Главная
in English
Перевод с английского языка юриста Уральского Центра Конституционной и Международной Защиты Прав Человека общественного объединения «Сутяжник» Деменевой Анны Валентиновны.

СОВЕТ ЕВРОПЫ
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Предварительная резолюция ResDH(2003)123 относительно исполнения решения Европейского суда по правам человека от 15 июля 2002 года по делу Калашников против Российской Федерации
(Принята Комитетом министров 4 июня 2003 года)

Комитет Министров Совета Европы принимает во внимание обязательство государств по п. 1 статьи 46 Конвенции, исполнять постановления Суда, что включает в себя принятие общих мер, предотвращающих новые нарушения подобного рода;

Делает акцент на необходимости принятия таких мер, если в решении установлено, что имеют место структурные проблемы, которые могут стать поводом для новых аналогичных нарушений Конвенции;

Предлагает Российской Федерации проинформировать о принятых или предпринимаемых мерах в соответствии с данным решением;

Принимает во внимание, что государство выплатило заявителю суммы компенсации, 
Рассматривая информацию, представленную российской стороной  в отношении предпринимаемых и планирующихся мер в отношении предупреждения нарушений, отмечает, что предпринятые и планируемые меры в данном деле тесно связаны с проведением уголовной реформы и реформы в уголовно-исправительной системе, и, приветствуя прогресс, достигнутый в данной сфере, также отмечает с удовлетворением, что имеет место значительное сокращение перенаполненности следственных изоляторов (СИЗО) и улучшение санитарных условий, как показывает недавняя статистика, представленная в Комитет российскими властями;

Тем не менее, Комитет Министров считает, что для решения структурной проблемы, обозначенной в решении по делу, необходимы дальнейшие меры.

Комитет Министров отмечает особую значимость соответствующих действий властей по снижению перенаполненности следственных изоляторов в тех местах, где эта проблема все еще существует (57 из 89 российских регионов), и продолжению улучшения санитарных условий содержания для приведения их в соответствие с Конвенцией.

На основании изложенного, Комитет Министров призывает российские власти продолжить и усилить проведение реформы по приведению  учреждений предварительного заключения в соответствие с Конвенцией, в частности, как это установлено в решении Калашников против России, чтобы предотвратить новые аналогичные нарушения;

Предлагает российским властям продолжить держать в курсе Комитет министров о конкретном изменении ситуации, в частности, путем предоставления соответствующей статистики, относящейся к перенаполненности следственных изоляторов и санитарных условий в учреждениях предварительного заключения.

Принимает решение на одном из совещаний не позже чем в октябре 2004 года, исследовать дальнейший прогресс, достигнутый в принятии Россией общих мер, необходимых для эффективного предотвращения данного типа нарушений Конвенции».

Приложение к резолюции ResDH(2003)123 

Информация, представленная Правительством Российской Федерации при рассмотрении дела Калашникова Комитетом Министров.

В отношении условий предварительного заключения, Правительство признает существование структурных проблем, обозначенных в решении по делу Калашников против России, и необходимость их решения в соответствии с обязательствами России по Европейской Конвенции. Это может быть продемонстрировано конкретными мерами, принятыми как перед, так и после вынесения решения по делу Калашникова от 15 июля 2002. Правительство, в частности, ссылается на две основные реформы, которые уже дали значительные результаты в сфере улучшения условий предварительного заключения и их прогрессивного приближения к требованиям Конвенции:

Новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вступил в силу 1 июля 2002 года, резко снизил количество лиц, заключенных под стражу, в связи с передачей полномочий принятия решения о заключении под стражу судам и введении более строгих критериев помещения под стражу. Таким образом, в среднем количество лиц, помещенных под стражу в месяц снизилось с 10 000 в 2001 году до 3 700 в сентябре-октябре 2002 года. В результате, общее число лиц, к которым было применено заключение под стражу, снизилось с 199 000 в октябре 2001 года до 137 000 в октябре 2002 года, что значительно уменьшило проблему перенаполненности следственных изоляторов.

Федеральная программа реформирования пенитенциарной системы Министерства юстиции в 2002-2006 годах, принятая Постановлением Российского правительства 29 августа 2001 года, предусматривает постройку новых следственных изоляторов на 10 130 место и ремонт большого количества существующих СИЗО с целью улучшения санитарных условий в них. В 2002 году, 838 новых мест было создано в российских СИЗО.
Как результат вышеуказанных мер, жилое пространство на каждого заключенного увеличилось до 3, 46 квадратных метров к 1 января 2003 года. Планируются и дальнейшие улучшения. В 32 из 89 российских регионов число лиц, содержащихся в следственных изоляторах, больше не превышает лимита, установленного для данных следственных изоляторов.

В ноябре 2002 года, министр юстиции опубликовал обзор тех отчетов в Европейский Комитет по предотвращению пыток, который касается его посещений следственных изоляторов и тюрем. Правительство считает, что данная публикация будет наиболее полезна для тесного сотрудничества  с Комитетом по предотвращению пыток по вопросам требований Конвенции к условиям заключения. 

В отношении чрезмерной длительности судебного заседания российские власти указывают, что новый Уголовно-процессуальный кодекс достаточное действенен в предотвращении аналогичных нарушений, поскольку налагает строгие обязанности на суд и следствие по соблюдению процессуальных сроков. 
После решения по делу Калашникова, заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации направил во все суды субъектов Российской Федерации письмо, указывающее на недопустимость нарушения процессуальны сроков на основании нарушений, установленных Европейским судом в деле Калашникова. В письме делается акцент на том, что решение по делу Калашникова носит прецедентный характер и влечет очень серьезные последствия, поскольку оно отражает позицию Суда по важным вопросам, связанным с основными правами лица, привлекающегося к уголовной ответственности, включая право на рассмотрение дела в разумный срок.  В письме указывалось требование ко всем судам строго соблюдать сроки, установленные Уголовно-процессуальным кодексом для расследования и судебного рассмотрения для предотвращения неоправданных задержек.
 
 
 


Главная