Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Проект «Ведение дел в Верховном Суде РФ, Конституционном Суде РФ, Европейском Суде по правам человека»
  • Главная проекта
  • Судебные дела проекта
  • Анализ правовых актов
  • Проконсультироваться
  • Другие проекты
  •  

    Заключение на предмет обжалования Распоряжения Губернатора Свердловской области от 30.07.2001 г. № 79 -рг "Об утверждении Положения о государственной охране комплекса зданий резиденции Губернатора Свердловской области"

     

    Фактические обстоятельства дела.

    27 мая 2003 г. С.И. Беляев, помощник депутата Государственной Думы РФ, пришел в здание резиденции Губернатора Свердловской области для координации мероприятий по завершению общероссийского «Мониторинга соблюдения прав лиц с психическими расстройствами». Двое людей в гражданской одежде осмотрели его удостоверение помощника депутата, но в здание не пропустили, сославшись на распоряжение Губернатора. Согласно Распоряжению Губернатора Свердловской области от 30.07.2001 г. № 79 -рг "Об утверждении Положения о государственной охране комплекса зданий резиденции Губернатора Свердловской области" в здание резиденции Губернатора в рабочие дни недели с 8.00 до 17.00 пропускаются лица по письменной (в отдельных случаях, устной) заявке Управляющего делами Губернатора и Правительства Свердловской области, сотрудников аппарата руководителя Администрации и секретариата Губернатора Свердловской области.

    Нарушение права:

    Во-первых, данный нормативный правовой акт, распространяя свое действие на неопределенный круг лиц (посетителей резиденции Губернатора) вопреки требованиям законодательства официально не был опубликован . Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

    Во-вторых, установленное нормативным актом Губернатора Свердловской области требование к помощнику депутата Государственной Думы о предъявлении письменного поручения депутата Государственной Думы для беспрепятственного прохода в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций противоречит действующему законодательству. В пункте "д" части 2 статьи 39 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что помощник депутата Государственной Думы имеет право по поручению депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций. Законом не установлена форма поручения депутата Государственной Думы. Следовательно, презюмируется добросовестность помощника депутата, реализующего свое право на беспрепятственный вход в здание органа государственной власти не иначе как при наличии соответствующего поручения. Выбор формы поручения (устная или письменная) закон предоставляет депутату Государственной Думы. Документом, который подтверждает наличие у лица статуса помощника депутата, действующего по поручению депутата Государственной Думы, является удостоверение помощника депутата. Часть 5 статьи 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" предусматривает выдачу помощнику депутата Государственной Думы такого удостоверения. Предъявление лицом соответствующего удостоверения дает ему право беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, одним из которых является комплекс зданий резиденции Губернатора Свердловской области.

    Распоряжение Губернатора Свердловской области от 30.07.2001 г. № 79 -рг "Об утверждении Положения о государственной охране комплекса зданий резиденции Губернатора Свердловской области" предполагает уведомительно-разрешительный порядок доступа граждан в здание резиденции Губернатора, в том числе помощников депутатов Государственной Думы, депутатов Государственной Думы и др.). Установленное ограничение прав представителей народа, соответственно свободы принятия решений, совершения тех или иных действий, противоречит федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации", предоставившему право беспрепятственного прохода в здания органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих лиц. В иерархии нормативно-правовых актов федеральный закон обладает высшей юридической силой в сравнении с подзаконным нормативным актом должностного лица субъекта Российской Федерации.

    Заключение.

    На основании изложенного, считаю возможным 3 варианта:

    1. запрос в Уставный Суд Свердловской области о соответствии Уставу Свердловской области нормативных правовых актов органов государственной власти Свердловской области в порядке ст. 83 Закона Свердловской области «Об уставном Суде Свердловской области».

    Согласно ч. 2 ст. 46, ч. 3 ст. 61 Устава Свердловской области, ч. 2 ст. 14 областного закона «О правовых актах в Свердловской области» Губернатор Свердловской области на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Устава и законов Свердловской области издает указы и распоряжения. Указы носят нормативно-правовой характер и в соответствии с ч. 1 ст. 64 Устава Свердловской области, ст. 90, 103 закона «О правовых актах в Свердловской области» подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат. Распоряжения - ненормативные (индивидуальные) правовые акты.

    Таким образом, нормативный акт губернатора, устанавливающий пропускной режим в здание резиденции Губернатора, издан с нарушением положений Устава Свердловской области и Областного закона «О правовых актах в Свердловской области», так как, являясь нормативным правовым актом, «рассчитаным на многократное применение», «устанавливающим права, обязанности и ответственность персонально неопределенного круга лиц», вопреки установленный процедуре принят в форме Распоряжения, а не Указа, и не был обнародован для всеобщего сведения (ст. 2 закона «О правовых актах в Свердловской области»).

    2. обращение в районный суд г. Екатеринбурга с заявлением об оспаривании действий Губернатора Свердловской области в части принятия нормативного правового акта с нарушением установленного порядка регистрации и опубликования, нарушающего права депутатов и помощников депутатов законодательных органов власти. Цель: признание незаконными действий Губернатора Свердловской области, установившего локальным актом (Распоряжением) противоречащий пункту "д" части 2 статьи 39 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" пропускной режим в здание резиденции Губернатора.

    3. обращение в Свердловский областной суд с заявлением о признании не соответствующим пункту "д" части 2 статьи 39 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Распоряжения Губернатора Свердловской области "Об утверждении Положения о государственной охране комплекса зданий резиденции Губернатора Свердловской области" от 30.07.2001 г. № 79 -рг.

    Цель: развитие практики оспаривания неопубликованного нормативного акта в компетентный суд.

    юрист Анна Котова

    23.09.2005 г.

     

     

    Общественное объединение «Сутяжник», ровесник Российской Конституции
    Посмотреть отчет
    ПОРА // Отчет за 2004 год

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск

    15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.