13 июня 2004
КТО ДОЛЖЕН НАВОДИТЬ ПОРЯДОК? Кондукторы трамваев
в Екатеринбурге стали возвращать деньги за несостоявшуюся поездку
Кто из нас не попадал в такую ситуацию «Еду в трамвае и тот остановился.
Впереди трамвайная пробка. Люди стали выходить и пересаживаться на другие
виды транспорта. Сижу и раздумываю – ждать, когда трамваи возобновят движение
или идти на автобусную остановку».
С недавнего времени в Екатеринбурге появилась третья альтернатива –
поменять билет за неиспользованную поездку на уплаченные 5 рублей. Кондукторы
трамваев в Екатеринбурге стали возвращать деньги
за несостоявшуюся поездку.
Процедура очень простая – после остановки транспорта необходимо
обратиться к кондуктору, протянуть билет и потребовать вернуть назад уплаченные
за него деньги. После вежливого возврата «пятака», покинуть трамвай (троллейбус,
автобус) и пересесть на автобус (трамвай, троллейбус).
В чем же причина такого положительно изменения политики предприятия
общественного транспорта?!
Случай, рассказанный корреспонденту ИА Сутяжник-Пресс, как оказалось,
не единичный. Мы обратились с этим вопросом к руководителю общественной
организации «Сутяжник» Сергею Беляеву и поинтересовались о возможных причинах
такого сервиса.
Сергей Беляев: «Конечно же, ничего само по себе не происходит. Для нас
очевидно, что изменения связаны с нашумевшей год назад нашим делом о том,
как один пассажир в аналогичной ситуации обратился к кондуктору с требованием
вернуть ему деньги за несостоявшуюся поездку, а когда кондуктор отказала,
он обратился в суд и выиграл
дело, при чем, взыскав с Трамвайного Управления не только пять рублей за
проезд, но и все судебные издержки».
«Что касается случаев добровольного возврата, то нам уже не первый человек
рассказывает такое. Однажды, после «дела
о пяти рублях» наша знакомая, не знавшая этой истории, с таким пафосом
рассказывала как она села в трамвай, который изменил маршрут по причине
ремонта дороги. Она подошла к кондуктору, выяснить, в чем дело. Кондуктор
извинилась, что вагоновожатый забыл предупредить пассажиров об изменении
маршрута, и протянула ей пять рублей. Наша пассажирка буквально остолбенела
от такого сервиса».
Трамвайно-троллейбусное управление является монополистом данного вида
транспорта в Екатеринбурге. Ежемесячно оно перевозит до 10 миллионов пассажиров.
И каждый день в разных частях города трамваи останавливаются по различным
причинам. Пассажиры вынуждены переходить в другой транспорт, оставляя трамвайному
ведомству уплаченные за прерванные поездки кровные «пятаки». Каждому отдельному
пассажиру и убыток небольшой и судится из-за пятака никто не пойдет. А
трамвайное ведомство, таким образом, имеет неосновательное обогащение,
которое с него за постоянные остановки рублем никто не спрашивает.
Сергей Беляев: «Мы прикинули, что если пассажиры одного из ста трамваев
из-за остановки покидают трамвай, оставляя в нем деньги, то трамвайщики
имеют до полумиллиона не заработанной прибыли в месяц!»
Между тем, само ведомство очень активно взыскивает упущенную выгоду
с виновников автомобильных аварий, из-за которых трамваи иногда останавливаются.
При этом деньги покинувших трамвай пассажиров, в расчет не берутся.
Конечно же, это не справедливо – раз. И позволяет работать им спустя
рукава, не отвечая за некачественные услуги, – два. Страдаем от этого мы
– пассажиры.
Сергей Беляев: «Гражданским Кодексом, законом Российской Федерации «О
защите прав потребителей» предусмотрено, что если услуга оказана не полностью
и некачественно, потребитель может расторгнуть договор перевозки и потребовать
возврата уплаченной суммы. Но не тут-то было! Ведомственный федеральный
нормативный акт, который бы прописывал механизм возврата денег перевозчиком
городского общественного транспорта, отсутствует. Поэтому этот вакуум заполняют
на местах, кто как может и со своей выгодой. А расплачиваются за всё пассажиры.
Екатеринбургская городская Дума приняла «Правила пользования трамваем и
троллейбусом в городе Екатеринбурге». Но в нем про право пассажира на возврат
стоимости проезда ни слова не сказано. В инструкции кондуктора это также
не урегулировано. Если кондуктор возвратит деньги пассажиру – у него их
вычтут из зарплаты. В итоге закон есть, но он не работает, потому что нет
механизма. Вот в чём проблема».
«И тут нам подвернулся случай, как нельзя идеальный – рассказывает дальше
Сергей Беляев. Сергей Смердов - первый и единственный из пассажиров, обратившийся
к нам полтора года назад с данной проблемой и которому мы помогли выиграть
процесс, живет в Ханты-Мансийском автономном округе. Мы с ним знакомы были
и раньше - он учится заочно у нас в Екатеринбурге, в Уральской Юридической
академии. Суд мы выиграли и взыскали с трамвайщиков не только пять рублей,
но и расходы на проезд из другого региона в судебные заседания (а их было
несколько) проживание в гостинице, питание, помощь представителя, моральный
вред, госпошлину (прим. ИА - читайте решение).
Причем Сергей еще не раз попадал в такой переплет. Он подал аналогичный
иск в суд по месту своего жительства и также его выиграл. И еще одно дело,
совместно с другим пассажиром, у него где-то в суде ходит. Ну и средства
массовой информации также помогли в этом деле – осветили проблему. Спасибо
им».
Это победа
над коммерческой организацией, над властью. А горожане еще не все знают,
что в их городе что-то и для них изменилось к лучшему.
Корреспондент ИА Сутяжник-Пресс
С. Забелин
Ссылки по теме:
-
Решение мирового судьи судебного участка N 10
Кировского района г. Екатеринбурга по иску Смердова Сергея Дмитриевича
к МУП «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление» о взыскании
стоимости проезда в трамвае, судебных расходов >>>
Другие новости ИА Сутяжник-Пресс http://www.sutyajnik.ru/rus/news
# # #
ИА Сутяжник-Пресс
+7-343-355-36-51
|