Козлова
Н. "Ведомственный акт - защита от оспаивания" // Юридическая газета, №
7, февраль 2004 года
Статья 15 Конституции РФ содержит правило о том, что любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего
сведения. Данная норма является безусловной и не имеет исключений. Отсюда
следует, что нормативные акты любого ведомства и любого уровня, в тексте
которых есть нормы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, должны
быть опубликованы в официальных изданиях соответствующего уровня.
Однако в действительности дело обстоит иным образом. Многие министерства
и ведомства принимают инструкции, положения, приказы, разъяснения, которые
напрямую затрагивают права граждан и регулируют определенную сферу человеческой
жизни, но эти акты нигде не опубликованы. Более того, они зачастую не соответствуют
федеральному законодательству и Конституции РФ. Казалось бы, ну и ладно,
в соответствии со статьёй 15 Конституции РФ, раз не они опубликованы, значит,
не применяются, пусть себе издают сколько угодно.
К сожалению, такое утверждение будет ошибочным, поскольку неопубликованные
акты ещё как применяются. Правосознание чиновников «наверху» и «внизу»
работает по старой схеме: закон – не главное, главное – инструкция! Не
важно, что Конституция РФ предоставляет каждому право на жизнь, на неприкосновенность
личности, жилища, право на защиту собственности и многие другие права,
важно, что написано в инструкции, применение которой зачастую приводит
к нарушению этих прав. Особенно часто такие «подпольные» акты появляются
из силовых министерств и ведомств, которые могут прикрыться якобы конфиденциальной
информацией, которая содержится в документе.
Так, в 1999 году Главным управлением исполнения наказаний Министерства
юстиции РФ был издан Приказ, которым утверждалась Инструкция «О работе
специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний
и лечебных исправительных учреждений». Эта инструкция регулирует многие
вопросы пребывания заключенных в местах лишения свободы, в частности, вопрос
о возможности осужденного знакомится с документами, находящихся в его личном
деле. Так, согласно п. 4.6 данной Инструкции «при необходимости работники
спецотдела знакомят осуждённого с содержанием имеющихся в личном деле на
него копий определений, приговоров, постановлений судов, а также характеристик.
Ознакомление осужденного с документами производится путём прочтения ему
вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов
под контролем сотрудников спецотдела. Об ознакомлении осужденного с документами
на них делается соответствующие отметки».
Именно этот неопубликованный документ регулирует право осужденных на
получение информации, непосредственно связанной с их правами и обязанностями,
именно он является преградой для реализации прав осужденных, именно из-за
существования этой инструкции осужденный не может получить необходимый
ему документ. Как сказано в инструкции, только при необходимости
(а кто определяет эту необходимость?) человеку, находящемуся в колонии,
могут вслух прочитать то, что ему надо в документированном виде, и только
по разрешению (если это вообще разрешается?) он может сделать выписки из
документов, находящихся в его ЛИЧНОМ деле, которые не будут признаны документом,
потому как это только выписка никем не удостоверенная и незаверенная.
В практике исправительных учреждений уже стало делом обычным, когда
за малейший проступок или даже без причин, просто, чтобы показать свою
власть и “сломать человека”, осужденного помещают в штрафной изолятор или
в единые помещения камерного типа. И эти действия сотрудников колоний остаются
безнаказанными, так как гражданин, отбывающий наказание в виде лишения
свободы и подвергнутый таким мерам взыскания, не может защитить свои права,
которые закреплены в федеральном законодательстве, потому что есть ведомственный
акт, Инструкция ГУИН Минюста РФ, которая запрещает выдавать осужденным
копии документов из их личных дел, а потому лишает их возможности обращаться
в суд и иные государственные инстанции с требованием признать незаконными
действия должностных лиц. Вот конкретный пример.
Осужденный отбывал наказание в одной из многих исправительных колоний
Свердловской области. В период отбывания наказания в колонии он не раз
подвергался водворению в штрафной изолятор и переводу в помещения камерного
типа и единого камерного типа. Люди, побывавшие в местах не столь отдаленных,
понимают, что это за помещения, что условия содержания там во много раз
страшнее и бесчеловечнее, чем в колонии. Основаниями применения таких мер
взыскания были, например, отказ от проживания в нерабочем отряде, где не
предусмотрена работа, а, значит, нет и заработка, законное несогласие с
мнением надзирателя и т.д. Применение мер взыскания исполнялось по постановлению
заместителя начальника исправительной колонии. Данные постановления Николай
считал незаконными, и поэтому, находясь в колонии и позже «на свободе»,
стремился их обжаловать в вышестоящие правоохранительные и иные государственные
органы: в Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции
РФ, в Генеральную прокуратуру РФ, в Администрацию Президента РФ и другие
органы – однако, реализовать своё право на обжалование действий должностных
лиц ему не удалось. К жалобам необходимо прикладывать документы, подтверждающие,
что такое событие действительно имело место, т.е. представить постановление
о водворении в штрафной изолятор, о переводе в помещения камерного типа,
но начальник исправительной колонии, ссылаясь на Инструкцию ГУИН Минюста
России 1999 года № 213, многократно отказывал в предоставлении копий данных
постановлений.
Таким образом, осужденный не мог получить необходимую информацию, а,
следовательно, его незаконно лишили прав, гарантированных федеральным законодательством.
Согласно статье 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы
местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 14 Федерального
Закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995
N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) устанавливает, что граждане и организации
имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение
этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право
знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение
доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях,
предусмотренных федеральными законами. Таких ограничений федеральным законом
не предусмотрено, а, наоборот, в соответствии со статьёй 12 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах
и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить
их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Если в специальной норме, в статье 12 УИК РФ, не указано, в какой форме
должна быть предоставлена информация осужденному, это не значит, что она
может быть предоставлена в устной или другой недокументированной форме.
В данном случае, по правилам о коллизии норм, действует норма общего характера,
т.е. норма Закона "Об информации, информатизации и защите информации",
которая прямо устанавливает, что информация должна быть документированной.
Однако Приказ ГУИН № 213 противоречит уголовно-исполнительному законодательству,
поскольку ограничивает право осужденных на получение необходимой для них
информации, а также лишает права на судебную и иную защиту.
Освободившись из мест лишения свободы, гражданин обратился в правозащитную
организацию с просьбой помочь ему обжаловать незаконные действия сотрудников
колонии. Конечно, заявление о признании действий начальника ИК-47 и других
сотрудников колонии – это способ защитить права конкретного человека, восстановить
справедливость, наказать виновных. Но более важным является то, что этот
случай послужил основанием для обжалования незаконного, неопубликованного
акта в Верховном суде РФ. Однако, успех этой затеи очень сомнителен, поскольку
в соответствии ч. 1 ст. 25 ГПК РФ обжаловать можно только те акты, нарушающие
права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами
и другими нормативными правовыми актами, которые опубликованы в установленном
порядке. Заявление о признании Инструкции ГУИН МЮ РФ «О работе специальных
отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных
исправительных учреждений» несоответствующим федеральному законодательству
уже отправлено в Верховный суд РФ, посмотрим, каково будет мнение высшей
судебной инстанции страны. Но именно это положение закона, которое позволяет
обжаловать лишь опубликованные акты, даёт возможность различным государственным
и муниципальным органам лишать граждан их законных прав на основе нормативных
документов, которые по своей юридической природе нельзя назвать правовыми.
Юрист Общественного объединения «Сутяжник» Козлова Наталья
|