скорее домой         Библиотека правозащитника
Вы здесь: Главная / Библиотека / Статьи юристов / Статья

 
Библиотека
 
Козлова Н. "Ведомственный акт - защита от оспаивания" // Юридическая газета, № 7, февраль 2004 года

Статья 15 Конституции РФ содержит правило о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данная норма является безусловной и не имеет исключений. Отсюда следует, что нормативные акты любого ведомства и любого уровня, в тексте которых есть нормы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, должны быть опубликованы в официальных изданиях соответствующего уровня. 

Однако в действительности дело обстоит иным образом. Многие министерства и ведомства принимают инструкции, положения, приказы, разъяснения, которые напрямую затрагивают права граждан и регулируют определенную сферу человеческой жизни, но эти акты нигде не опубликованы. Более того, они зачастую не соответствуют федеральному законодательству и Конституции РФ. Казалось бы, ну и ладно, в соответствии со статьёй 15 Конституции РФ, раз не они опубликованы, значит, не применяются, пусть себе издают сколько угодно. 

К сожалению, такое утверждение будет ошибочным, поскольку неопубликованные акты ещё как применяются. Правосознание  чиновников «наверху» и «внизу» работает по старой схеме: закон – не главное, главное – инструкция! Не важно, что Конституция РФ предоставляет каждому право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, право на защиту собственности и многие другие права, важно, что написано в инструкции, применение которой зачастую приводит к нарушению этих прав. Особенно часто такие «подпольные» акты появляются из силовых министерств и ведомств, которые могут прикрыться якобы конфиденциальной информацией, которая содержится в документе. 

Так, в 1999 году Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ был издан Приказ, которым утверждалась Инструкция «О работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений». Эта инструкция регулирует многие вопросы пребывания заключенных в местах лишения свободы, в частности, вопрос о возможности осужденного знакомится с документами, находящихся в его личном деле. Так, согласно п. 4.6 данной Инструкции «при необходимости работники спецотдела знакомят осуждённого с содержанием имеющихся в личном деле на него копий определений, приговоров, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление осужденного с документами производится путём прочтения ему вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки из этих документов под контролем сотрудников спецотдела. Об ознакомлении осужденного с документами на них делается соответствующие отметки». 

Именно этот неопубликованный документ регулирует право осужденных на получение информации, непосредственно связанной с их правами и обязанностями, именно он является преградой для реализации прав осужденных, именно из-за существования этой инструкции осужденный не может получить необходимый ему документ.    Как сказано в инструкции, только при необходимости (а кто определяет эту необходимость?) человеку, находящемуся в колонии, могут вслух прочитать то, что ему надо в документированном виде, и только по разрешению (если это вообще разрешается?) он может сделать выписки из документов, находящихся в его ЛИЧНОМ деле, которые не будут признаны документом, потому как это только выписка никем не удостоверенная и незаверенная.

В практике исправительных учреждений уже стало делом обычным, когда за малейший проступок или даже без причин, просто, чтобы показать свою власть и “сломать человека”, осужденного помещают в штрафной изолятор или в единые помещения камерного типа. И эти действия сотрудников колоний остаются безнаказанными, так как гражданин, отбывающий наказание в виде лишения свободы и подвергнутый таким мерам взыскания, не может защитить свои права, которые закреплены в федеральном законодательстве, потому что есть ведомственный акт, Инструкция ГУИН Минюста РФ, которая запрещает выдавать осужденным копии документов из их личных дел, а потому лишает их возможности обращаться в суд и иные государственные инстанции с требованием признать незаконными действия должностных лиц. Вот конкретный пример.

Осужденный отбывал наказание в одной из многих исправительных колоний Свердловской области. В период отбывания наказания в колонии он не раз подвергался водворению в штрафной изолятор и переводу в помещения камерного типа и единого камерного типа. Люди, побывавшие в местах не столь отдаленных, понимают, что это за помещения, что условия содержания там во много раз страшнее и бесчеловечнее, чем в колонии. Основаниями применения таких мер взыскания были, например, отказ от проживания в нерабочем отряде, где не предусмотрена работа, а, значит, нет и заработка, законное несогласие с мнением надзирателя и т.д. Применение мер взыскания исполнялось по постановлению заместителя начальника исправительной колонии. Данные постановления Николай считал незаконными, и поэтому, находясь в колонии и позже «на свободе», стремился их обжаловать в вышестоящие правоохранительные и иные государственные органы: в Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, в Генеральную прокуратуру РФ, в Администрацию Президента РФ и другие органы – однако, реализовать своё право на обжалование действий должностных лиц ему не удалось. К жалобам необходимо прикладывать документы, подтверждающие, что такое событие действительно имело место, т.е. представить постановление о водворении в штрафной изолятор, о переводе в помещения камерного типа, но начальник исправительной колонии, ссылаясь на Инструкцию ГУИН Минюста России 1999 года № 213, многократно отказывал в предоставлении копий данных постановлений. 

Таким образом, осужденный не мог получить необходимую информацию, а, следовательно, его незаконно лишили прав, гарантированных федеральным законодательством. Согласно статье 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 14 Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) устанавливает, что граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Таких ограничений федеральным законом не предусмотрено, а, наоборот, в соответствии со статьёй 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. 

Если в специальной норме, в статье 12 УИК РФ, не указано, в какой форме должна быть предоставлена информация осужденному, это не значит, что она может быть предоставлена в устной или другой недокументированной форме. В данном случае, по правилам о коллизии норм, действует норма общего характера, т.е. норма Закона "Об информации, информатизации и защите информации", которая прямо устанавливает, что информация должна быть документированной. 

Однако Приказ ГУИН № 213 противоречит уголовно-исполнительному законодательству, поскольку ограничивает право осужденных на получение необходимой для них информации, а также лишает права на судебную и иную защиту.

Освободившись из мест лишения свободы, гражданин обратился в правозащитную организацию с просьбой помочь ему обжаловать незаконные действия сотрудников колонии. Конечно, заявление о признании действий начальника ИК-47 и других сотрудников колонии – это способ защитить права конкретного человека, восстановить справедливость, наказать виновных. Но более важным является то, что этот случай послужил основанием для обжалования незаконного, неопубликованного акта в Верховном суде РФ. Однако, успех этой затеи очень сомнителен, поскольку в соответствии ч. 1 ст. 25 ГПК РФ обжаловать можно только те акты, нарушающие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, которые опубликованы в установленном порядке. Заявление о признании Инструкции ГУИН МЮ РФ «О работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений» несоответствующим федеральному законодательству уже отправлено в Верховный суд РФ, посмотрим, каково будет мнение высшей судебной инстанции страны. Но именно это положение закона, которое позволяет обжаловать лишь опубликованные акты, даёт возможность различным государственным и муниципальным органам лишать граждан их законных прав на основе нормативных документов, которые по своей юридической природе нельзя назвать правовыми. 

Юрист Общественного объединения «Сутяжник» Козлова Наталья
 
 


скорее домой
 
15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.