скорее домой
Вы здесь: Главная / Библиотека / Статьи юристов / Статья
Библиотека
 
Сергей Смердов «СТРАХОВКА ПОНЕВОЛЕ: пассажиры вынуждены покупать полис» // Ваше право №17-18 2004 г.

Страхование пассажиров от несчастных случаев на авиационных и железнодорожных перевозках является обязательным. Сумма страховки входит в стоимость билета, и приобретать отдельный страховой полис за плату вовсе не обязательно. Это дополнительная услуга, и она не должна навязываться. Но так ли происходит в жизни? 

Не ошибусь, если скажу, что каждому пассажиру приходилось сталкиваться с тем, что при покупке билета ему в нагрузку вручали и полис добровольного страхования. Обычно его вкладывают внутрь билета, и пассажир не сразу замечает, что он приобрёл дополнительную страховку. Нужна ли она — это каждый решает сам. Но в любом случае билетный кассир, он же по совместительству и страховой агент, должен спрашивать согласия пассажира на заключение договора дополнительного страхования. Но не спрашивают же! Молча выдают полис и берут деньги, пусть и небольшие — от десяти до ста рублей, но всё же для многих и это деньги. 
Почему кассиры так поступают? Они имеют процент от реализации. Вторая, не менее важная причина — начальство заставляет. "Не будете продавать — уволим", — говорят кассирам. 

Если пассажир будет настаивать на отказе — вернут деньги. Но таких требовательных меньшинство. Большинство же  уверено в том, что страхование обязательное. Вот на этой уверенности, элементарном незнании своих прав и держится машина по выкачиванию дармовых денег. 
Конечно, хоть и редко, но случаются в пути несчастные случаи. Но кто реально сталкивался с нашей страховой системой, скажут: чтобы доказать вину перевозчика и получить страховую сумму, порой приходится затратить сил больше, чем стоит сама страховка. Так стоит ли овчинка выделки? 

Год назад летом я заехал к родственникам в один поселок нижегородской области. Мой шурин ездил за 60 километров в райцентр на железнодорожную станцию, чтобы купить билеты до Москвы на троих человек, да денег взял маловато. Кассир сказала, что не хватает 24 рубля. Шурин вернулся, взял ещё денег и поехал обратно. Билетов на нужный день уже не было. Пришлось взять на более позднюю дату. Когда я посмотрел билеты, оказалось, что к ним приложены страховые полисы по 10 рублей каждый. "Так у тебя хватило бы денег, если бы ты их не брал", — сказал я ему. “Кассир сказала, что это обязательно”, — последовал ответ. 

А недавно я и сам попал в аналогичную ситуацию. Летал в Ханты-Мансийск в окружной суд. Обратно вылететь оказалось сложно - билетов нет за 4 дня вперед. Денег в обрез, гостиницы дорогие, да и дела дома ждут. 

Сижу в аэропорту, караулю. Приземлился транзитный рейс Когалым — Урай. Билеты продают только после перерегистрации транзитных пассажиров. А желающих улететь больше чем мест в самолете. Мне повезло: в руках желанный билет до Урая и... полис авиационного страхового фонда "АФЕС" на 100 рублей. "Мне страховой не нужен", — обращаюсь к кассиру. А та, отказавшись принять полис обратно, стала уверять меня, что он обязателен и без него на посадку просто не пропустят. Что делать? Денег, чтобы оставаться и доказывать свою правоту, не оставалось. Пришлось всё же лететь. 

Сразу по прилету послал в фонд «АФЕС» в Москву претензию, в которой просил возвратить мне 100 рублей за полис и возместить 500 рублей за моральный вред. Ответа не последовало. Написал заявление в суд, где моральный вред увеличил до двух тысяч рублей. 

Суд назначил дату заседания. Накануне суда мне позвонил представитель фонда "АФЕС" в Урае и предложил урегулировать конфликт мирным путем. 

Худой мир всё же лучше доброй ссоры — рассудил я и согласился отказаться от иска, если фонд выполнит условия претензии.  Представитель приехал на дом и выложил  на стол 600 рублей, я дал ему расписку о том, что от иска отказываюсь. Так благополучно разрешилась конфликтная ситуация по "добровольному" страхованию. 

К сожалению, не всегда исполнители услуг признают свою вину, и в таких случаях приходится прибегать к крайней мере — судебной тяжбе. А она не выгодна никому.

А пассажирам советую проявлять больше настойчивости в отстаивании своих прав. Глядишь, и сэкономите хоть скромные, но всё же деньги из своего бюджета. 

Сергей Смердов,
юрист ОО "Сутяжник"
 
 
Что вы думаете об этом?

Гостевая книга

 

Вы здесь: Главная / Библиотека / Статьи юристов / Статья

скорее домой
 
15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.