Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новости судебных дел

Судебное дело "Сутяжник Роман Качанов обжалует в Уставном Суде нормативный акт Екатеринбургской городской Думы, нарушающий права жителей города на обращение к городским властям"


Запрос Качанова Р.Е. в Уставный Суд Свердловской области о соответствии Уставу Свердловской области ряда норм Положения «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург»

 

15.05.2006

 

   Уставный Суд Свердловской области

   Адрес: г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 19

   Заявитель: Качанов Роман Евгеньевич

   Адрес: ____________________________

   Нормативный акт, подлежащий проверке:

   Положение  О  порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы
   местного самоуправления муниципального образования город Екатеринбург,
   утвержденное  Решением  Екатеринбургской  городской  Думы от 24 января
   2006  года  №  1/18  Об  утверждении  Положения  О  порядке  и  сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального образования город Екатеринбург 

   Опубликован:  Вестник  Екатеринбургской  городской Думы, 02.02.2006, №
   105

   Орган, принявший нормативный акт, подлежащий проверке: 

   Екатеринбургская городская Дума

   Адрес: 620014, г. Екатеринбург, просп. Ленина 24А.

   Государственная пошлина: 200 руб.

                                   ЗАПРОС

   о соответствии Уставу Свердловской области нормативного правового акта
                                      
                      органа местного самоуправления 

   В  соответствии  со статьей 37 Закона Свердловской области Об Уставном
   Суде  Свердловской области Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде
   является  обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего
   Областного  закона,  подведомственное  Уставному  Суду;  Основанием  к
   рассмотрению    дела   в   Уставном   Суде   является   обнаружившаяся
   неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской
   области...  нормативный  правовой  акт,  принятый...  органом местного
   самоуправления    муниципального    образования,   расположенного   на
   территории Свердловской области....

   В  соответствии  со статьей 83 Закона Свердловской области Об Уставном
   Суде  Свердловской  области  Правом  на  обращение  в  Уставный  Суд с
   запросом  о  соответствии  Уставу  Свердловской области... нормативных
   правовых   актов,   принимаемых...  органами  местного  самоуправления
   муниципальных  образований,  расположенных  на территории Свердловской
   области,   обладают..   граждане,  иностранные  граждане  и  лица  без
   гражданства,   чьи   права   нарушаются  нормативным  правовым  актом,
   примененным или подлежащим применению в конкретном деле....

   Основанием  для  обращения  с  запросом  в  Уставный  Суд Свердловской
   области послужила обнаружившаяся неопределенность в том, соответствуют
   ли Уставу Свердловской области положения

   -  пункта  1  статьи  8  Положения  О  порядке  и  сроках рассмотрения
   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления муниципального
   образования город Екатеринбург;

   -  подпункта  2  пункта  1  статьи  7  Положения  О  порядке  и сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального образования город Екатеринбург;

   -  подпункта  3  пункта  1  статьи  7  Положения  О  порядке  и сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального образования город Екатеринбург.

   В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  8 Положения О порядке и сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального  образования  город  Екатеринбург (далее - оспариваемое
   Положение)  Должностные  лица  местного  самоуправления  обязаны  дать
   письменный   ответ   по   существу   обращений   в   органы   местного
   самоуправления в течение одного месяца со дня регистрации обращения.

   Пункт  1  статьи 7 оспариваемого Положения устанавливает основания для
   оставления  обращений  в органы местного самоуправления муниципального
   образования город Екатеринбург без рассмотрения. В частности, согласно
   оспариваемым  мною подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 7 Положения органы
   местного   самоуправления   уполномочены   оставить  без  рассмотрения
   обращения,   на   которые   не  распространяется  действие  настоящего
   Положения,  а  также  обращения  с  просьбой дать толкование различных
   правовых актов.

   Обстоятельства, при которых произошло нарушение моих прав, заключаются
   в следующем.

   17  декабря  2005  года я обратился посредством почтовой связи к Главе
   города  Екатеринбурга  Чернецкому  А.М.,  в  Комитет  по  защите  прав
   потребителей Администрации города Екатеринбурга, Комитет по транспорту
   и  организации  дорожного  движения  Администрации  г. Екатеринбурга и
   Финансово-бюджетное   управление   Администрации  г.  Екатеринбурга  с
   заявлениями,   в   которых   содержалась   просьба  разъяснить  какими
   нормативными  документами  урегулирована стоимость проездных билетов в
   городе  Екатеринбурге  и растолковать, как соотносятся эти нормативные
   документы  с  положениями  статьи  19 Конституцией РФ (копии обращений
   прилагаются).

   Ответов   на   мои   обращения   от   Главы   города  Екатеринбурга  и
   Финансово-бюджетного  управления  Администрации  г.  Екатеринбурга  не
   последовало.

   В  ответе  Комитета  по  защите  прав  потребителей  Администрации  г.
   Екатеринбурга   от   26   декабря   2005  года  №  48.1-23-114  (копия
   прилагается)  было  указано  на  то,  что  Ваше  письмо по компетенции
   переадресовано  в  Комитет администрации Екатеринбурга по транспорту и
   организации дорожного движения. Комитет по защите прав потребителей не
   обладает полномочиями для решения поставленных Вами вопросов.

   В  ответе  Комитета  по  транспорту  и  организации дорожного движения
   Администрации г. Екатеринбурга от 16 января 2006 года № 27.1-21-19 мне
   сообщалось  о  том,  что  ...в  г.  Екатеринбурге перевозка пассажиров
   автобусом    и    трамваем-троллейбусом    осуществляется   различными
   предприятиями    -    Муниципальным    автобусным    объединением    и
   Трамвайно-троллейбусным управлением.

   Эти предприятия, в соответствии с Уставом, самостоятельно осуществляют
   свою  деятельность  и  принимают  решения  по  вопросам хозяйственного
   ведения, в частности, по продаже проездных билетов. В настоящее время,
   в  условиях  финансовой  нестабильности  ими  не  планируется введение
   совместных проездных билетов.

   Таким  образом,  все  органы  местного  самоуправления,  в  которые  я
   обратился,  включая  Комитет  по  транспорту  и  организации дорожного
   движения,   отказались   отвечать  мне  на  мои  вопросы  относительно
   толкования (разъяснения) нормативных документов, которыми регулируются
   цены на проездные билеты в городе Екатеринбурге.

   При  этом  в настоящее время в городе Екатеринбурге принят и действует
   нормативный  акт,  которым  было  легализовано такое поведение органов
   местного  самоуправления  -  Положение О порядке и сроках рассмотрения
   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления муниципального
   образования  город Екатеринбург, который нарушает как мои права, так и
   права всех жителей Екатеринбурга.

   Я очень часто обращаюсь в органы местного самоуправления Екатеринбурга
   с  целью  защиты  и  восстановления  своих  прав и законных интересов.
   Однако  оспариваемыми  мною  нормами  Положения  О  порядке  и  сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального   образования   город   Екатеринбург   органы  местного
   самоуправления  фактически отгородили себя от неудобных обращений, как
   с  точки  зрения сроков, так и с точки зрения порядка их рассмотрения.
   Причем   все   эти   нормы   вступают  в  противоречие  с  действующим
   законодательством и Уставом Свердловской области.

   В  связи  с  вышеизложенным,  полагаю,  что  применяемые  и подлежащие
   применению  в  моем  деле  нормы  пункта  1 статьи 8; подпунктов 2 и 3
   пункта  1 статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений
   граждан  в  органы  местного самоуправления муниципального образования
   город  Екатеринбург  нарушают мое конституционное право на обращения в
   органы  местного  самоуправления  и  вступают в противоречие с Уставом
   Свердловской области на основании следующего.

   В  соответствии со статьей 2 Устава Свердловской области На территории
   Свердловской  области гарантируется защита и осуществление всех прав и
   свобод  человека  и  гражданина,  закрепленных Конституцией Российской
   Федерации.

   Согласно   статье   33   Конституции   Российской  Федерации  Граждане
   Российской  Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять
   индивидуальные  и  коллективные  обращения  в государственные органы и
   органы местного самоуправления.

   Как  известно,  любому субъективному конституционному праву человека и
   гражданина   корреспондирует   конституционная  обязанность  (комплекс
   конституционных  обязанностей)  государства  (шире - органов публичной
   власти).  В  данном случае конституционному праву граждан обращаться в
   органы государственной власти и органы местного самоуправления (органы
   публичной  власти)  корреспондирует  конституционная  обязанность этих
   органов  дать  полный и мотивированный ответ на обращение в письменном
   виде  в  установленные  сроки  в  порядке, предусмотренном действующим
   законодательством.

   1.  В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  8  оспариваемого Положения
   Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ
   по  существу  обращений  в  органы  местного  самоуправления в течение
   одного месяца со дня регистрации обращения.

   Согласно  части  2  статьи  89  Устава  Свердловской  области  Местное
   самоуправление  осуществляется  посредством  участия граждан в местных
   референдумах,  муниципальных  выборах,  реализации  иных  форм прямого
   волеизъявления,   а  также  через  выборные  и  иные  органы  местного
   самоуправления  на  всей  территории Свердловской области в городских,
   сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах.

   Реализация  гражданином  его  права  на  обращение  в  органы местного
   самоуправления   является   одной   из   форм  осуществления  местного
   самоуправления  (статья  32  Федерального  закона  Об  общих принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации).

   В  соответствии  со  статьей  90  Устава  Свердловской области Местное
   самоуправление    осуществляется    на    основе    общих    правовых,
   территориальных, организационных и экономических принципов организации
   местного   самоуправления,   установленных   Конституцией   Российской
   Федерации  и  федеральными  законами.  В  качестве такого федерального
   закона  выступает,  в  частности, Федеральный закон Об общих принципах
   организации местного самоуправления в Российской Федерации.

   В  соответствии  с  частью  2  статьи  32  данного Федерального закона
   Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ
   по  существу  обращений  граждан  в  органы  местного самоуправления в
   течение  одного  месяца.  Аналогичное  правило содержится и в пункте 2
   статьи 23 Устава города Екатеринбурга.

   Как  следует  из  приведенных  положений  Федерального закона и Устава
   города   Екатеринбурга,   они,   в   отличие  от  пункта  1  статьи  8
   оспариваемого   Положения,   не  связывают  возникновение  обязанности
   должностного  лица  местного  самоуправления  дать письменный ответ по
   существу  обращения  в  месячный  срок  с датой регистрации обращения.
   Таким   образом,   введение  дополнительного  условия  начала  течения
   месячного  срока  для  ответа  в  виде  регистрации  обращения,  а  не
   установление   обязанности   ответить   в   месячный  срок  с  момента
   поступления обращения, нарушает положения Федерального закона Об общих
   принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и
   противоречит Уставу Свердловской области.

   Данное  несоответствие становится еще более актуальным с установлением
   в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 2 марта 2006 года № 59-ФЗ О
   порядке    рассмотрения   обращений   граждан   Российской   Федерации
   трехдневного срока для регистрации письменного обращения.

   Таким образом, пункт 1 статьи 8 оспариваемого Положения в той части, в
   которой он связывает начало течения месячного срока для предоставления
   должностным   лицом   местного   самоуправления  ответа  на  обращение
   гражданина,  с датой регистрации обращения, не соответствует статье 2,
   части  2  статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской
   области.

   2.  В  соответствии  с  подпунктом  2  пункта 1 статьи 7 оспариваемого
   Положения  органы  местного  самоуправления оставляют без рассмотрения
   обращения,   на   которые   не  распространяется  действие  настоящего
   Положения.

   Данная норма имеет слишком неопределенный и неясный характер и, в силу
   этого,  ее  применение  может привести к нарушению моих прав, и, более
   того, к массовому нарушению прав граждан.

   Между  тем,  как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ,
   выраженной  в  абзаце  1  пункта  5 мотивировочной части Постановления
   Конституционного  Суда  РФ  от  13  декабря  2001  г. № 16-П По делу о
   проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы
   Об основах платного землепользования в городе Москве в связи с жалобой
   гражданки  Т.В.Близинской  Из  конституционных  принципов  равенства и
   справедливости    вытекает    требование    определенности,   ясности,
   недвусмысленности  правовой  нормы, поскольку иное не может обеспечить
   ее  единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в
   правоприменительной  практике,  и,  следовательно,  неизбежно  ведет к
   произволу.  Данная  правовая  позиция  выражена  в  ряде Постановлений
   Конституционного  Суда  Российской Федерации, в том числе от 25 апреля
   1995  года по делу о проверке конституционности частей первой и второй
   статьи  54  Жилищного  кодекса  РСФСР  и от 5 июля 2001 года по делу о
   проверке  конституционности  постановления  Государственной Думы от 28
   июня  2000  года  N  492-III  ГД  О внесении изменения в постановление
   Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации Об
   объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной
   войне 1941 - 1945 годов.

   Кроме  того,  принятие  решения  именно об оставлении без рассмотрения
   обращений,   даже   если   на   них  и  не  распространяется  действие
   оспариваемого   Положения,   а   распространяются   какие-либо  другие
   нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений в органы
   местного  самоуправления, не может являться адекватной реакцией органа
   местного  самоуправления  на  обращение,  т.к.  проблема,  поднятая  в
   обращении,  остается  не  решенной,  что  неизбежно  влечет  за  собой
   нарушение   закрепленных   в  Уставе  Свердловской  области  принципов
   гарантированности  на  территории  Свердловской  области  всех  прав и
   свобод  человека  и  гражданина,  закрепленных Конституцией Российской
   Федерации;  обеспечения  защиты  прав и свобод человека и гражданина и
   права  каждого  защищать свои права и свободы, а также права и свободы
   других лиц всеми предоставленными законом способами (статья 2, часть 5
   статьи 19, пункт а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области).

   Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения не
   соответствует  статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20
   Устава Свердловской области.

   3.  В  соответствии  с  подпунктом  3  пункта 1 статьи 7 оспариваемого
   Положения  органы  местного  самоуправления оставляют без рассмотрения
   обращения с просьбой дать толкование различных правовых актов.

   Отказ  органов местного самоуправления рассматривать обращения граждан
   с просьбой дать толкование правовых актов и, в частности, тех правовых
   актов,  которые сами органы местного самоуправления и принимают, в том
   числе,  с  целью  разъяснения  проводимой  муниципальным  образованием
   политики  в  той  или  иной  сфере,  самым  очевидным образом нарушает
   конституционное   право   граждан   на  обращение  в  органы  местного
   самоуправления,   конституционное   право   граждан   на   участие   в
   осуществлении  местного  самоуправления,  а также принципы организации
   местного  самоуправления,  установленные  в нормативных актах, имеющих
   большую юридическую силу.

   В  соответствии  со  статьей  90  Устава  Свердловской области Местное
   самоуправление    осуществляется    на    основе    общих    правовых,
   территориальных, организационных и экономических принципов организации
   местного   самоуправления,   установленных   Конституцией   Российской
   Федерации и федеральными законами.

   Следует отметить, что ни действующий в настоящее время Указ Президиума
   Верховного  Совета  СССР  от  12 апреля 1968 года № 2534-VII О порядке
   рассмотрения  предложений,  заявлений и жалоб граждан, ни принятый, но
   еще  не  вступивший  в  силу, Федеральный закон от 2 марта 2006 года №
   59-ФЗ  О  порядке  рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
   (статья  11),  ни  Закон  Свердловской области от 20 марта 2006 года №
   13-ОЗ  Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан
   и  лиц  без гражданства в государственные органы Свердловской области,
   государственные  организации  Свердловской  области  и органы местного
   самоуправления  муниципальных образований, расположенных на территории
   Свердловской  области  (статья  8),  ни  Федеральный  закон  Об  общих
   принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации
   (статья   32),   ни   Устав   города   Екатеринбурга  (статья  23)  не
   предусматривают   такого   основания   для  оставления  обращения  без
   рассмотрения   как  содержащаяся  в  обращении  просьба  о  толковании
   правового акта.

   Кроме   того,   граждане   могут   поставить  перед  органом  местного
   самоуправления  вопрос  о  толковании правого акта в целях обеспечения
   или  защиты и восстановления их прав и свобод. И, как правило, просьба
   дать толкование правового акта идет в обращении совместно с просьбой о
   защите  и  восстановлении  прав,  причем  данные  просьбы охватываются
   единым предметом обращения и содержательно неотделимы друг от друга.

   Следовательно,   такое   основание   для   оставления   обращения  без
   рассмотрения  также неизбежно влечет за собой нарушение закрепленных в
   Уставе  Свердловской области принципов гарантированности на территории
   Свердловской  области  всех  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,
   закрепленных  Конституцией  Российской  Федерации;  обеспечения защиты
   прав  и  свобод  человека  и  гражданина и права каждого защищать свои
   права   и   свободы,   а  также  права  и  свободы  других  лиц  всеми
   предоставленными законом способами (статья 2, часть 5 статьи 19, пункт
   а части 1 статьи 20 Устава Свердловской области).

   Таким образом, подпункт 3 пункта 1 статьи 7 оспариваемого Положения не
   соответствует статье 2, части 5 статьи 19, пункту а части 1 статьи 20,
   части  2  статьи 89, статье 90 и части 1 статьи 94 Устава Свердловской
   области.

   На   основании  изложенного  и  руководствуясь  статьями  83,  84,  86
   Областного закона Об Уставном Суде Свердловской области,

                                   ПРОШУ:

   1. Признать пункт 1 статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения
   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления муниципального
   образования  город  Екатеринбург, в соответствии с которым Должностные
   лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу
   обращений  в органы местного самоуправления в течение одного месяца со
   дня  регистрации обращения, в той части, в которой он связывает начало
   течения  месячного срока для предоставления должностным лицом местного
   самоуправления  ответа  на  обращение  гражданина, с датой регистрации
   обращения, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям
   2, 89 (части 2), 90, 94 (части 1).

   2.  Признать подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального   образования  город  Екатеринбург,  в  соответствии  с
   которым  органы  местного  самоуправления  оставляют  без рассмотрения
   обращения,   на   которые   не  распространяется  действие  настоящего
   Положения, не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям
   2, 19 (части 5), 20 (пункту а части 1).

   3.  Признать подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Положения О порядке и сроках
   рассмотрения   обращений  граждан  в  органы  местного  самоуправления
   муниципального   образования  город  Екатеринбург,  в  соответствии  с
   которым  органы  местного  самоуправления  оставляют  без рассмотрения
   обращения  с  просьбой  дать  толкование  различных правовых актов, не
   соответствующим  Уставу Свердловской области, его статьям 2, 19 (части
   5), 20 (пункту а части 1), 89 (части 2), 90, 94 (части 1).

   Приложение:

    1. Копия настоящего запроса (2 экз.);
    2. Квитанция об уплате государственной пошлины;
    3. Текст статьи 7 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений
       граждан    в   органы   местного   самоуправления   муниципального
       образования город Екатеринбург (2 экз.);
    4. Текст статьи 8 Положения О порядке и сроках рассмотрения обращений
       граждан    в   органы   местного   самоуправления   муниципального
       образования город Екатеринбург (2 экз.);
    5. копия  обращения  в  Комитет по транспорту и организации дорожного
       движения Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.);
    6. копия   обращения   в   Комитет   по   защите   прав  потребителей
       Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.);
    7. копия  обращения в Финансово-бюджетное управление Администрации г.
       Екатеринбурга (2 экз.);
    8. копия  обращения  Главе  города  Екатеринбурга  Чернецкому А.М. (2
       экз.);
    9. копия  ответа  на  обращение  Комитета по транспорту и организации
       дорожного движения Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.);
   10. копия  ответа  на  обращение  Комитета по защите прав потребителей
       Администрации г. Екатеринбурга (2 экз.);

   16 мая 2006 года __________________Качанов Р.Е.

   6


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.