Общественное объединение "Сутяжник"

Главная страница

Новые документы и материалы

Подборка материалов "Водитель Алексей Рощин против отсутствия туалетов на конечных остановках"


Некоторые пояснения затронутых в процессе судебного заседания вопросов, связанных с нормативным регулированием условий быта работников автотранспортных предприятий

 

06.03.2008

 

                                   Мировому судье судебного участка No. 1

                                 Железнодорожного района г. Екатеринбурга

                            Некоторые пояснения

            затронутых в процессе судебного заседания вопросов,

       связанных с нормативным регулированием условий быта работников
                        автотранспортных предприятий

   В  соответствии  со  статьей  21 Конституции РФ <<Достоинство личности
   охраняется  государством.  Ничто  не  может  быть  основанием  для его
   умаления>>;  <<Никто  не  должен подвергаться пыткам, насилию, другому
   жестокому  ли унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не
   должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным
   или иным опытам>>.

   Невозможность поесть и сходить в туалет вообще либо сходить в туалет в
   нормальных  условиях,  т.е. в изолированном помещении, недоступном для
   окружающих    лиц,    оборудованными   необходимыми   устройствами   и
   принадлежностями,   в   цивилизованном  обществе  считается  унижающим
   достоинство человека обращением.

   В  соответствии  со  статьей  3  Конвенции  о  защите  прав человека и
   основных  свобод  от  03.11.1950 (ратифицирована Российской Федерацией
   Федеральным законом от 30 марта 1998 года No. 54-ФЗ) <<Никто не должен
   подвергаться  ни  пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство
   обращению или наказанию>>.

   В  соответствии  с  правовыми  позициями  Европейского  Суда по правам
   человека не предоставление человеку еды и возможности сходить в туалет
   в  нормальных  условиях является бесчеловечным и унижающим достоинство
   обращением.

   Так,   в   Постановлении  Европейского  Суда  по  правам  человека  от
   25.10.2005  по  делу <<Федотов (Fedotov) против российской Федерации>>
   (опубликовано  в  Бюллетене  Европейского  суда  по  правам  человека.
   Российское  издание.  2006.  No.  3.  С. 4, 58-75.) Европейский Суд по
   правам  человека  указал на то, что содержание лица в камере без еды и
   питья  с ограниченным доступом в туалет являются неудовлетворительными
   условиями  и в этом случае лицо подвергается бесчеловечному обращению,
   которое  не  соответствует статье 3 Конвенции о защите прав человека и
   основных свобод (пункт 68 мотивировочной части).

   Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, пункту b части 3 статьи
   31  Венской  конвенции  о  праве  международных  договоров,  статьи  1
   Федерального  закона  от  30  марта 1998 г. No. 54- ФЗ <<О ратификации
   Конвенции  о  защите  прав  человека  и основных свобод и Протоколов к
   ней>>  суды  обязаны  применять  Конвенцию  о  защите  прав человека и
   основных  свобод,  причем  <<применение судами вышеназванной Конвенции
   должно  осуществляться  с  учетом практики Европейского Суда по правам
   человека  во  избежание  любого  нарушения  Конвенции  о  защите  прав
   человека   и   основных   свобод>>  (пункт  10  Постановления  Пленума
   Верховного  Суда  РФ от 10 октября 2003 г. No. 5 <<О применении судами
   общей  юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права
   и международных договоров Российской Федерации>>).

   При  этом  в пункте 9 данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ
   разъяснено,   что   <<неправильное   применение  судом  общепризнанных
   принципов  и  норм  международного  права  и  международных  договоров
   Российской  Федерации может являться основанием к отмене или изменению
   судебного    акта>>.    Причем    <<неправильное    применение   нормы
   международного  права может иметь место в случаях, когда судом не была
   применена  норма  международного  права,  подлежащая  применению, либо
   когда  судом  было  дано  неправильное толкование нормы международного
   права>>.

   Кроме  того, соответствующие нормативные документы, действующие как на
   федеральном, так и на локальном уровне, также гарантируют элементарные
   условия быта работников автотранспортного предприятия.

   Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации <<В Российской
   Федерации  охраняется  труди здоровье людей>>; <<Каждый имеет право на
   труд  в  условиях,  отвечающим  требованиям  безопасности  и гигиены>>
   (статьи 7, 37 Конституции РФ).

   В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право
   на   рабочее   место,   соответствующее   государственным  нормативным
   требованиям  охраны  труда  и  условиям,  предусмотренным коллективным
   договором.

   Согласно   статье   22   Трудового   кодекса  РФ  работодатель  обязан
   обеспечивать    безопасность    и   условия   труда,   соответствующие
   государственным  нормативным  требованиям  охраны  труда; обеспечивать
   бытовые  нужды  работников,  связанные с исполнением ими своих рудовых
   обязанностей.

   Обращаю  внимание  на  то,  что  предусмотренная в статье 22 Трудового
   кодекса  РФ  обязанность  работодателя  по  обеспечению  бытовых  нужд
   работников,  связанных  с  исполнением ими своих рудовых обязанностей,
   закреплена  не  в  бланкетной  норме; другими словами, законодатель не
   связывает   выполнение   работодателем   данной   обязанности  с  иным
   нормативным  регулированием  (государственные  нормативные  требования
   охраны  труда,  санитарные  нормы  и  правила  и т.п.). Следовательно,
   конкретные  условия  быта  конкретных  категорий  работников  являются
   критерием  для  эффективной  реализации  указанной нормы. Работодатель
   обязан  выполнять  ее,  учитывая данные условия; в том случае, если он
   считает,   что   он  выполнил  эту  норму,  но  это  не  соответствует
   действительности,  существует  механизм  его  <<поправления>>  в  виде
   прокуратуры,  государственной  инспекции  труда и суда. Таким образом,
   суд  для  эффективного применения нормы статьи 22 Трудового кодекса РФ
   также   должен  оценить  конкретные  обстоятельства  быта  работников,
   особенно   в   тех   случаях,   когда   условия   быта  нормативно  не
   урегулированы.

   Между тем, определенное регулирование быта работников автотранспортных
   предприятий существует помимо Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.

   В частности, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда
   на  автомобильном  транспорте  (Приложение  к  Постановлению  Минтруда
   России  от  12 мая 2003 г. No. 28) <<Для работников предприятий должны
   предусматриваться   санитарно-бытовые   помещения   в  соответствии  с
   требованиями  действующих  строительных норм и правил, государственных
   стандартов, других нормативных актов>>.

   Согласно  Коллективному  договору  между  Администрацией и работниками
   Муниципального  объединения автобусных предприятий г. Екатеринбурга на
   2004-2007  годы работодатель обязуется <<Обеспечить работников горячим
   питанием, организуя работу столовых, буфетов или обеспечить работников
   комнатами   приема   пищи   и  отдыха>>,  <<Обеспечит  местами  общего
   пользования,  согласно  санитарных норм и правил>>, <<Решить вопрос по
   обеспечению  мест  общего  пользования на конечных остановках, а также
   пунктов питания>> (пункты 8.4., 8.6., 8.7.).

   Положения  коллективного  договора  обязательны  для  сторон  трудовых
   отношений. Это следует, в частности, из статьи 5 Трудового кодекса РФ,
   в  которой коллективные договоры включены в число источников трудового
   права,  а  также  из  части 3 статьи 43 Трудового кодекса РФ, согласно
   которой  <<Действие  коллективного  договора  распространяется на всех
   работников  организации,  индивидуального  предпринимателя, а действие
   коллективного  договора, заключенного в филиале, представительстве или
   ином  обособленном  структурном  подразделении  организации, - на всех
   работников   соответствующего  подразделения>>  (в  ред.  Федерального
   закона от 30.06.2006 г. No. 90-ФЗ).

   В  соответствии  с  пунктом  7.4.  Санитарные правила по гигиене труда
   водителей  автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом
   СССР  5  мая  1988  г.  N  4616-88)  <<Администрация автотранспортного
   предприятия  должна  принимать  меры  к обеспечению питания водителей,
   соответствующего    рекомендациям    данных    Санитарных    правил>>;
   <<Водителям  рекомендуется  следующий режим питания: прием пищи должен
   быть  регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4
   -  5  ч,  обязателен  прием  пищи перед выходом на работу, ужин должен
   приниматься  не  менее  чем  за  2  -  2,5  ч  до  сна. Рекомендации к
   качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.>>.

   В  соответствии с пунктом 45 Правил организации пассажирских перевозок
   на  автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31
   декабря 1981 г.
   No.  200 <<Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на
   автомобильном  транспорте>>  <<В зоне остановочных пунктов на конечных
   остановках   и   в   местах   кратковременного  отдыха  пассажиров  на
   междугородных маршрутах должны быть общественные туалеты>>.

   Аналогичные  нормы  содержаться  в пункте 45 Требований по обеспечению
   безопасности  движения на автобусных маршрутах, утвержденных Министром
   автомобильного  транспорта  РСФСР  18  августа  1975  года,  Министром
   строительства  и  эксплуатации  автомобильных дорог РСФСР 17 июля 1975
   года  и Министром жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 6 августа 1975
   года,  а  также  в  абзаце  9 пункта 2.5.3. Требований к автомобильных
   дорогам с регулярным автобусным сообщением, утвержденных Руководителей
   Федеральной дорожной службы России 19.01.1999.

   В соответствии с пунктом 3 Правил благоустройства, обеспечения чистоты
   и   порядка   на   территории   муниципального   образования   <<город
   Екатеринбург>>,  утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы
   от  23  апреля  2002  г. No. 19/4, (<<Санитарное содержание территории
   города>>)  <<Должностные  лица  предприятий,  учреждений, организаций,
   независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности,
   в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении)
   которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные
   средства,   а  также  граждане  -  владельцы,  пользователи  земельных
   участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица,
   ответственные  за  исполнение  работ  ремонтно-эксплуатационных  служб
   жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их
   организационно-правовой   формы,   деятельность   которых  связана  со
   строительством,  ремонтом,  обслуживанием и использованием территорий,
   зданий,   сооружений,   инженерных   сетей   и  коммуникаций,  обязаны
   обеспечить:

   ...  3.1.13.  Наличие  общественных  туалетов  на закрепленных за ними
   территориях.  Режим работы и порядок санитарной обработки общественных
   туалетов    определяются    соответствующими    правилами   содержания
   общественных уборных (Приложение 4 к Правилам)>>.

   Согласно  Приложению 4 <<Перечень нормативных документов, используемых
   при  подготовке  настоящих  правил>>  в  число  указанных  нормативных
   документов включены:

   1.  СанПиН  42-128-4690-88.  -  М.,  1998.  Санитарные правила и нормы
   содержания территории населенных мест.

   2.  ГОСТ  Р  50597-93  "Автомобильные  дороги  и  улицы.  Требования к
   эксплуатационному   состоянию,  допустимому  по  условиям  обеспечения
   безопасности дорожного движения".

   3.  СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96. - М., 1997. Санитарные нормы и правила.
   Санитарно-защитные   зоны   и  санитарная  классификация  предприятий,
   сооружений и иных объектов.

   4.   СанПиН  1600-77  -  М.,  1997  Санитарные  правила  устройства  и
   содержания кладбищ.

   5. СанПиН 983-72 - М., 1972 Санитарные правила содержания общественных
   уборных.

   6.   СНиП   2.07.01-89   Градостроительство.  Планировка  и  застройка
   городских и сельских поселений.

   7. Справочник. Санитарная очистка и уборка населенных мест. - М., АКХ,
   1997.

   8.  Правила  техники  безопасности  и  производственной  санитарии при
   уборке городских территорий. - М., Стройиздат, 1980.

   9.   СНиП   3.01.01-85*   -   М.,   1990.   Организация  строительного
   производства.

   10.  Инструкция  по  организации  и технологии механизированной уборки
   населенных мест. М., Стройиздат, 1980.

   11.  Областной  закон  от  26.11.97  N  68-ОЗ  "О  содержании домашних
   животных в Свердловской области".

   12.  Решение  Екатеринбургской  городской  Думы от 23.02.99 N 59/2 "Об
   утверждении  "Временных  правил  содержания домашних животных в городе
   Екатеринбурге".

   В   соответствии  с  Санитарными  правилами  устройства  и  содержания
   общественных     уборных,     утвержденных    Заместителем    Главного
   государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г. N 983-72:

    <<2.  Места  расположения общественных уборных и подходы к ним должны
   быть  обозначены  специальными  указателями,  заметными  в  дневное  и
   вечернее время...

   6.  Площадь помещений общественных уборных, где расположены санитарные
   приборы,  должна  приниматься  исходя  из  следующих  рекомендаций: на
   каждый  унитаз или очко - не менее 2,75 кв. м на каждый писсуар или на
   каждые  0,75  длины  лотка  -  1,5  кв. м, высота помещений в отдельно
   стоящих  сооружениях  -  не  менее 2,8 м в подземных уборных и 3,2 м в
   наземных...

   7.  Общественные  уборные  в зависимости от их размещения должны иметь
   естественное или искусственное освещение и отапливаться...

   10.  Стены  и  пол  в  общественных  уборных должны быть покрыты легко
   моющимися  материалами,  гладкими  и  водонепроницаемыми.  Допускается
   покрытие  стен  масляной  краской. Устройство пола должно обеспечивать
   сток жидкости в специальные трапы, соединенные с сетью канализации.

   12.  Территория вокруг общественной уборной должна быть асфальтирована
   с уклонами для отвода поверхностных вод и озеленена....

   13.  В  шлюзах  уборных  должны  быть установлены умывальные раковины.
   Рекомендуется применение электрополотенец. Сидения унитазов и чугунных
   воронок  (желательно  из пластмассы) должны быть откидными с вырезом в
   передней части...

   17.  На  окна в помещениях уборных в летнее время должны быть натянуты
   сетки  от  мух, в помещениях, где размещены санитарные приборы, должны
   иметься шланги для обмыва пола, стен...

   18.    Общественные    уборные    должны    быть   обеспечены   мылом,
   электрополотенцами  или  бумажными  полотенцами,  туалетной бумагой. В
   кабинах  должны быть крючки для верхней одежды, полки для личных вещей
   посетителей, урны или бачки для бумаги, ваты и других отходов...>>.

   Кроме того, необходимо отметить, что за испражнение своих естественных
   надобностей  в непредназначенных для этого местах граждан привлекают к
   административной    ответственности    по    статье   20.1.   <<Мелкое
   хулиганство>>   Кодекса   Российской   Федерации  об  административных
   правонарушениях (<<Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного
   порядка,  выражающее  явное  неуважение  к обществу - влечет наложение
   административного  штрафа  в  размере  от  пяти  до десяти минимальных
   размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати
   суток>>.

   В  соответствии  со  статьей  6.3.  Кодекса  Российской  Федерации  об
   административных    правонарушениях   предусмотрена   административная
   ответственность  за <<Нарушение законодательства в области обеспечения
   санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения>>  (<<Нарушение
   законодательства  в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического
   благополучия   населения,   выразившееся   в   нарушении   действующих
   санитарных    правил    и   гигиенических   нормативов,   невыполнении
   санитарно-гигиенических  и  противоэпидемических мероприятий, - влечет
   предупреждение  или  наложение  административного  штрафа на граждан в
   размере  от  одного  до  пяти  минимальных  размеров  оплаты труда; на
   должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
   на  юридических  лиц  -  от ста до двухсот минимальных размеров оплаты
   труда>>.

   В  соответствии  с медицинскими справочниками медицинскими последствия
   длительного удержания мочи в организме являются:

   - Простатит у мужчин;

   - Воспаление матки у женщин;

   - Камни в мочевом пузыре;

   - Нарушения в мочевом пузыре, почках;

   - Повышение артериального давления.

   Представитель А.П. Рощина ________________Р.Е. Качанов

   06.03.2008.


Если вы хотите поддержать нашу деятельность, то введите в поле ниже сумму в рублях, которую вы готовы пожертвовать и кликните кнопку рядом:

рублей.      


Поделиться в социальных сетях:

  Diaspora*

Комментарии:

Добавить комментарий:

Ваше имя или ник:

(Войти? Зарегистрироваться? Забыли пароль? Войти под OpenID?)

Ваш e-mail (не обязателен, если укажете - будет опубликован на сайте):

Ваш комментарий:

Введите цифры и буквы с картинки (защита от спам-роботов):

        

 

 

15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.