05.03.2001
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Мотивированное решение составлено 05 марта 2001 года. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 марта 2001 года Свердловский областной суд в составе: судьи Свердловского областного суда Лазаревой Е.Г., при секретаре Крылатых Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Беляева Сергея Ивановича о признании недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания - Указа Губернатора Свердловской области № 274 от 15 июля 1996 года О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области в части утверждения подпунктов 2 и 3 пункта 38 Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области а также Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области в части подпунктов 2 и 3 пункта 3.8, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 15 июля 1996 года № 274 О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области, УСТАНОВИ Л: Беляев СИ. обратился в суд с заявлением о признании недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания - Указа Губернатора Свердловской области № 274 от 15 июля 1996 года О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области в части утверждения подпунктов 2 и 3 пункта 3.8 Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области, а также Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области в части подпунктов 2 и 3 пункта 3.8, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 15 июля 1996 года № 274 О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области. В обоснование заявленных требований представитель Беляева С.И Берк Р.А. пояснила, что оспариваемые нормы Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 15 июля 1996 года № 274 О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области противоречат статье 15, 19 Федерального закона Об общественных объединениях, в которых закреплено равенство прав членов общественных объединений и установлено, что принадлежность или не принадлежность граждан к общественным объединениям не может служить условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ. Кроме того, данные нормы нарушают принцип равенства граждан членов общественных объединений, а также положения статей 11 и 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, и пользование данным правом должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации но признаку политических пли иных убеждений. Беляев С.И. избран Президентом Уральского профсоюзного центра, который является общественным объединением Предоставление льгот по включению в стаж государственной службы периодов времени, указанных в оспариваемых нормах, только тем, кто находится на освобожденных выборных должностях в профсоюзных органах областей, в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления, и не предоставление таких льгот Беляеву С.И., нарушает его права, как президента профсоюзной организации Губернатор Свердловской области с заявленными требованиями не согласен, его представитель Литвинова И.Н. пояснила, что заявленные требования являются необоснованными. Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Губернатором Свердловской области в пределах его полномочий, не противоречат действующему федеральному и областному законодательству, и не нарушают прав Беляева С.И., который не является государственным служащим. Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Указом № 274 от 15 июля 1996 года Губернатора Свердловской области О порядке исчисления стажа государственной службы государственного служащего Свердловской области утверждено Положение О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области. подпунктами 2 и 3 пункта 38 которою предусмотрено, что в стаж государственной службы государственного служащего Свердловской области включаются следующие периоды работы (службы) в государственных органах, учреждениях и организациях бывшего Союза ССР на освобожденных выборных должностях в центральных профсоюзных органах Союза ССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах, в аппаратах этих органов, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления на освобожденных выборных должностях в органах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов, горкомов,ваппаратах этих органов, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (до момента введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона СССР). Стаж государственной службы дает государственным служащим Свердловской области право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение доплаты к пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Суд не может согласиться с доводами Беляева С. И. о недействительности оспариваемых норм, поскольку, по его мнению, данные нормы противоречат статьям 6, 15, 19 Федерального закона Об общественных объединениях, и тем самым нарушают его права, как члена общественного объединения Уральский профсоюзный центр, президентом которого он является. Суд считает, что оспариваемые нормы Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области не противоречат статье 15 Федерального 'Закона Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ в редакции Федеральных законов от 17 мая 1997 года 78-ФЗ, от 19 июля 1998 года № 112-ФЗ, оспариваемых норм и норм Федерального закона Об общественных объединениях разный предмет правового регулирования. Согласно статье 1 Федерального закона Об общественных объединениях предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Статья 15 Федерального закона Об общественных объединениях, определив принципы создания и деятельности общественных объединений, установила, что общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Положение О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области не регулирует отношения, касающиеся общественных объединений, в том числе по вопросам их создания и деятельности, не устанавливает какие-либо права, обязанности общественных объединений, а также какие-либо преимущества или льготы общественным объединениям. Данное Положение регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и исчислением стажа государственной службы государственного служащего Свердловской области, дающего право па получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение доплаты к пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию. Суд находит ошибочными доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм статье 6 и 19 Федерального закона Об общественных объединениях, поскольку считает, что -эти доводы основаны па неправильном толковании положений данных норм Федерального закона Об общественных объединениях. Статья 6 Федерального закона Об общественных объединениях предусматривает, что члены общественного объединения физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности Анализ статьи 6 Федерального закона Об общественных объединениях дает основание сделать вывод о том, что данная норма закрепила равенство прав членов общественного объединения, имея ввиду равенство прав членов одного и того же общественного объединения, которые они имеют согласно уставу этого общественного объединения. Данный вывод также подтверждается анализом статьи 6 и статьи 20 Федерального закона Об общественных объединениях в их совокупности. Так, статья 20 Федерального закона Об общественных объединениях устанавливает, что устав общественного объединения должен предусматривать права и обязанности членов данного общественного объединения При этом, статья 6 Федерального закона Об общественных объединениях, устанавливая равенство прав и обязанностей членов общественного объединения, предусматривает, что члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения. Таким образом, в статье 6 Федерального закона Об общественных объединениях закреплено равенство прав и обязанностей членов одного и того же общественного объединения, установленных уставом данного общественного объединения, исходя из целей, для которых создано общественное объединение, и необходимых для осуществления общественным объединением своей деятельности, а не равенство прав членов различных общественных объединений, как ошибочно полагает заявитель. Оспариваемые нормы Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области не устанавливают таких прав и обязанностей для отдельных граждан, как членов общественного объединения, следовательно, не противоречат указанным нормам Федерального закона Об общественных объединениях и не нарушают равенство прав членов общественного объединения, закрепленное статьей 6 данного Федерального закона. По мнению заявителя, статья 19 Федерального закона Об общественных объединениях без каких-либо условий запрещает установление государством каких-либо льгот и преимуществ членам одних общественных объединений перед другими Суд не может согласиться с заявителем, поскольку статья 19 Федерального закона Об общественных объединениях устанавливает, что принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, данная норма Федерального закона Об общественных объединениях прямо предусматривает такую возможность в случаях. предусмотренных законодательством Российской Федерации. Суд считает ошибочным довод заявителя о противоречии оспариваемых норм Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области пункту 11 статьи 5 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации, закрепляющему принцип внепартийности государственной службы. В статье 5 Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ в редакции Федеральных законов от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ, от 07 ноября 2000 года № 135-ФЗ закреплен принцип внепартийности государственной службы, при этом пунктом 12 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что государственный служащий не праве использовать свое служебное положение в интересах политических партий для пропаганды отношения к ним, а также то, что в государственных органах не могут создаваться структуры политических партий. Включение в стаж государственной службы государственного служащего Свердловской области периодов времени, указанных в подпункте 3 пункта 3.8 Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области не противоречит данным нормам указанного Федерального закона Об основах государственной службы Российской Федерации, поскольку не означает возможность образования, разрешение на образование в государственных органах структур политических партий. В настоящее время действует Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной - государственной службы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 года № 1233 О реализации Указа Президента РФ от 15 июня 1999 года № 755 О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года № 854 О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих (с дополнением, внесенным постановлением Правительства РФ от 04 января 2000 года № 2). В подпунктах "М" и "Н" пункта 8 приложения 1 Периоды государственной службы (работы), учитываемые при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии данного Положения указаны периоды, аналогичные периодам, указанным в оспариваемых заявителем подпунктах 2 и 3 пункта 38 Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области. Из разъяснения от 09 апреля 1996 года № 3 О некоторых периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 09 апреля 1996 года № 19, следует, что в целях социальной защиты лиц, работавших в аппаратах центральных профсоюзных органов Союза ССР, профсоюзных органов союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления, в аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов, горкомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года, время работы в данных организациях и учреждениях учитывается при исчислении стажа государственной службы, поскольку они в соответствии с ранее действующим законодательством выполняли в бывшем СССР функции государственного управления. Суд считает, что включение в стаж государственной службы государственного служащего Свердловской области оспариваемыми нормативными правовыми актами аналогичных периодов, является обеспечением социальных гарантий граждан государственных служащих Свердловской области, работавших в таких учреждениях и организациях в указанный период времени, и не ущемляет права заявителя, избранного президентом общественного объединения Уральского профсоюзного центра 07 сентября 1995 года С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что право заявителя па равенство прав и свобод независимо от убеждений, принадлежности к общественным объединениям, гарантированное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в данном случае не нарушено. Также суд не находит, что нарушены права заявителя, предусмотренные статьей 11 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку оспариваемые нормы Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области не препятствуют заявителю в реализации предоставленного данной Конвенцией права па свободу ассоциаций с другими гражданами, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Таким образом, суд не находит, что оспариваемые нормы противоречат статьям 6, 15, 19 Федерального закона Об общественных объединениях, а также, что они приняты в нарушение положений статьи 19 Конституции РФ и статьей 11,14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Судом установлено, что Указ Губернатора Свердловской области № 274 от 15 июля 1996 года О порядке исчисления стажа государственной службы государственного служащего Свердловской области, которым утверждено Положение О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области, был издан в целях реализации пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 1 19-ФЗ Об основах государственной службы Российской Федерации, Областного закона О государственной службе Свердловской области, в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации пунктом Ж части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 1 19-ФЗ О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным законом Об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 года № 1 19-ФЗ (действующим в настоящее время в редакции Федеральных законов от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ, от 07 ноября 2000 года № 135-ФЗ), а также в пределах полномочий Губернатора Свердловской области, предоставленных статьей 46 Устава Свердловской области. Данные нормативные правовые акты в части оспариваемых норм не противоречат действующему федеральному законодательству, а также действующему областному законодательству - Областному закону О государственной службе Свердловской области от 18 октября 1995 года № 26-ОЗ в редакции Областных законов № 37-ОЗ от 26 декабря 1995 года и № 25-ОЗ от 15 июля 1999 года, Областному закону О стаже государственной, муниципальной службы Свердловской области от 21 января 1997 года № 5-ОЗ, не нарушают какие-либо права и охраняемые законом интересы заявителя, не создают угрозу нарушения его прав и охраняемых законом интересов, а также не создают препятствия осуществлению заявителем принадлежащих ему прав. Данные нормативные правовые акты официально опубликованы. Таким образом, суд находит, что оснований для удовлетворения требований Беляева С.И. не имеется. Руководствуясь статьями 191. 197 ГПК РСФСР. РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Беляеву Сергею Ивановичу о признании недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания - Указа Губернатора Свердловской области № 274 от 15 июля 1996 года О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области в части утверждения подпунктов 2 и 3 пункта 38 Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области, а также Положения О стаже государственной службы государственного служащего Свердловской области в части подпунктов 2 и 3 пункта 3, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 15 июля 1996 года № 274 О порядке исчисления срока государственной службы государственного служащего Свердловской области. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Свердловский областной суд.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: