Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Изучаем Европейскую Конвенцию

Новости

  • Российское законодательство о применении Конвенции
  • Международно-правовые акты
  • Решения Европейского Суда по делам против России
  • Решения Европейского Суда по прецедентным делам
  • Судебная практика применения Конвенции в судах России
  • Практика применения Конвенции государственными не судебными органами
  • Юр. литература
  • Конференции, семинары
  • Лекции по применению Конвенции
  • Примеры процессуальных документов
  • Заключения об обоснованности обращения в Европейский Суд по правам человека
  • Проконсультироваться
  • История вступления России в Совет Европы

    Полная правовая база решений Европейского Суда на англ. и франц. языках

    Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея странички А.Л. Буркова. Поддержка странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека

  • Международно-правовые акты

    Краткая справка о роли Комитета Министров в исполнении решений Европейского суда по правам человека: правовые основания, принятые процедуры

    Комитет Министров – это главным образом исполнительный орган Совета Европы, созданный в 1954 году в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этом качестве он решает все вопросы, связанные с деятельностью организации, в том числе политические, административные, финансовые, а также многие другие вопросы межгосударственного сотрудничества. Комитет состоит из министров иностранных дел от каждого государства-участника Совета Европы. Заседания Комитета с личным участием министров иностранных дел проводятся лишь два раза в год (в ноябре и апреле или мае). На всех остальных заседаниях, в том числе и на тех, которые посвящены контролю за исполнением решений Европейского суда по правам человека, министры иностранных дел представлены их постоянными представителями при Совете Европы.

    Статьей 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Комитет Министров наделен особой функцией надзора за исполнением решений Европейского суда, и эту его функцию не следует смешивать с другими аспектами деятельности Комитета. Заседания, посвященные контролю за исполнением решений Суда, проводятся, как правило, каждые два месяца, то есть шесть раз в год. На практике Комитет иногда рассматривает особо срочные вопросы и на своих регулярных заседаниях.

    В значительной степени новые Правила (Правила Комитета Министров по надзору за исполнением постановлений и условий мировых соглашений. Приняты Комитетом Министров 10 мая 2006 г. на 964 заседании постоянных представителей министров) подтверждают прежние Правила и прежнюю практику (Правила Комитета Министров, принятые для применения ч. 2 ст. 46 Европейской конвенции по правам человека 10 января 2001 года). В соответствии с предусмотренной Регламентом Суда и Конвенцией процедурой постановление Суда в день его вынесения направляется с сопроводительным письмом Секретариата Суда в Комитет Министров (пункт 3 правила 77 Регламента Суда). В соответствии с правилами Комитета Министров по применению пункта 2 статьи 46 Конвенции как только решение Суда, констатирующее нарушение Конвенции, становится окончательным (статья 44 Конвенции), оно становится на повестку дня ближайшего заседания Комитета министров. Контрольные интервалы в процессе надзора в принципе совпадают с каждым заседанием Комитета, что касается всех мер по исполнению постановления Суда, направленных на устранение последствий нарушения для индивидуального заявителя жалобы (выплата присужденной Судом справедливой компенсации и иные предписанные им меры индивидуального характера). Что же касается мер общего характера, таких как внесение изменений в законодательство, то контрольный интервал для надзора за их исполнением установлен максимум в шесть месяцев.

    Заявители имеют право представлять свои соображения по поводу реализации мер, направленных на возмещение причиненного им нарушением Конвенции вреда, но им не позволяется высказываться по поводу мер общего характера, если только государство не даст на то свое согласие. Комитет вправе вмешаться в процесс исполнения посредством принятия промежуточной резолюции или иного аналогичного по сути документа в особенности для того, чтобы обеспечивать информацией о состоянии процесса исполнения постановления или, когда это целесообразно, выразить озабоченность и (или) внести предложения, касающиеся процесса исполнения. Информация о ходе исполнения постановлений Европейского Суда публикуется для всеобщего сведения в снабженной комментариями повестке дня работы Комитета, которая становится открытой для всеобщего доступа после утверждения всеми делегациями примерно через 15 дней после каждого заседания Комитета.

    В целом можно заметить, что новые Правила лучше систематизируют существующую практику и совершенствуют порядок участия общественных организаций в процессе надзора за исполнением постановлений Европейского Суда, особенно, что касается принятия мер индивидуального характера.

    Некоторые правила также содержат практическое руководство по реализации новых полномочий Комитета, установленных Протоколом № 14 к Конвенции, который вступит в силу после его ратификации. Комитет Министров будет иметь право, если решит это двумя третями голосов, инициировать процедуры в Суде в отношении государств, не исполняющих решения Суда. У Комитета Министров также появится новое полномочие просить Суд о толковании вынесенного решения. Это полномочие также направлено на помощь Комитету Министров в его задаче по контролю за исполнением решений Суда и определением, какие меры необходимы для того, чтобы решение суда было надлежащий образом исполнено.

    На практике Комитет министров крайне редко прибегает к мерам политического или дипломатического давления с тем, чтобы обеспечить исполнение решения Суда государством-ответчиком. В подавляющем большинстве случаев Комитет Министров служит местом для конструктивного обсуждения мер, принятие которых необходимо для исполнения решений. Комитет министров действует здесь как орган Конвенции, наделенный функциями преимущественно юридического характера, что препятствует политизации обсуждаемых проблем и способствует принятию быстрых и эффективных решений.

    Подготовлено Бурковым Антоном Леонидовичем, к.ю.н., магистр международного права (Эссексс), докторант Кембриджского университета, юрист, координатор программ Уральского центра конституционной и международной защиты прав человека ОО «Сутяжник», по материалам веб-сайта Европейского суда по правам человека www.echr.coe.int; веб-сайта «Изучаем Европейскую Конвенцию» www.sutyajnik.ru/rus/echr/school, а также книг Чуркина Л. М. Обязательства государств-участников Европейской конвенции о защите прав человека по исполнению постановлений Европейского суда (Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2005), Лобов М. «Решения Европейского суда по правам человека: правовые последствия для государств-членов Совета Европы» // Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные Права / Институт права и публичной политики. М., 2002., Rhona K. M. Smith, Textbook on International Human Rights (2nd edition, Oxford University Press, 2005), а также Сандберг Ф. «Совет Европы: новые правила Комитета министров, регламентирующие порядок осуществления надзора за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека» // «Права человека. Практика Европейского суда по правам человека» № 6, 2006. Подготовлено для проекта Центра "Демос".

    Новинки

    А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010

    А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)

    Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"

    Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"

    Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"

    Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"

    Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"

    Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск