Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск
Проект «Ведение дел в Верховном Суде РФ, Конституционном Суде РФ, Европейском Суде по правам человека»
|
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРЕШЕНИЕот 21 января 2003 г . N ГКПИ 02-1359Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Савченко Д.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Понятовского Александра Вениаминовича о признании не соответствующим федеральному законодательству пп. "а" п. 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г . N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" в части, запрещающей совмещать профессии (должности) руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, установил: Понятовский А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании не соответствующим федеральному законодательству пп. "а" п. 15 Постановления Совета Министров СССР "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" от 4 декабря 1981 г . N 1145 в части, запрещающей совмещать профессии (должности) руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 2, 3, 5 Трудового кодекса РФ и нарушают его право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также выбирать род занятий и профессию. В суде представитель заявителя Фоминых Е.Ю. поддержала жалобу и пояснила, что оспариваемая норма противоречит также общепризнанным нормам международного права. Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Ганиева Д.Р. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила суду, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат Трудовому кодексу РФ и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан в сфере труда. Выслушав объяснения представителя заявителя Фоминых Е.Ю., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Ганиевой Д.Р., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Совет Министров СССР 4 декабря 1981 г . издал Постановление N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (в ред. Постановлений Совмина СССР от 19.02.87 N 222, от 01.12.87 N 1367, от 05.02.88 N 153, от 31.05.88 N 689, от 17.08.89 N 657). Подпунктом "а" пункта 15 Постановления о порядке и условиях совмещения профессий (должностей) предусмотрено, что оно не распространяется на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников, главных специалистов, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей. С 1 февраля 2002 г . введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, который в статье 423 устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Совмещением профессий (должностей) у одного и того же работодателя в силу ст. 151 Трудового кодекса РФ является выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ под трудовой функцией работника понимается выполнение работы по определенной специальности, квалификации или должности. Должности руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей, в частности заведующего юридическим отделом, юрисконсульта, отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г . N 367, к должностям служащих. Каждая квалификационная характеристика должности служащего должна содержать требования к работнику, замещающему данную должность. Квалификационные характеристики должностей служащих содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г . N 37. Данные тарифно-квалификационные требования являются нормативным документом, обеспечивающим рациональное разделение труда, правильный подбор, расстановку и использование кадров, единство в определении должностных обязанностей служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований. Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки. Так, в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих в должностные обязанности начальника юридического отдела входят и обязанности юрисконсульта. Таким образом, работники, замещающие данные должности, обязаны осуществлять функции подчиненных, исходя из квалификационных требований по должности. Оплата труда служащих бюджетной сферы осуществляется в порядке и на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г . N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". Оплата труда служащих, занятых в производственной сфере, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых учредительными документами организации, которые вместе с тем в основных своих положениях не должны противоречить федеральному законодательству. Согласно ЕТС труд руководителей структурных подразделений тарифицируется выше труда других служащих, которые не осуществляют руководящих функций в соответствии со своими должностными обязанностями. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к каковым относятся также правительственные постановления. Трудовой кодекс РФ в статье 11 не исключает установление особенностей правового регулирования труда руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей при совмещении профессии правительственными нормативными правовыми актами. Особенности правового регулирования труда лиц, работающих по совместительству, устанавливаются Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Ограничение руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям в рамках заключенного трудового договора, на совмещение должностей не противоречит ст. 2 Трудового кодекса РФ, закрепляющей право свободного распоряжения своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, а также устанавливающей принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. С учетом изложенного суд считает несостоятельными и доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам международного права и статьям 37 и 55 Конституции РФ. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству и не нарушают трудовые права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Понятовского А.В. не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил: жалобу Понятовского Александра Вениаминовича о признании не соответствующим федеральному законодательству пп. "а" п. 15 Постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г . N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" в части, запрещающей совмещать профессии (должности) руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
|
Общественное объединение «Сутяжник», ровесник Российской Конституции
|