Вы здесь:
Главная
/ Новости /
Библиотека
/ Судебные дела /
Европейский
Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию
/ Документ
Решение Кировского районного суда города Екатеринбурга от 03 марта 2005 года по заявлению Свердловского областного регионального отделения политической партии "Российская партия труда" о признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области в части требования предоставления на проверку личных заявлений граждан о вступлении в партию В окончательном виде изготовлено 09 марта 2005 года
РЕШЕНИЕ 03 марта 2005 года
Кировский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Проняевой Г. А. при секретаре Рудаковой Т. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Свердловского областного регионального отделения политической партии "Российская
партия труда" о признании незаконными действий Главного управления Федеральной
регистрационной службы по УСТАНОВИЛ: Свердловское областное региональное отделение политической партии <Российская партия труда> обратилось в суд с заявлением об обжаловании Предупреждений, вынесенных в адрес Отделения Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (в настоящее время - Главное управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области) от 21.11.2003 г. и 19.01.2004 г., указав, что ответчик при контроле документов Отделения нарушил ст. 18 ФЗ <0 политических партиях>, затребовав заявления граждан о принятии в члены партии в подтверждение их членства, хотя на проверку был предоставлен Журнал учета членов Отделения, который и содержит сведения, подтверждающие число членов регионального отделения политической партии. Затребование заявлений, содержащих персональные конфидениальные данные о членах партии, является незаконным со стороны Управления, в силу чего отсутствовали основания для вынесения предупреждений. Ответчик заявление просил признать необоснованным, указав, что при проведении Управлением проверки в рамках предоставленных ст. 38 Закона полномочий Отделением не были представлены в Главное управление документы, подтверждающие число членов партии в региональном отделении, а именно: заявления о приеме граждан в члены партии. Журнал, предъявленный при проверке, к документам, подтверждающим членство в партии, отнесен быть не может. Кроме того, распоряжением от 1.02.2005 г. предупреждение от 19.01.2004 г. аннулировано, следовательно, отсутствует предмет обжалования. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает жалобу Отделения не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, 20 марта 2003 года Главное управление направило в адрес Отделения извещение о предстоящей проверке и запрос о предоставлении документов, подтверждающих число членов партии, состоящих на учете в региональном отделении. Данный документ был получен отделением 26 марта 2003 года. 18-28 апреля Главным управлением была проведена проверка отделения в соответствии со ст. 38 ФЗ <0 политических партиях>. По результатам проверки была подготовлена Справка о проверке от 28 апреля 2003 года. В справке зафиксирован тот факт, что отделение не представило в Главное управление документы, подтверждающие число членов партии в региональном отделении, а именно: заявления о приеме граждан в члены партии. 21 ноября 2003 г - вынесено предупреждение. В соответствии со ст. 38 ФЗ <0 политических партиях> (далее - Закон) Главное управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями политических партий законодательства РФ, а также за соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Согласно той же норме Закона, Главное управление вправе не чаще одного раза в год знакомиться в документами региональных отделений политических партий, подтверждающими число членов политической партии в региональном отделении. По мнению Управления, указанными документами являются: личные заявления членов партии (ст. 23 ФЗ <0 политических партиях>), протоколы заседаний руководящих органов о приеме членов партии в соответствии с требованиями устава партии, документы учета членов партии ( в соответствии с уставом партии). Суд находит возможным согласиться с таким толкованием указанной нормы Закона. Действительно, в соответствии со ст. 38 Закона Управление имеет право потребовать документы, подтверждающие членство граждан в партии. Спор Управления и Отделения основан на различном толковании понятия "документа, подтверждающего число членов партии и регионального отделения". Заявитель считает, что поскольку при регистрации регионального отделения им в числе прочих был предоставлен именно Список, и на основании этого документа Министерство юстиции зарегистрировало Свердловское региональное отделение политической партии <Российская партия труда>, следовательно Министерство Юстиции признало факт того, что Свердловское региональное отделение политической партии <Российская партия труда> подтвердило численность своих членов, которая была представлена региональным отделением при регистрации, и приняло толкование понятия <документ, подтверждающий численность членства партии> как протокол учредительного собрания с указанием численности членов регионального отделения <Российской партии труда>. Однако, суд считает, что хотя, как следует из ст. 18 Закона (в редакции, действовавшей на момент регистрации Отделения), для регистрации регионального отделения действительно достаточно было предоставления документа, подтверждающего численность его членов (в том числе, списка и протокола), в силу ст. 38 Закона, на основании которой ответчик производил проверку и выносил предупреждение, контроль за деятельностью партии осуществляется путем ознакомления с документами, подтверждающими число членов, причем контроль периодический с целью выяснения наличия оснований для применения ст. 39-42 Закона, т. к. в противном случае партия, единожды зарегистрированная, ликвидации не подлежала бы никогда. Обоснованность такого толкования Закона подтверждается результатами проверки, проведенной Управлением, в ходе которой было выявлено несоответствие Списков и "Журнала учета" протоколам заседания регионального Совета партии, где в состав территориальных избирательных комиссий были выдвинуты граждане, не указанные в Журнале, в нарушение Устава партии (л. д. 126-128). Согласно ст. 23 Закона членами партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, и не вправе быть членами партии иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии, а член политической партии может состоять только в одном региональном отделении - по месту постоянного или преимущественного проживания (п. 5). Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации. Таким образом. Управление было вправе при осуществлении контроля в порядке ст. 38 Закона проверить наличие заявлений о приеме граждан в члены партии, причем в заявлении должны были содержаться все сведения, необходимые для определения, может ли гражданин быть признан членом партии (достижение необходимого возраста, наличие гражданства, проживание в данном регионе), и соответственно, не нарушены ли требования ст. 3 Закона. Между тем, заявитель необоснованно считает, что для подтверждения членства в партии Отделению достаточно было представить «Журнал учета», в котором содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве, месте жительства гражданина и дате внесения его в реестр. Однако в указанном Журнале не содержится информации о паспортных данных и гражданстве указанных в нем лиц, сведений о возрасте, отсутствии членства в других партиях. Отделение, как основание отказа в представлении заявлений членов партии, сослалось на содержащуюся в них конфиденциальную информацию, разглашение которой является незаконным. Между тем, в жалобе, адресованной в Верховный Суд РФ (л. д. 118), Отделение само указало, что "каждое заявление о вступлении в члены партии содержит следующие сведения: фамилию, имя и отчество гражданина, его паспортные данные, дата и место рождения, место жительства, контактная информация", т.е. те сведения, которые предусмотнеы ст. 23 Закона. Если в нарушение вышеприведенной нормы Отделение обязывает граждан, вступающих в партию, сообщать о себе иную, действительно конфиденциальную информацию, это не может служить основанием для отказа в предъявлении заявлений Управлению для контроля членства в порядке ст. 38 Закона. Таким образом, Отделением действительно были нарушены требования ст. 38 ФЗ <0 политических партиях>, устанавливающие, что для осуществления контроля за деятельность региональных отделений политических партий. Главное управление вправе знакомиться с документами, подтверждающими число членов партии в региональном отделении. В связи с непредставлением указанных документов на проверку, 27 ноября 2003 года Главное управление вынесло в адрес Отделения предупреждение в соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ <0 политических партиях>. Таким образом, основанием для вынесения данного Предупреждения явилось нарушение Отделением ст. 38 ФЗ <0 политических партиях> в части права Главного управление знакомиться с документами, подтверждающими число членов партии в Отделении. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания действий ответчика по вынесению указанного предупреждения незаконными и отмене предупреждения. Что касается предупреждения от 19.01.2004 г., 1.02.2005 года указанное предупреждение, вынесенное в адрес Отделения, отменено (л. д. 106), в связи с чем по данному основанию отсутствует предмет спора, и дело подлежит прекращению в этой части на основании ст. 3 ГПК РФ и ст. 258 ГПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Свердловского областного регионального отделения политической партии "Российская партия труда" о признании незаконными действии Главного управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области по вынесению Предупреждения от 27.11.2003 г. отказать. Дело в части требований о признании незаконным Предупреждения от 19.01.2004г. прекратить. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья |