23.05.2006
ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКИХ СТАЦИОНАРАХ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (в дальнейшем именуемая "Служба"), создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". 1.2. Служба действует при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, непосредственно подчинена ему и имеет своих представителей во всех субъектах Российской Федерации (и административно-территориальных образованиях, в которых расположены психиатрические стационары, независимо от ведомственной подчиненности). 1.3. Задачей Службы является обеспечение реализации прав и законных интересов пациентов психиатрических стационаров. 1.4. Служба является самостоятельным государственным органом с правами юридического лица, независимым от органов здравоохранения и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Служба действует на основе принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, справедливости, гуманизма, равенства прав граждан. 1.5. В структуру Службы входят: руководитель службы, назначаемый Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, и имеющий свой служебный аппарат; представитель Службы, находящийся в субъекте Российской Федерации и имеющий своих заместителей, действующих в психиатрических стационарах или в нескольких из них, если они находятся на территории города или районного центра. Все перечисленные лица назначаются руководителем Службы (заместители - по представлению представителя Службы в регионе). 1.6. В своей деятельности представители Службы взаимодействуют с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями, общественными объединениями, уполномоченными на основании своего Устава (положения) защищать права пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре. 1.7. Финансирование деятельности Службы осуществляется из средств Федерального бюджета, а также средств бюджета субъекта РФ. 2. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ 2.1. Службу возглавляет Руководитель. На Руководителя Службы возлагается общее руководство Службой и контроль за деятельностью ее региональных представителей. Руководитель Службы назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. 2.2. Представители Службы координируют деятельность заместителей, которые осуществляют свою деятельность на базе стационарных психиатрических учреждений. 2.3. Должность заместителя представителя службы создается из расчета одна единица на 1000 коек в психиатрических стационарах. В зависимости от местных условий может назначаться один заместитель представителя на несколько стационаров с общим числом коек до 1000 или один заместитель на стационар мощностью менее 1000 коек. 2.4. Представитель Службы и его заместители имеет помощников, утверждаемых по их представлению руководителем Службы, и могут иметь еще одного или нескольких помощников, действующих в качестве волонтеров. 3. ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ 3.1. Функции Службы: - защита прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах; - контроль за соблюдением прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах; - прием жалоб и заявлений, которые разрешаются с администрацией психиатрического учреждения; - направление жалоб и заявлений в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд. - организация подготовки и обучения представителей Службы. 4. РУКОВОДИТЕЛЬ СЛУЖБЫ Руководитель Службы: 4.1. Осуществляет руководство Службой и несет персональную ответственность за ее работу. 4.2. Обеспечивает методическое руководство представителями Службы, организует разработку программы подготовки представителей Службы и их помощников. 4.3. Обобщает опыт ежегодной работы и публикует отчет о деятельности Службы. 4.4.Контролирует деятельность представителей Службы, рассматривает жалобы, поступившие на представителей Службы и их помощников, и в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей принимает меры, предусмотренные законодательством. 4.5. Осуществляет подбор кадров, назначает на должность и освобождает от должности представителей Службы и их заместителей. 4.6.Руководит служебным аппаратом Службы. 4.7.Определяет должностные обязанности представителей Службы, их заместителей и работников служебного аппарата Службы. 4.8.Своевременно направляет представителей Службы на курсы подготовки и повышения квалификации (один раз в три года). Разрабатывает программу повышения квалификации представителей Службы и их заместителей. 4.9. Запрашивает у государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые для деятельности Службы сведения, обращается в указанные органы с ходатайствами по вопросам защиты прав пациентов, подлежащими обязательному рассмотрению. 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЛУЖБЫ И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ 5.1. Представитель Службы (заместитель) защищает права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, принимает их жалобы и заявления, которые разрешает с администрацией данного психиатрического учреждения либо направляет, в зависимости от их характера, в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд. 5.2. На должность представителя Службы назначается лицо, имеющее высшее образование, обнаруживающие склонность к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами. Перед вступлением в должность эти граждане должны пройти специальную подготовку, предполагающую изучение основ российского и международного законодательства в области прав лиц с психическими расстройствами, а также пройти курс первичной подготовки, включающий общие сведения о психических расстройствах и обращении с лицами, страдающими ими, на базе государственного учебного учреждения психиатрического профиля. Представитель Службы имеет удостоверение, подтверждающее его должностные полномочия. 5.3. Помощником представителя (заместителя) Службы может быть назначено лицо, имеющее среднее образование, получившее специальную подготовку в соответствии с разработанной программой и имеющее склонность к работе с лицами, страдающими психическими расстройствами. Помощник имеет соответствующее удостоверение, подтверждающее его полномочия. 5.4. Условия труда, отдыха, гарантии, льготы, а также ответственность представителей Службы регулируются действующим законодательством. 5.5. Заместитель представителя Службы должен быть доступен для пациентов и их законных представителей: он совершает обходы отделений, пациенты всегда могут связаться с ним по телефону, его место работы и часы приема доводятся до сведения каждого пациента. 5.6. Заместитель представителя Службы принимает у пациентов и их законных представителей жалобы, в том числе устные, независимо от того, согласен ли он с ними, и разрешает их с администрацией больницы, выступая посредником между пациентом (его законным представителем) и администрацией. При невозможности удовлетворения жалобы заместитель представителя Службы должен изложить заявителю мотивы отказа в ее удовлетворении, и сам обращается или направляет жалобу в зависимости от ее характера в органы представительной или исполнительной власти, прокуратуру, суд. 5.7. Заместитель представителя Службы может принять жалобу по поводу нарушения прав пациента в период нахождения в стационаре от уже выписанного пациента или его законного представителя, однако не позднее, чем через 10 дней с момента выписки. 5.8. Заместитель представителя Службы по просьбе или с согласия пациента (его законного представителя) может участвовать в судебном разбирательстве по поводу недобровольной госпитализации, а также обжаловать в суде действия администрации стационара, выступая в качестве представителя интересов пациента. 5.9. Заместитель представителя Службы может ставить перед администрацией стационара вопрос о подаче заявления в суд о признании пациента дееспособным или самостоятельно обращаться в суд с таким заявлением (требуется изменение в действующее законодательство). 5.10. Заместитель представителя Службы вправе Обращаться в органы опеки и попечительства с заявлением о замене опекуна или попечителя в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 39 ГК РФ. 5.11. Заместитель представителя Службы вправе встречаться с пациентом наедине, знакомиться по просьбе или с согласия пациента с медицинской и иной документацией, относящейся к существу жалобы, получать объяснения персонала и администрации стационара по всем вопросам, имеющим отношение к соблюдению прав пациента. 5.12. Заместитель представителя Службы не вправе разглашать ставшую ему известной в процессе своей деятельности информацию о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. На представителей Службы и их помощников распространяется ответственность за разглашение врачебной тайны. 5.13. Представитель (заместитель) Службы следит за исполнением администрацией учреждения и персоналом своих обязанностей по созданию условий для реализации пациентами своих прав во время их пребывания в стационаре, ставит перед администрацией вопрос о необходимости улучшения условий для реализации прав пациентов в стационаре, исключения обстоятельств, унижающих их человеческое достоинство или ущемляющих их права и свободы. 5.14. Представитель Службы (заместитель) активно выявляет нарушения прав пациентов, выясняет причины и разрабатывает администрации больницы рекомендации для их устранения. 5.15. Представитель Службы (заместитель) проводит с пациентами беседы об их правах, консультирует по вопросам соблюдения законодательства о психиатрической помощи, при необходимости организует встречу с адвокатом 5.16. Представители Службы (заместитель) и их помощники должны регулярно, не реже 1 раза в пять лет, повышать свою квалификацию в соответствии с программой, разрабатываемой руководителем Службы. 5.17. Действия представителя Службы (заместителя) могут быть обжалованы в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации. 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ 6.1. Взаимодействие Службы с органами государственной власти и местного самоуправления строится на основе сотрудничества. Руководитель Службы, представители, заместители запрашивают у органов местного самоуправления необходимые для деятельности Службы сведения, обращаются в указанные органы с обращениями и ходатайствами по вопросам защиты прав пациентов и улучшения условий пребывания в психиатрических стационарах. Органы государственной власти и местного самоуправления рассматривают полученные ходатайства в установленном порядке и принимают по ним необходимые меры. 6.2. Представители Службы (заместители) обращаются в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующие органы местного самоуправления за сведениями, необходимыми для их работы, а также с ходатайствами по защите прав пациентов и рекомендациями по улучшению положения пациентов в психиатрических стационарах, участвуют в проведении инспекции психиатрических учреждений, ходатайствуют перед учреждениями, предприятиями и организациями о выделении средств для улучшения условий пребывания пациентов в психиатрических стационарах, принятии необходимых мер по социально-бытовому устройству лиц с психическими расстройствами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают условия для работы представителей Службы и рассматривают их жалобы и обращения в установленном порядке. 6.3. Руководитель и представители Службы (заместители) участвуют в обсуждении органами здравоохранения вопросов, связанных с условиями пребывания пациентов в психиатрических стационарах и соблюдения прав пациентов. Органы здравоохранения рассматривают жалобы и обращения, а также рекомендации, поступившие от представителей Службы, в установленном порядке принимают по ним соответствующие решения. 6.4. Представители Службы (заместители) действуют независимо от администрации психиатрического стационара и вправе обжаловать действия администрации, в том числе в суд. Администрация стационара обязана оказывать содействие создавать нормальные условия для работы представителей Службы, представлять необходимую документацию, обеспечивать возможность для общения представителя службы с пациентами, приема заявлений, жалоб и т.п., незамедлительно рассматривать жалобы и обращения представителя Службы, в том числе устные. В случае ненадлежащего исполнения представителем Службы, его заместителем или помощником своих обязанностей администрация стационара может обратиться к руководителю Службы с ходатайством об отстранении данного сотрудника Службы от его обязанностей. 6.5. Представители Службы (заместители) и их помощники сотрудничают с общественными объединениями, уставами которых предусмотрена деятельность по защите прав лиц с психическими расстройствами, советами пациентов и родственников пациентов, по возможности привлекают их членов к работе в качестве помощников представителя Службы. При ненадлежащем исполнении представителем Службы (заместителем) или его помощником своих обязанностей общественные объединения, советы пациентов и их родственников могут обратиться к руководителю Службы с ходатайством об отстранении данного сотрудника Службы от обязанностей. 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ 7.1. Руководитель Службы, представители Службы, их заместители, а также помощники несут ответственность за нарушение законодательства о здравоохранении, закона О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании, а также за злоупотребление предоставленными им полномочиями в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
Поделиться в социальных сетях:
1. О-Л-Ь-Г-А - 17.10.2009 17:05:30
Помогите,дочь вытащить из психиатрической клиники!!!
2. Наталья - 17.11.2010 12:18:44
E-mail: marenkova.77@mail.ru
Подскажите,есть ли в Нижнем Новгороде такая Служба? И если есть,то где? Заранее спасибо.
3. света - 28.11.2010 19:42:50
E-mail: FERUM31@spaces.ru
Подскажите есть ли в белгороде служба по правам поциента в психбольнице??Спасибо!
4. Татьяна - 14.04.2012 04:08:56
Уважаемая служба в защиту пациентов! Я являюсь матерью пациента МПБ№5 ДЗ г.Москвы. Ребенком-инвалидом совершившим общественно-опасное деяние мой сын был помещен 31.01.06 г. по решению суда для применения принудительной меры в стационар общего типа с диагнозом эпилепсия. С 2006 по 2011 год меня как его законного представителя даже не приглашали защищать его права в суде, поскольку психработники в медицинских заключениях скрывали социальный стату моего сына при этом изменив вид стационара с общего на специализированный. В 2011 году я ознакомилась со всеми медицинскими документами прошлых лет в Чеховском городском суде Московской области и увидела, что моему сыну изменялась и продлевалась принудительная мера путем внесения ложных сведений в прошлое - детский возраст с утверждением диагнозов алкоголизм и наркоматия с 3 летнего возраста, с добавлением в медицинские документы лишних преступлений якобы им совершенных.Подменялся диагноз экспертов освидетельствовавших его в 2006 году, решение суда помечалось другим числом. После моего письменного обращения к главному врачу по фактам подделки сведений,мне была высказана утонченная угроза о помещении моего сына в Сычевку и 14.11.2011 года после спровоцирования конфликта на моего сына составлено медицинское заключение о изменении вида стационара на самый строгий. В суде я ознакомилась с приобщенными выписками из дневника набльдений и истории болезни на имя моего сына и обнаружила еще и такой факт, что за период исполнения угрозы моему сыну вовсе не оказывалась медицинская помощь при таком опасном для жизни состоянии как серийные эпилепсические припадки с высокой долей вероятности эпилептического статуса, что приносило моему сыну огромные страдания и ухудшало его состояние. Изощренным способом данные об этом не вносились в историю болезни и невропатолог не мог знать картины течения его заболевания. Эти действия психиатрических работников сделали свое дело, а теперь с запущенным состоянием здоровья моего сына хотят отправить в интенсив в Сычевку. Когда мой сын просил о помощи и от безвыходности говорил что пожалуется - его слова записывались в дневник как "угрожает расправой, что он и его мать будут жаловаться в суд", а его переводили за это в отделение интенсивной терапии, внося записи в переводной эпикриз с изменением состава семьи - якобы проживает с одинокой бабушкой, с изменением пенсионного фодда ,с пометко решения суда другим числом так же как и числа его поступления. Кто может помочь моему сыну когда суд игнорирует все это? Очень прошу ответьте.
5. Татьяна - 14.04.2012 04:27:58
Так торопилась к вам обратиться, что забыла сообщить где мой сын извергски содержится - Психиатрическая больница №5 Департамента здравоохранения г.Москвы в Чеховском районе Московской области. Пользуясь возможностью добавлю - очень опасаюсь, что моему сыну настолько запустили эпилепсию, что отправить на Сычевку - это единственный метод не ответить за это.
6. tigress - 17.04.2012 09:49:01
Очень хотелось бы знать, чей это проект – «Сутяжника» или чей-то еще, рассматривается ли он и на какой стадии.
Вижу одну неразрешимую проблему (она касается не только этого проекта): как может быть независимой эта служба, если финансируется из бюджета (а больше ведь неоткуда)?
На мой взгляд, в проекте ОЧЕНЬ не хватает одного важного положения, которое могло бы хоть как-то умерить аппетиты карательной психиатрии. Суть этого положение следующая (формулировка – за профессионалами): в случае, если гражданин при недобровольной госпитализации не считает себя психически больным либо считает не нуждающимся в данный момент в психиатрической помощи, в ПРИЕМНОЕ отделение (а не в то, куда он из него проследует) ДОЛЖЕН быть вызван представитель службы и при отсутствии явных признаков психической патологии ДОЛЖЕН (а не имеет право) собрать комиссию независимых психиатров для решения вопроса о необходимости /правомерности госпитализации.
Поясню на личном примере. Я дважды подверглась преследованиям со стороны если не карательной, то «коррупционной» психиатрии. Дважды была доведена до суицидальных попыток неоказанием мне мед. помощи в тяжелом состоянии, при невыносимых болях. Оба раза водворяли в ГПКБ № 15 г. Москвы. Там НЕТ такой службы, хотя по закону должна быть везде. Мое требование к «лечащему врачу» вызвать представителя службы защиты было встречено идиотской ухмылкой: она вообще не поняла, о чем идет речь. Дальше – еще «интереснее». Я была доставлена туда из НИИ Склифосовского, где есть так называемые токсикологические отделения (для пациентов, совершивших суицидальную попытку). Там идет отчаянная торговля людьми: психиатр встречается с родственниками наедине, вне отделения, и дальше решается его судьба: выкупили – домой, не выкупили – в психбольницу. Выкупили всех, кроме меня: родственники заинтересованы в моей квартире и имеют возможность ее заполучить. Могу я доказать факт этой торговли? Конечно, нет: взятки ведь даются не под камерами наблюдения. Просто, во-первых, слышала об этом от «бывалых клиентов», во-вторых, чем объяснить, что действительно неадекватная дама (что было видно невооруженным глазом) отправилась домой, а я – в упомянутое место? Здесь требуется очень мощное расследование, а прокуратуре и следственным органам оно надо?!
7. tigress - 17.04.2012 09:49:51
Очень хотелось бы знать, чей это проект – «Сутяжника» или чей-то еще, рассматривается ли он и на какой стадии.
Вижу одну неразрешимую проблему (она касается не только этого проекта): как может быть независимой эта служба, если финансируется из бюджета (а больше ведь неоткуда)?
На мой взгляд, в проекте ОЧЕНЬ не хватает одного важного положения, которое могло бы хоть как-то умерить аппетиты карательной психиатрии. Суть этого положение следующая (формулировка – за профессионалами): в случае, если гражданин при недобровольной госпитализации не считает себя психически больным либо считает не нуждающимся в данный момент в психиатрической помощи, в ПРИЕМНОЕ отделение (а не в то, куда он из него проследует) ДОЛЖЕН быть вызван представитель службы и при отсутствии явных признаков психической патологии ДОЛЖЕН (а не имеет право) собрать комиссию независимых психиатров для решения вопроса о необходимости /правомерности госпитализации.
Поясню на личном примере. Я дважды подверглась преследованиям со стороны если не карательной, то «коррупционной» психиатрии. Дважды была доведена до суицидальных попыток неоказанием мне мед. помощи в тяжелом состоянии, при невыносимых болях. Оба раза водворяли в ГПКБ № 15 г. Москвы. Там НЕТ такой службы, хотя по закону должна быть везде. Мое требование к «лечащему врачу» вызвать представителя службы защиты было встречено идиотской ухмылкой: она вообще не поняла, о чем идет речь. Дальше – еще «интереснее». Я была доставлена туда из НИИ Склифосовского, где есть так называемые токсикологические отделения (для пациентов, совершивших суицидальную попытку). Там идет отчаянная торговля людьми: психиатр встречается с родственниками наедине, вне отделения, и дальше решается его судьба: выкупили – домой, не выкупили – в психбольницу. Выкупили всех, кроме меня: родственники заинтересованы в моей квартире и имеют возможность ее заполучить. Могу я доказать факт этой торговли? Конечно, нет: взятки ведь даются не под камерами наблюдения. Просто, во-первых, слышала об этом от «бывалых клиентов», во-вторых, чем объяснить, что действительно неадекватная дама (что было видно невооруженным глазом) отправилась домой, а я – в упомянутое место? Здесь требуется очень мощное расследование, а прокуратуре и следственным органам оно надо?!
Добавить комментарий: