«Подробности» и Дмитрий Антоненков требуют: «Верните деньги за билет!»
// Подробности (Екатеринбург),
26 февраля 2003.
Вчера житель
Екатеринбурга Сергей Смердов начал новый этап борьбы с Министерством путей
сообщения. В Верховном суде Сергей отстаивает право пассажиров возвращать деньги
за неиспользованные билеты на электричку.
Судебная тяжба Сергея
Смердова за право возврата денег за неиспользованные билеты продолжается.
Специалисты нашли в российском законодательстве два пункта, откровенно
противоречащих друг другу. Сейчас Верховному суду предстоит решить, какой из них
главнее.
Дело в том, что с 1 ноября
2002 года в списке «Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на
федеральном железнодорожном транспорте» появился новый пункт № 57, который
запрещает возврат денег за неиспользованные пригородные билеты. На него и
ссылаются работники «железки», отказываясь возвращать деньги передумавшим
пассажирам. Причем это правило распространяется исключительно на пригородный
железнодорожный транспорт.
Что интересно, 17 октября
прошлого года Верховный суд России рассмотрел жалобу 43-летнего Сергея Смердова
жителя города Урай, а ныне екатеринбуржца. Сергей Дмитриевич подал иск против
МПС, посчитав, что невозможность возврата билетов противоречит закону о защите
прав потребителей. Верховный суд встал на сторону истца. Однако уже через две
недели появился злополучный пункт под номером 57. Правило невозвращения денег за
билеты по сути вернулось в прежнем виде.
Тем временем Сергей Смердов
приехал обратно из Москвы в Екатеринбург и продолжил учебу в Уральской
юридической академии. На одной из лекций административного права преподаватель
рассказал аудитории о том, как ему не удалось вернуть себе деньги за билет.
Сергей Смердов, присутствовавший на лекции возразил преподавателю, мол, эти
правила уже отменены. Однако, как выяснилось, они вернулись. Узнав об этом,
Сергей Дмитриевич с новыми силами принялся отстаивать права потребителей и свои
в частности. Он подал новый иск в Верховный суд.
— Вся сложность вопроса
заключается в том, что 57-й пункт железнодорожных правил на самом деле
противоречит правам потребителей, — рассказал «Подробностям» председатель
комитета по защите прав потребителей при администрации Екатеринбурга Андрей
Артемьев. — Любой гражданин имеет право расторгнуть любой договор в любое время.
В том числе это должно касаться и железнодорожных билетов.
Однако в законе о правах
потребителя так же четко прописано, что при расторжении договора этот гражданин
обязан возместить фактические расходы, которые понесли железнодорожники на
подготовку электрички к отправке. То есть, пассажир, возвращающий билет, должен
оплатить работу машинистов, диспетчеров, затраты на подготовку состава и многое
другое. Все в целом — составляет немалую цифру.
Выходит, что в случае если
гражданин возвращает неиспользованный билет, то это не железная дорога должна
ему вернуть деньги, а, наоборот, он — транспортникам. Причем сумма затрат будет
куда выше стоимости билета, так как давно известно, что железнодорожники несут
гигантские убытки от пригородных перевозок.
Однако вчера Верховный суд
рассматривал не экономическую составляющую этого вопроса, а саму возможность
сдачи пассажиром неиспользованного билета. В прошлый раз суд постановил, что это
возможно. В нынешний раз судьи выслушали претензии и объяснения сторон, в том
числе представителей Министерства юстиции, и решили перенести слушания на 19
мая.
Такой оборот дела связан с
тем, что 18 мая вступят в силу новые правила перевозок на железной дороге.
Хорошо пока, что дачный сезон не начался, а потому можно и подождать...
26.02.2003 12:11:52
|