Краткая справка о Европейском суде по правам
человека: создание, краткая история, современное состояние
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее -
Конвенция) была подготовлена Советом Европы и открыта для подписания в Риме 4
ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. В дополнение к тому,
что Конвенция закрепляет основные права человека и свободы, Конвенция также
установила механизм обеспечения данных прав, который обязаны соблюдать
государства, ратифицировавшие Конвенцию (далее – государства-участники). В 1954
года было создано три института: Европейская комиссия по правам человека (на
сегодняшний момент не существует), Европейский суд по правам человека и Комитет
Министров Совета Европы (далее- Комитет Министров).
Европейский суд по правам человека (далее - Суд) – это
международный суд, находящийся в Страсбурге (Франция), состоит из судей, число
которых соответствует количеству государств-участников Конвенции. В настоящее
время судей сорок пять. От Российской Федерации судьей является доктор
юридических наук, профессор Анатолий Иванович Ковлер. Конвенция не
предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются
Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (в соответствии со
статьей 2 еще не вступившего в силу Протокола 14 судьи будут избираться сроком
на девять лет без права переизбрания). Судьи участвуют в работе Суда в личном
качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься
деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с
постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по
достижению ими 70 лет.
Согласно Регламенту Суд разделен на четыре Секции, состав
которых, утвержденный на три года, должен быть сбалансирован по географическому
и половому признаку и должен представлять различные правовые системы
государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями
Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей
секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при
необходимости их замещают. Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции
сроком на 12 месяцев. Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе
ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель
секции и судья, избранный от государства-ответчика. Большая Палата состоит из 17
судей. В ней по должности заседают Председатель Суда, заместители Председателя
Суда и Председатели Секций.
Задача Суда обеспечить соблюдение государствами-участниками
Конвенции прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Это делается Судом путем
рассмотрения жалоб, поданных гражданами или организациями или, иногда,
государствами.
Разбирательство в Суде является состязательным и публичным.
Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в
силу исключительных обстоятельств палата или Большая Палата не решит иначе.
Индивидуальные заявители (граждане и организации) вправе подавать жалобы
самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и, как
правило, является обязательным после уведомления правительства-ответчика о
жалобе. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами,
Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.
Официальными языками Суда являются французский и английский.
Тем не менее заявления могут быть представлены на любом из официальных языков
государств-участников. После признания дела приемлемым, должен использоваться
один из официальных языков Суда.
В решении Суд указывает на нарушение Конвенции в действиях
государства-участника, если нарушение будет установлено. Решения Суда имеют для
государств обязательную юридическую силу – государства, в отношении которых были
вынесены решения, обязаны их выполнять. Если суд находит нарушение, он может
присудить «справедливую компенсацию» (сумму денег в качестве компенсации за
определенные формы вреда или убытков). Суд также может присудить возмещение
судебных расходов, вызванных обращением в Суд. Если Суд не находит какого-либо
нарушения, заявитель не обязан возмещать расходы, например, возникшие у
государства. Также государство-ответчик в соответствии с решением Суда может
быть обязано предпринять меры «общего характера», например, изменить
законодательство, практику.
Суд не действует в качестве апелляционной инстанции – это
значит, что Суд не пересматривает национальные судебные дела, не отменяет и не
пересматривает решения национальных судов.
У Суда имеется Секретариат, который состоит из юристов,
которые ведут дела, переписку по делам, а также готовят проекты решений суда.
В мае 2004 года был принят Протокол № 14, которым
предусматривается реформа Суда. Кратко изменения коснутся следующих вопросов.
1. Принятие решений о неприемлемости по явно неприемлемым
жалобам, которое сейчас производится комитетом из трех судей, будет приниматься
судьей единолично. Идея этого новшества состоит в увеличении способности суда
«отсеивать» безнадежные дела.
2. Повторяющиеся дела. Суд может отказаться рассматривать
дело, которое является одним из целой серии дел, выявляющих идентичные
нарушения. Иными словами, если в отношении Российской Федерации уже выносилось
решение о том, что неисполнение решения суда против государственного органа,
является нарушением статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции,
аналогичные жалобы на неисполнение решений национальных судов Суд рассматривать
не будет. Государство-участник обязано будет устранить выявленное нарушение.
3. По новому правилу приемлемости суд может объявить не
приемлемыми жалобы, в которых заявители не испытали глубокого и серьезного
нарушения их прав, и от Суда не требуется вмешательство. Для того, чтобы
гарантировать, что даже с менее серьезным нарушением заявитель должен иметь
средства защиты, суд не сможет применить этот критерий, если будет установлено,
что государство-ответчик не имеет адекватных внутренних средств защиты для
восстановления указанного права.
Подготовлено Бурковым Антоном Леонидовичем, к.ю.н., магистр
международного права (Эссексс), докторант Кембриджского университета, юрист,
координатор программ Уральского центра конституционной и международной защиты
прав человека ОО «Сутяжник», по материалам веб-сайта Европейского суда по правам
человека www.echr.coe.int;
веб-сайта «Изучаем Европейскую Конвенцию» www.sutyajnik.ru/rus/echr/school, а
также книг Philip Leach, Taking case to the European Court of
Human Rights (2nd edition, Oxford University Press, 2005) и
Rhona K. M. Smith, Textbook on International Human Rights
(2nd edition, Oxford University Press, 2005). Подготовлено для проекта
Центра "Демос".