Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит обязательства по обеспечению основных гражданских и политических прав для лиц, находящихся под юрисдикцией государств-участников, и учреждает специальный контрольный механизм, в рамках которого рассматриваются случаи нарушения указанных прав и принимаются по ним обязательные для данных государств решения. Дополнительные протоколы к Конвенции расширяют список прав, подлежащих защите (протоколы № 1, 4 и 7), а также вносят усовершенствования в международный механизм контроля за их соблюдением (протоколы № 2, 9, 10 и 11) На настоящий момент российское законодательство, за исключением Конституции Российской Федерации, и правоприменительная практика не в полной мере соответствуют стандартам Совета Европы. Например, устаревшее уголовно-процессуальное законодательство не обеспечивает судебный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, что противоречит ст. 5 Европейской конвенции. Условия содержания заключенных в следственных изоляторах из-за их переполненности могут быть признаны бесчеловечными или унижающими человеческое достоинство видами обращения или наказания и, соответственно, нарушающими ст. 3 Конвенции. Незавершенность судебной реформы в Российской Федерации, плохое функционирование судов могут привести к констатации нарушений ст. б Конвенции, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Исходя из практики Европейского суда по правам человека, в котором около 50% рассматриваемых дел связаны с нарушением разумных сроков судебного разбирательства, можно предположить, что Европейским судом могут быть вынесены решения о нарушении Россией положений Конвенции в данной области. Поскольку в значительном числе случаев Европейский суд идет по пути принуждения государства-нарушителя к выплате существенной денежной компенсации лицу, выигравшему дело, через 3 – 4 года возникнет необходимость в дополнительных ассигнованиях из российского бюджета на эти цели. В свете изложенного должна быть проведена целенаправленная работа по подготовке и принятию новых нормативных актов с целью устранения наиболее серьезных несоответствий российского законодательства европейским стандартам к моменту ратификации Конвенции (ориентировочно через год после подписания). Участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод являются все государства – члены Совета Европы, за исключением Эстонии, Литвы, Латвии, Румынии, Словении, Албании, Молдавии и Украины. Директор правового департамента МИД России А. ХОДАКОВ. 30 января 1996 г.
|