РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам граждан Цыганкова Олега Анатольевича о признании незаконными Приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2000 года N 500 и Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной этим Приказом, и Матюша Ивана Игнатьевича о признании незаконными пунктов 41 и 44 вышеуказанной Инструкции, установила: Цыганков обратился в суд с вышеуказанным требованием и просит признать
незаконными:
Матюша, обжалуя п. п. 41 и 44 указанной Инструкции, указывает на то, что в них не определен порядок выплаты родственникам погибших (умерших) граждан компенсации взамен надгробного памятника, но возложены на граждан дополнительные обязанности, не предусмотренные законом, в виде предоставления заверенных копий документов, а также предусматривается изъятие подлинников удостоверений участников (инвалидов) войны, ветеранов военной службы и т.п. Инструкция, по мнению Матюши, необоснованно не содержит норм, устанавливающих право гражданина на выплату расходов по погребению как по месту смерти, так и по месту погребения. Заявитель Матюша в судебном заседании свои требования поддержал. Заявитель
Цыганков в судебное заседание не прибыл, однако в дополнительно представленных
документах свои требования поддержал.
Выслушав объяснения заявителя Матюши И.И., представителей Министра обороны РФ и представителей Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Милованова В.В., полагавшего жалобы удовлетворить частично, признав незаконными п. 41 Инструкции в части, обязывающей граждан представлять заверенную копию свидетельства о смерти погибшего (умершего), а также удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего), а также п. 44 Инструкции как противоречащий п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460, Верховный Суд РФ приходит к следующим выводам. Гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных
на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или
в связи с организационно - штатными мероприятиями, в соответствии с п.
7 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998
года N 76-ФЗ устанавливаются федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации 6 мая 1994 года было принято Постановление N 460, установившее нормы расходов на погребение, а также на изготовление и установку надгробных памятников. После внесения изменений в указанное Постановление другими постановлениями, в том числе Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 999, предельные нормы компенсаций расходов денежных средств на оплату ритуальных услуг, изготовление и установку надгробий установлены в абсолютных цифрах, безотносительно установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 460 Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках (органах) которых военнослужащие проходили военную службу (службу, военные сборы), предписано определить порядок погребения погибших (умерших) граждан и оплаты расходов, связанных с их погребением, а также оплаты изготовления и установки надгробных памятников или выплаты родственникам погибших (умерших) граждан компенсации взамен надгробного памятника. В соответствии с указанной нормой Министром обороны РФ 5 ноября 2000 года издан Приказ N 500, утвердивший Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников, в которую на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 999 Приказом МО РФ N 120 от 22 марта 2001 года внесены соответствующие изменения о нормах расходов на погребение и установку надгробий. Заявителями верно указано на то, что в "Российской газете" N 37 21.02.2001 был опубликован только Приказ МО РФ N 500. Вместе с тем пунктом 9 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" N 763 от 23 мая 1996 года предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию как в "Российской газете", так и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Указанный Приказ и внесенные в него изменения опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 51 от 18.12.2000 и N 16 от 16.04.2001 и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 8 декабря 2000 года, регистрационный N 2483, и 5 апреля 2001 года, регистрационный N 2646. Таким образом, утверждение заявителей о том, что оспариваемые нормативные акты не опубликованы в установленном порядке и не прошли государственной регистрации, не соответствует действительности. В соответствии с п. 12 Указа Президента РФ N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Приказ МО РФ N 500 и обжалуемая Инструкция не содержат указаний о порядке вступления их в силу, поэтому на указанные нормативные акты распространяется общий порядок вступления в силу актов федеральных органов исполнительной власти. В связи с вышеизложенным отсутствие в этих актах указаний о вступлении
их в силу одновременно с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994
года N 460 не может быть признано незаконным.
Поскольку Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты всех категорий ветеранов, в том числе и не являвшихся военнослужащими, а обжалуемые нормативные акты регулируют порядок погребения только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утверждение заявителя Цыганкова о необходимости приведения в преамбуле Приказа ссылки на упомянутый Закон безосновательно. Более того, отсутствие указанной ссылки является элементом юридической техники и само по себе не может свидетельствовать о незаконности изданного Приказа. В соответствии с пунктом 38 обжалуемой Инструкции оплата расходов, связанных с погребением погибших (умерших) военнослужащих, лицам, взявшим на себя организацию погребения, производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, за счет средств по статье 6223 Классификации расходов сводной сметы расходов Министерства обороны, но не более суммы, равной 3000 рублей. Пунктом 44 Инструкции установлено, что при погребении погибших (умерших) за счет средств Министерства обороны за пределами территории Российской Федерации родственникам или лицам, взявшим на себя организацию похорон, может быть произведена как оплата расходов по изготовлению надгробных памятников, так и выплата компенсации взамен надгробного памятника в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460. Поскольку Закон и Постановление Правительства РФ не возлагают на должностных лиц обязанность выплаты возмещения в день обращения, отсутствие такого указания в Инструкции не противоречит действующему законодательству. Не может быть признано основанием для признания указанного пункта незаконным и отсутствие в нем указаний на место получения платежного документа и денежных средств, а также перечня необходимых для его оформления документов. Так, согласно п. 41 Инструкции оплата расходов организациям либо лицам, взявшим на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников, осуществляется военными комиссариатами по месту погребения погибших (умерших) военнослужащих за счет средств, предусмотренных сметой Министерства обороны. Далее в Инструкции приведен перечень документов, которые необходимо представить в военный комиссариат для получения возмещения, в частности: заявление, документы, подтверждающие расходы, свидетельство о смерти погибшего (умершего) и его заверенная копия, удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего), справка о месте захоронения умершего. Как пояснил представитель Министра обороны РФ, такие же документы необходимо представлять и при обращении за возмещением расходов, связанных с погребением. При этом гражданин не лишен права обратиться в военный комиссариат как по месту жительства, так и по месту захоронения. Военный комиссариат не оплачивает указанные расходы, а представляет документы в центр социального обеспечения при городском комиссариате по месту жительства заявителя, который в свою очередь перечисляет денежные средства на имя получателя в отделение сберегательного банка по месту жительства последнего. Поскольку обязанность представления подтверждающих документов прямо указана в пункте 38 Инструкции и права гражданина, обратившегося за возмещением расходов по погребению, с учетом установленного порядка его получения, не нарушаются, суд не находит оснований для признания указанной нормы незаконной по мотиву недостаточной регламентации порядка оплаты расходов, связанных с погребением. Вопреки утверждению заявителя Цыганкова, лица, не являющиеся родственниками умершего или не участвовавшие в похоронах, взявшие на себя расходы по изготовлению и установке надгробных памятников, не лишены права получить возмещение понесенных расходов. Порядок такого возмещения регламентирован изложенным выше пунктом 41 Инструкции. Заявителем Цыганковым верно указано на то, что в Инструкции отсутствует указание на то, что получить возмещение можно без ограничения срока. Вместе с тем отсутствие этого указания не лишает граждан права обратиться
за возмещением расходов в любой срок после похорон и установки надгробного
памятника.
Не устанавливают оспариваемые нормативные акты и ограничений в совершении
всех необходимых действий при подаче документов и получении возмещения
представителем гражданина в силу полномочий, основанных на доверенности,
оформленной в порядке, предусмотренном главой 10 Гражданского кодекса РФ.
Не усматривает суд и нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, поскольку обжалуемые заявителями нормативные акты не ограничивают прав человека и гражданина Российской Федерации. Вместе с тем утверждение в жалобах Матюши и Цыганкова о том, что установленное п. 41 Инструкции требование к заявителям представлять в военный комиссариат для получения оплаты расходов по изготовлению и установке надгробных памятников помимо свидетельства о смерти погибшего (умершего) и его заверенную копию противоречит действующему законодательству Российской Федерации, является обоснованным. Заявитель Матюша И.И. пояснил в суде, что военный комиссар объединенного
военного комиссариата города Пушкино Московской области, руководствуясь
п. 41 Инструкции, для оплаты расходов на изготовление надгробного памятника
жене - участнику войны потребовал представить в военкомат помимо подлинника
свидетельства о смерти его ксерокопию, заверенную нотариусом.
О сложившейся практике требования от граждан в указанных случаях представления копии свидетельства о смерти, заверенной нотариусом, свидетельствует также объявление военного комиссариата г. Пушкино в газете "Подмосковный Пушкино" N 30(146) от 28 июля 2001 года. Представители Министра обороны РФ Хомко Ю.В. и Иванов Э.С. фактически не отрицали указанную сложившуюся во всех военных комиссариатах правоприменительную практику, мотивируя тем, что она не противоречит действующему законодательству и направлена на пресечение злоупотреблений при производстве выплат. Однако согласно ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года, утвержденного Законом СССР от 29 декабря 1983 года "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать копии документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" указанный Закон СССР от 29 декабря 1983 года является действующим. Федеральным законом от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном
деле", Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994
года N 460 не предусмотрено для производства оплаты расходов представление
копий свидетельств о смерти, в том числе заверенных нотариально.
Пункт 41 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников в части, устанавливающей обязанность граждан представлять в военные комиссариаты заверенную копию свидетельства о смерти погибшего (умершего), а также позволяющей требовать ее нотариального удостоверения, является незаконным, противоречащим действующему законодательству Российской Федерации. Заявитель Матюша И.И. в жалобе также указал, что предоставляемые в соответствии с п. 41 Инструкции гражданами в военкоматы удостоверения участников войны либо удостоверения инвалидов, свидетельства о праве на льготы, удостоверения ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего) работниками военкоматов изымаются и гражданам не возвращаются. Эти обстоятельства подтвердили в суде представители Министра обороны РФ и пояснили, что изъятие указанных удостоверений осуществляется на основании п. 41 Инструкции и во исполнение писем начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25 марта 1998 года N 180/13/4-242 и от 18 апреля 1998 года N 180/13/4-305. По их мнению, изъятие данных удостоверений не противоречит действующему законодательству, но позволяет предупредить возможные злоупотребления правами и льготами умерших участников войны и ветеранов со стороны их родственников. Вместе с тем указанные положения и действия работников военных комиссариатов, связанные с изъятием удостоверений участников войны, инвалидов, ветеранов военной службы, свидетельств о праве на льготы, не основаны на законе. Так, Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении", от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не установлена обязанность граждан сдавать удостоверения погибших (умерших) участников войны, инвалидов, ветеранов военной службы, свидетельств о праве на льготы, а органов или работников Министерства обороны РФ - обязанность изымать указанные удостоверения. Не установлена такая обязанность и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 октября 1999 года N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой
Отечественной войны", а также утвержденной им Инструкцией о порядке заполнения,
выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.
Также незаконным (недействующим) подлежит признанию и п. 44 Инструкции
как ограничивающий круг лиц, имеющих право на выплаты компенсации взамен
надгробного памятника.
Таким образом, Правительство Российской Федерации обязывало Министерство
обороны РФ определить порядок оплаты изготовления и установки надгробных
памятников или порядок выплаты родственникам погибших (умерших) компенсации
взамен надгробного памятника. При этом указанное Постановление не содержит
каких-либо ограничений для родственников погибших (умерших) или на оплату
изготовления и установки надгробных памятников, или на выплату им компенсации
взамен надгробного памятника.
При таких обстоятельствах п. 44 Инструкции является незаконным, противоречащим п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ решила: жалобы Цыганкова Олега Анатольевича и Матюши Ивана Игнатьевича удовлетворить
частично.
В остальной части в удовлетворении жалоб отказать. Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий -
|