12.09.2005
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Депо № З-г-223/2005 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ханты-Мансийск 12 сентября 2005 года Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Кондакова В.И, с участием помощника прокурора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Голубевой О.Ф. представителей Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Страшковой Н.В; избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Медведевой С.Д, Пироженко Н.Ф. при секретаре Пачгановой И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское депо по заявлению Смердова Сергея Дмитриевича о признании постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 2127 от 24 февраля 2005г. о наделении полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Филипенко Александра Васильевича неконституционным, о признании незаконным бездействие избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по назначению, проведению выборов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установил: В связи с тем, что избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа - Югры избирателями выборы Губернатора округа не назначались, Филиппенко А. В. был наделен полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры опубликованным в газете Новости Югры от 26 февраля 2005г. №21 постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 2127 от 24 февраля 2005г. без проведения его выборов, узнав об этом. по возвращению на свое постоянное место жительства после 27 марта 2005г, считая, что этим были нарушены его конституционные права избирать и быть избранным, проживающий в г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Смердов С.Д, обратился в суд с вышеуказанным заявлением. Считая такое назначение и наделение Филиппенко А. В. полномочиями Губернатора округа и постановление Думы об этом вполне законными, представители Думы, избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры против удовлетворения заявления В судебное заседание, извещенный о нем, не сообщив об уважительности причин своей неявки. Смердов С.Д. не явился. Заявления о рассмотрении дела без него не представил. Судом в соответствии со ст.167ч.4 ГПК РФ постановлено дело рассматривать в его отсутствии. Заслушав объяснения представителей Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Страшковой Н.В, избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Медведевой С.Д,Пироженко Н.Ф., исследовав материалы дела, выслушав прокурора Голубевой О.Ф., полагавшей в заявлении отказать, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 71 п. а, в Конституции Российской Федерации принятие, изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением, регулирование и защита прав граждан, находится в ведении Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам ;защита прав граждан, обеспечение законности, установление общих принципов организации органов государственной власти согласно ст.72 ч.1 п. а.б.н. Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ст.76 ч.1.2.5 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории всей Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч.1,2 настоящей статьи; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В соответствии со ст.77ч.1.2 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом; в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации согласно ст. 11ч. 2 Конституции Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Ст.23 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа -Югры установлено, что Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) согласно ст. 32 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре является Губернатор. Подобное же значится и в ст. 1 закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры а О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2001 г- №75-оз. Как это предусмотрено внесенными Федеральным законом от 11 декабря 2004г № 159-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в ст.ст.5.18 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в ст. 2 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации №67-ФЗ от 12 июня 2002г. изменениями, в соответствии с этими изменениями, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) были исключены, наделение гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации стало производиться по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом и Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Указанный выше Федеральный закон №159-ФЗ, как это предусматривалось ст. 44.1 этого закона, вступал в силу со дня его опубликования. В соответствии со ст. 15 ч.3 Конституции Российской Федерации он подлежал официальному опубликованию. Был опубликован в Российской Газете от 15 декабря 2004г.№ 277 Следовательно в законную сипу вступил 15 декабря 2004г. Согласно ст. 4 ч. 3 этого закона положения Федерального закона от 6 октября 1999г. №184 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части, касающейся порядка наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не применялись лишь в случае, если выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) были назначены до вступления в силу Федерального закона №159-ФЗ, Но выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на вышеуказанное время вступления этого закона в силу, то есть до 15 декабря 2004г,в округе тогда назначены не были. Не назначались они и после этого. Потому, исходя из положений вышеприведенного федерального закона №184-ФЗ, с внесёнными в него вышеназванными изменениями, по поступлению в Думу Ханты - Мансийского автономного округа - Югры 23 февраля 2005г. представления Президента Российской Федерации о наделении полномочиями Губернатора, являющегося тогда избранным губернатором округа Филипенко А.В, срок полномочий которого заканчивался 14 апреля 2005г, не назначая выборов, рассмотрев представление Президента Российской Федерации, Дума Ханты - Мансийского автономного округа - Югры своим постановлением №2127 от 24 февраля 2005г. наделила Филипенко А. В, полномочиями Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г №67-ФЗ. Федеральный закон от 11 декабря 2004г. №159-ФЗя О внесении изменений в Федеральный закон, № 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г, № 67-ФЗ, согласно ст.ст. 72 ч.1 п.н, 76 ч 2 Конституции РФ о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не путём выборов избирателями, а по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, приняты по предметам ведения Российской Федерации и субъектов РФ Российской Федерации. Общие принципы организации системы органов государственной власти устанавливаются федеральным законодательством в соответствии с основами конституционного строя РФ, К ведению субъектов РФ относится обеспечение их законов о системе органов государственной власти Конституции РФ, установленными федеральными законами общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В соответствии со ст.З п.1 федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999г. №184-ФЗ законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, в случае противоречия между федеральным и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Подобное предусматривает и ст. 76 ч.5 Конституции Российской Федерации Кроме того, ст. 4 ч.2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст.62 ч.1, в действующей тогда редакции Устава (Основного закона) Ханты Мансийского автономного округа - Югры Ханты Мансийский автономный округ -Югра вправе осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий автономного округа, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами. 4.2 данной статьи Устава (Основного закона) Ханты Мансийского автономного округа - Югры предусматривает, что после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты автономного округа подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом. Следовательно, после 15 декабря 2004г. существовавшие тогда ст.ст.43.46 Устава (Основного закона) Ханты Мансийского автономного округа - Югры. ст.2 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2001г. №75-оз, закон Ханты-Мансийского автономного округа Югры О выборах Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июня 2003г. №32-оз, предусматривавшие назначение выборов Губернатора, выборы Губернатора, но впоследствии законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры О внесении изменений в закон Ханты Мансийского автономного округа - Югры О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 18 февраля 2005г. №5-оз, О признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 апреля 2005г. №27~оз, О внесении изменений в Устав (Основной закон) Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 7 апреля 2005г. №28-оз измененные, отмененные, утратившие силу, Дума Ханты Мансийского автономного округа - Югры применять была не вправе. Также в связи с вышеизложенным, ст. 5 закона Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 18 июня 2003г. №36-оз к системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в порядке ст-10 федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г. М&67-ФЗ не вправе была назначать, проводить выборы Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и избирательная комиссия Ханты Мансийского автономного округа - Югры. Конституция Российской Федерации того, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется полномочиями, избирается на эту должность непосредственно избирателями, а не выбранными ими соответствующими представительными органами, не содержит. Согласно ст.З ч.1.2 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст.32п2 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Как это предусматривается ст. 11 ч. 1.2 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Ч.1 ст.32 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в управлении делами государства не только непосредственно, но и через своих представителей. В соответствии со ст. ст.ЗОч.1, 81ч.1 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. как это предусмотрено ст.1 федерального закона от 20 декабря 2002г. №175- ФЗ в0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ также избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии со ст. 2 федерального закона от 5 августа 2000г. №113-ФЗ и О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ члены Совета Федерации избираются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Согласно ст.ст. 94, 95 ч. 1 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы - является законодательным и представительным органом Российской Федерации, Также в соответствии со ст.11ч,2 Конституции РФ, ст.4 федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ст.6 ч.2 п.1, ст.23 ч.1.2 Устава (Основного закона) Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, избираемая населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права является законодательным и представительным органом в субъекте Российской Федерации -Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, наделившая Филиппенко А.В. полномочиями Губернатора этого округа, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. И таким образом, анализ вышеприведенных норм права свидетельствует, что применение Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не существующего тогда об этом регионального законодательства, а вышеуказанного федерального законодательства по наделению по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Мансийского автономного округа - Югры Филиппенко А. В. постановлением № 2127 от 24 февраля 2005г. без назначения и проведения его выборов является вполне обоснованным и законным. Принятым Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в своей компетенции, на основании и в порядке предусмотренном Указом Президента РФ от 27 декабря 2004г. №1603 О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, федеральным законом № 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г. №67-ФЗ. Федеральным законом от 11 декабря 2004г. №159-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон N2 184-ФЗ от 6 октября 1999г. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г, № 67-ФЗ, которые согласно ст. 105 ч.1, п.1.4, ст.107 ч.2 Конституции российской Федерации являются принятыми Государственной Думой Российской Федерации, одобренными Советом Федерации Российской Федерации, подписанными Президентом Российской Федерации, официально опубликованными в порядке ст.15 ч 3 Конституции Российской Федерации, вступившими в законную силу. И так как в связи с этим выборы Губернатора Мансийского автономного округа - Югры не могли быть назначены, не назначались, то избирательная комиссия Мансийского автономного округа - Югры заниматься их назначением, проведением была неправомочна. И доводы Смердова СД, об обратном являются несостоятельными, опровергаются вышеизложенным. Заявление же Смердова С.Д. по вышеприведенным требованиям о нарушении предусмотренных ст. 32 ч.2 Конституции Российской Федерации его прав избирать и быть избранным в органы государственной власти, по существу свидетельствует о его несогласии с законностью названных Федеральных законов, их соответствии Конституции Российской Федерации, применением этих законов Думой Ханты Мансийского автономного округа - Югры. Но их соответствие Конституции Российской Федерации согласно ст.125 ч.2 п.а Конституции Российской Федерации, ст.ст. 26ч.1 п,2, 251ч. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежит разрешать не суду округа, а как это предусмотрено ст. З п.1 а Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации Конституционному Суду Российской Федерации. Решения же этого Суда о несоответствии вышеуказанных Федеральных законов Конституции Российской Федерации нет. Что касается оспариваемого Смердовым С.Д. постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №2127, то оно к законам, иным нормативным актам субъекта Российской Федерации, указанным в ст.125ч.2п,б Конституции Российской Федерации, ст.3ч.1п.б Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г №1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации, соответствие которых Конституции Российской Федерации разрешается Конституционным Судом Российской Федерации не относится. И поскольку его заявление об этом вызвано якобы нарушением его прав избирать и быть избранным, то есть защитой избирательных прав. как этим постановлением Думы так и бездействием избирательной комиссии, не назначивших и не проведших выборы Губернатора, то согласно ст.ст.26 ч.1п.4, 259 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ данное заявление Смердова С.Д. об оспаривании постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №2127 от 24 февраля 2005г. о наделении Филипенко А.В. полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бездействия избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры суд находит подлежащим рассмотрению по существу судом округа, А потому, исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что без назначения и проведения выборов наделение Филипенко А.В. полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №2127 от 24 февраля 2005г было принято на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. вышеприведенным федеральным, региональным законодательством, то её постановление об этом, как и бездействие избирательной комиссии, при таких обстоятельствах не могут быть судом признаны неконституционными и незаконными, нарушающими какие-либо права Смердова С.Д. Руководствуясь ст.ст 194.195.196.197.198.254.258.259.261 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд, решил: В удовлетворении заявления Смердова Сергея Дмитриевича о признании постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №2127 от 24 февраля 2005г. о наделении Филипенко Александра Васильевича полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры неконституционным, о признании незаконным бездействие избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по назначению выборов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: