18.04.2006
В Уставный Суд Свердловской области от представителя заявителя Любаря Андрея Владимировича по доверенности Качанова Романа Евгеньевича Дополнительные пояснения по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 приложения 12 Перечень нормативных актов, действия которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию к решению Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/ 1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год Помимо доводов, изложенных в запросе Любаря Андрея Владимировича, о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 приложения 12 Перечень нормативных актов, действия которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию к решению Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/ 1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год (далее - оспариваемое Решение), полагаю необходимым обратить внимание Уставного Суда Свердловской области на следующие важные обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого заявителем нормативного акта Уставу Свердловской области. 1. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В.Жмаковского" Конституционный Суд РФ установил, что В правовой системе Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) федеральный закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. По смыслу статьи 104 (часть 3) во взаимосвязи с другими указанными положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их Бюджетным кодексом Российской Федерации, в федеральный закон о федеральном бюджете - исходя из его природы и предназначения в правовом государстве - включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон. Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы. Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований - федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами (абзацы 8, 9 и 10 пункта 2 мотивировочной части). Исходя из принципа единства бюджетной системы в Российской Федерации, представляется очевидным, что данная правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом РФ, распространяется не только на федеральные законы о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год, но и на законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, а также на решения представительных органов муниципальных образований о бюджетах муниципальных образований на финансовый год. Таким образом, оспариваемым Решением не могут быть приостановлены нормативные акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина. Кроме того, в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей бюджетные полномочия органов местного самоуправления, данные органы, в частности, осуществляют установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. В муниципальном образовании город Екатеринбург данный порядок урегулирован Положением О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Екатеринбург (в редакции Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.02.2005 N 71/1), утвержденным Решением Екатеринбургской городской думы от 22 апреля 2003 г. N 38/2. Данное Положение не предусматривает возможность приостановления действия нормативных актов органов местного самоуправления города Екатеринбурга, в том числе тех, которые закрепляют те или иные права и льготы в области социального обеспечения. Не предусмотрено это также и в Бюджетном кодексе РФ и иных актах законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.... В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Устава Свердловской области Все государственные органы и должностные лица при решении вопросов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, должны совершать действия в соответствии с федеральными и областными законами. Кроме того, как неоднократно указывал Уставный Суд, из статьи 90 Устава Свердловской области непосредственно вытекает принцип законности деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, оспариваемое Решение также вступает в противоречие со статьями 19 (пункт 7) и 90 Устава Свердловской области. 2. В соответствии со статьей 90 Устава Свердловской области Местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Как неоднократно указывалось Уставным Судом Свердловской области, принцип законности является одним из важнейших принципов деятельности органов местного самоуправления, в том числе и при издании ими нормативных правовых актов. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Решение Екатеринбургской городской Думы О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год в оспариваемой заявителем части самым очевидным образом затрагивает права и свободы человека и гражданина и, более того, ограничивает эти права. В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Аналогичное правило установлено и в пункте 2 статьи 50 Устава муниципального образования город Екатеринбург, в соответствии с которым Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. При этом обращаю особое внимание Уставного Суда на то обстоятельство, что согласно части 3 статьи 47 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что возможность ознакомления граждан с нормативным актом должна быть обеспечена еще до вступления его в силу. Т.е. по общему правилу нормативный акт, затрагивающий права и свободы человека и гражданина, не может быть введен в действие даже с момента его опубликования. Так, например, в Постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об акцизах Конституционный Суд РФ отметил, что День, ... которым датирован выпуск Собрания законодательства Российской Федерации с текстом закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами (абзац 2 пункта 6 мотивировочной части). Формулируя правовые позиции относительно рассматриваемого вопроса, Конституционный Суд РФ исходит из правил, установленных Федеральным законом О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, даже тогда, когда речь идет о нормативных актах, которые не являются ни федеральными конституционными законами (федеральными законами), ни актами палат Федерального Собрания. Так, в Определении от 23 июня 2000 года № 182-О по жалобе общества с ограниченной ответственностью Волгаойлсервис на нарушение конституционных прав и свобод Законом Чувашской Республики О налоге с продаж по порядку введения его в действие Конституционный Суд отметил, что Вопрос о конституционности законоположений, допускающих придание обратной силы законам, вводящим новый налог или ухудшающим положение налогоплательщиков, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока после дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу (пункт 2 мотивировочной части). В другом Определении Конституционный Суд РФ применительно к законам субъектов РФ указал на то, что По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обязательные требования предъявляются не только к форме, процедуре принятия и содержанию закона субъекта Российской Федерации, но и к порядку введения его в действие: в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель субъекта Российской Федерации должен определять разумный срок введения в действие соответствующего закона (Постановление от 30 января 2001 года N 2-П) (абзац 2 пункта 3 мотивировочной части Определения от 10 марта 2005 года № 71-О по запросу Самарского областного суда о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Данные правила, сформулированные Конституционным Судом РФ также непосредственно вытекают из содержания и смысла части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Как следует из пунктов 19 и 20 оспариваемого Решения, оно вступило в силу со дня подписания и подлежало опубликованию в Вестнике Екатеринбургской городской Думы и газете Вечерний Екатеринбург уже после вступления его в силу. При этом оспариваемое Решение было опубликовано в данных изданиях только 30 декабря 2005. В связи с тем, что приостановление действия льготы по оплате жилья для инвалидов 1 и 2 группы по общему заболеванию происходило уже через один день после опубликования оспариваемого Решения (с 1 января 2006 года), которое к тому времени уже вступило в законную силу, данная категория граждан была лишена возможности своевременного ознакомления с этим Решением, которое не просто затрагивало, но и умаляло их права и свободы. Таким образом, Екатеринбургской городской думой не было обеспечено как вступление оспариваемого Решения в силу после его опубликования, так возможность своевременного, до введения его в действие, ознакомления с ним в разумные сроки теми гражданами, на которых оно распространялось, т.е. были нарушены сразу два правила, касающихся вступления нормативного акта в силу. Следовательно, оспариваемое Решение вступает в противоречие со статьей 90 Устава Свердловской области также по указанным основаниям. Представитель Любаря А.В. ________________Качанов Р.Е. 18.04.2006 г. 4
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: