Судебное дело "Заявление Роговой об отмене постановления Главы г. Екатеринбурга"
20.04.2006
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2006 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 апреля 2006 года Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе: . председательствующего судьи Майоровой И.В. при секретаре Лунеговой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Роговой Татьяны Николаевны о признании незаконным действий Главы г.Екатеринбурга, УСТАНОВИЛ: Рогова Т.Н. обратилась в суд с вышеназванным заявлением в порядке 25 главы ГПК РФ в обоснование которого указала следующее. Глава г.Екатеринбурга принял 29.04.2004 г. постановление № 489 Об установлении в г.Екатеринбурге платы за капитальный ремонт жилых помещений домов для граждан собственников жилых помещений с 01.05.2004 г. для граждан, имеющих в собственности жилые помещения, находящиеся в государственном и муниципальном жилищных фондах, введена плата за капитальный ремонт общего имущества жилых домов. Действия главы г.Екатеринбурга в части принятия данного постановления нарушают права заявителя, противоречат федеральному законодательству, действующему на момент принятия постановления, оспариваемое постановление принято Главой г.Екатеринбурга с превышением полномочий, а потому его действия незаконны. Жилищный Кодекс РСФСР, ФЗ Об основах федеральной жилищной политики, действовавшие на момент принятия постановления, содержат определение платы за ремонт жилья. Так, в ст.1 ФЗ Об основах федеральной жилищной политики .указано: плата за ремонт жилья - плата, взимаемая с собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или по договору найма жилого помещения, за текущий ремонт общего имущества жилого дома в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации перечнем связанных с таким ремонтом работ. Правительством РФ издано Постановление О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг от 30.07.2004 г. № 392, в котором установлены правила оплаты жилья и определены виды платы: оплата жилья ... собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, включает в себя внесение платы ... за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дама, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, согласно приложению. Таким образом, постановлением Правительства РФ также не установлено, что в оплату жилья входит оплата за капитальный ремонт либо, что у органов местного самоуправления есть полномочия самостоятельно определять размер и порядок оплаты за капитальный ремонт жилья, оно вообще не предусматривает такого вида оплаты. Таким образом, федеральное законодательство установило, что с собственника или нанимателя жилья может взиматься плата только за текущий ремонт. Поэтому, действия Главы г.Екатеринбурга в части принятия постановления от 29.04.2004 г. № 489 Об установлении в городе Екатеринбурге оплаты за капитальные ремонт жилых домов или граждан собственников жилых помещений незаконны, поскольку постановление издано с превышением главой города полномочий. Действиями Главы города в части принятия указанного постановления были нарушены права заявителя, поскольку начиная с мая 2004 г. она вынуждена оплачивать коммунальные услуги в большем размере, чем это установлено законом. В частности ежемесячно заявитель оплачивала 61 руб. 41 коп., итого с мая по ноябрь 2004 г. оплачено 429 руб. 87 коп. В этом размере заявителю причинены убытки. На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия Главы города Екатеринбурга в части принятия Постановления от 29.04.2004 г. № 489 Об установлении в городе Екатеринбурге платы за капитальный ремонт жилых помещений для граждан собственников жилых помещений, В судебном заседании заявитель и ее представитель Ермилова Н.П., действующая на основании доверенности, свои требования поддержали, на рассмотрении данного заявления в порядке главы 25 ГПК РФ настаивали, пояснив что обжалуют именно действия Главы г.Екатеринбурга по установлению тарифов на капитальный ремонт. Глава города Екатеринбурга Чернецкий A.M. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель Мухачева И.В., действующая на основании доверенности, требования заявления Роговой Т.Н. не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. В судебном заседании пояснила следующее. Доводы заявителя о том, что оспариваемое Постановление № 489 принято Главой города Екатеринбурга с превышением полномочий, а поэтому действия его незаконны, полностью не соответствует действительности и нормам законодательства.^. 15 ФЗ от 24.12.1992 г. № 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, было установлено, что органы местного самоуправления устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание и ремонт жилья, наем жилых помещений, цены и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья. Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ также установлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Правительством РФ было принято постановление от 02.08.1999 г № 887 О совершенствовании системы оплаты системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения (ред. От 27.06.2003 г.), в п.8 которого было определено, что органы местного самоуправления утверждают нормативы потребления, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ). Согласно п.7 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 392, органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством РФ, устанавливают: а) цены на содержание и ремонт жилья для жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, б) размер платы за наем жилых помещений, в) тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, в отношении которых законодательством РФ не установлен иной порядок утверждения тарифов. Следовательно, на уровне федерального законодательства закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется органами местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с п.1 ст.31 ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги). В соответствии со ст. 17, 18 ФЗ от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ О товариществах собственников жилья цена на оплату жилья устанавливается домовладельцами и предусматривает возмещение издержек на обслуживание, текущий и профилактический ремонты, а также на возмещение издержек на капитальный ремонт общего имущества, если иное не предусмотрено законом. Данное положение распространяется на всех собственников (физических и юридических лиц), в том числе на собственников жилых помещений в лице органов местного самоуправления. Руководствуясь указанными нормами, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству также подтвердило, что органы местного самоуправления вправе предусматривать для собственников жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов оплату за капитальный ремонт общего имущества жилого дома. Согласно ст. 11 Устава муниципального образования Город Екатеринбург, принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 16.10.1996 г. № 24/3, к органам местного самоуправления в г.Екатеринбурге относится и Глава города. Главой Екатеринбурга, в соответствии со ст. 12,16, 20 Устава муниципального образования город Екатеринбург, обеспечивается выполнение законов и иных нормативных актов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, законов и иных нормативных актов Свердловской области, Устава муниципального образования и иных городских нормативных актов, во исполнение которых он принимает общеобязательные акты в виде постановлений. Постановление № 489 принято Главой Екатеринбурга в соответствии с предоставленными ему полномочиями, на основании действующего в настоящее время. Также несостоятельны доводы Роговой Т.Н. о том, что противоречит федеральному законодательству норма, содержащаяся в оспариваемом Постановлении № 489, который с 01.05.2004 г. вводится для граждан, имеющих в собственности жилые помещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилищных фондах, плата за капитальный ремонт общего имущества жилых домов. Рогова Т.Н. является собственником жилого помещения. Согласно ст.289,290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома: несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри одной квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Статьями 7,8 ФЗ О товариществах собственников жилья от 15.06.1996 г. (в ред. От 21.03.2002 г.) действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления установлено, что общим имуществом в кондоминимуме являются обслуживающие более одного домовладельца межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, а также механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающие более одного помещения, прилегающие земельные участки с элементами благоустройства; общее имущество в кондоминимуме находится в общей долевой собственности домовладельцев. Статьями 1,15-18 того же закона определена обязанность домовладельца обеспечивать надлежащее состояние и ремонт помещений, находящихся в его собственности, в том числе, общего имущества дома. Домовладелец в кондоминимуме обязан обеспечить надлежащее содержание и ремонт помещений, находящихся в его собственности. Домовладельцы в кондоминимуме несут, в порядке, установленном ФЗ О товариществах собственников жилья, бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества. Не использование домовладельцем принадлежащих ему помещений либо отказ от пользования общим имуществом не является основанием для освобождения домовладельца полностью или частично от участия в общих расходах на содержание и ремонт общего имущества к кондоминимуме. В кондоминимуме содержание и ремонт помещений, находящихся в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности, осуществляется за счет домовладельцев - собственников этого имущества в соответствии с действующим законодательством. Домовладельцы в кондоминимуме оплачивают услуги по содержанию и ремонту общего имущества. Общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе учета единых правил и норм, утвержденных органами местного самоуправления, и обеспечивают возмещение издержек на обслуживание, текущий, профилактический ремонты, а также возмещение издержек на капитальный ремонт общего имущества. В соответствии со ст. 128 ЖК РСФСР, граждане, имеющие в личной собственности дом, квартиру, обязаны обеспечивать их сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт. Федеральным Законом от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ внесены изменения в Закон РФ Об основах федеральной жилищной политики. Ст.15 указанного Закона (в ред. от 06.05.2003 г.), действовавшего до 01.03.2005 г. устанавливает, что оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья, платы за ремонт жилья и платы за найм для нанимателей. С ст. 15.1 данного Закона указано, что порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья устанавливается Правительством РФ. П.З Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. (в ред.от 27.06.2003 г.) № 887 в структуру платежей граждан включает также оплату за капитальный ремонт. Решением от 21.11.2003 г. ! ГКПИОЗ-1226 и определением от 12.02.2004 г. ! КАС 04-8 Верховного Суда РФ взимание платы за капитальный ремонт признано соответствующим действующему законодательству. Постановлением Правительства РФ от 25.08.2003 г. № 552 с 01.01.2004 г. введен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв.м. общей площади в месяц - 2,6 рубля. Пунктом 9 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 г. № 89, определено, что при установлении цен и тарифов учитываются национальные стандарты. В пункте 10 того же Постановления говорится, что цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от установленных состава и периодичности выполненных работ по содержанию и ремонту жилья. Согласно ст. 144 ЖК РСФСР эксплуатация и ремонт государственного, муниципального, общественного жилищного фонда, домов и квартир, находящихся в собственности граждан, осуществляется с соблюдением единых правил и норм эксплуатации жилищного фонда. Пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, установлено, что техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий жилищного фонда включает в себя, в том числе, и капитальный ремонт. Приложением № 8 (обязательное)к указанным Правилам утвержден перечень работ по капитальному ремонту. Государственным Комитетом РФ по строительству и ЖКХ письмом от 08.04.2004 г. ! ЛЧ-2218/13 даны разъяснения о законности взимания платы за капитальный ремонт. Таким образом, оспариваемое постановление было принято Главой г.Екатеринбурга в пределах полномочий. В соответствии с вышеприведенными нормами законодательства и в их исполнение, Главой г.Екатеринбурга была установлена плата за капитальный ремонт. Оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и свобод Роговой Т.Н. Применяя действующее законодательство, учитывая практику рассмотрения в судах дел о понуждении жилищных организаций к проведению капитального ремонта по искам граждан и прокуроров в интересах граждан, начисление платы за капитальный ремонт правомерно и обосновано. Довод о том, что плата за капитальный ремонт не входит в обязанности граждан - собственников жилых помещений, являются несостоятельными. Более того, оспариваемое постановление утратило силу с изданием Постановления Главы г.Екатеринбурга от 25.01.2005 г. №6. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 14 Федерального Закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28.08.1995 г . к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Согласно п. 1 ст.24 Устава Муниципального образования город Екатеринбург структуру органов местного самоуправления образуют: городская Дума, Глава Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга. На основании п.п.5 п.4 ст.35 вышеназванного Устава к полномочиям Главы города относится руководство разработкой тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В силу ч.7 ст.15 Закона РФ Об основах федеральной жилищной политики от 24.12.1992 г., действующего на момент принятия оспариваемого постановления органами местного самоуправления поселений, а также органами государственной власти городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, цены и тарифы на коммунальные услуги. Согласно п.8 Постановления Правительства РФ № 887 О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения (в редакции от 27.06.2003 г.), действовавшего на момент принятия постановления № 489 органами местного самоуправления утверждаются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг. Анализируя вышеприведенные нормы Закона суд приходит к выводу о законности действий Главы города Екатеринбурга в части установления платы за капитальный ремонт общего имущества жилых домов для граждан - собственников и не усматривает в его действиях превышения полномочий. Более того, как усматривается из заявления Роговой Т.Н. она по сути оспаривает само Постановление Главы города Екатеринбурга № 489 Об установлении в г.Екатеринбурге платы за капитальный ремонт жилых помещений домов для граждан собственников жилых помещений. Однако, согласно положениям главы 24 ГПК РФ нормативный правовой акт проверяется судом на соответствие Федеральному Законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, т.е. осуществляет термоконтроль именно в рамках вышеуказанной главы ГПК РФ. Как поясняла заявитель в судебном заседании, она узнала о нарушении ее права собственности после того, как получила квитанцию на оплату коммунальных услуг за май 2004 год, в июне 2004 г. О вынесенном постановлении Главы г.Екатеринбурга она узнала в июле-августе 2004 г., когда обратилась в ЖЭУ. Более того, как пояснила заявитель, она два месяца летом 2004 года не оплачивала установленные тарифы. Обратилась же истица в суд с заявлением 12.01.2005 г. (л.д.41). Трехмесячный срок для обращения в суд заявитель пропустила потому что ей необходимо было время для обращения к юристу и получения Постановления Главы города Екатеринбурга. Но суд не может признать данные причины пропуска срока уважительными для подачи именно этого заявления, поскольку заявитель обжалует действия Главы г.Екатеринбурга в части принятия Постановления № 489 по установлению тарифов на капитальный ремонт, а не само Постановление (как поясняют заявитель и ее представитель), поэтому необходимости получать данное постановление для обжалования действий Главы города суд не находит. В соответствии с ч.2 ст.256 ГПК РФ причины пропуска срока и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Таким образом, исследовав в совокупности представленные сторонами доказательства, суд находит действия Главы города Екатеринбурга по установлению тарифов на оплату капитального ремонта совершенными в пределах полномочий, установленных действующим на тот момент законодательством и отказывает в удовлетворении требований заявления Роговой Т.Н. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования заявления Роговой Татьяны Николаевны о признании незаконным действий Главы г.Екатеринбурга в части принятия постановлении от 29.04.2004 г. № 489 Об установление в городе Екатеринбурге платы за капитальный ремонт жилых домов для граждан собственников жилых помещений оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения путем подачи кассационной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатаринбурга.
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 17.11.2006 01:44:50
E-mail: sostav@bel.ru
так дело не выиграть. Они установили цены, а мыплатим только за выполненную работу ссылаясь на закон "О защите прав потребителей". Тариф это только цена. Вот и пусть попробуют в суде доказать, что по этим тарифам они оказали Вам весь объем услуг. Квитанции оплаты Вы в суде предъявите, а они должны предъявить акт выполненных работ подписанный потребителем. И если цена ремонта будет стоить миллион У вас есть возможность вернуть эти деньги с процентами. Во всяком случае я пошел этим путем.
2. Anonymous - 28.11.2007 17:26:21
Как вариант-можно усматривать неосновательное обогащение-кап.рем деньги должны аккумулироваться на конкретном счете жилого дома, а где средний процент за использование этих денег впредь до момента прорведения самого кап.ремонта?
3. YUrAl - 20.09.2008 15:23:29
E-mail: yuoral@mail.ru
Судья с трехмесячным сроком что-то напутала. Нарушение длящееся, а следовательно сроки обжалования не пропущены.
4. Anonymous - 17.02.2010 14:54:45
Коментаторы не разрушайте жилой фонд бесплатно только сами знаете что , стрижка в парикмахерской дороже чем сбор на кап. ремонт чтобы хорошо жить надо платить не хочешь покупай частный дом
5. Anonymous - 05.08.2011 13:02:14
Плата за кап. ремонт по преднему взымается даже в новостройках, куда утекают эти денежные средства -никому не известно. В парикмахерской мы оплачиваем услуги, а здесь мы просто платим кому то в карман, на новое авто или дом....
Почему то в др. регионах нет такого произвола местной властии глава города не обязывает всех подряд взимать плату за кап. ремонт...
6. Борис бочкарев - 26.01.2013 01:07:54
Деньги за кап.ремонт просто воруют. Мой дом снесли, а деньги не вернули.Процедура возврата не прописана!!!По ЖК РФ выписку из протокола общего собрания собственников о том,что не будете платить отдайте в управляющую компанию,Ст.16 закона о приватизации говорит, что ответственность за капремонт наступает у собственников после выполнения капремонта предыдущим собственником.После этого сами решайте кому, за что и сколько платить решайте сами.
Добавить комментарий: