О правах
потребителей: "Цена
"пятирублевого" иска";
"Судиться,
право, не грешно:
Иди туда, не знаю куда"; "Старый трюк"; "Знание-сила"
// СПРОС №11б 2004
(Ирина Герасимова; Ирина Александрова).
Интервью Сергея Смердова, Антона Буркова
Около ста лет назад одна
московская газета обнародовала информацию о том, что некто Букильон предъявил
иск о возврате ему 5 копеек да билет на конку, которая сломалась и не довезла
его к месту назначения, Мировой судья вынес по иску положительное решение.
Подобная история, только не
с конкой, а теперь уже с трамваем, повторилась в нашем веке.
Трамвай сломался, и
пассажирам пришлось пересаживаться на другой транспорт Один из пассажиров
попросил кондуктора вернуть ему деньги за проезд, Но кондуктор, не
сталкивавшийся до сих пор с подобными Требованиями пассажиров, счел вежливую
просьбу юноши хамством. Не дождавшись возврата денег, потребитель покинул
трамвай, но не стал мириться с нарушением своих прав и обратился в суд с иском
к трамвайно-троллейбусному управлению. Помимо возврата стоимости билета,
пассажир требовал компенсировать ему моральный вред и возместитъ расходы на суд;
чтобы судиться, студенту пришлось ездить на заседания из другого города и жить
в гостинице. Стоимость билета суд решил вернуть потребителю, издержки, связанные
с тяжбой, постановил возместить в полном объеме, а в возмещении морального
вреда отказал, Такой результат не устроил истца. Он потребовал нового
разбирательства и более тщательного изучения судом собранных им доказательств.
Новый процесс дался
нелегко, судья всячески тормозил судебный процесс, отказывал в рассмотрении по
надуманным основаниям. В итоге апелляционный суд удовлетворил требования истцу
и взыскал с транспортного предприятия моральный вред и расходы на суд в полном
объеме. Сумма иска превысила две тысячи рублей. Защищать интересы истца помогала
свердловская общественная организация потребителей "Сутяжник",
В практике наших судов
накопилось немало решений по искам к различным авиакомпаниям. До недавнего
времени такие дела направляли "по подсудности" - в адрес суда, на территории
которого находится офис авиакомпании, то есть в другой город, а нередко и другую
республику в составе РФ, Теперь так далеко за восстановлением своих прав ехать
не придется...
Судиться, право, не
грешно
Иди туда, не знаю куда
Студенту юридической
академии А, проживающему и Екатеринбурге, необходимо было встретиться со своим
преподавателем в Москве. Встреча была назначена на 10 утра. А. рассудил, что
если вылетит рано утром, то успеет как раз вовремя, и купил билет на самолет
компании "Трансаэро", вылетавший в 7.30 утра. Однако рейс задержали и А смог
вылететь из Екатеринбурга только в 10.40 когда необходимость в этот день лететь
в Москву уже отпала: время педагога было расписано по минутам. Усталость от
длительного ожидания и голод (пассажиры боялись отлучиться в буфет, думая, что
вот-вот объявят посадку) выбили А из колеи на весь остаток дня. Кроме того,
задержка обернулась дополнительными расходами, что еще больше испортило
настроение.
Тем не менее для
возвращения обратно А купил билет на самолет всё той же авиакомпании, очень
надеясь, что на сей раз все сложится благополучно, Не туг-то было. Если в
Екатеринбурге он потратил три утренних часа, то в Московском аэропорту ему
вместе с другими пассажирами пришлись коротать ночь, хотя согласно Воздушного
кодекса всех ожидающих обязаны были разместить в гостинице.
Вместо 1.40 самолет смог
вылететь в Екатеринбург толлько в 7.30 утра (в билете отметили, что вылет
задержался до 7.00). На этот раз А. опоздал на семинарские занятия, на одном из
которых он мог бы получить зачет "автоматом".
На этот раз студент решил
не оставлять безнаказанными действия компании. Опираясь на ст. 27, 28 Закона РФ
"О защите прав потребителей" и ст. 151 Гражданского кодекса РФ, А. предъявил
«Трансаэро» судебный иск о взыскании убытков в размере стоимости билетов,
флакона валерьянки, выпитой в ожидании посадки, и индексации морального вреда.
В первом же судебном
заседании ответчик форсировал события, заявив ходатайство о направлении искового
заявления в г. Орел, где согласно документам зарегистрирована авиакомпания. Суд
своим определением переадресовал дело Заводоскому суду г. Орла.
Однако, приняв во внимание
жалобу студента, Свердловский областной суд это определение отменил.
Ирина Александрова
Старый трюк
Направление дела по иску к
авиакомпании по подсудности - очень известный процессуальный трюк, благодаря
которому наши суды в большинстве своем и ставят точку в дальнейшем производстве
по таким делам. В гражданском процессуальном законодательстве: и ст.30 п.3 ГПК
РФ "Исключительная подсудность" (ст. 119. п.3 - в ГПК РСФСР) сказано, что иски
к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту
нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена
претензия.
Однако немногие из
"обиженных" пассажиров, готовы ехать в другой город чтобы судиться по месту
нахождения ответчика. Как показывает практика, в этих случаях ответчик
старается взять истца измором, по разным причинам откладывая заседания и
рассчитывая, что тот наконец сдастся и перестанет приезжать на заседания. Все
же А не опустил руки. Ему будущему юрист, необходимо было довести дело до
победного конца.
В законе РФ "О защите прав
потребителей" сказано, что потребитель вправе по своему выбору предъявлять иск
по месту нахождения истца, по месту нахождения ответчика либо по месту
причинения вреда (ст. 17. п. 2). Усмотрев в ГПК РФ противоречие основному
закону, защищающему потребителей, истец обратился с ходатайством в суд первой
инстанции с просьбой обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке
конституционности ч.З ст.30 ГПК РФ.
Знание-сила
Ходатайствуя перед судом о
проверке положения ГПК, истец указывал следующее "Согласно ст.101 закона РФ "О
Конституционном суде РФ" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к
выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененному или подлежащего
применению в указанном деле, обращается в Конституционный суд РФ с запросом о
проверке конституционности данного закона". К ходатайству было приложено
развернутое обоснование неконституционности ч.З ст.30 ГПК РФ.
Конституционный суд принял
эту жалобу к рассмотрению.
В ней; в частности,
говорилось: "считаю, что положение части 3 ст. 119 (ст. 30 нового ГПК) в части
слов "иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в
суд по месту нахождения перевозчика» к которому была предъявлена претензия" не
соответствует Конституции РФ, нарушает мое конституционное право на равную
судебную защиту независимо от каких-либо обстоятельств"
В качестве обоснований для
выявления несоответствий нормы ГПК Основному закону истец сослался на ч. 1 ст.
46
Конституции РФ, утверждающую, что каждый имеет право на судебную защиту его прав
и свобод а также на ч.1 и 2 ст.17, ч.1 ст.46
и ч.1 ст.19
Основного закона, согласно которому "все равны перед законом и судом", Вспомнил
он также и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и
Всеобщую декларацию прав человека.
Против таких аргументов
возразить было трудно. Решением Конституционного суда РФ ч.З ст.30 нового
Процессуального кодекса (к тому времени в государстве был принят ГПК РФ, куда
перекочевала незаконная норма) была признана противоречащей Конституции. После
этого выиграть дело по иску к компании "Трансаэро» не составило труда.
Суд обязал авиакомпанию
возместить студенту А. стоимость флакона валерьянки, моральный вред и неустойку.
На самом же деле будущий юрист добился гораздо большего. В результате отмены
этого положения ГПК выиграли все потребители, ведь теперь иски к авиакомпаниям
со ссылкой на это решение можно рассматривать в том суде, в котором удобно по
месту жительства. И теперь есть уверенность в том, что любые просчеты и
нарушения авиакомпаниями прав потребителей или собственных правил перевозки
пассажиров и багажа не будут безнаказанно прикрываться в судебных инстанциях
направлением "по подсудности» Ведь как ни крути, а не каждый ради 1000 рублей
компенсации морального вреда и 5 рублей (стоимость валерьянки) способен лететь в
другой город или республику на судебные заседания!
Ирина Герасимова
|