24.04.2006
Именем Свердловской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/1 Город Екатеринбург 24 апреля 2006 года Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего - заместителя Председателя Суда Н. А. Жилина, судей А. В. Гусева, Н. Д. Мершиной, Д. Н. Разина, с участием Р. Е. Качанова - представителя гражданина А. В. Любаря, обратившегося с запросом в Уставный Суд, и представителей: Екатеринбургской городской Думы - А. В. Ситника, Главы города Екатеринбурга - И. В. Мухачевой, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию, утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/1. Заслушав сообщение судьи-докладчика Д. Н. Разина, объяснения представителей сторон, мнение представителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области Л. Н. Шипулиной, исследовав материалы дела, Уставный Суд УСТАНОВИЛ: 1. Гражданин А. В. Любарь обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пункта 3 Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию (Приложение 12), утвержденного подпунктом 13 пункта 1 решения Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год. Указанным пунктом данного Перечня приостановлено действие на 2006 год решения Екатеринбургской городской Думы от 24 июля 1996 года № 3/8 О внесении изменения в решение Екатеринбургской городской Думы от 6 мая 1996 года № 36/5 О предоставлении 50 % льготы по оплате приватизированного жилья и коммунальных услуг инвалидам 1 и 2 группы. Заявитель, инвалид 2 группы по общему заболеванию, является собственником приватизированной квартиры в многоквартирном доме в городе Екатеринбурге и до 31 декабря 2005 года пользовался предоставленной на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 24 июля 1996 года № 3/8 льготой по оплате содержания и ремонта жилья. По мнению А. В. Любаря, приостановление действия данной льготы на 2006 год нарушает его гарантированное Конституцией Российской Федерации и Уставом Свердловской области право на социальную защиту и противоречит Уставу Свердловской области. Заявитель в запросе просит проверить оспариваемый акт только по содержанию норм. Его представитель в судебном заседании заявил дополнительное требование о проверке соответствия решения Екатеринбургской городской Думы также и по порядку введения в действие. Между тем Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении (пункт 2 статьи 72 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области). Кроме того, заявление непосредственно в судебном заседании дополнительных требований, расширяющих пределы проверки нормативного акта, нарушает принцип состязательности и равноправия сторон (статья 15 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области). Таким образом, дополнительное требование о проверке нормативного акта по порядку введения в действие, заявленное в судебном заседании, не может быть предметом рассмотрения в данном деле. Заявитель вправе обратиться в Уставный Суд Свердловской области по этому основанию с самостоятельным запросом. 2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации). Социальная защита инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт ж части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт ж части 1 статьи 24 Устава Свердловской области). На территории Свердловской области гарантируется защита и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты населения (статьи 2, 19, 20, 120, 121 Устава Свердловской области). Установленные федеральным законодательством меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами государства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации органы государственной власти вправе приостанавливать либо отменять действие норм о предоставлении мер социальной защиты, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения (Постановление от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 1 декабря 2005 года № 462-О и др.). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (статьи 12, 132 Конституции Российской Федерации, статьи 10, 89 (пункт 1), 92 (пункт 1) Устава Свердловской области). Федеральный закон не относит вопросы социальной защиты инвалидов к вопросам местного значения, но и не исключает возможность предоставления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, причем финансирование данных мер не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (статьи 14, 15, 16, 20 (часть 5) Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Если бюджетом муниципального образования (в том числе в связи с его дефицитом) не предусмотрены средства на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, то действие нормативного акта, предусматривающего данные меры, может быть отменено или приостановлено (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Поскольку мера социальной поддержки, которой пользовался заявитель, не охватывается гарантированным Конституцией Российской Федерации и Уставом Свердловской области государственным объемом мер социальной защиты инвалидов, а была установлена муниципальным образованием город Екатеринбург как дополнительная мера поддержки отдельных категорий инвалидов, то принятое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о ее приостановлении в связи с отсутствием в местном бюджете необходимых средств не требует обязательного возмещения. С учетом изложенного, пункт 3 Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию (Приложение 12), утвержденный подпунктом 13 пункта 1 решения Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год, принят в пределах ее компетенции и не противоречит Уставу Свердловской области. На основании изложенного и руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации, статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 8, 76, 77, 78, 86 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области, Уставный Суд ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать пункт 3 Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливается на 2006 год в связи с тем, что в бюджете муниципального образования город Екатеринбург не предусмотрены средства на их реализацию (Приложение 12), утвержденный подпунктом 13 пункта 1 решения Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005 года № 17/1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на 2006 год, соответствующим Уставу Свердловской области. 2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в Областной газете, а также должно быть опубликовано в Собрании законодательства Свердловской области.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: