Подборка материалов "Отмена права голосовать "против всех""
23.08.2007
Дело No.2-6180/07 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "16" августа 2007 года Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего Ковалева С.Н., при секретаре Шмелевой Т.Н., рассмотрев гражданское дело по заявлению Михайловой Валентины Николаевны об оспаривании действий Избирательной комиссии Санкт-Петербурга, УСТАНОВИЛ: Заявительница обратилась в суд с заявлением от 11.03.2007, в котором просила признать незаконными действия Избирательной комиссии Санкт-Петербурга (Горизбирком Санкт-Петербурга) по лишению её права на голосование и учёт её мнения, а также обязать Горизбирком Санкт Пётербурга восстановить в полном объёме её права путём приостановления выборов депутатов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 11.03.2007 (л.д.5-7) В обоснование своих требований заявительница указала, что при выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 11.03.2007 на избирательном участке No.1774 ей вручили бюллетень, в котором отсутствовала позиция <<против всех>>, в связи с чем она не могла реализовать своё намерение проголосовать против всех кандидатов и партий, в чём усматривает нарушение своего избирательного права, предусмотренного Конституциёй РФ и международными договорами РФ. В судебном заседании заявительница свои требования поддержала, указав, что требование о приостановлении выборов депутатов в Законодательное Собрание неисполнимо, в связи с полагает, что меры по восстановлению её нарушенного права должен определить суд. Представитель Горизбиркома Санкт-Петербурга в судебном заседании отсутствовал, о слушании дел был извещён повесткой (л.д.56) возражение на заявление председатель Горизбиркома Санкт-Петербурга в письменном виде представил, в котором высказался против удовлетворения требований заявительницы и просил рассмотреть дело в своё отсутствие (л. д. 57, 58) С учётом положений ч.2 ст.257 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Горизбиркома Санкт-Петербурга. Выслушав заявительницу, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с п.2 и п.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 No. 67-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 27.09.2002 No. 119-ФЗ, от 23.06.2003 No. 83-ФЗ, от 04.07.2003 No. 97-ФЗ, от 04.07.2003 No. 102-ФЗ, от 07.06.2004 No. 46-ФЗ, от 12.08.2004 No. 99-ФЗ, от 22.08.2004 No.122-ФЗ, от 11.12.2004 No.159-ФЗ, от 29.06.2005 No. 69-ФЗ, от 21.07.2005 No. 93-ФЗ, от 12.07.2006 No. 106-ФЗ, от 12.07.2006 No.107-ФЗ, от 25.07.2006 No. 128-ФЗ, от 05.12.2006 No. 225-ФЗ, от 30.12.2006 No. 274-ФЗ, от 30.01.2007 No. 6-ФЗ, действовавшей на 11.03.2007) бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии, форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями. В данном случае Горизбирком Санкт-Петербурга как избирательная комиссия субъекта Российской Федерации являлся соответствующей избирательной комиссией, так как в силу ст.21 Устава Санкт-Петербурга формируется для подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, согласно пп.26 п.2 ст.4 Закона Санкт-Петербурга <<О Санкт-Петербургской избирательной комиссии>> устанавливает формы и обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. С 15.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 12.07.2006 No. 107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)", которым внесены изменения в ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в частности, пункт 8 указанной статьи, ранее предусматривавший, что в избирательном бюллетене в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений помещается строка "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") с расположенным справа от нее пустым квадратом, изложен в новой редакции, не предусматривающей в бюллетене наличие строки "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"). Одновременно внесены изменения в ст. б Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми возможность голосования на выборах и референдумах против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) исключена. Из изложенного следует, что при определении формы избирательного бюллетеня на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Горизбирком Санкт-Петербурга исходил из требований действующего законодательства, на что и указывается в представленных в суд Горизбиркомом возражениях. Довод заявительницы о том, что Федеральный закон от 12 07 2006 No. 107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЁНЕНИИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ" не соответствует Конституции РФ, а потому не подлежит применению, не состоятелен. Конституцией РФ возможность голосования на выборах против всех кандидатов (списков кандидатов) не предусмотрена В Постановлении от 14.11.2005 No.10-П "ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 48 И СТАТЬИ 58 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕН,ЦУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТА 7 СТАТЬИ 63 И СТАТЬИ 66 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Конституционный Суд РФ отметил, что если федеральный законодатёль в порядке реализации своих дискреционных полномочий признал возможность голосования на выборах посредством заполнения графы <<против всех" в избирательном бюллетене, он обязан урегулировать и проведение соответствующей предвыборной агитации. Таким образом, установление возможности голосования на выборах посредством заполнения графы "против всех" признано Конституционным Судом РФ относящимся к исключительным полномочиям законодательной ветви власти, из чего следует, что наличие соответствующих положений в избирательном законодательстве не было направлено на реализацию избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ. В определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 No. 281-О "ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАПОБЫ ГРАЖДАНИНА ЮДИНА ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУIОЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАБЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)" указывается, что признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы "против всех" в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и, следовательно, решение вопроса о внесении в законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является прерогативой законодателя и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье З Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится. В силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Частью 1 статьи 4 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, заключенной, в Кишиневе 7 октября 2002 года, ратифицированной Россией (Федеральный закон 1 от 02 07 2003) и вступившей в силу для России 11 ноября 2003 года, предусмотрено, что соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или) список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списков кандидатов При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 данной Конвенции участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Положения указанной Конвенции не регламентируют порядок голосования, включая голосование "против всех кандидатов" и "против всех списков кандидатов", а также не устанавливает обязательность таких видов голосования, в связи с чем доводы заявительницы о несоответствии положений Федерального закона от 12.07.2006 No. 107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)" нормам международного права не состоятельны. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям и действиям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В данном случае действия Горизбиркома Санкт-Петербурга по установлению формы избирательного бюллетеня на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не нарушили и не могли нарушить каких-либо конституционных прав заявительницы, а также и иных её законных прав, так как были осуществлены в рамках имеющихся у Горизбиркома Санкт-Петербурга полномочий; применявшаяся на выборах форма избирательного бюллетеня не препятствовала осуществлению активного избирательного права заявительницы и не возлагала на неё каких-либо обязанностей либо мер ответственности, в связи с чем в силу ч.4 ст.258 ГПК РФ требования заявительницы удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 г1-тк РФ, суд РЕШИЛ: Михайловой Валентине Николаевне в заявленных требованиях отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневньтй срок в Санкт-Петербургский городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга. Судья Ковалев С.Н.
Поделиться в социальных сетях:
1. Генрих - 28.08.2007 07:39:35
Могу сказать о наивности Михайловой, которая обвинила Избирком в том, в чем он не виноват. А дальше опять спекуляция КС "дискреционными полномочиями законодателя", которые КС тем самым объявляет неограниченными ничем (правда, у ряда членов КС есть и другие мнения). И, наконец, чиновничья логика шемякина суда, по которой Конвенция "не устанавливает обязательность" голосования против всех, Конституция не говорит, как голосовать, а "довод заявительницы не состоятелен" и точка. Не ясно, на каких статьях Конституции базировала Михайлова свой довод о неконституционности. Бороться можно было на основе ст.2, 17 и особенно 18.
Было бы, по крайней мере, солиднее. А вообще предлагаю как и раньше: каждый раз, когда обсуждается решение суда, приводить и текст жалобы, по которой оно было принято.
Добавить комментарий: