Сергей
Смердов «СТРАХОВКА ПОНЕВОЛЕ: пассажиры вынуждены покупать полис» // Ваше
право №17-18 2004 г.
Страхование пассажиров от несчастных случаев на авиационных и железнодорожных
перевозках является обязательным. Сумма страховки входит в стоимость билета,
и приобретать отдельный страховой полис за плату вовсе не обязательно.
Это дополнительная услуга, и она не должна навязываться. Но так ли происходит
в жизни?
Не ошибусь, если скажу, что каждому пассажиру приходилось сталкиваться
с тем, что при покупке билета ему в нагрузку вручали и полис добровольного
страхования. Обычно его вкладывают внутрь билета, и пассажир не сразу замечает,
что он приобрёл дополнительную страховку. Нужна ли она — это каждый решает
сам. Но в любом случае билетный кассир, он же по совместительству и страховой
агент, должен спрашивать согласия пассажира на заключение договора дополнительного
страхования. Но не спрашивают же! Молча выдают полис и берут деньги, пусть
и небольшие — от десяти до ста рублей, но всё же для многих и это деньги.
Почему кассиры так поступают? Они имеют процент от реализации. Вторая,
не менее важная причина — начальство заставляет. "Не будете продавать —
уволим", — говорят кассирам.
Если пассажир будет настаивать на отказе — вернут деньги. Но таких требовательных
меньшинство. Большинство же уверено в том, что страхование обязательное.
Вот на этой уверенности, элементарном незнании своих прав и держится машина
по выкачиванию дармовых денег.
Конечно, хоть и редко, но случаются в пути несчастные случаи. Но кто
реально сталкивался с нашей страховой системой, скажут: чтобы доказать
вину перевозчика и получить страховую сумму, порой приходится затратить
сил больше, чем стоит сама страховка. Так стоит ли овчинка выделки?
Год назад летом я заехал к родственникам в один поселок нижегородской
области. Мой шурин ездил за 60 километров в райцентр на железнодорожную
станцию, чтобы купить билеты до Москвы на троих человек, да денег взял
маловато. Кассир сказала, что не хватает 24 рубля. Шурин вернулся, взял
ещё денег и поехал обратно. Билетов на нужный день уже не было. Пришлось
взять на более позднюю дату. Когда я посмотрел билеты, оказалось, что к
ним приложены страховые полисы по 10 рублей каждый. "Так у тебя хватило
бы денег, если бы ты их не брал", — сказал я ему. “Кассир сказала, что
это обязательно”, — последовал ответ.
А недавно я и сам попал в аналогичную ситуацию. Летал в Ханты-Мансийск
в окружной суд. Обратно вылететь оказалось сложно - билетов нет за 4 дня
вперед. Денег в обрез, гостиницы дорогие, да и дела дома ждут.
Сижу в аэропорту, караулю. Приземлился транзитный рейс Когалым — Урай.
Билеты продают только после перерегистрации транзитных пассажиров. А желающих
улететь больше чем мест в самолете. Мне повезло: в руках желанный билет
до Урая и... полис авиационного страхового фонда "АФЕС" на 100 рублей.
"Мне страховой не нужен", — обращаюсь к кассиру. А та, отказавшись принять
полис обратно, стала уверять меня, что он обязателен и без него на посадку
просто не пропустят. Что делать? Денег, чтобы оставаться и доказывать свою
правоту, не оставалось. Пришлось всё же лететь.
Сразу по прилету послал в фонд «АФЕС» в Москву претензию, в которой
просил возвратить мне 100 рублей за полис и возместить 500 рублей за моральный
вред. Ответа не последовало. Написал заявление в суд, где моральный вред
увеличил до двух тысяч рублей.
Суд назначил дату заседания. Накануне суда мне позвонил представитель
фонда "АФЕС" в Урае и предложил урегулировать конфликт мирным путем.
Худой мир всё же лучше доброй ссоры — рассудил я и согласился отказаться
от иска, если фонд выполнит условия претензии. Представитель приехал
на дом и выложил на стол 600 рублей, я дал ему расписку о том, что
от иска отказываюсь. Так благополучно разрешилась конфликтная ситуация
по "добровольному" страхованию.
К сожалению, не всегда исполнители услуг признают свою вину, и в таких
случаях приходится прибегать к крайней мере — судебной тяжбе. А она не
выгодна никому.
А пассажирам советую проявлять больше настойчивости в отстаивании своих
прав. Глядишь, и сэкономите хоть скромные, но всё же деньги из своего бюджета.
Сергей Смердов,
юрист ОО "Сутяжник"
|