скорее домой
Вы здесь: Главная / Библиотека / Интервью сутяжников / Интервью
Библиотека
 
Кто будет "крышей" для туристов? // Радио Студия-Город, 5 октября 2004. Интервью с юристом ОО "Сутяжник" Натальей Ермиловой.

скачать (mp3, 22 Mb)

Здравствуйте. В эфире «Азбука потребителя» - программа, призванная облегчить жизнь всем нам, поскольку все мы – потребители. У микрофона Настя-Демида. Сегодня речь у нас пойдет о гостиничном бизнесе. Во всем мире это одно из самых доходных дел, особенно там, где не иссякает поток туристов. Одно время Екатеринбургу похвастаться в этом отношении было практически нечем. Однако с каждым годом приезжих, что по делам, что просто отдохнуть, в городе все больше и больше. И как раз о том, в каком состоянии находятся екатеринбургские гостиницы сейчас, как они будут выглядеть в скором времени, какие услуги они предлагают и что должен знать турист при поселении, мы и поговорим.

Сейчас в Екатеринбурге работает 21 гостиница и еще примерно столько же мест так называемого дополнительного размещения. Это означает, что за раз город может принять чуть больше четырех тысяч гостей. О том, кто чаще всего приезжает в город, рассказывает председатель городского комитета бытового обслуживания, Дмитрий Ноженко.

«Основную часть в гостиницах Екатеринбурга составляют бизнес-клиенты, приезжающие в город по деловым профессиональным целям – 66%. В 2002-ом году их было 55,9%. Далее следуют досуг и отдых – 14,5%, в 2002-ом году – 14,1%. Ради лечения в Екатеринбург приезжают 0,8% клиентов гостиниц, в 2002-ом году их было 0,5%».

Впрочем, 54 процента деловых людей – это не совсем точные данные. На самом деле, туристов, приезжающих решить рабочие вопросы гораздо больше. Впрочем, многое зависит от гостиницы. Рассказывает декан исторического факультета УрГУ, Дмитрий Бугров.

«По тем опросам, по тем анкетам, которые наша кафедра практикует среди гостиниц города Екатеринбурга, начиная с июля прошлого года, картина складывается несколько иная. В большинстве гостиниц города клиенты, указывающие деловые цели поездки, составляют больший процент. Например: «Луна-2000» указывает 99%, «Екатеринбург Центральный» - 96%, «Свердловск» - 95%, «Урал-отель» - 90%, «Магистр» - 85%, «Интер-отель» - 82%, «Большой Урал» - 80% и так далее».

А раз большинство клиентов – деловые люди, то и загрузка гостиниц в разное время года разная. Более того, в выходные дни, даже в самую горячую пору гостиницы пустуют. Кто может знать об этом лучше, если не начальник отдела размещения одной из городских гостиниц, Галина Прохорова.

«К сожалению, в выходные дни гостиницы не заполнены, но ведь в эти дни никто не едет для деловых встреч, поскольку просто не деловой период. В летние месяцы тоже гостиницы не заполнены. Пик заполняемости, как правило, после Нового года, когда заканчиваются все праздники, и до мая. Потом (и это каждый год одинаково) летний период опять пусто. И деловой год начинается с середины сентября. Это такой цикличный процесс. Выходные дни можно заполнить, только организовав какие-то досуговые мероприятия, что мы и собираемся сделать».

На самом деле, только один отель города работает на полную загрузку в мертвый сезон – летом и в январе. Что это за гостиница и почему она является исключением, поясняет Дмитрий Бугров.

«В летние месяцы только один отель Екатеринбурга показывает высокий коэффициент загрузки – порядка 80%. Легко догадаться какой. Это отель «Лайнер», потому что он находится рядом с аэропортом Кольцово и обслуживает людей, которые улетают в отпуск, либо тех, кто никак не может улететь по вине авиакомпании или турфирмы, задерживающих и переносящих рейсы».

Если говорить в целом по году, то загрузка гостиниц не превышает половины, то есть 50% номеров вечно пустуют. Тем не менее, во время деловой активности, найти свободный номер бывает очень сложно. Поэтому наряду с развитием неделового туризма, в Екатеринбурге будут строить новые гостиницы. Лет через 10 возведут около двадцати новых зданий. Рассказывает Дмитрий Ноженко.

«Нам до 2015-ого года необходимо построить и запустить в эксплуатацию 35 гостиничных комплексов. Из них: одна звезда – восемь единиц, две звезды – десять единиц, три звезды – одиннадцать, четыре – четыре и пять звезд – две единицы. Приоритетное положение отводится строительству отелей категории две-три звезды. По типам отлей, необходимо предусмотреть строительство апарт-отелей, отелей с номерами квартирного типа, оборудованных кухнями, посудой, холодильниками и иногда стиральными машинами, мотелей для туристов, путешествующих на автомобиле и дешевых отелей для развития молодежного познавательного, рекреационного и других видов туризма».

На самом деле, именно недорогих отелей среднего классы как раз и не хватает в Екатеринбурге. Между тем, именно они – самые популярные. Между тем, большинство гостиниц предлагает дорогую услугу. В среднем цена номера составляет две с половиной тысячи рублей за сутки. И, между прочим, в первую очередь иностранцы не готовы платить такие деньги. Уверяет начальник отдела размещения, Галина Прохорова.

«Иностранцы конечно, тоже ездят. Причем многие иностранцы не склонны тратить больше денег, чем они привыкли тратить, допустим, в Европе на гостиничную услугу. Ни для кого не секрет, что услуга аналогичная европейской в России, и тем более в Екатеринбурге, стоит в два, а то и в три раза дороже. И если человек привык платить в Европе 30-50 долларов за услугу, то он не готов платить за нее от ста долларов и даже от двухсот, как это у нас. Именно поэтому недорогую услугу, пусть менее качественную, но привычную по сумме, иностранцы выбирают очень часто».

На дороговизну отелей сетует и председатель городского комитета по внешним связям, Светлана Гарипова. Однако, по ее мнению, строительство новых недорогих отелей может изменить ситуацию.

«Недостаточное предоставление услуги отелей среднего класса (это одна-две звезды) и плюс высокая стоимость услуги в отелях 3-5 звезд. На сегодняшний день не секрет, что Екатеринбург славится тем, что у нас хорошая гостиничная услуга, но при этом очень высокой стоимости. В связи с этим строительство новых гостиничных комплексов – это один из вариантов решения данных задач. Высокая стоимость гостиничных номеров во многом диктуется и существующим своего рода монополизмом».

Кстати сказать, недорогие отели в меньшей степени жалуются на сезонные спады потока туристов. Здесь как в октябре, так и в июле гостей приблизительно одинаковое количество. При таком положении вещей новые гостиницы эконом класса окупят себя гораздо скорее, нежели дорогие. В среднем срок окупаемости составляет 8 лет.

Власти намерены развивать въездной туризм, что гостиницам будет только выгодно. Если уж за последние несколько лет поток туристов увеличился, то что будет, когда этой сферой жизни города начнут заниматься целенаправленно! О перспективах приема иностранцев рассуждает Галина Прохорова.

«Я этот поток иностранцев уже реально вижу. Есть замечательная туристическая фирма, которая работает очень активно, причем работает именно с нашей гостиницей. Все лето и во время делового года иностранцы действительно едут охотно, селятся в нашей гостинице. Но я считаю, что это еще только начало работы по въездному туризму. Если едут пока десятки человек, и им есть, что смотреть, дальше они едут по Транссибу, и там, видимо, тоже есть, что смотреть, это значит, что могут поехать и сотни. Дорога сюда опробуется ими, а потом она будет достаточно широкой. И я верю в этот поток иностранцев».

Однако не все зависит от городских властей. Если туристические фирмы будут по-прежнему отправлять из Екатеринбурга и никого не привозить сюда, ничего власти сделать не смогут.

«В Екатеринбурге и вокруг него есть, что посмотреть. Но к сожалению, туристические фирмы города и страны ориентированы на выездной туризм. Проще отправить людей в Анталию или куда-то еще – быстро и достаточно доходно. И мало кто хочет заниматься региональным туризмом. Тем же маршрутами выходного дня, какие были раньше».

Развитием гостиниц занимаются не только власти и сами владельцы отелей. Скажем так, к воспитанию приличной услуги причастны и правозащитники. Например, дело в суде против одной из гостиниц вели юристы общественного объединения «Сутяжник». Что это было за дело, рассказывает Наталья Ермилова.

«Гражданин заселяется с двенадцати до двенадцати, как обычно, и если полдень наступил, а он не собирается дальше жить, его заставляют выселяться. Но у нас произошла ситуация, когда человеку нужно было еще какое-то время побыть в гостинице (около четырех часов), и он попросил администратора оставить в гостинице вещи, но ему отказали. Ему пришлось со всем своим багажом ходить по городу, на несколько деловых встреч, что было, конечно же, некомфортно и неудобно. Человек этот обратился в суд, его иск был удовлетворен, суд признал, что действия гостиницы не были законными. То есть, он руководствовался правилами предоставления гостиничных услуг, по которым в случае, если гражданину нужно побыть в гостинице менее двенадцати часов, то он имеет право платить дополнительно за каждый час пребывания».

Это дело натолкнуло меня на мысль, насколько законно требование гостиницы оплатить номер за полные сутки, даже если, скажем, я поселилась только на ночь – на восемь часов. Для гостиницы, это понятное дело, выгодно, а вот для гостя, да при такой дороговизне номеров – вряд ли. Хотя отелю все равно, селитесь Вы на 4 или на 12 часов. Объясняет Галина Прохорова.

«Поскольку у нас цены приемлемые, то проблем не возникало, чтобы наш клиент отказывался оплачивать сутки, пробыв семь или восемь часов. Ведь на эти часы так же, как и на полные сутки предоставляется комплект постельного белья, производится уборка. То есть все расчеты, которые мы делаем по обслуживанию номера, они привязаны к суткам. Что после семи часов, что после суточного пребывания, эти затраты для гостиницы одинаковы – труд горничной, смена постельного белья, еще несколько моментов. Ну, и кроме того правила предоставления гостиничных услуг РФ предусматривают оплату при первичном поседении не менее чем на сутки».

Таким делом, насколько мне известно, правозащитники еще не занимались, но если будет такая возможность, то юристы «Сутяжника», во всяком случае, готовы защитить гражданина в суде. Обещает Наталья Ермилова.

«Правила гостиничных услуг предусматривают такую обязанность, и гражданин заселяется. У нас не было пока прецедентов по данной норме, но если у нас представится такая возможность и права гражданина будут нарушены, то, я думаю, мы бы взялись за это дело и попробовали бы защитить интересы гражданина. И если суд откажет, руководствуясь этими правилами, то я думаю, здесь есть возможность для оспаривания самой нормы Правительства».

Впрочем, по хорошему, представители гостиниц согласны с тем, что человеку может быть накладно платить две тысячи вместо тысячи за полдня.

«Может быть, Вы и правы, я знаю гостиницы, где введена почасовая оплата. Давайте считать, что они идут впереди времени. Например, «Луна-2000», им так удобнее, но это определенная специфика работы – они находятся рядом с развлекательным центром. А к нам на семь-восемь часов никто и не рвется. Для нас эта проблема в принципе не актуальна».

И, несмотря на установленные правила предоставления услуги, руководство гостиниц вправе установить свой порядок оплаты. Полагаю, и правозащитники, и клиенты будут только довольны.

На этом «Азбуку потребителя», программу, призванную облегчить жизнь всем нам, поскольку все мы потребители, позвольте завершить. Мне остается только напомнить, что выходит она во вторник в 10.30 с повтором в четверг в 14.30 на 107,6 ФМ. У микрофона была Настя-Демида.

 
 
 
 
Что вы думаете об этом? (Форум)
 
Гостевая книга
Вы здесь: Главная / Библиотека / Интервью сутяжников / Интервью


скорее домой