РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Высотиной Светланы Михайловны - представителя детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш" о признании незаконным пункта 10 "Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, установил: Высотина С. М. в качестве представителя общественного объединения - детской региональной правозащитной общественной организации "Змееныш", действующей на территории Свердловской области, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт названных Правил (далее Правило) противоречит Федеральному закону "Об общественных объединениях" от 19 моя 1995 г. и ограничивает предусмотренные ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации права граждан на объединение. Полагает, что п. 10 Правил позволяет Министерству юстиции Российской Федерации без законных оснований вмешиваться в деятельность общественных объединений путем вызова учредителей и других заинтересованных лиц для дачи объяснений, чем, в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, ограничиваются их права. Не соответствуют положения п. 10 Правил и нормам международного право (ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый пункт Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации. В судебном заседании представитель общественного объединения Высотина С. М. жалобу поддержала, но при этом уточнило заявленное требование и просила признать незаконными только абзац 1 п. 10 Правил в части слов: "в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов", абзац 2 этого же пункта Правил в части слов: "и иных дополнительных материалов" и абзац 3 п. 10 Правил в полном объеме по основаниям их несоответствия законодательству Российской Федерации и нормам международного права. Представители Министерства юстиции Российской Федерации Фокина Г. А., Михалевич В. И. и Смирнова Е. В. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения. Выслушав объяснения представителя общественного объединения, представителей
Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Белан М. Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать. Верховный Суд
Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим
основаниям.
Аналогичными полномочиями обладало Министерство юстиции и по ранее действовавшему
Положению.
Государственная регистрация региональных общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Как установлено судом, в соответствии с возложенными на Министерство юстиции Российской Федерации обязанностями по регистрации общественных объединений приказом Министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. были утверждены "Правило рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации", согласно абзацам 1, 2 и 3 п. 10 которых Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении регистрации общественных объединений в необходимых случаях вправе осуществлять проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, которая предполагает получение для ознакомления у обратившегося общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных дополнительных материалов, а также получение справок и объяснений от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения. По утверждению представителей Министерства юстиции Российской Федерации, государственная регистрация общественного объединения влечет за собой получение им прав юридического лица и соответствующего статуса. Федеральный закон "Об общественных объединениях" (ст. 23) предусматривает возможность отказа в регистрации общественного объединения в случае, если органом, регистрирующим общественное объединение, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация. Следовательно, данным Законом на регистрирующие органы возлагается обязанность, а значит, и предоставляется право но осуществление проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах. Оспариваемый пункт Правил, устанавливающий процедуру проверки достоверности учредительных документов, не содержит положений, нарушающих право граждан на объединение, а лишь способствует объективному подтверждению обстоятельств фактического создания общественного объединения, наличия у него региональных структур, других сведений, предусмотренных законом, необходимых для регистрации общественного объединения. Практика показывает, что в результате проводимых проверок документов, представленных на регистрацию, органами юстиции вскрываются многочисленные случаи фальсификации учредительных документов, что является основанием к отказу в регистрации общественных объединений. Эти утверждения представителей Министерства юстиции Российской Федерации
материалами дела не опровергнуты. Не представлено каких-либо убедительных
данных в их опровержение и представителем
Положения ст. 55 Конституции Российской Федерации и 11 Европейской конвенции
содержат требования, согласно которым права и свободы человека и гражданина
(в том числе и право но объединение) могут быть ограничены только законом
и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, государственной безопасности и защиты прав и свобод других
Такого рода ограничения установлены п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях", а также ст. 23 этого же Закона в части, касающейся регистрации общественных объединений в качестве юридических лиц, чем фактически и обусловлены положения п. 10 оспариваемых Правил. Не может быть принято во внимание и утверждение заявителя о том, что
оспариваемый пункт Правил нарушает свободу деятельности общественных объединений,
поскольку названные Правила вопросы их деятельности, кок и вопросы их создания,
также не регулируют, а поэтому ссылка но нарушение ими
Не может суд согласиться и с доводом заявителя в той части, что п. 10 Правил допускает дискриминацию по признаку организационно-правовой формы организации, так как он ничем не подтвержден и опровергается самим содержанием этого пункта Правил, в котором каких-либо дискриминационных положений не имеется. Другие доводы, на которые представитель заявителя ссылалось в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы. На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-197 и 2397 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: жалобу представителя заявителя Высотиной Светланы Михайловны о признании
незаконным п. 10 (абзацев 1, 2 и 3) "Правил рассмотрения заявлений о государственной
регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской
Федерации", утвержденных приказом Министра юстиции Российской Федерации
от 6 октября 1997 г. N 19-01-122-97, оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
|