|
Правительство Российской Федерации
Постановление
от 22 августа 2005 г. № 534
О проведении эксперимента по созданию
государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим
гражданам
В целях выработки оптимального механизма по реализации государственной
политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим
гражданам Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести на территории Республики Карелия, Чеченской Республики,
Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской,
Томской и Ульяновской областей с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.
эксперимент по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам,
в целях чего создать 10 государственных юридических бюро.
2. Утвердить прилагаемое Положение об оказании бесплатной юридической
помощи малоимущим гражданам.
3. Установить предельную численность работников:
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Республике Карелия" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Чеченской Республике" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Волгоградской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Иркутской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Магаданской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Московской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Самарской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Свердловской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Томской области" - 15 единиц;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Ульяновской области" - 15 единиц.
4. Координацию и регулирование деятельности государственных юридических
бюро возложить на Федеральную регистрационную службу.
5. Федеральной регистрационной службе до 1 января 2006 г.:
утвердить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
уставы государственных юридических бюро, их структуру и штатное расписание,
а также обеспечить государственную регистрацию уставов;
организовать формирование кадрового состава государственных юридических
бюро;
утвердить необходимые для работы государственных юридических бюро акты,
предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением.
6. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом закрепить
в оперативном управлении за государственными юридическими бюро помещения и
имущество, необходимые для их работы.
7. Министерству регионального развития Российской Федерации оказывать
содействие Федеральной регистрационной службе в организации взаимодействия с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления, в том числе при решении вопроса, указанного в
пункте 6 настоящего постановления.
8. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в установленном
порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего
постановления, в размере 50,4 млн. рублей в пределах средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов
исполнительной власти, в том числе:
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Республике Карелия" - 5,4796 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Чеченской Республике" - 5,1597 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Волгоградской области" - 4,4728 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Иркутской области" - 5,4273 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Магаданской области" - 6,3289 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Московской области" - 4,4656 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Самарской области" - 4,4728 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Свердловской области" - 4,6521 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Томской области" - 5,4875 млн. рублей;
федерального государственного учреждения "Государственное юридическое бюро
по Ульяновской области" - 4,4727 млн. рублей.
9. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Карелия, Чеченской
Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской,
Свердловской, Томской и Ульяновской областей оказывать содействие
Федеральной регистрационной службе в решении вопросов по организации и
обеспечению деятельности государственных юридических бюро.
10. Министерству юстиции Российской Федерации обобщить результаты
деятельности государственных юридических бюро и до 1 января 2007 г.
представить в Правительство Российской Федерации предложения с проектом
доклада Президенту Российской Федерации о реализации государственной
политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим
гражданам.
Председатель Правительства
Российской ФедерацииМ.Фрадков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2005 г. № 534
П О Л О Ж Е Н И Е
об оказании бесплатной юридической помощи
малоимущим гражданам
1. Настоящее Положение определяет основные вопросы организации
деятельности государственных юридических бюро, создаваемых в порядке
эксперимента в Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской,
Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и
Ульяновской областях с целью выработки оптимального механизма предоставления
квалифицированной юридической помощи гражданам, считающимся малоимущими в
соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - граждане).
2. Государственные юридические бюро оказывают следующие виды юридической
помощи:
а) дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме;
б) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового
характера;
в) обеспечивают участие работников государственных юридических бюро в
качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве,
исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют
интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных
объединениях и иных организациях.
3. Государственное юридическое бюро оказывает юридическую помощь
гражданам бесплатно.
4. Для получения юридической помощи гражданин представляет в
государственное юридическое бюро следующие документы:
а) заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой
Федеральной регистрационной службой;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина),
полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу
обращения в государственное юридическое бюро. Справка о среднедушевом доходе
семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке,
определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Решение об оказании юридической помощи принимается начальником
государственного юридического бюро или по его письменному поручению -
работником государственного юридического бюро в день представления
гражданином документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Юридическая помощь оказывается на основании соглашения между гражданином и
государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой
Федеральной регистрационной службой.
В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на
основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в
государственное юридическое бюро, юридическую помощь, в том числе выступить
его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном
производстве по гражданскому делу.
6. Государственное юридическое бюро может заключить с адвокатом договор
(по форме, утверждаемой Федеральной регистрационной службой),
предусматривающий:
оказание юридической помощи гражданам на постоянной основе;
оказание юридической помощи конкретному гражданину.
7. Порядок и размер оплаты труда адвоката при оказании юридической помощи
лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, устанавливаются
договором. Размер оплаты труда адвоката составляет за день участия от одной
четвертой до одной второй минимального размера оплаты труда,
предусмотренного законодательством Российской Федерации для регулирования
оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной
нетрудоспособности.
При оказании юридической помощи гражданину бесплатно в порядке,
установленном статьей 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации", оплата труда адвоката производится в
соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 25 указанного Федерального закона.
Понуждение адвоката к заключению указанного договора на условиях,
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
8. В оказании юридической помощи может быть отказано, если:
а) гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил
документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения;
б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой
доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины
прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не
предусмотренной настоящим Положением.
9. Отказ в оказании юридической помощи может быть обжалован обратившимся
в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган
Федеральной регистрационной службы. Срок рассмотрения жалобы составляет не
более 10 рабочих дней. В случае если основания, содержащиеся в отказе, не
предусмотрены настоящим Положением, руководитель территориального органа
Федеральной регистрационной службы в течение указанного срока направляет
начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его
обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме
уведомляет гражданина.
Отказ в оказании юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд.
10. С работниками государственного юридического бюро заключается срочный
трудовой договор, срок действия которого не может превышать срок проведения
эксперимента.
Начальник государственного юридического бюро назначается на должность и
освобождается от должности директором Федеральной регистрационной службы -
главным государственным регистратором Российской Федерации.
Работники государственного юридического бюро, к полномочиям которых
относится оказание юридической помощи, назначаются на должность и
освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро по
согласованию с начальником соответствующего управления (главного управления)
Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской
Федерации - главным государственным регистратором субъекта (субъектов)
Российской Федерации.
Иные работники государственного юридического бюро назначаются на должность и
освобождаются от должности начальником государственного юридического бюро.
11. Федеральная регистрационная служба:
а) координирует и контролирует деятельность государственных юридических
бюро;
б) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации
порядок и условия оплаты труда работников государственных юридических бюро;
в) обеспечивает решение вопросов, связанных с материально-техническим
оснащением государственных юридических бюро;
г) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
12. Территориальные органы Федеральной регистрационной службы:
а) рассматривают жалобы на действия (бездействие) работников государственных
юридических бюро;
б) осуществляют информационное обеспечение государственных юридических бюро;
в) заслушивают отчеты начальников государственных юридических бюро о
состоянии работы по оказанию юридической помощи;
г) анализируют деятельность государственных юридических бюро и ежеквартально
представляют в Федеральную регистрационную службу доклад о результатах
работы этих бюро.
13. Работник государственного юридического бюро, оказывающий юридическую
помощь:
а) должен иметь высшее юридическое образование, полученное в имеющем
государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего
профессионального образования;
б) не вправе оказывать юридическую помощь, если в отношении вопроса, с
которым гражданин обратился в государственное юридическое бюро, он:
имеет свои интересы, отличные от интересов гражданина;
участвовал в его рассмотрении (решении) в качестве судьи, третейского судьи
или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта,
специалиста, переводчика;
являлся должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в
интересах этого гражданина;
оказывает юридическую помощь другому лицу, интересы которого противоречат
интересам обратившегося гражданина;
в) не вправе разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с
оказанием юридической помощи, без согласия этого гражданина.
Ссылки по теме:
О
проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания
бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам // Олег Вахрушев, Радио
Свобода, 29 августа 2005 г.
C 1 января 2006
года в 10 регионах России, в том числе в Свердловской области, появятся
бесплатные юридические консультации для малоимущих граждан. О том, чего ждут
от нововведений и какие возможности получения бесплатной юридической помощи
есть сейчас в студии Радио Свободы рассказывает Антон Бурков, кандидат
юридических наук, руководитель отдела по связям с общественностью
общественного объединения "Сутяжник"
|
Общественное объединение «Сутяжник», ровесник Российской Конституции
ПОРА // Отчет за 2004 год
|