СОВЕТ ЕВРОПЫ
Предварительная резолюция ResDH(2003)123 относительно исполнения решения
Европейского суда по правам человека от 15 июля 2002 года по делу Калашников
против Российской Федерации
Комитет Министров Совета Европы принимает во внимание обязательство государств по п. 1 статьи 46 Конвенции, исполнять постановления Суда, что включает в себя принятие общих мер, предотвращающих новые нарушения подобного рода; Делает акцент на необходимости принятия таких мер, если в решении установлено, что имеют место структурные проблемы, которые могут стать поводом для новых аналогичных нарушений Конвенции; Предлагает Российской Федерации проинформировать о принятых или предпринимаемых мерах в соответствии с данным решением; Принимает во внимание, что государство выплатило заявителю суммы компенсации,
Тем не менее, Комитет Министров считает, что для решения структурной проблемы, обозначенной в решении по делу, необходимы дальнейшие меры. Комитет Министров отмечает особую значимость соответствующих действий властей по снижению перенаполненности следственных изоляторов в тех местах, где эта проблема все еще существует (57 из 89 российских регионов), и продолжению улучшения санитарных условий содержания для приведения их в соответствие с Конвенцией. На основании изложенного, Комитет Министров призывает российские власти продолжить и усилить проведение реформы по приведению учреждений предварительного заключения в соответствие с Конвенцией, в частности, как это установлено в решении Калашников против России, чтобы предотвратить новые аналогичные нарушения; Предлагает российским властям продолжить держать в курсе Комитет министров о конкретном изменении ситуации, в частности, путем предоставления соответствующей статистики, относящейся к перенаполненности следственных изоляторов и санитарных условий в учреждениях предварительного заключения. Принимает решение на одном из совещаний не позже чем в октябре 2004 года, исследовать дальнейший прогресс, достигнутый в принятии Россией общих мер, необходимых для эффективного предотвращения данного типа нарушений Конвенции». Приложение к резолюции ResDH(2003)123 Информация, представленная Правительством Российской Федерации при рассмотрении дела Калашникова Комитетом Министров. В отношении условий предварительного заключения, Правительство признает существование структурных проблем, обозначенных в решении по делу Калашников против России, и необходимость их решения в соответствии с обязательствами России по Европейской Конвенции. Это может быть продемонстрировано конкретными мерами, принятыми как перед, так и после вынесения решения по делу Калашникова от 15 июля 2002. Правительство, в частности, ссылается на две основные реформы, которые уже дали значительные результаты в сфере улучшения условий предварительного заключения и их прогрессивного приближения к требованиям Конвенции: Новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вступил в силу 1 июля 2002 года, резко снизил количество лиц, заключенных под стражу, в связи с передачей полномочий принятия решения о заключении под стражу судам и введении более строгих критериев помещения под стражу. Таким образом, в среднем количество лиц, помещенных под стражу в месяц снизилось с 10 000 в 2001 году до 3 700 в сентябре-октябре 2002 года. В результате, общее число лиц, к которым было применено заключение под стражу, снизилось с 199 000 в октябре 2001 года до 137 000 в октябре 2002 года, что значительно уменьшило проблему перенаполненности следственных изоляторов. Федеральная программа реформирования пенитенциарной системы Министерства
юстиции в 2002-2006 годах, принятая Постановлением Российского правительства
29 августа 2001 года, предусматривает постройку новых следственных изоляторов
на 10 130 место и ремонт большого количества существующих СИЗО с целью
улучшения санитарных условий в них. В 2002 году, 838 новых мест было создано
в российских СИЗО.
В ноябре 2002 года, министр юстиции опубликовал обзор тех отчетов в Европейский Комитет по предотвращению пыток, который касается его посещений следственных изоляторов и тюрем. Правительство считает, что данная публикация будет наиболее полезна для тесного сотрудничества с Комитетом по предотвращению пыток по вопросам требований Конвенции к условиям заключения. В отношении чрезмерной длительности судебного заседания российские власти
указывают, что новый Уголовно-процессуальный кодекс достаточное действенен
в предотвращении аналогичных нарушений, поскольку налагает строгие обязанности
на суд и следствие по соблюдению процессуальных сроков.
|