15.05.2006
Уставный Суд Свердловской области Адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19 Заявитель: Качанов Роман Евгеньевич Адрес: ____________________________ Нормативный акт, подлежащий проверке: Положение О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, утвержденное Решением Екатеринбургской городской Думы от 24 января 2006 года № 1/18 Об утверждении Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург Опубликован: Вестник Екатеринбургской городской Думы, 02.02.2006, № 105 Орган, принявший нормативный акт, подлежащий проверке: Екатеринбургская городская Дума Адрес: 620014, г. Екатеринбург, просп. Ленина 24А. Государственная пошлина: 200 руб. ЗАПРОС о соответствии Уставу Свердловской области нормативного правового акта органа местного самоуправления В соответствии со статьей 37 Закона Свердловской области Об Уставном Суде Свердловской области Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего Областного закона, подведомственное Уставному Суду; Основанием к рассмотрению дела в Уставном Суде является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области... нормативный правовой акт, принятый... органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области.... В соответствии со статьей 83 Закона Свердловской области Об Уставном Суде Свердловской области Правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области... нормативных правовых актов, принимаемых... органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обладают.. граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.... Основанием для обращения с запросом в Уставный Суд Свердловской области послужила обнаружившаяся неопределенность в том, соответствуют ли Уставу Свердловской области положения - пункта 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург; - подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург; - подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург (далее - оспариваемое Положение) Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений в органы местного самоуправления в течение одного месяца со дня регистрации обращения. Пункт 1 статьи 7 оспариваемого Положения устанавливает основания для оставления обращений в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург без рассмотрения. В частности, согласно оспариваемым мною подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 7 Положения органы местного самоуправления уполномочены оставить без рассмотрения обращения, на которые не распространяется действие настоящего Положения, а также обращения с просьбой дать толкование различных правовых актов. Обстоятельства, при которых произошло нарушение моих прав, заключаются в следующем. 17 декабря 2005 года я обратился посредством почтовой связи к Главе города Екатеринбурга Чернецкому А.М., в Комитет по защите прав потребителей Администрации города Екатеринбурга, Комитет по транспорту и организации дорожного движения Администрации г. Екатеринбурга и Финансово-бюджетное управление Администрации г. Екатеринбурга с заявлениями, в которых содержалась просьба разъяснить какими нормативными документами урегулирована стоимость проездных билетов в городе Екатеринбурге и растолковать, как соотносятся эти нормативные документы с положениями статьи 19 Конституцией РФ (копии обращений прилагаются). Ответов на мои обращения от Главы города Екатеринбурга и Финансово-бюджетного управления Администрации г. Екатеринбурга не последовало. В ответе Комитета по защите прав потребителей Администрации г. Екатеринбурга от 26 декабря 2005 года № 48.1-23-114 (копия прилагается) было указано на то, что Ваше письмо по компетенции переадресовано в Комитет администрации Екатеринбурга по транспорту и организации дорожного движения. Комитет по защите прав потребителей не обладает полномочиями для решения поставленных Вами вопросов. В ответе Комитета по транспорту и организации дорожного движения Администрации г. Екатеринбурга от 16 января 2006 года № 27.1-21-19 мне сообщалось о том, что ...в г. Екатеринбурге перевозка пассажиров автобусом и трамваем-троллейбусом осуществляется различными предприятиями - Муниципальным автобусным объединением и Трамвайно-троллейбусным управлением. Эти предприятия, в соответствии с Уставом, самостоятельно осуществляют свою деятельность и принимают решения по вопросам хозяйственного ведения, в частности, по продаже проездных билетов. В настоящее время, в условиях финансовой нестабильности ими не планируется введение совместных проездных билетов. Таким образом, все органы местного самоуправления, в которые я обратился, включая Комитет по транспорту и организации дорожного движения, отказались отвечать мне на мои вопросы относительно толкования (разъяснения) нормативных документов, которыми регулируются цены на проездные билеты в городе Екатеринбурге. При этом в настоящее время в городе Екатеринбурге принят и действует нормативный акт, которым было легализовано такое поведение органов местного самоуправления - Положение О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, который нарушает как мои права, так и права всех жителей Екатеринбурга. Я очень часто обращаюсь в органы местного самоуправления Екатеринбурга с целью защиты и восстановления своих прав и законных интересов. Однако оспариваемыми мною нормами Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург органы местного самоуправления фактически отгородили себя от неудобных обращений, как с точки зрения сроков, так и с точки зрения порядка их рассмотрения. Причем все эти нормы вступают в противоречие с действующим законодательством и Уставом Свердловской области. В связи с вышеизложенным, полагаю, что применяемые и подлежащие применению в моем деле нормы пункта 1 статьи 8; подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург нарушают мое конституционное право на обращения в органы местного самоуправления и вступают в противоречие с Уставом Свердловской области на основании следующего. В соответствии со статьей 2 Устава Свердловской области На территории Свердловской области гарантируется защита и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Как известно, любому субъективному конституционному праву человека и гражданина корреспондирует конституционная обязанность (комплекс конституционных обязанностей) государства (шире - органов публичной власти). В данном случае конституционному праву граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы публичной власти) корреспондирует конституционная обязанность этих органов дать полный и мотивированный ответ на обращение в письменном виде в установленные сроки в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 оспариваемого Положения Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений в органы местного самоуправления в течение одного месяца со дня регистрации обращения. Согласно части 2 статьи 89 Устава Свердловской области Местное самоуправление осуществляется посредством участия граждан в местных референдумах, муниципальных выборах, реализации иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления на всей территории Свердловской области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах. Реализация гражданином его права на обращение в органы местного самоуправления является одной из форм осуществления местного самоуправления (статья 32 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). В соответствии со статьей 90 Устава Свердловской области Местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В качестве такого федерального закона выступает, в частности, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 32 данного Федерального закона Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Аналогичное правило содержится и в пункте 2 статьи 23 Устава города Екатеринбурга. Как следует из приведенных положений Федерального закона и Устава города Екатеринбурга, они, в отличие от пункта 1 статьи 8 оспариваемого Положения, не связывают возникновение обязанности должностного лица местного самоуправления дать письменный ответ по существу обращения в месячный срок с датой регистрации обращения. Таким образом, введение дополнительного условия начала течения месячного срока для ответа в виде регистрации обращения, а не установление обязанности ответить в месячный срок с момента поступления обращения, нарушает положения Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и противоречит Уставу Свердловской области. Данное несоответствие становится еще более актуальным с установлением в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2006 года № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации трехдневного срока для регистрации письменного обращения. Таким образом, пункт 1 статьи 8 оспариваемого Положения в той части, в которой он связывает начало течения месячного срока для предоставления должностным лицом местного самоуправления ответа на обращение гражданина, с датой регистрации обращения, не соответствует статье 2, части 2 статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской области. 2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения органы местного самоуправления оставляют без рассмотрения обращения, на которые не распространяется действие настоящего Положения. Данная норма имеет слишком неопределенный и неясный характер и, в силу этого, ее применение может привести к нарушению моих прав, и, более того, к массовому нарушению прав граждан. Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в абзаце 1 пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы Об основах платного землепользования в городе Москве в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и, следовательно, неизбежно ведет к произволу. Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР и от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Кроме того, принятие решения именно об оставлении без рассмотрения обращений, даже если на них и не распространяется действие оспариваемого Положения, а распространяются какие-либо другие нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений в органы местного самоуправления, не может являться адекватной реакцией органа местного самоуправления на обращение, т.к. проблема, поднятая в обращении, остается не решенной, что неизбежно влечет за собой нарушение закрепленных в Уставе Свердловской области принципов гарантированности на территории Свердловской области всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации; обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и права каждого защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми предоставленными законом способами (статья 2, часть 5 статьи 19, пункт а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области). Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения не соответствует статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области. 3. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения органы местного самоуправления оставляют без рассмотрения обращения с просьбой дать толкование различных правовых актов. Отказ органов местного самоуправления рассматривать обращения граждан с просьбой дать толкование правовых актов и, в частности, тех правовых актов, которые сами органы местного самоуправления и принимают, в том числе, с целью разъяснения проводимой муниципальным образованием политики в той или иной сфере, самым очевидным образом нарушает конституционное право граждан на обращение в органы местного самоуправления, конституционное право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, а также принципы организации местного самоуправления, установленные в нормативных актах, имеющих большую юридическую силу. В соответствии со статьей 90 Устава Свердловской области Местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Следует отметить, что ни действующий в настоящее время Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, ни принятый, но еще не вступивший в силу, Федеральный закон от 2 марта 2006 года № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (статья 11), ни Закон Свердловской области от 20 марта 2006 года № 13-ОЗ Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (статья 8), ни Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статья 32), ни Устав города Екатеринбурга (статья 23) не предусматривают такого основания для оставления обращения без рассмотрения как содержащаяся в обращении просьба о толковании правового акта. Кроме того, граждане могут поставить перед органом местного самоуправления вопрос о толковании правого акта в целях обеспечения или защиты и восстановления их прав и свобод. И, как правило, просьба дать толкование правового акта идет в обращении совместно с просьбой о защите и восстановлении прав, причем данные просьбы охватываются единым предметом обращения и содержательно неотделимы друг от друга. Следовательно, такое основание для оставления обращения без рассмотрения также неизбежно влечет за собой нарушение закрепленных в Уставе Свердловской области принципов гарантированности на территории Свердловской области всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации; обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина и права каждого защищать свои права и свободы, а также права и свободы других лиц всеми предоставленными законом способами (статья 2, часть 5 статьи 19, пункт а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области). Таким образом, подпункт 3 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения не соответствует статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20, части 2 статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской области. На основании изложенного и руководствуясь статьями 83, 84, 86 Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области, ПРОШУ: 1. Признать пункт 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, в соответствии с которым Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений в органы местного самоуправления в течение одного месяца со дня регистрации обращения, в той части, в которой он связывает начало течения месячного срока для предоставления должностным лицом местного самоуправления ответа на обращение гражданина, с датой регистрации обращения, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 89 (части 2), 90, 94 (части 1). 2. Признать подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, в соответствии с которым органы местного самоуправления оставляют без рассмотрения обращения, на которые не распространяется действие настоящего Положения, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 19 (части 5), 20 (пункту а части 1). 3. Признать подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург, в соответствии с которым органы местного самоуправления оставляют без рассмотрения обращения с просьбой дать толкование различных правовых актов, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 19 (части 5), 20 (пункту а части 1), 89 (части 2), 90, 94 (части 1). Приложение: 1. Копия настоящего запроса (2 экз.); 2. Квитанция об уплате государственной пошлины; 3. Текст статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург (2 экз.); 4. Текст статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург (2 экз.); 5. копия обращения в Комитет по транспорту и организации дорожного движения Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.); 6. копия обращения в Комитет по защите прав потребителей Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.); 7. копия обращения в Финансово-бюджетное управление Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.); 8. копия обращения Главе города Екатеринбурга Чернецкому А.М. (2 экз.); 9. копия ответа на обращение Комитета по транспорту и организации дорожного движения Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.); 10. копия ответа на обращение Комитета по защите прав потребителей Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.); 16 мая 2006 года __________________Качанов Р.Е. 6
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: