Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Проект «Ведение дел в Верховном Суде РФ, Конституционном Суде РФ, Европейском Суде по правам человека»
  • Главная проекта
  • Судебные дела проекта
  • Анализ правовых актов
  • Проконсультироваться
  • Другие проекты
  •  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ на предмет возможности принятия в производство ОО «Сутяжник» дела об обжаловании в Конституционный Суд РФ установленного действующим федеральным законодательством порядка наделения лиц статусом ветерана труда

     

    В ОО «Сутяжник» обратилась жительница г. Сысерть Слобожанинова Роза Антоновна с просьбой сообщить, может ли она в соответствии с действующим законодательством получить статус ветерана труда. Заявительница пояснила, что ее официально подтвержденный трудовой стаж составляет 39 лет и 7 месяцев.

    Слобожанинова Р.А. обращалась с заявлением о присвоении ей статуса ветерана труда в Министерство социальной защиты населения Свердловской области.

    Письмом от 3 мая 2005 года Министерство социальной защиты населения Свердловской области процитировало статью 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и сообщило, что «Главным и единственным условием отнесения наград (знаков, значков, почетных грамот, свидетельств, дипломов и т.д.) к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на оформление звания «Ветеран труда» в соответствии с действующим законодательством является обязанность награждения ими от имени Правительства СССР или Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

    Мы с уважением относимся к Вашему многолетнему труду, но, к сожалению, в соответствии с действующим законодательством без предоставления документов, подтверждающих награждение правительственными наградами или ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми произведено федеральными органами исполнительной власти, либо документов, подтверждающих факт работы в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны вопрос о выдаче удостоверения «Ветеран труда» в настоящее время решен быть не может».

     

    Российское федеральное законодательство весьма неясно (неопределенно) регулирует отношения по наделению лиц статусом ветерана труда.

    В частности, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (статьей 7 Федерального закона «О ветеранах труда») ветеранами труда являются лица:

    1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

    2) награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

     

    Данная норма не отвечает следующим критериям конституционности:

     

    1. Она не отвечает требованию определенности нормы права . В частности, из нормы нельзя понять, каким критериям должны соответствовать лица, которые имеют удостоверение «Ветеран труда» или уполномоченный орган власти может наградить таким удостоверением любое лицо (по пункту 1); также норма не дает ответ на вопрос, должны ли лица, указанные в пункте 2, иметь удостоверение «Ветеран труда» либо они являются ветеранами труда в силу наличия соответствующих юридических фактов, предусмотренных в этом пункте.

    Между тем, в соответствии с правовой позицией Кон6ституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской» « Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы , поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и, следовательно, неизбежно ведет к произволу ». Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР и от 5 июля 2001 года по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

    2. Норма не отвечает принципу равенства прав и свобод человека и гражданина (равноправия) , провозглашенного в статье 19 Конституции РФ, а также принципу высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ , провозглашенного в статье 15 Конституции РФ на основании следующего.

    В соответствии с пунктом 2, ветеранами труда являются лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    Данное положение является единственно объективным критерием наделения лица статусом ветерана труда. Между тем, и оно, устанавливая дискриминационные основания, не отвечает принципу равноправия.

    В частности, указанное положение закрепляет, что лицо, претендующее на получение статуса ветерана труда, не просто должно иметь трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, но и обязательно должно было начать свою трудовую деятельность во время ВОВ, да еще и в несовершеннолетнем возрасте. Людей, которые бы отвечали этим признакам, в нашей стране осталось совсем немного. Налицо дискриминация по признаку возраста, происхождения и должностного положения. Налицо возведение на уровень ЗАКОНА потенциального межпоколенческого конфликта.

    Между тем, из преамбулы к Конституции РФ следует, что многонациональный народ РФ, принимая Конституцию РФ, утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие ; чтит память предков , передавших ему любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость и исходит из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями . Тем самым Конституция РФ устанавливает правовые основы для избежания всевозможных межпоколенческих конфликтов и распрей; стремиться заложить прочный фундамент гражданского мира и согласия, в том числе и во взаимоотношениях между поколениями. Никакие иные законодательные акты, принимаемые на основе Конституции РФ, не должны каким бы то ни было образом ставить под сомнение эти конституционные основы.

    Согласно частям 1 и 2 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, статья 44 Закона нарушает принцип верховенства Конституции РФ , закрепленный в статье 15 Конституции РФ.

    Таким образом, рассматриваемое положение Закона нарушает статью 15 (части 1 и 2) и статью 19 (части 1 и 2) Конституции РФ.

     

    Дело Слобожаниновой Р.А. отвечает Концепции деятельности ОО «Сутяжник».

    На основании изложенного, считаю возможным принять в производство ОО «Сутяжник» дело Слобожаниновой Р.А.

    Помощник юриста ОО «Сутяжник» Качанов Р.Е.

    Общественное объединение «Сутяжник», ровесник Российской Конституции
    Посмотреть отчет
    ПОРА // Отчет за 2004 год

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск

    15.05.2015г. распоряжением Минюста РФ СРОО "Сутяжник" включена в реестр иностранных агентов.