С момента вступления России в Совет Европы в феврале 1996 года прошло
уже достаточно много времени, в течение которого депутаты Государственной
Думы РФ усиленно работали над разработкой и принятием новых законодательных
актов, так как одним из условий вступления РФ в Совет Европы было приведение
нашего законодательства в соответствие с Европейскими стандартами защиты
прав человека. Именно в такую ситуацию мы и попали после принятия нового
и долгожданного Уголовно - Процессуального Кодекса РФ. Я остановлюсь на
одном моменте, связанном с принятием данного закона, возможно, интересном
для тех, кто следит за практикой Европейского Суда по правам человека.
Я думаю, что для многих уже не секрет, что при подаче жалобы в Европейский
Суд необходимо соблюсти ряд критериев приемлемости, от которых зависит,
будет ли жалоба принята к рассмотрению Судом или нет. В данной статье я
обращаю ваше внимание только на один из критериев: требование об исчерпании
всех внутренних средств правовой защиты.
Дело в том, что механизм Конвенции, на основании которой создан Европейский
Суд по правам человека, носит дополнительный характер по отношению к внутригосударственным
системам защиты прав человека. Данное правило закреплено в статье 35 Европейской
Конвенции о защите прав и основных свобод: "Суд может принимать дело к
рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства
правовой защиты…". Долгое время шел спор о том, что понимать под словом
"все" средства: необходимо ли сюда включать надзорную инстанцию. Суд неоднократно
подчеркивал, что заявитель должен иметь возможность прибегнуть к доступным
и действенным средствам правовой защиты, которые должны быть достаточно
определенными и надежными не только в теории, но и на практике (постановления
по делам Akdivar and others v. Turkey от 16 сентября 1996 г., Vernilo v.
France от 20 февраля 1991 г. и др.). Данный спор в отношении России был
разрешен непосредственно самим Европейским Судом в постановлении о приемлемости
по делу Tumilovich v. Russia от 22 июня 1999 года. В своем решении Суд
установил, что наша надзорная инстанция не является эффективным средством
правовой защиты, так как ее использование или неиспользование относится
к дискреционным полномочиям органов государственной власти. В соответствии
со статьей 371 УПК РСФСР приносить протест могли только лица, указанные
в законе, а именно: Генеральный Прокурор РФ и его заместители, прокуроры
субъектов РФ, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, Председатели
судов субъектов РФ. Следовательно, в России исчерпание внутренних средств
правовой защиты заканчивалось кассационной инстанцией.
Однако с принятием 18 декабря 2002 года нового УПК РФ ситуация может
измениться. С 1 января 2003 года вводится в действие глава 48 УПК РФ "Производство
в надзорной инстанции", в которой есть очень интересная статья под номером
402: право обжалования вступивших в законную силу приговоров, определений,
постановлений суда. Согласно данной статье "осужденный, оправданный, их
защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а
так же прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную
силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном
настоящей статьей".
Итак, мы видим, что теперь принесение жалобы не зависит непосредственно
от дискреционных полномочий органов государственной власти: сам заявитель
имеет право обратиться с ходатайством о пересмотре дела в порядке надзора.
Таким образом, отпало то основание, по которому надзорная инстанция была
признана неэффективным средством правовой защиты. Но в это же время перед
нами встает другой вопрос о признании данной инстанции в качестве эффективного
средства правовой защиты. Согласно части 3 статьи 406 УПК РФ судья, изучив
жалобу, может вынести постановление об отказе в ее удовлетворении. В части
4 данной статьи перечисляются субъекты, которые могут не согласиться с
данным решением, в результате чего вышеуказанное постановление отменяется
и выносится постановление о возбуждении надзорного производства и передачи
надзорной жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции. Но ни в одной
из статей главы 48 не говорится о том, может ли сам заявитель обжаловать
постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы. И что у нас получается?
Да, теперь возможно принесение надзорной жалобы самим заявителем. Но в
том то и дело, что только принесение. Вопрос же о возбуждении надзорного
производства полностью зависит от судьи! Все было бы замечательно, если
бы решение, не устраивающее заявителя, могло быть обжаловано, но, к сожалению,
такой возможности прямо законом не предусмотрено. Таким образом, как я
понимаю, от полномочий государственных органов теперь зависит не сам факт
принесения жалобы, а то, будет ли по ней начато производство, причем без
возможности соответствующего обжалования (видимо, очень трудно расстаться
со старыми привычками, хотя похвальна даже сама попытка).
Теперь у тех, у кого истек шестимесячный срок после вынесения решения
судом кассационной инстанции, но решение еще не было обжаловано в порядке
надзора, появилась надежда, что их жалоба, при соблюдении остальных критериев
приемлемости ее подачи, может быть принята к рассмотрению. Однако окончательный
ответ на вопрос: "Стала ли надзорная инстанция по УПК РФ эффективным средством
внутригосударственной защиты", сможет дать только сам Европейский Суд по
правам человека.
Ирина Муромская, юрист Уральского Центра Конституционной и Международной
Защиты Прав Человека ОО "Сутяжник".
|