Главная | Библиотека | Судебные дела | Европейский Суд | Изучаем Европейскую Конвенцию | |
|||
|
ЧТО ПРОИЗОШЛО НА КОНФЕРЕНЦИИ "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И БИОМЕДИЦИНА: Этические и правовые аспекты донорства"27.04.2016 Профессор академии Минюста заявил, что Уголовный Кодекс не запрещает торговлю органами. Старший юрист ЕСПЧ прочитал лекцию главному трансплантологу России о том, что изъятие органов без согласия родственников - жестоко. Судья ЕСПЧ в отставке предсказал решение ЕСПЧ по делу Алины Саблиной. И о многом другом интересном с ФОТО, ВИДЕО и АУДИО материалами. Конференция, проведенная в правильное время, в правильном месте, с улючевыми участниками - решение половины задач. Тщательная подготовка решает остальное. В обоих отношениях конференция "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И БИОМЕДИЦИНА: Этические и правовые аспекты донорства" - удалась.
Действия на конференции развивались постепенно по восходящей, о чем мы расскажем сквозь призму проблем соблюдения биоэтики, которые поднимает дело Алины Саблиной.
(на фото с лева на право: Бывший Генеральный секретарь Совета Европы Даниэль Таршис, заместитель Министра здравоохранения России Дмитрий Вячеславович Костенников, Генеральный директор по правам человека и верховенства права Совета Европы Филипп Буайя) Реально о проблемах в биомедицине России заговорили лишь спустя два часа, во время выхода к прессе. Из объявленных в программе подхода к прессе не вышла лишь Министр здравоохранения России Вероника Игоревна Скворцова. Ее заменил по должности Дмитрий Вячеславович Костенников - его миссия на пресс-подходе состояла в донесении до прессы (4 журналиста) того, что в России нет уголовных дел в связи изъятием органов, а в Уголовном Кодексе есть все необходимые составы для борьбы с торговлей органами. Бывший Генеральный секретарь Совета Европы 1992-1999 годов Даниэль Таршис подчеркнул важность проведения конференции именно сегодня и именно в Москве и отметил ключевой элемент трансплантации — согласие донора. Далее журналистов поприветствовал Генеральный директор Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Филипп Буайя: изъятие органов без согласия должно быть криминализировано. Пресс подход заставил задуматься, а действительно ли в Уголовном Кодексе России имеются все необходимые составы... Ответ участники конференции получили в выступлении на следующей секции.
Антонина Юрьевна Чупрова, доктор юридических наук, профессор Российской Правовой Академии Минюста России жестко заявила — "Уголовный Кодекс не запрещает торговлю органами, только торговлю людьми". Постойте, а как же заявление замминистра здравоохранения России о том, что в Уголовном Кодексе есть все необходимые составы для борьбы с торговлей органами? К этому времени ни министра, ни ее зама уже не было на конференции.
Член-корреспондент Российской Академии Наук и представитель России в Комитете Совета Европы по биоэтике Борис Григорьевич Юдин начал выступление с упоминания дела столетней давности, которое уже тогда поднимало вопрос этичности пересадки органов. Закончил выступление академик Юдин критикой постановления Конституционного Суда России 2016 года по делу Алины Саблиной — врачи поступили по действующему закону, но не этично, скрыли от присутствовавших в реанимации родителей Алины планы по изъятию органов (примечание: слова «не этично» на языке Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) звучат как «жестокое и бесчеловечное обращение», а также «нарушение права на частную и семейную жизнь»). Нужно отметить, что академик Юдин был единственным представителем России, выступавших с трибуны, кто осмелился вспомнить про дело Алины Саблиной, вскрывающее многие проблемы соблюдения этики при проведении трансплантации органов в России.
Следующая секция «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДОНОРСТВО ОРГАНОВ: ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ», которую модерировал судья ЕСПЧ в отставке, профессор МГУ Анатолий Иванович Ковлер, стала кульминацией конференции. С обзором практики ЕСПЧ в области трансплантации органов выступил старший юрист ЕСПЧ Виктория Анатольевна Марадудина. Четкое, структурированное, дипломатичное выступление с обзором фактов и выводов суда по имеющимся в портфеле ЕСПЧ лишь двум делам против Латвии — дело Петровой и Элберте. Выступившая подчеркнула, что можно видеть параллели с происходящим в России. Дипломатичность выступления предполагала поставить точку в выступлении здесь. Каково же было удивление, когда старший юрист ЕСПЧ объявил, что упоминавшееся академиком Юдиным дело Алины Саблиной не завершилось постановлением Конституционного Суда и поступило на рассмотрение в ЕСПЧ, вопрос о приемлемости сегодня решается. Чем сорвала аплодисменты. Смотрите сами: ссылка на видео http://bambuser.com/v/6230587. Выступление в аудио записи http://sutyajnik.ru/audio/363.mp3. Часть выступления о деле Саблиной в ЕСПЧ http://sutyajnik.ru/audio/364.mp3
Передавая слово Помощнику Министра здравоохранения Российской Федерации Ляле Адыгамовне Габбасовой о законодательстве в области донорства и трансплантации органов человека в Российской Федерации, судья Ковлер подытожил: исходя из практики ЕСПЧ решение по делу Алины Саблиной предсказуемо, но предвосхищать не будем. Слушайте сами: http://sutyajnik.ru/audio/365.mp3
Важно, что на лекции старшего юриста ЕСПЧ и при оглашении «вердикта» судьи ЕСПЧ в отставке присутствовали трансплантологи со всей России, во главе с Главным трансплантологом Минздрава Сергеем Готье (к слову, возглавляемый им Институт имени Шумакова изъял сердце Алины и тут же его пересадил другому — это совместительство запрещено конвенциями Совета Европы и Всемирной Организации Здравоохранения). Последний сидел на первом ряду прямо напротив судьи ЕСПЧ. Такого сценария специально не придумать (смотрите, как Сергей Готье год назад реагировал на апелляции к ЕСПЧ представителя семьи Саблиных, сравнивая ЕСПЧ с "лапшой на уши" https://youtu.be/k0nB4r_hV8w?t=2m9s)
Следующие секции запомнились вопросами.
После выступления Сергея Готье микрофон взял Антон Бурков, юрист организации СУТЯЖНИК, представляющей заявителей по делу Алины Саблиной: «С одной стороны в России самое либеральное законодательство, позволяющее изымать столько органов, сколько необходимо для трансплантаций. С другой стороны в России лишь 3 донора на 1 миллион населения, что в 10 раз меньше показателей Испании, где законодательство далеко не либерально. В чем тогда причина отсутствия доноров?». Ответ был лаконичен: «Вы и без меня знаете, что проблема не в законе, а в организации и контроле». Из зала послышались возгласы «И это все?». Действительно, что еще можно услышать от одного из ответчиков по делу Алины Саблиной.
После завершения работы секции к автору вопроса подошел Главный трансплантолог Санкт-Петербурга из Федерального центра сердца, крови и эндокринологии имени В. А. Алмазова Николаев Герман Викторович. Он подробнее ответил за Готье — причина в отсутствии процедуры признания смерти мозга — тратим деньги на поддержание физической жизни в тех, у кого нужно давно признать смерть мозга. В этом предложении много этических проблем... - очень созвучно с эвтаназией (Центр Левады установил другую причину — отсутствие заинтересованности реаниматологов «кондиционировать» (сохранять) доноров — другими словами причина в отсутствии заинтересованности реаниматологов работать с трансплантологами. Подробнее http://sutyajnik.ru/news/2016/03/2624.html).
Секция «БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ» отметилась ничего не значащими выступлениями представителя Академии Генпрокуратуры Сергея Ивановича Винокурова и представителя Следственного комитета России Ирины Михайловны Степановой. Первый упражнялся толкованием норм Уголовного Кодекса без обращения к какой-либо практике их применения. Вторая говорила о борьбе с незаконным изъятием органов в г. Приштина (о результатах не сообщалось, только о процессе). Далее последовали вопросы из зала, адресованные иностранным участникам секции.
«Есть ли случаи торговли органами не для трансплантации, а для других целей, например для проведения исследований или для получения медицинских препаратов, например, коллагена из аорты?» и «Как соотносится с торговлей органами устоявшаяся в России практика изъятия бОльшего количества органов (шести органов в деле Саблиной), но фиксации в документах меньшего количества органов (двух в деле Саблиной)?». Ответ был однозначным — фиксация изъятых органов должна быть исчерпывающая, чтобы даже не возникало вопросов. Если изымаются органы и ткани для целей проведения исследований или для получения препаратов, то должно быть получено письменное согласие на изъятие именно для этих целей, а не для трансплантации (в России разрешается изъятие органов только для трансплантации, исключений не предусмотрено).
Итак, Конференция удалась, так как проведена в России не только по случаю 20-летия членства России в Совете Европы, но и спустя месяц после постановления Конституционного Суда России по делу Алины Саблиной, пришедшего к выводу о законности тайного изъятия органов, и получения дела Европейским судом по правам человека. Когда еще трансплантологи России послушают лекцию на первом ряду от старшего юриста ЕСПЧ о жестоком и бесчеловечном обращении врачей с родственниками донора!? После оглашения постановления ЕСПЧ по делу Алины Саблиной.
Завершил конференцию неожиданно появившийся в зале замминистра здравоохранения Дмитрий Вячеславович Костенников с теми же словами, прозвучавшими на пресс-подходе: в России нет уголовных дел в связи изъятием органов, а в Уголовном Кодексе есть все необходимые составы для борьбы с торговлей органами. Простим его — он прогулял все лекции.
Видео запись всех выступлений появится позднее на сайте Совета Европы.
См. также материалы судебного дела: Алина Саблина против тайной трансплантации органов Подробнее о мероприятии: Поделиться в социальных сетях: Комментарии:Добавить комментарий:
|
Последние комментарииEdgar комментирует
Terrell комментирует
Bette комментирует
Kristine комментирует
Danae комментирует
Carin комментирует
Dani комментирует
Сутяжником изданы: |
|
|
При перепечатке материалов ссылка на sutyajnik.ru и информационное агентство «Сутяжник-Пресс» обязательна ИА Сутяжник-Пресс
+7-343-355-36-51
|