Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Обжалование п.3, 4, 5 статьи 49 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»"


Жалоба о признании неконституционными п. 3,4,5 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ"

 

15.08.2002

 

                                                 В Конституционный Суд РФ

                                Адрес: 103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

                                        Заявитель: Беляев Сергей Иванович

                                                                  Адрес: 

     Государственный орган: Государственная Дума Федерального Собрания РФ
                                    Адрес: 103265, Москва, Охотный ряд, 1

         Закон, подлежащий проверке: Пункт 3, 4, 5 статьи 49 Федерального
                                                          Закона Об общих

    принципах организации местного самоуправления Российской Федерации от
                                                                 12.08.95

       Опубликован: (в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от
        26.11.1996 К141-ФЗ, от 17.03.1997 N55-O3, от 04.08.2000 N 107-ФЗ)

                                   Жалоба

   В  соответствии  с п. 4 ст. 125 Конституции РФ, п.З ст. 3 Федерального
   Конституционного  закона  О  Конституционном Суде Российской Федерации
   прошу рассмотреть данную жалобу на нарушение моих конституционных прав
   п.   3,  4,  5  статьи  49  Федерального  Закона  Об  общих  принципах
   организации местного самоуправления РФ.

   Основанием   к   рассмотрению   моего   дела  является  обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе о том, соответствует ли п. 3, 4, 5 статьи
   49   Федерального  Закона  Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления Конституции РФ.

   Обстоятельства, при которых возникла данная неопределенность состоят в
   следующем.

   08  октября 2002 года мною в адрес Уставного Суда Свердловской области
   было   направлено   обращение  о  признании  несоответствующим  Уставу
   Свердловской  области  п.  12  ст. 35, ч. 5 ст. 39 Областного Закона О
   местном  самоуправлении  в Свердловской области, п. 2, 3 Устава города
   Екатеринбурга.

   5  апреля  2002 года Уставным Судом Свердловской области было вынесено
   постановление,  которым п. 3 статьи 16 Устава города Екатеринбурга был
   признан  не  соответствующим Уставу Свердловской области в той мере, в
   какой он не предусматривает конкретных сроков подписания Главой города
   принятых Думой решений и возможность создания препятствий в реализации
   правотворческих    полномочий    представительным   органом   местного
   самоуправления  и  органам  местного  самоуправления  было  предписано
   урегулировать   в   Уставе  города  Екатеринбурга  сроки  и  процедуру
   подписания  Главой  города принятых Думой решений и их возвращения для
   повторного рассмотрения.

   В  соответствии  со статьей 78 Закона Свердловской области Об Уставном
   суде  Свердловской  области решение Уставного Суда подлежит исполнению
   немедленно  после опубликования либо вручения его официального текста,
   если иные сроки специально в нем не оговорены.

   В связи с тем, что в постановлении Уставного Суда Свердловской области
   по  моему  делу  специального  срока  для  исполнения  решения суда не
   установлено,   то   оно   должно   быть   исполнено  немедленно  после
   опубликования или вручения его официального текста.

   В  соответствии  с  пунктом  3  статьи 49 Федерального Закона Об общих
   принципах  организации  местного  самоуправления  в  РФ в случае, если
   представительным     органом     местного    самоуправления,    главой
   муниципального  образования  не  отменены нормативный правовой акт или
   отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими уставу
   субъекта  Российской  Федерации  муниципального образования и при этом
   повлекли  признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека
   и  гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган .
   местного   самоуправления   может   быть  распущен,  полномочия  главы
   муниципального   образования  могут  быть  досрочно  прекращены  путем
   отрешения его от должности.

   В  случае,  если  представительным  органом  местного  самоуправления,
   главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт
   или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим
   в  силу,  то  законодательный (представительный) орган государственной
   власти  субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по
   обращению  высшего  должностного  лица  субъекта  Российской Федерации
   (руководителя  высшего  исполнительного  органа государственной власти
   субъекта     Российской     Федерации)     письменно     предупреждает
   представительный  орган  местного самоуправления, а высшее должностное
   лицо    субъекта    Российской    Федерации    (руководитель   высшего
   исполнительного  органа  государственной  власти  субъекта  Российской
   Федерации)  письменно предупреждает главу муниципального образования о
   возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом Об общих
   принципах организации местного самоуправления.

   В  случае,  если представительный орган местного самоуправления, глава
   муниципального   образования   в   течение  месяца  со  дня  вынесения
   (объявления)  письменного  предупреждения не приняли мер по исполнению
   решения  суда, то представительный орган местного самоуправления может
   быть  распущен,  а глава муниципального образования может быть отрешен
   от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения
   суда,  являющегося  основанием  для  роспуска представительного органа
   местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от
   должности.

   Представительный    орган    местного    самоуправления   в   порядке,
   установленном   Федеральным  законом,  распускается  законом  субъекта
   Российской  Федерации либо федеральным законом, а глава муниципального
   образования  отрешается  от  должности указом (постановлением) высшего
   должностного лица субъекта Российской Федерации.

   Пункт  4  статьи 49 Федерального Закона Об общих принципах организации
   местного  самоуправления  в  РФ  предусматривает, что в случае, если в
   течение   трех   месяцев   со  дня  вступления  в  силу  решения  суда
   представительным   органом   местного   самоуправления   не   отменены
   нормативный    правовой   акт   или   отдельные   его   положения,   а
   законодательным   (представительным)  органом  государственной  власти
   субъекта  Российской  Федерации  не  приняты предусмотренные настоящей
   статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи Президент
   Российской  Федерации  вправе  внести  в  Государственную  Думу проект
   федерального  закона  о  роспуске  представительного  органа  местного
   самоуправления.

   Пункт 5 статьи 49 содержит положение, согласно которому в случае, если
   в  течение  трех  месяцев со дня вступления в силу решения суда главой
   муниципального  образования  не  отменены нормативный правовой акт или
   отдельные   его   положения,   а  высшим  должностным  лицом  субъекта
   Российской  Федерации  не  приняты  меры,  предусмотренные Федеральным
   Законом  Об  общих принципах организации местного самоуправления, то в
   соответствии  с  пунктом  3  статьи  49 Президент Российской Федерации
   вправе отрешить главу муниципального образования от должности.

   До   настоящего  времени  соответствующие  изменения  в  Устав  города
   Екатеринбурга Городской Думой и Главой города Екатеринбурга внесены не
   были,  указанное  бездействие органов местного самоуправления нарушает
   мои  права,  поскольку  решение суда, вынесенное по моему обращению на
   нарушение   моих   прав  положениями  Устава  города  Екатеринбурга  и
   вступившее в законную силу, до сих пор не исполняется.

   Поскольку действующее законодательство, в частности Закон Свердловской
   области  Об  Уставном  Суде  Свердловской  области  не предусматривает
   возможность   принудительного   исполнения   решения   Уставного  Суда
   Свердловской  области,  то  единственным  способом оказания влияния на
   органы  местного  самоуправления  с целью исполнения ими решения суда,
   является использование механизма, предусмотренного Федеральным Законом
   Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. В связи с
   чем,  я  был  вынужден  обратиться  в  Областную  Думу  с заявлением о
   вынесении   предупреждения   в   отношении   Городской  Думы  и  главы
   муниципального    образования.    Соответственно,   возникает   угроза
   применения  в моем деле вышеуказанных положений Федерального Закона за
   неисполнение  решения Уставного Суда Свердловской области, вынесенного
   по моему обращению.

   Механизм,  предусмотренный  п.З, 4, 5 статьи 49 Федерального Закона Об
   общих   принципах   организации   местного  самоуправления  в  РФ  при
   использовании  которого  я могу восстановить нарушенные права, создает
   угрозу   нарушения  иных  предоставленных  мне  прав,  закрепленных  в
   Конституции  РФ.  Таким  образом,  восстановление моих прав, нарушение
   которых   было  признано  решением  Уставного  Суда,  возможно  только
   посредством  применения  механизма,  еще в большей степени нарушающего
   мои  права.  Считаю п. 3., 4, 5 статьи 49 Федерального Закона Об общих
   принципах   организации  местного  самоуправления  в  РФ  противоречат
   Конституции РФ по следующим основаниям.

   1.  Пункт  2  статьи  3  Конституции  РФ  закрепляет, что единственным
   источником  власти  является  народ,  который осуществляет свою власть
   непосредственно,  а также через органы государственной власти и органы
   местного   самоуправления.   Пункт   1   статьи   32   Конституции  РФ
   предоставляет  гражданам  РФ  право  участвовать  в  управлении делами
   государства  как  непосредственно,  так  и через своих представителей.
   Участвуя   в   выборах   депутатов   Городской  Думы  и  Главы  города
   Екатеринбурга,    я    как   житель   города   Екатеринбурга   избираю
   представителя,    который    участвует    в   осуществлении   местного
   самоуправления  от моего имени. Возможность роспуска представительного
   органа    местного    самоуправления,    отрешения    главы   местного
   самоуправления  от  должности  представительным  органом субъекта РФ и
   Президентом  РФ  в  случае  неисполнения решения суда, предусмотренная
   п.З, 4, 5 статьи 49 Федерального Закона Об общих принципах организации
   местного  самоуправления  в  РФ  ограничивает  мое  право на участие в
   управлении   государством   через   представителя,   поскольку   глава
   муниципального   образования   и   представительный   орган   местного
   самоуправления, избранные в соответствии с соблюдением всех требований
   областного  и  местного  законодательства,  в  данном  случае лишаются
   полномочий  по осуществлению местного самоуправления и, следовательно,
   я  не  могу  рассчитывать на то, что органы местного самоуправления, в
   избрании  которых  я  участвовал, будут принимать решения, необходимые
   для  разрешения  местных задач, ради которых указанные органы созданы.
   Таким  образом,  п.З,  4,  5  статьи  49  Федерального Закона Об общих
   принципах  организации местного самоуправления в РФ, предусматривающие
   право  роспуска  представительного  органа  местного  самоуправления и
   отрешения  от  должности главы муниципального образования ограничивают
   мое право на осуществление местного самоуправления через представителя
   и противоречат п.2 статьи 3, п. 1 ст. 32 Конституции РФ.

   2.  Пункт  3  статьи  55  Конституции  РФ предусматривает, что права и
   свободы  человека  и  гражданина  могут  быть  ограничены  федеральным
   законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
   конституционного  строя,  нравственности,  здоровья,  прав  и законных
   интересов  других  лиц,  обеспечения  обороны  страны  и  безопасности
   государства.  Пункт  3,  4,  5  статьи 49 Федерального Закона Об общих
   принципах  организации местного самоуправления в РФ, предусматривающие
   право  роспуска  представительного  органа  местного самоуправления 'и
   отрешения  от  должности главы муниципального образования ограничивают
   мои    права    на   осуществление   местного   самоуправления   через
   представителя,  и  указанные  ограничения  были  допущены  не в целях,
   указанных  в пункте 3 статьи 55 Конституции РФ, Следовательно, п.З, 4,
   5  статьи  49  Федерального  Закона  Об  общих  принципах  организации
   местного   самоуправления   в  РФ  противоречит  пункту  3  статьи  55
   Конституции РФ.

   3.  В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации
   признается    и    гарантируется   местное   самоуправление,   местное
   самоуправление  в  пределах  своих  полномочий  самостоятельно, органы
   местного  самоуправления  не  входят в систему органов государственной
   власти.  Предусмотренная  статьей  49  Федерального Закона возможность
   роспуска  представительного  органа местного самоуправления, отрешения
   от должности главы муниципального образования представительным органом
   субъекта  РФ,  Президентом  РФ  лишает  органы местного самоуправления
   самостоятельности  и  независимости.  Ограничение  самостоятельности и
   независимости  органов  местного  самоуправления  состоит  в  том, что
   возможность  реализации  полномочий по местному самоуправлению зависит
   от применения или не применения представительным органом субъекта РФ и
   Президентом  РФ  мер,  предусмотренных  Федеральным  Законом, в случае
   неисполнения   решения   суда.   Кроме   того,   указанные  полномочия
   представительного  органа  субъекта РФ, предоставленные ему статьей 49
   Федерального  Закона  ограничивают мое право на осуществление местного
   самоуправления     через     представителя,     поскольку    избранный
   представительный  орган местного самоуправления и глава муниципального
   образования   в   случае  соответственно  роспуска  или  отрешения  от
   должности  не  смогут  осуществлять свои полномочия по решению местных
   задач.

   На   основании   изложенного   и  руководствуясь  ст.  ст.  37-39,  96
   Федерального  Конституционного  Закона  О  Конституционном  Суде РФ от
   21.07.94 г.

   ПРОШУ:

   Признать  п.  3, 4, 5 статьи 49 Федерального Закона Об общих принципах
   организации    местного    самоуправления   в   Российской   Федерации
   несоответствующими  Конституции РФ (пункту 2 статьи 3, пункту 1 статьи
   32, статье 12).

   Приложение:

   1 . Квитанция об уплате госпошлины.

   2. Копия жалобы (3 экз).

   3. Копия постановления Уставного Суда Свердловской области от 05.04.02
   (3 0#^1 экземпляра).

   4.  Выписка  из  Федерального  Закона  Об  общих принципах организации
   местного самоуправления в Российской Федерации (3 экземпляра).

   5.  Копия  заявления  в  Областную  Думу  о вынесении предупреждения в
   отношении Городской Думы г. Екатеринбурга (3 экземпляра).

   15 августа 2002 года Беляев С.И


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.