Главная | Библиотека | Судебные дела | Европейский Суд | Изучаем Европейскую Конвенцию | |
|||
|
Европейский суд по правам человека намерен реформировать самого себя в обход Госдумы России18.10.2008 Все это делается во имя спасения права на индивидуальное обращение 800 млн. граждан стран Европы в Европейский суд по правам человека. Большинство жалоб будет фильтроваться, а рассматриваться самые громкие (или значимые). Но понравится ли это европейскому гражданину?! Все это делается во имя спасения права на индивидуальное обращение 800 млн. граждан стран Европы в Европейский суд по правам человека. Большинство жалоб будет фильтроваться, а рассматриваться самые громкие (или значимые). Но понравится ли это европейскому гражданину?!
Такая тема стала самой обсуждаемой на семинаре, посвященном 10-летию принятия Протокола 11 к Конвенции о защите прав человека, которым был существенно реформирован Европейский суд по правам человека. Его стали называть «новый» Европейский суд по правам человека.
Какие меры предпринимаются Европейским судом, чтобы «не утратить заработанного десятилетиями доверия заявителя». Очевидно, что такое доверие подрывается, если заявителями по 5 лет приходится ожидать постановления по таким делам как убийства и пытки, незаконное содержание под стражей, в то время как 95% времени Суд занимается отсеиванием очевидно неприемлемых жалоб в мусорную корзину и рассмотрением однотипных дел типа неисполнение решений российских судов.
По словам Президента Суда Косты, не смотря на блокирование Россией Протокола 14 к Конвенции, предпринимаются усилия реформировать работу Суда в обход не вступившего в силу Протокола (напомним, что Протокол 11 был направлен на усовершенствование независимости судей Евросуда через увеличение срока избрания судей без права переизбрания, ускорения рассмотрения дел, установления приоритетных дел и др.).
По утверждению самих судей, в настоящее время все дела имеют одинаковый приоритет для судей. На семинаре высказывалась идея такое положение дел изменить — устанавливать приоритет рассмотрения дел для более оптимального распределения ресурсов суда. Суд не может работать в системе, где 95% усилий суда тратится на признание жалоб неприемлемыми и на решение однотипных дел. Необходимо найти принципы отфильтровывания жалоб. Такая работа начата с реформирования Секретариата Суда, где создано подразделение по ускоренному рассмотрению жалоб (Напомним, что такая идея предусматривалась в Протоколе 14, где Суду предоставлялось право отказывать в рассмотрении дел, если нарушение права является незначительным. По мнению профессора Франсуас Хампсон Эссексского Университета, давнего критика такого положения, установление приоритетов приведет к превращению Европейского суда по правам человека в обыкновенный конституционный суд, имеющий право решать какие дела принимать к производству, а какие нет. Суд утратит свой правозащитный характер).
Представляется, что такая процедура уже в действии. Этим объясняется практика Суда высылать ответы комитетов из трех судей о неприемлемости дела без указания причин. Часто заявители и представители НКО в недоумении о причинах отказов. Вероятно, уже в практике Суда действует принцип отсеивания значимых дел от не значимых.
На семинаре отмечалось, что Суд рассматривает много дел, которые формально попадают в рамки Конвенции, но являются простыми, бесспорными, которые могут решаться в рамках национальных судебных систем (например, дела о длительности рассмотрения дел). Такие дела не должны рассматриваться в Европейском суде. В этом плане представители Суда положительно отозвались о последней инициативе Верховного суда России, предложившего проект закона «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов». Однако ушли от ответа на вопрос не введет ли в заблуждение потенциальных заявителей одно из положений законопроекта(см. http://sutyajnik.ru/news/2008/10/1000.html).
Большое количество сложных, но однотипных дел должны решаться в Суде по процедуре так называемого «пилотного решения», когда после вынесения первого решения, все последующие аналогичные дела будут рассматриваться национальными властями.
Главным препятствием проведения дальнейших реформ Европейского суда является не вступление в силу Протокола 14 к Конвенции, в связи с тем, что Российская Федерация, одна из 47 стран-членов Совета Европы, в лице Госдумы РФ, отказалась ратифицировать Протокол. Но представители Суда не отчаиваются и рассматривают возможные пути реформирования Суда в обход Протокола 14, другими словами, в обход позиции России.
Как обойти Протокол 14. Такое можно сделать не через изменения Конвенции (с помощью протоколов), а через изменения в процедуре в работе Суда. Изменения не будут касаться материальных статьей Конвенции. Предлагается принятие Статута Суда, в котором были бы закреплены все процессуальные моменты работы Суда.
В то же время, Протокол 14 — это уже спасение вчерашнего дня. Такими оно было бы даже в случае своевременной ратификации протокола Россией. Реформы запаздывают (такое же запоздание наблюдалось и с Протоколом 11). Сегодня перед Судом стоят уже другие проблемы, для решения которых принятие Протокола 14 уже недостаточно.
И пять же спасение видится в принятии Статута Суда. Главный смысл его состоит том, чтобы оперативно менять процедуры работы Суда, без сложной процедуры ратификации протоколов к Конвенции. Протоколам же оставят только материальные положения, посвященные конкретным правам.
Комитет Министров Совета Европы будет вправе осуществить реформу посредством единогласно принимаемых резолюций без внесения всякий раз поправок в Конвенцию. Цель — внесение важных процессуальных изменений в более короткий срок, чем это делается в настоящее время.
Таким образом, Суд четко намерен провести реформу Суда без учета мнения России во имя, как указывается, благих целей — спасения права на индивидуальную жалобу. Спасение видится в его ограничении. Суд намерен установить свои фильтры для жалоб граждан, в то время как Верховный суд РФ устанавливает свои. Куда же обращаться отфильтрованным со всех сторон гражданам России, так успешно пользовались этим правам до сего времени!?
Подробнее о мероприятии: Поделиться в социальных сетях: Комментарии:1. Helier - 22.10.2008 16:16:12 Н-да, положеньеце :(
Но за инфо спасибо. 2. SPM - 08.12.2008 20:31:17 Вся эта ситуация нами была детально раскрыта еще несколько лет назад и опубликована.
В Европе понимают, что ПРОТОКОЛ 14 в России работает уже много сотен лет. ЕвроКонвенция усиливала позицию КАЖДОГО.
Такое положение Европу не устраивает, так как усиление КАЖДОГО - это усиление РОССИИ, что Европы - смерть Добавить комментарий:
|
Последние комментарииClaudia комментирует
Corey комментирует
Mazie комментирует
Anonymous комментирует
Monte комментирует
Brandie комментирует
Roger комментирует
Сутяжником изданы: |
|
|
При перепечатке материалов ссылка на sutyajnik.ru и информационное агентство «Сутяжник-Пресс» обязательна ИА Сутяжник-Пресс
+7-343-355-36-51
|