Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Любарь А.В. оспаривает в Уставном Суде Свердловской области Решение Екатеринбургской городской Думы, лишившее его льгот по оплате жилья, которые ему предоставлялись как инвалиду 2 группы"


Ходатайство представителя Любаря А.В. Качанова Р.Е. об обращении Уставного Суда Свердловской области с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ абзаца 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите ветеранов в Свердловской области"

 

26.04.2006

 

   В Уставный Суд Свердловской области

   от представитель заявителя Качанова Романа Евгеньевича 

   Адрес:  ______________________

   
                                ХОДАТАЙСТВО

   Постановлением  Уставного  Суда Свердловской области от 24 апреля 2006
   года  пункт  3  Перечня  нормативных  правовых актов, действие которых
   приостанавливается   на  2006  год  в  связи  с  тем,  что  в  бюджете
   муниципального   образования   город   Екатеринбург  не  предусмотрены
   средства  на их реализацию (Приложение 12), утвержденный подпунктом 13
   пункта  1  решения  Екатеринбургской городской Думы от 28 декабря 2005
   года № 17/1 О бюджете муниципального образования город Екатеринбург на
   2006 год, был признан соответствующим Уставу Свердловской области.

   Вынося данное Постановление, Уставный Суд основывался на том, что мера
   социальной  поддержки  -  50-процентная скидка по оплате за содержание
   жилья и капитального ремонта, установленная нормативным правовым актом
   муниципального  образования  город  Екатеринбург  для  инвалидов 1 и 2
   группы   по   общему   заболеванию,  проживающим  в  приватизированном
   (частном)  жилье,  является  дополнительной  по  отношению к тем мерам
   социальной поддержки, которые установлены на государственном уровне, а
   именно,  в абзаце 13 статьи 17 Федерального закона О социальной защите
   инвалидов   в   Российской   Федерации.   При   этом   Если   бюджетом
   муниципального  образования  (в  том числе в связи с его дефицитом) не
   предусмотрены  средства  на  реализацию  дополнительных мер социальной
   поддержки отдельным категориям граждан, то действие нормативного акта,
   предусматривающего данные меры, может быть отменено или приостановлено
   (статья  83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) (абзац 6 пункта 2
   мотивировочной   части).  Таким  образом,  как  указал  Уставный  Суд,
   принятое  в  установленном  порядке  уполномоченным  органом  местного
   самоуправления   решение  о  приостановлении  действия  дополнительной
   льготы  в связи с отсутствием в местном бюджете необходимых средств не
   требует обязательного возмещения.

   В соответствии с абзацем 13 статьи 17 Федерального закона О социальной
   защите  инвалидов  в  Российской Федерации Инвалидам и семьям, имеющим
   детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату
   жилого   помещения   (в   домах  государственного  или  муниципального
   жилищного   фонда)   и   оплату   коммунальных  услуг  (независимо  от
   принадлежности   жилищного   фонда),  а  в  жилых  домах,  не  имеющих
   центрального  отопления,  -  на  стоимость  топлива,  приобретаемого в
   пределах норм, установленных для продажи населению.

   Структура  платы за жилое помещение установлена в статье 154 Жилищного
   кодекса   РФ.   Согласно  этой  статье  плата  за  жилое  помещение  и
   коммунальные  услуги  для  нанимателя жилого помещения, занимаемого по
   договору   социального  найма  или  договору  найма  жилого  помещения
   государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

   1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

   2)  плату  за  содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя
   плату   за  услуги  и  работы  по  управлению  многоквартирным  домом,
   содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

   3) плату за коммунальные услуги.

   Плата  за  жилое  помещение  и  коммунальные  услуги  для собственника
   помещения в многоквартирном доме включает в себя:

   1)  плату  за  содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя
   плату   за  услуги  и  работы  по  управлению  многоквартирным  домом,
   содержанию,   текущему  и  капитальному  ремонту  общего  имущества  в
   многоквартирном доме;

   2) плату за коммунальные услуги.

   Исходя  из положений статьи 154 Жилищного кодекса РФ, абзаца 13 статьи
   17  Федерального  закона  О  социальной  защите инвалидов в Российской
   Федерации   можно   сделать   вывод,   что   федеральный  законодатель
   предусматривает  различные  варианты предоставления льгот инвалидам по
   оплате   жилья   и   коммунальных   услуг,   в  зависимости  от  формы
   собственности  жилого помещения, в котором они проживают: если инвалид
   проживает   в   государственном   или   муниципальном   жилье,  то  он
   освобождается  от  50  %  всех видов платы за жилое помещение (включая
   содержание   жилья  и  ремонт);  а  если  инвалид  проживает  в  жилом
   помещении, находящемся в частной собственности, он освобождается от 50
   % платы только за коммунальные услуги.

   Таким образом, законодателем используется исключительно критерий формы
   собственности    принадлежащего    инвалиду   жилого   помещения   при
   установлении  дифференциации  в области предоставления льгот по оплате
   жилья и коммунальных услуг.

   Между тем, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ Все равны перед
   законом  и  судом;  Государство  гарантирует  равенство  прав и свобод
   человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
   происхождения,   имущественного   и   должностного   положения,  места
   жительства,   отношения   к   религии,   убеждений,  принадлежности  к
   общественным объединениям, а также других обстоятельств.

   Согласно  части  1  статьи  39  Конституции  РФ  Каждому гарантируется
   социальное  обеспечение  по  возрасту, в случае болезни, инвалидности,
   потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных
   законом.

   Таким  образом,  право на социальное обеспечение в случае инвалидности
   является  одним  из конституционных прав человека, которое должно быть
   защищено  от  каких  бы  то  ни  было дискриминационных ограничений на
   законодательном  уровне,  в  том  числе,  по  признаку  имущественного
   положения  инвалида  и  формы  собственности принадлежащего ему жилого
   помещения.

   Данный  вывод  следует  также  из смысла пункта 10 Декларации о правах
   инвалидов,  принятой  Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (XXX)
   от 9 декабря 1975 года), в соответствии с которым Инвалиды должны быть
   защищены...   от   любых  видов  регламентации  и  обращения,  носящих
   дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

   Положения  настоящей Декларации обязательны для Российской Федерации в
   силу  части  4  статьи  15  Конституции  РФ,  в соответствии с которой
   Общепризнанные  принципы  и нормы международного права и международные
   договоры  Российской  Федерации  являются составной частью ее правовой
   системы. Если международным договором Российской Федерации установлены
   иные  правила,  чем  предусмотренные  законом,  то применяются правила
   международного договора.

   К   положению  пункта  10  Декларации  о  правах  инвалидов  обращался
   Конституционный  Суд  РФ,  в  частности, в Постановлении от 23 декабря
   1999  года  №  18-П  по  делу  о  проверке конституционности отдельных
   положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года
   О  тарифах  страховых  взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации,
   Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации, Государственный
   Фонд  занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного
   медицинского страхования на 1999 год и статьи 1 Федерального закона от
   30  марта  1999  года  О внесении изменений и дополнений в Федеральный
   закон  О  тарифах  страховых  взносов  в  Пенсионный  Фонд  Российской
   Федерации,   Фонд   социального   страхования   Российской  Федерации,
   Государственный  Фонд занятости населения Российской Федерации и Фонды
   обязательного  медицинского страхования на 1998 год в связи с жалобами
   граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов (абзац 3
   пункта 7 мотивировочной части).

   В  соответствии  с  частью  2  статьи  8  Конституции  РФ В Российской
   Федерации    признаются   и   защищаются   равным   образом   частная,
   государственная, муниципальная и иные формы собственности.

   Как  следует  из  Главы  1 Конституции РФ, принцип равенства всех форм
   собственности  является  одним из важнейших принципов наряду с другими
   принципами,  составляющих  основы  конституционного  строя  Российской
   Федерации.

   Очевидным  представляется  тот  факт,  что  дискриминация  инвалидов в
   зависимости  от формы собственности принадлежащего им жилого помещения
   нарушает  принцип равенства форм собственности, закрепленный в части 2
   статьи 8 Конституции РФ.

   Факт   дискриминационности  и,  таким  образом,  антиконституционности
   абзаца  13 статьи 17 Федерального закона О социальной защите инвалидов
   в   Российской   Федерации   фактически   был  признан  представителем
   исполнительной  власти  Свердловской области - Министерства социальной
   защиты  населения  Свердловской  области  во время заседания Уставного
   Суда Свердловской области 18 апреля 2006 года.

   По  сообщениям  средств массовой информации именно 18 апреля 2006 года
   Областная   Дума   Законодательного   Собрания   Свердловской  области
   официально  обратилась  в  Государственную  Думу Федерального Собрания
   Российской  Федерации  с  просьбой  о  внесении  изменений в статью 17
   Федерального   закона  О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской
   Федерации, которые бы устраняли существующее противоречие.

   В  соответствии  с  частью 4 статьи 125 Конституции РФ Конституционный
   Суд  Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав
   и  свобод  граждан  и  по  запросам  судов проверяет конституционность
   закона,  примененного  или подлежащего применению в конкретном деле, в
   порядке, установленном федеральным законом.

   Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в
   абзаце  3 пункта 5 Постановления от 16 июня 1998 года № 19-П по делу о
   толковании  отдельных  положений  статей 125, 126 и 127 Конституции РФ
   Предусмотренное статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации
   обращение  иных  судов  в  Конституционный  Суд Российской Федерации с
   запросом  о  проверке  конституционности  примененного или подлежащего
   применению  в  конкретном  деле  закона,  если суд приходит к выводу о
   несоответствии  закона  Конституции  Российской  Федерации,  не  может
   рассматриваться  только как его право, - суд обязан обратиться с таким
   запросом,  чтобы  не  соответствующий Конституции Российской Федерации
   акт  был  лишен юридической силы (часть 6 статьи 125) в конституционно
   установленном  порядке,  что  исключило  бы его дальнейшее применение.
   Данная  обязанность  судов  вытекает  из  возложенного  на них, как на
   независимые    органы    правосудия,    конституционного    полномочия
   обеспечивать судебную защиту прав и свобод человека, включая равенство
   перед  законом  и  судом  (статьи  18,  19  и 46), подчиняясь при этом
   Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120).

   Как  следует  из  содержания Постановления от 24 апреля 2006 года, при
   его    принятии   Уставный   Суд   Свердловской   области   фактически
   руководствовался  положением  именно  абзаца 13 статьи 17 Федерального
   закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

   На   основании   изложенного  и  руководствуясь  часть  4  статьи  125
   Конституции  РФ,  Главой  13  ФКЗ  О  Конституционном  Суде Российской
   Федерации,

                                   ПРОШУ

   Обратиться  с  запросом  в  Конституционный Суд Российской Федерации о
   проверке  соответствия  Конституции  Российской  Федерации  абзаца  13
   статьи   17  Федерального  закона  О  социальной  защите  инвалидов  в
   Российской   Федерации   в  той  части,  в  которой  он  устанавливает
   дифференциацию  льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении
   инвалидов в зависимости от того, являются ли они собственниками жилого
   помещения,  в  котором  они  проживают,  или  они  проживают  в  жилых
   помещениях государственного (муниципального) жилищного фонда.


   Представитель Любаря А.В. по доверенности     _____________Качанов Р.Е.

   2.05.2006.

   


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.