02.02.2006
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Д. Смердова город Москва 2 февраля 2006 года Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании по докладу судей Н.С.Бондаря и Б.С.Эбзеева вопрос о прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Д. Смердова, установил: 1. 8 ноября 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации принял к производству жалобу гражданина С.Д. Смердова на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции от 11 декабря 2004 года), устанавливающими, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта 'Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которому из числа выборных должностных лиц исключено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Как, следует из жалобы и приложенных к ней документов, решением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры С.Д.Смердову было отказано в удовлетворении заявления о признании неконституционным постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 сентября 2005 года о наделении гражданина А.В.Филиппенко полномочиями Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также о признании незаконным бездействия избирательной комиссии данного субъекта Российской Федерации, выразившегося в неназначении и непроведении выборов его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти). По мнению заявителя, изменение оспариваемыми законоположениями порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусматривающее отказ от прямых выборов указанных лиц избирателями, путем внесения изменений в действующий федеральный закон, а не в Конституцию Российской Федерации, нарушает его право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также самостоятельность ветвей государственной власти, что противоречит статьям 1,3,5, 10, 11 (часть 2), 17, 18, 32 (части 1 и 2), 77 (часть 2) и 95 (часть 2) Конституции Российской Федерации. 2. Вопросы, поставленные заявителем, уже получили свое разрешение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 года ! 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации), согласно которым гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель вправе избирать наиболее эффективные и соразмерные конституционным целям механизмы организации государственной власти, в том числе при наделении полномочиями органов государственной власти и должностных лиц, в отношении которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен в Конституции Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы и нормы и обеспечивая сбалансированное сочетание полномочий и интересов Российской Федерации, с одной стороны, и субъектов Российской Федерации - с другой. Что же касается права граждан принимать участие в прямых выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и быть избранным на эту должность, то, как следует из названного Постановления, оно не закреплено в качестве конституционного права гражданина Российской Федерации. Нет такого права и в числе тех общепризнанных/прав и свобод человека и гражданина, которые в Конституции Российской Федерации не названы. Соответствующая возможность граждан Российской Федерации, не имея непосредственного конституционного закрепления, по своему нормативному содержанию не является необходимым элементом ни конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, ни иных конституционных прав, таких как право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и право на доступ к государственной службе, закрепленных статьей 32 Конституции Российской Федерации, - она была введена законодательными актами, регулирующими порядок формирования органов государственной власти, в качестве составной части конституционно-правового института организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и, следовательно, производна от организации государственной власти в субъекте Российской Федерации и предопределяется порядком замещения указанной должности, который устанавливался федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Внося изменения в установленный Федеральным законом Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в первоначальной редакции) порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), федеральный законодатель исключил из числа правомочий гражданина по участию в данной процедуре право избирать и быть избранным на эту должность посредством прямых выборов. Поскольку же из Конституции Российской Федерации не вытекает, что прямые выборы являются единственно правомерным способом получения гражданином Российской Федерации полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), новый порядок не может рассматриваться как ограничение конституционного права и тем самым - как нарушение статей 32 и 55 Конституции Российской Федерации. Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, статьей 68 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона О Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. Прекратить производство по делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в Федеральный закон Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Д. Смердова, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено Постановление от 21 декабря 2005 года ! 13-П, сохраняющее свою силу. 2. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не подлежит. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.Зорькин Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации Ю.М.Данилов № 35-0
Поделиться в социальных сетях:
1. Anonymous - 15.10.2010 12:21:10
Отличная статья, я восхищён
Добавить комментарий: