   зачисляемых   в  Фонд  социального
   страхования  Российской  Федерации,  а также иные условия, связанные с
   использованием этих средств определены Федеральным законом от 16.07.99
   № 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования.

   Согласно  статье  11  названного  закона  исполнительные  органы фонда
   обязаны  обеспечивать контроль за расходами на обязательное социальное
   страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах
   обязательного  социального страхования, и имеют право, в частности, не
   принимать  к  зачету  расходы  на обязательное социальное страхование,
   произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

   Таким  образом, после 1 января 2001 года за органами Фонда социального
   страхования   Российской   Федерации   сохранено  право  осуществления
   контроля за расходованием средств фонда.

   Решение  же  вопроса  о  зачете  (возврате)  сумм  излишне уплаченного
   единого  социального  налога  вышеупомянутой  статьей  9  Федерального
   закона  от  05.08.2000  №  118-ФЗ  отнесено  к  компетенции  налоговых
   органов.

   Порядок зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в
   государственные социальные внебюджетные фонды и единого социального
   налога   (взноса)  определен  приказом  МНС  России  от  29.12.2000  !
   БГ-3-07/466 и разъяснён письмом МНС России от 23.08.2001! БГ-6-05/448.

   При таких обстоятельствах требования фонда Правоборец к
   региональному   отделению   в   части   расходов  по  государственному
   социальному
   страхованию,  не  превышающих  суммы  начисленного единого социального
   налога (взноса), не подлежат удовлетворению.

   Поскольку в силу статьи 5 Закона РФ О государственной пошлине
   региональное  отделение  как государственное учреждение освобождено от
   уплаты   госпошлины,   уплаченная   заявителем   госпошлина   подлежит
   возвращению из федерального бюджета.

   На  основании  изложенного,  руководствуясь статьями 167-170 и 110 АПК
   РФ, суд решил:

   Требования заявителя удовлетворить частично.

   Взыскать   с  государственного  учреждения  Свердловское  региональное
   отделение  Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу
   общественного фонда Правоборец убытки в размере 675 рублей.

   В удовлетворении остальной части требований отказать.

   Возвратить  общественному  фонду  Правоборец  из  федерального бюджета
   государственную  пошлину  в размере 661 рубль 64 копейки, в том числе:
   606  рублей  72 копейки в порядке распределения судебных расходов и 54
   рубля 92 копейки как излишне уплаченную.

   Решение   может   быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  апелляционной
   инстанции  в  месячный  срок  со  дня принятия. Датой принятия решения
   считается дата изготовления решения в полном объеме.

   Судья Ю.К. Киселев


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.