Чуркина
Л. России следует более решительно защищать своих граждан за рубежом //
Правозащитник, № 1, 2004г.
Имея все предпосылки для обеспечения гарантированных прав своих граждан
за рубежом, на практике Российское государство не осуществляет должного
контроля за исполнением договорных обязательств о правах человека со стороны
иностранных государств. А это, в свою очередь, создает нежелательные проблемы
для российских граждан, находящихся за границей: дискриминацию при приеме
на работу, поступлении в высшие учебные заведения, непредоставление судебной
защиты, пенсионного обеспечения и массу других проблем.
Обязанность Российской Федерации -- защищать права российских граждан
за рубежом -- закреплена в статье 61 Конституции РФ. Эта обязанность вытекает
из определения гражданства как правовой связи с государством, которую российский
гражданин постоянно сохраняет, даже находясь вне территории России.
По оценке Госкомстата, за пределами Российской Федерации проживает более
миллиона российских граждан. Среди них -- оказавшиеся там по воле сложных,
неоднозначных обстоятельств. Они вправе рассчитывать на понимание своих
нужд и забот, на поддержку и помощь страны, с которой их связывают исторические,
этнические, культурные и духовные корни.
Ситуация усугубляется политическими, социальными и экономическими факторами,
существующими в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того,
взаимоотношения России с другими странами на государственном уровне развиваются
по-разному. И далеко не всегда добрососедски. Все эти обстоятельства не
могут не сказаться на положении наших граждан, находящихся вне территории
Российской Федерации.
К примеру, появление новых независимых государств привело к напряженности
между Россией и странами Прибалтики. Там появилось дискриминационное законодательство
в отношении определенных групп населения, в том числе и русскоязычного,
представители которого оказались лицами без гражданства или "нежелательными"
гражданами в новых независимых государствах. Об этом свидетельствует и
дело Татьяны Сливенко против Латвии в Европейском суде, где Россия выступила
на стороне истца, третьей стороной в процессе. Сливенко обвиняла латвийские
власти в незаконном лишении ее статуса постоянного жителя Латвии и выдворении
семьи из страны. 10 октября 2003 г., после полутора лет судебных разбирательств,
Европейский суд признал нарушение прав заявительницы на семейную и частную
жизнь, гарантируемых Европейской конвенцией о защите прав человека и основных
свобод. По решению Суда правительство Латвии в течение трех месяцев было
обязано выплатить Татьяне Сливенко и ее дочери Карине по 10 тысяч евро
в качестве возмещения морального ущерба, а также предоставить им возможность
постоянно проживать в Латвии в своей квартире, отобранной у них в 1998
г.
Есть еще одна категория людей, которым Россия обязана предоставлять
защиту. Я говорю о наших соотечественниках за рубежом. Защита прав соотечественников
предусмотрена в Федеральном законе "О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников за рубежом". В соответствии с этим
Законом соотечественниками признаются лица, родившиеся в одном государстве,
проживающие или проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка,
религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных
лиц по прямой нисходящей линии (ч. 1 ст. 1).
В зависимости от категории соотечественников, проживающих за рубежом,
Российское государство осуществляет выбор механизма правового регулирования
отношений с ними посредством международных договоренностей и внутреннего
законодательства.
Дополнительной юридической гарантией защиты прав граждан являются международно-правовые
нормы. К ним относятся: Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод и протоколы к ней, Международный пакт о гражданских и политических
правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Европейская
рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.
Причинение ущерба гражданину или юридическому лицу какого-либо государства
учреждением или должностным лицом другого государства может рассматриваться
как ущерб, нанесенный самому государству. В принципе, государство пребывания
не отвечает за действия частных лиц, нанесших ущерб иностранцам. Исключая,
конечно, случаи, когда оно эти действия инспирировало либо им попустительствовало.
Но действия учреждения или должностного лица, выступающего от имени государства,
даже если они действовали ultra vires (вне пределов полномочий), считаются
действиями самого государства.
Думаю, что Российская Федерация должна быть заинтересована в защите
прав российских граждан, находящихся за рубежом. Это не только гуманно
и справедливо, но еще и прибавляет России престижа в мировом сообществе
государств. Поэтому считаю, что России необходимо ужесточить политику в
отношении иностранных государств, оперативно реагировать на незаконные
действия любого правительства, способствующие нарушению прав российских
граждан.
Людмила Чуркиина,
юрист ОО "Сутяжник",
г. Екатеринбург
|