Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новые документы и материалы

Подборка материалов "Отмена права голосовать "против всех""


РЕШЕНИЕ Октябрьского районныого суда Санкт-Петербурга от 16.08.2007 г. по делу о признании незаконными действий Избирательной комиссии Санкт-Петербурга (Горизбирком Санкт- Петербурга) по лишению её права на голосование и учёт её мнения, а также обязании Горизбиркома Санкт-Пётербурга восстановить в полном объёме её права путём приостановления выборов депутатов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 11.03.2007

 

23.08.2007

 

   Дело No.2-6180/07

                                  РЕШЕНИЕ

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   "16"  августа  2007  года  Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в
   составе председательствующего Ковалева С.Н.,

   при секретаре Шмелевой Т.Н.,

   рассмотрев   гражданское   дело   по  заявлению  Михайловой  Валентины
   Николаевны    об    оспаривании    действий   Избирательной   комиссии
   Санкт-Петербурга,

                                 УСТАНОВИЛ:

   Заявительница  обратилась  в суд с заявлением от 11.03.2007, в котором
   просила   признать   незаконными   действия   Избирательной   комиссии
   Санкт-Петербурга (Горизбирком Санкт-Петербурга) по лишению её права на
   голосование  и  учёт  её  мнения,  а  также  обязать Горизбирком Санкт
   Пётербурга восстановить в полном объёме её права путём приостановления
   выборов   депутатов   в   Законодательное   Собрание  Санкт-Петербурга
   11.03.2007 (л.д.5-7)

   В  обоснование своих требований заявительница указала, что при выборах
   депутатов  Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга  11.03.2007 на
   избирательном   участке   No.1774  ей  вручили  бюллетень,  в  котором
   отсутствовала  позиция  <<против  всех>>,  в  связи с чем она не могла
   реализовать  своё  намерение  проголосовать  против  всех кандидатов и
   партий,  в  чём  усматривает  нарушение  своего  избирательного права,
   предусмотренного Конституциёй РФ и международными договорами РФ.

   В судебном заседании заявительница свои требования поддержала, указав,
   что  требование  о приостановлении выборов депутатов в Законодательное
   Собрание  неисполнимо,  в связи с полагает, что меры по восстановлению
   её нарушенного права должен определить суд.

   Представитель   Горизбиркома  Санкт-Петербурга  в  судебном  заседании
   отсутствовал, о слушании дел был извещён повесткой (л.д.56) возражение
   на  заявление  председатель Горизбиркома Санкт-Петербурга в письменном
   виде представил, в котором высказался против удовлетворения требований
   заявительницы  и  просил рассмотреть дело в своё отсутствие (л. д. 57,
   58)

   С   учётом   положений  ч.2  ст.257  ГПК  РФ  суд  посчитал  возможным
   рассмотрение    дела    в    отсутствие   представителя   Горизбиркома
   Санкт-Петербурга.

   Выслушав  заявительницу,  изучив материалы дела, суд приходит к выводу
   об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

   В  соответствии с п.2 и п.4 Федерального закона "Об основных гарантиях
   избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
   Федерации"  от 12.06.2002 No. 67-ФЗ (в редакции Федеральных законов от
   27.09.2002  No.  119-ФЗ,  от  23.06.2003  No. 83-ФЗ, от 04.07.2003 No.
   97-ФЗ,   от  04.07.2003  No.  102-ФЗ,  от  07.06.2004  No.  46-ФЗ,  от
   12.08.2004   No.   99-ФЗ,   от  22.08.2004  No.122-ФЗ,  от  11.12.2004
   No.159-ФЗ,  от  29.06.2005  No.  69-ФЗ,  от  21.07.2005  No. 93-ФЗ, от
   12.07.2006  No.  106-ФЗ,  от  12.07.2006  No.107-ФЗ, от 25.07.2006 No.
   128-ФЗ,  от  05.12.2006  No.  225-ФЗ,  от  30.12.2006  No.  274-ФЗ, от
   30.01.2007   No.   6-ФЗ,   действовавшей   на   11.03.2007)  бюллетени
   изготовляются  исключительно по распоряжению соответствующей комиссии,
   форма   и   текст   бюллетеня,   число  бюллетеней,  а  также  порядок
   осуществления   контроля   за  изготовлением  бюллетеней  утверждается
   соответствующими комиссиями.

   В   данном   случае  Горизбирком  Санкт-Петербурга  как  избирательная
   комиссия   субъекта   Российской   Федерации  являлся  соответствующей
   избирательной  комиссией, так как в силу ст.21 Устава Санкт-Петербурга
   формируется   для   подготовки   и   проведения   выборов   в   органы
   государственной  власти  Санкт-Петербурга,  согласно  пп.26  п.2  ст.4
   Закона    Санкт-Петербурга   <<О   Санкт-Петербургской   избирательной
   комиссии>>    устанавливает    формы   и   обеспечивает   изготовление
   избирательных   бюллетеней   на   выборах  депутатов  Законодательного
   Собрания Санкт-Петербурга.

   С 15.07.2006 вступил в силу Федеральный закон от 12.07.2006 No. 107-ФЗ
   "О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  ОТДЕЛЬНЫЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ  В  ЧАСТИ  ОТМЕНЫ  ФОРМЫ  ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ
   (ПРОТИВ  ВСЕХ  СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)", которым внесены изменения в ст.63
   Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
   на  участие  в референдуме граждан Российской Федерации", в частности,
   пункт 8 указанной статьи, ранее предусматривавший, что в избирательном
   бюллетене  в конце перечня зарегистрированных кандидатов, наименований
   избирательных  объединений  помещается строка "Против всех кандидатов"
   ("Против  всех  списков  кандидатов")  с  расположенным  справа от нее
   пустым  квадратом,  изложен  в  новой редакции, не предусматривающей в
   бюллетене  наличие  строки  "Против  всех  кандидатов"  ("Против  всех
   списков кандидатов").

   Одновременно  внесены  изменения  в  ст.  б  Федерального  закона  "Об
   основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
   граждан  Российской  Федерации", в соответствии с которыми возможность
   голосования  на  выборах и референдумах против всех кандидатов (против
   всех списков кандидатов) исключена.

   Из  изложенного  следует,  что  при  определении  формы избирательного
   бюллетеня    на    выборах    депутатов    Законодательного   Собрания
   Санкт-Петербурга  Горизбирком  Санкт-Петербурга  исходил из требований
   действующего законодательства, на что и указывается в представленных в
   суд Горизбиркомом возражениях.

   Довод  заявительницы  о  том,  что Федеральный закон от 12 07 2006 No.
   107-ФЗ   "О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЁНЕНИИЙ  В  ОТДЕЛЬНЫЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  АКТЫ
   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  В  ЧАСТИ  ОТМЕНЫ  ФОРМЫ ГОЛОСОВАНИЯ ПРОТИВ ВСЕХ
   КАНДИДАТОВ   (ПРОТИВ   ВСЕХ   СПИСКОВ   КАНДИДАТОВ"  не  соответствует
   Конституции РФ, а потому не подлежит применению, не состоятелен.

   Конституцией   РФ  возможность  голосования  на  выборах  против  всех
   кандидатов (списков кандидатов) не предусмотрена

   В   Постановлении   от   14.11.2005   No.10-П   "ПО  ДЕЛУ  О  ПРОВЕРКЕ
   КОНСТИТУЦИОННОСТИ   ПОЛОЖЕНИЙ   ПУНКТА   5   СТАТЬИ  48  И  СТАТЬИ  58
   ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
   НА  УЧАСТИЕ  В  РЕФЕРЕН,ЦУМЕ  ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТА 7
   СТАТЬИ  63  И  СТАТЬИ  66  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  "О  ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
   ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В
   СВЯЗИ  С  ЖАЛОБОЙ  УПОЛНОМОЧЕННОГО  ПО  ПРАВАМ  ЧЕЛОВЕКА  В РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ"  Конституционный  Суд  РФ  отметил,  что  если  федеральный
   законодатёль  в  порядке  реализации  своих  дискреционных  полномочий
   признал  возможность  голосования  на  выборах  посредством заполнения
   графы   <<против   всех"   в   избирательном   бюллетене,   он  обязан
   урегулировать и проведение соответствующей предвыборной агитации.

   Таким   образом,   установление  возможности  голосования  на  выборах
   посредством  заполнения  графы  "против всех" признано Конституционным
   Судом  РФ  относящимся  к  исключительным  полномочиям законодательной
   ветви власти, из чего следует, что наличие соответствующих положений в
   избирательном   законодательстве  не  было  направлено  на  реализацию
   избирательных прав граждан, гарантированных Конституцией РФ.

   В  определении  Конституционного  Суда  РФ от 19.04.2007 No. 281-О "ОБ
   ОТКАЗЕ  В  ПРИНЯТИИ  К  РАССМОТРЕНИЮ ЖАПОБЫ ГРАЖДАНИНА ЮДИНА ВЛАДИМИРА
   ДМИТРИЕВИЧА   НА   НАРУIОЕНИЕ  ЕГО  КОНСТИТУЦИОННЫХ  ПРАВ  ПОЛОЖЕНИЯМИ
   ФЕДЕРАЛЬНЫХ   ЗАКОНОВ   "О   ВЫБОРАХ  ДЕПУТАТОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ
   ФЕДЕРАБЬНОГО  СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
   ОТДЕЛЬНЫЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  АКТЫ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ОТМЕНЫ
   ФОРМЫ   ГОЛОСОВАНИЯ   ПРОТИВ  ВСЕХ  КАНДИДАТОВ  (ПРОТИВ  ВСЕХ  СПИСКОВ
   КАНДИДАТОВ)"  указывается,  что  признание  возможности голосования на
   выборах  посредством  заполнения  графы  "против всех" в избирательном
   бюллетене   относится   к   дискреционным   полномочиям   федерального
   законодателя   и,   следовательно,   решение   вопроса  о  внесении  в
   законодательство  или  об исключении из него нормы о форме голосования
   против  всех  кандидатов  (против  всех  списков  кандидатов) является
   прерогативой   законодателя  и  к  компетенции  Конституционного  Суда
   Российской  Федерации,  как  она  установлена в статье 125 Конституции
   Российской  Федерации  и статье З Федерального конституционного закона
   "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

   В  силу  положений  части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
   общепризнанные  принципы  и нормы международного права и международные
   договоры  Российской  Федерации  являются составной частью ее правовой
   системы.

   Частью  1  статьи  4  Конвенции  о стандартах демократических выборов,
   избирательных  прав  и  свобод  в  государствах-участниках Содружества
   Независимых  Государств,  заключенной, в Кишиневе 7 октября 2002 года,
   ратифицированной  Россией  (Федеральный  закон  1  от  02  07  2003) и
   вступившей  в  силу для России 11 ноября 2003 года, предусмотрено, что
   соблюдение   принципа   прямого  избирательного  права  означает,  что
   граждане  голосуют  на  выборах  соответственно  за  кандидата и (или)
   список  кандидатов  или  против  кандидата,  кандидатов и (или) списка
   кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списков
   кандидатов

   При  этом  в соответствии с частью 2 статьи 8 данной Конвенции участие
   гражданина в выборах является свободным и добровольным.

   Положения  указанной  Конвенции не регламентируют порядок голосования,
   включая  голосование  "против  всех кандидатов" и "против всех списков
   кандидатов",  а  также  не  устанавливает  обязательность  таких видов
   голосования,  в  связи  с  чем  доводы  заявительницы о несоответствии
   положений  Федерального  закона  от  12.07.2006 No. 107-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ
   ИЗМЕНЕНИЙ  В  ОТДЕЛЬНЫЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  АКТЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
   ЧАСТИ  ОТМЕНЫ  ФОРМЫ  ГОЛОСОВАНИЯ  ПРОТИВ ВСЕХ КАНДИДАТОВ (ПРОТИВ ВСЕХ
   СПИСКОВ КАНДИДАТОВ)" нормам международного права не состоятельны.

   В  соответствии  со  ст.255  ГПК  РФ  к  решениям  и действиям органов
   государственной    власти,   оспариваемым   в   порядке   гражданского
   судопроизводства,  относятся  коллегиальные  и  единоличные решения, в
   результате  которых  нарушены  права  и  свободы  гражданина,  созданы
   препятствия   к  осуществлению  гражданином  его  прав  и  свобод,  на
   гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно
   привлечен к ответственности.

   В данном случае действия Горизбиркома Санкт-Петербурга по установлению
   формы  избирательного  бюллетеня на выборах депутатов Законодательного
   Собрания  Санкт-Петербурга  не нарушили и не могли нарушить каких-либо
   конституционных  прав  заявительницы, а также и иных её законных прав,
   так   как   были   осуществлены  в  рамках  имеющихся  у  Горизбиркома
   Санкт-Петербурга    полномочий;   применявшаяся   на   выборах   форма
   избирательного  бюллетеня  не  препятствовала  осуществлению активного
   избирательного  права  заявительницы  и не возлагала на неё каких-либо
   обязанностей либо мер ответственности, в связи с чем в силу ч.4 ст.258
   ГПК РФ требования заявительницы удовлетворению не подлежат.

   На  основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 г1-тк
   РФ, суд

                                   РЕШИЛ:

   Михайловой Валентине Николаевне в заявленных требованиях отказать.

   Решение может быть обжаловано в 10-дневньтй срок в Санкт-Петербургский
   городской суд через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

   Судья Ковалев С.Н.


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

1. Генрих - 28.08.2007 07:39:35

Могу сказать о наивности Михайловой, которая обвинила Избирком в том, в чем он не виноват. А дальше опять спекуляция КС "дискреционными полномочиями законодателя", которые КС тем самым объявляет неограниченными ничем (правда, у ряда членов КС есть и другие мнения). И, наконец, чиновничья логика шемякина суда, по которой Конвенция "не устанавливает обязательность" голосования против всех, Конституция не говорит, как голосовать, а "довод заявительницы не состоятелен" и точка. Не ясно, на каких статьях Конституции базировала Михайлова свой довод о неконституционности. Бороться можно было на основе ст.2, 17 и особенно 18.

Было бы, по крайней мере, солиднее. А вообще предлагаю как и раньше: каждый раз, когда обсуждается решение суда, приводить и текст жалобы, по которой оно было принято.

 

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.