скорее домой
Вы здесь: Главная / ИА Сутяжник-Пресс / Новость
март 2005
Новости ИА Сутяжник-Пресс
   

11 марта 2005

 

Если в их тюрьмах и полицейских участках не пытают. Тогда откуда берутся жертвы?

Институт по Правам Человека и Гуманитарному праву имени Рауля Валленберга организовал обучающую программу по правам человека в городе Лунд, Швеция. Курс называется «Региональная программа по правам человека». 18 марта состоится торжественное закрытие.

Напомним, что представители стран, которые участвуют в программе, ограничены списком государств Восточной Европы и бывшего СССР: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния… Всего в Швецию съехались 25 участников из 18 стран. Россию представляет аспирант Уральской государственной юридической Академии, юрист ОО «Сутяжник» Анна Деменева.

Новая обучающая программа охватывает множество вопросов, включая обзор международной системы по поддержке и защите прав человека, проверке их выполнения и роли международных и региональных организаций.


Во вторник участники программы побывали с учебными визитами в тюрьме и полицейском участке третьего по величине города страны Мальмо. Участница проекта из Екатеринбурга, делится своими впечатлениями с ИА Сутяжник-пресс.

«Тюрьма находится на окраине города. Здание построено в начале 1900 годов и рассчитано только на 150 заключенных. Всего в стране около 50 исправительных учреждений с общей численностью «мест» на более чем 4000 заключенных. Перед тем, как нас пустили внутрь, всех попросили сдать фотоаппараты, камеры и мобильные телефоны. После этого наши одежда и сумки были тщательнейшим образом проверены.

Первое помещение, в которое нас повели, это был хозяйственный блок - что-то типа прачечной. Дверь туда вела обыкновенная и закрывалась на обычный замок. Заходим. Вокруг стиральные машины, какие то столы с коробками, и команда из 5-6 молодых парней что-то в эти коробки пакует. Хожу вокруг, смотрю. И тут я с ужасом понимаю, что 10 человек (участники) находятся в помещении, по которому свободно с деловым видом под грохот магнитофона расхаживают человек 15 заключенных. Кто-то пакует какие то коробки, кто-то достает белье из стиральной машины, кто-то уже заигрывает с нашими девчонками. Если вспомнить меры безопасности в нашем СИЗО, когда даже юрист отделен от своего клиента решеткой, а в дверь постоянно поглядывает охранник, становится как-то не по себе.

Та же ситуация в цехе, где заключенные работают со станками и вытачивают детали. Места проживания (язык не поворачивается назвать их камерами) заключенных вызывают другие эмоции. Камеры открыты и люди спокойно разгуливают по коридору. Запирается только дверь коридора. Помещение напоминает гостиницу или санаторий, поскольку в коридоре стоят столы с термосами и кофейниками, велотренажер, телевизор (а вот за пользование телевизором надо платить!), биллиардный и теннисный стол. Мы снова ходим рядом с заключенными, а они рядом с нами.

Туалет и умывальник (как ни смешны и нелепы эти подробности) в белом с синим кафелем, с финской сантехникой, очень чисто, уютно (а тюрьма мужская), и при мысли о пресловутых российских камерах, где это без перегородки, а нередко и без канализации, становится не по себе.
На этаже для лиц, которые проходят принудительные меры лечения от наркотической зависимости, есть солярий.

Камеры в этой тюрьме – одиночные. По размеру некоторые, действительно, вроде наших одноместных номеров в гостинице, то есть, примерно 6 квадратных метров. В камере есть кровать (не нары), стол, кресло, полки с книгами и личными вещами. Заключенным разрешено иметь в камере свой компьютер, музыкальный центр, телевизор (по крайней мере, это можно увидеть, заглянув туда).

Имеются и комнаты для свиданий – в них диванчики, кресла, столы. Есть специальные местные люльки для малышей, если жена пришла с ребенком, поскольку коляску попросят оставить из-за соображений той же безопасности внизу в холле.

Тюрьма не вызвала у меня никакого восторга. Во-первых, потому что тюрьма она все равно тюрьма. Во-вторых, условия пенитенциарной системы Швеции вызывают не только уважение, но и какое-то непонятное ощущение. Может быть, менталитет русского человека уже испорчен заниженными стандартами, но мне начинает казаться, что такие условия – это слишком, это явный перебор, просто какой-то повод для баек и анекдотов. Зачем в тюрьме солярий?!

Ни у одного из охранников нет даже при себе резиновой дубинки. Вопрос – а чем вы их …собственно…? Как же ваши меры безопасности? Вопрос не понят. Есть электрошокер на случай чрезвычайной ситуации или случаев агрессии. Про стыд за свое государство промолчу.

Полицейский участок в Мальмо – это огромное шестиэтажное здание со сложной структурой и большим оперативным отделом. Правда, первое помещение, которое я увидела, это была «библиотека для персонала и конференц-зал». Представляю себе библиотеку в Кировском РУВД г. Екатеринбурга…

Оперативный отдел это тоже совсем не сцены из фильмов «Улицы разбитых фонарей» с четырьмя полированными столами и одним сейфом. Оперативный отдел шведской полиции представляет собой огромные залы с большим количеством компьютеров, экраном с электронной картой округа (на ней отмечаются так называемые проблемные в настоящее время места) и инспекторов в наушниках с микрофоном. Вторая часть оперативников – в патрульных машинах на выезде по всему округу. Их передвижение отражается на электронной карте, как и все их сигналы.

Вопрос одного из участников «все это хорошо, а где тут у вас пытают?» вызвал бурю восторга у сотрудников, а вопрос про тренинги по международным нормам обращения с задержанными встретил явное непонимание. Так это или нет, неизвестно. Но достоверно известно, что ни одного дела о пытках в полиции против Швеции в ЕС не было.

И тем не менее, чудес не бывает. Преступность есть в любой стране. При населении государства около 9 миллионов количество полицейских составляет около 23 000 человек. На полицию государство тратит более полутора миллиардов евро. (несколько раз проверила, я не ослышалась?). Основные затраты – высокое техническое оснащение.

Завтра у нас посещение организации, которая занимается содействием реабилитации жертвам пыток. Возникает вопрос – если в их тюрьмах и полицейских участках не пытают, то откуда берутся жертвы?"

Ссылки по теме:

# # #

При перепечатке материалов ссылка на www.sutyajnik.ru и информационное агентство «Сутяжник-Пресс» обязательна
ИА Сутяжник-Пресс                                                           +7-343-355-36-51

 
     
Что вы думаете об этом? (Форум)  

Гостевая книга

Вы здесь: Главная / ИА Сутяжник-Пресс / Новость


скорее домой