Подборка материалов "Водитель Алексей Рощин против отсутствия туалетов на конечных остановках"
06.03.2008
Мировому судье судебного участка No. 1 Железнодорожного района г. Екатеринбурга Некоторые пояснения затронутых в процессе судебного заседания вопросов, связанных с нормативным регулированием условий быта работников автотранспортных предприятий В соответствии со статьей 21 Конституции РФ <<Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления>>; <<Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому ли унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам>>. Невозможность поесть и сходить в туалет вообще либо сходить в туалет в нормальных условиях, т.е. в изолированном помещении, недоступном для окружающих лиц, оборудованными необходимыми устройствами и принадлежностями, в цивилизованном обществе считается унижающим достоинство человека обращением. В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 03.11.1950 (ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года No. 54-ФЗ) <<Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию>>. В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека не предоставление человеку еды и возможности сходить в туалет в нормальных условиях является бесчеловечным и унижающим достоинство обращением. Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 25.10.2005 по делу <<Федотов (Fedotov) против российской Федерации>> (опубликовано в Бюллетене Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. No. 3. С. 4, 58-75.) Европейский Суд по правам человека указал на то, что содержание лица в камере без еды и питья с ограниченным доступом в туалет являются неудовлетворительными условиями и в этом случае лицо подвергается бесчеловечному обращению, которое не соответствует статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 68 мотивировочной части). Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, пункту b части 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. No. 54- ФЗ <<О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней>> суды обязаны применять Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, причем <<применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод>> (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. No. 5 <<О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации>>). При этом в пункте 9 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что <<неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации может являться основанием к отмене или изменению судебного акта>>. Причем <<неправильное применение нормы международного права может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма международного права, подлежащая применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы международного права>>. Кроме того, соответствующие нормативные документы, действующие как на федеральном, так и на локальном уровне, также гарантируют элементарные условия быта работников автотранспортного предприятия. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации <<В Российской Федерации охраняется труди здоровье людей>>; <<Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены>> (статьи 7, 37 Конституции РФ). В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими своих рудовых обязанностей. Обращаю внимание на то, что предусмотренная в статье 22 Трудового кодекса РФ обязанность работодателя по обеспечению бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими своих рудовых обязанностей, закреплена не в бланкетной норме; другими словами, законодатель не связывает выполнение работодателем данной обязанности с иным нормативным регулированием (государственные нормативные требования охраны труда, санитарные нормы и правила и т.п.). Следовательно, конкретные условия быта конкретных категорий работников являются критерием для эффективной реализации указанной нормы. Работодатель обязан выполнять ее, учитывая данные условия; в том случае, если он считает, что он выполнил эту норму, но это не соответствует действительности, существует механизм его <<поправления>> в виде прокуратуры, государственной инспекции труда и суда. Таким образом, суд для эффективного применения нормы статьи 22 Трудового кодекса РФ также должен оценить конкретные обстоятельства быта работников, особенно в тех случаях, когда условия быта нормативно не урегулированы. Между тем, определенное регулирование быта работников автотранспортных предприятий существует помимо Конституции РФ и Трудового кодекса РФ. В частности, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда России от 12 мая 2003 г. No. 28) <<Для работников предприятий должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов>>. Согласно Коллективному договору между Администрацией и работниками Муниципального объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на 2004-2007 годы работодатель обязуется <<Обеспечить работников горячим питанием, организуя работу столовых, буфетов или обеспечить работников комнатами приема пищи и отдыха>>, <<Обеспечит местами общего пользования, согласно санитарных норм и правил>>, <<Решить вопрос по обеспечению мест общего пользования на конечных остановках, а также пунктов питания>> (пункты 8.4., 8.6., 8.7.). Положения коллективного договора обязательны для сторон трудовых отношений. Это следует, в частности, из статьи 5 Трудового кодекса РФ, в которой коллективные договоры включены в число источников трудового права, а также из части 3 статьи 43 Трудового кодекса РФ, согласно которой <<Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения>> (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. No. 90-ФЗ). В соответствии с пунктом 7.4. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88) <<Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных Санитарных правил>>; <<Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 - 5 ч, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2 - 2,5 ч до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.>>. В соответствии с пунктом 45 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31 декабря 1981 г. No. 200 <<Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте>> <<В зоне остановочных пунктов на конечных остановках и в местах кратковременного отдыха пассажиров на междугородных маршрутах должны быть общественные туалеты>>. Аналогичные нормы содержаться в пункте 45 Требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах, утвержденных Министром автомобильного транспорта РСФСР 18 августа 1975 года, Министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 17 июля 1975 года и Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 6 августа 1975 года, а также в абзаце 9 пункта 2.5.3. Требований к автомобильных дорогам с регулярным автобусным сообщением, утвержденных Руководителей Федеральной дорожной службы России 19.01.1999. В соответствии с пунктом 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования <<город Екатеринбург>>, утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 23 апреля 2002 г. No. 19/4, (<<Санитарное содержание территории города>>) <<Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить: ... 3.1.13. Наличие общественных туалетов на закрепленных за ними территориях. Режим работы и порядок санитарной обработки общественных туалетов определяются соответствующими правилами содержания общественных уборных (Приложение 4 к Правилам)>>. Согласно Приложению 4 <<Перечень нормативных документов, используемых при подготовке настоящих правил>> в число указанных нормативных документов включены: 1. СанПиН 42-128-4690-88. - М., 1998. Санитарные правила и нормы содержания территории населенных мест. 2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". 3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. - М., 1997. Санитарные нормы и правила. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. 4. СанПиН 1600-77 - М., 1997 Санитарные правила устройства и содержания кладбищ. 5. СанПиН 983-72 - М., 1972 Санитарные правила содержания общественных уборных. 6. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. 7. Справочник. Санитарная очистка и уборка населенных мест. - М., АКХ, 1997. 8. Правила техники безопасности и производственной санитарии при уборке городских территорий. - М., Стройиздат, 1980. 9. СНиП 3.01.01-85* - М., 1990. Организация строительного производства. 10. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест. М., Стройиздат, 1980. 11. Областной закон от 26.11.97 N 68-ОЗ "О содержании домашних животных в Свердловской области". 12. Решение Екатеринбургской городской Думы от 23.02.99 N 59/2 "Об утверждении "Временных правил содержания домашних животных в городе Екатеринбурге". В соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г. N 983-72: <<2. Места расположения общественных уборных и подходы к ним должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и вечернее время... 6. Площадь помещений общественных уборных, где расположены санитарные приборы, должна приниматься исходя из следующих рекомендаций: на каждый унитаз или очко - не менее 2,75 кв. м на каждый писсуар или на каждые 0,75 длины лотка - 1,5 кв. м, высота помещений в отдельно стоящих сооружениях - не менее 2,8 м в подземных уборных и 3,2 м в наземных... 7. Общественные уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться... 10. Стены и пол в общественных уборных должны быть покрыты легко моющимися материалами, гладкими и водонепроницаемыми. Допускается покрытие стен масляной краской. Устройство пола должно обеспечивать сток жидкости в специальные трапы, соединенные с сетью канализации. 12. Территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована с уклонами для отвода поверхностных вод и озеленена.... 13. В шлюзах уборных должны быть установлены умывальные раковины. Рекомендуется применение электрополотенец. Сидения унитазов и чугунных воронок (желательно из пластмассы) должны быть откидными с вырезом в передней части... 17. На окна в помещениях уборных в летнее время должны быть натянуты сетки от мух, в помещениях, где размещены санитарные приборы, должны иметься шланги для обмыва пола, стен... 18. Общественные уборные должны быть обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой. В кабинах должны быть крючки для верхней одежды, полки для личных вещей посетителей, урны или бачки для бумаги, ваты и других отходов...>>. Кроме того, необходимо отметить, что за испражнение своих естественных надобностей в непредназначенных для этого местах граждан привлекают к административной ответственности по статье 20.1. <<Мелкое хулиганство>> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (<<Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток>>. В соответствии со статьей 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за <<Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения>> (<<Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда>>. В соответствии с медицинскими справочниками медицинскими последствия длительного удержания мочи в организме являются: - Простатит у мужчин; - Воспаление матки у женщин; - Камни в мочевом пузыре; - Нарушения в мочевом пузыре, почках; - Повышение артериального давления. Представитель А.П. Рощина ________________Р.Е. Качанов 06.03.2008.
Поделиться в социальных сетях:
Добавить комментарий: