История вступления России в Совет Европы
Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте
Идея странички
А.Л. Буркова. Поддержка
странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека
Международно-правовые акты
На английском
Рекомендация Комитета министров Совета Европы Rec(2004)4
государствам-участникам по вопросу изучения Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод в университетах и в рамках профессионального обучения
(принята Комитетом министров 12 мая 2004 г. на 114-й сессии)
Перевод Ильи Анатольевича Полуяхтова, кандидата юридических наук, магистранта
факультета права Ноттингемского университета (Великобритания)
Перевод опубликован
Применение
Европейской конвенции по правам человека в судах России / Под ред. А. Л.
Буркова. ― Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. (Междунар. защита прав
человека; Вып. 6) ISBN 5-7525-1566-1
Комитет
министров, руководствуясь статьей 15.b Устава Совета Европы,
учитывая, что
целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и
что одним из самых важных методов для достижения данной цели является соблюдение
и дальнейшая реализация прав человека и основных свобод;
подтверждая,
что Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция)
должна оставаться основополагающим источником защиты прав человека в Европе, и
подтверждая свою приверженность к принятию необходимых мер для обеспечения
долгосрочной эффективности системы контроля, установленной Конвенцией;
напоминая о
субсидиарном характере механизма контроля, установленного в Конвенции, что в
соответствии со статьей 1 Конвенции означает, что права и свободы,
гарантированные Конвенцией, защищаются в первую очередь на национальном уровне и
применяются национальными органами власти;
в свете этого
приветствуя тот факт, что Конвенция стала неотъемлемой частью национальной
правовой системы всех государств-участников;
подчеркивая
превентивную роль, которую играет обучение принципам, лежащим в основе
Конвенции, содержащимся в ней стандартам, а также судебной практике, сложившейся
на основе ее применения;
напоминая, что
несмотря на то, что меры, способствующие широкому опубликованию и
распространению в государствах-участниках текста Конвенции и постановлений
Европейского суда по правам человека (далее — Суд) важны для обеспечения
применения Конвенции на национальном уровне, как это было указано в Рекомендации
Rec(2002)13, для достижения поставленных целей необходимо, чтобы данные усилия
сопровождались и иными мерами в области образования и повышения квалификации;
подчеркивая
особую важность надлежащего высшего образования и программ профессионального
образования для обеспечения эффективного применения Конвенции в свете
постановлений Суда органами государственной власти, в том числе любыми органами,
ответственными за правоохранительную деятельность и отправление правосудия;
учитывая уже принятые резолюции и рекомендации, принятые по различным
образовательным аспектам в области прав человека, в частности: Резолюцию (78)41
по обучению правам человека, Резолюцию (78) 40, содержащую предписания
относительно стипендий Совета Европы на обучение и исследования в области прав
человека; Рекомендацию no. R(79)16 относительно поддержки исследований в области
прав человека в государствах — членах Совета Европы; Рекомендацию no. R(85)7 о
преподавании и обучении правам человека в школах с учетом Приложения,
включающего предложения по преподаванию и обучению правам человека в школах;
напоминая о
роли, которую могут сыграть национальные институты и неправительственные
организации в продвижении и защите прав человека, в особенности в части
подготовки персонала, ответственного за правоприменительную деятельность, и
приветствуя инициативы, уже реализованные в данной области;
принимая во
внимание различие традиций и практику в государствах-участниках относительно
высшего образования, профессиональной подготовки и повышения общего уровня
осведомленности относительно системы, закрепленной в Конвенции,
рекомендует
государствам-участникам:
I.
Удостовериться в том, что надлежащее высшее образование и профессиональная
подготовка, касающиеся Конвенции и постановлений Суда, существуют на
национальном уровне и что такое образование и подготовка входят, в частности:
— в структуру
общей программы преподавания права и, насколько возможно, в программы получения
степеней в области политических и управленческих наук, а также что программы,
касающиеся Конвенции, предлагались в качестве факультативных дисциплин для всех
желающих специализироваться в этой области;
— как элемент
входят в подготовительные программы национальных или региональных экзаменов на
получение права заниматься различными видами юридической практики, а также в
начальную подготовку и повышение квалификации судей, прокуроров и юристов;
— в программы
начального профессионального обучения и повышения квалификации, предлагаемые
сотрудникам различных правоохранительных органов и/или персоналу, работающему с
ограниченными в свободе гражданами (например, сотрудникам милиции и органов
безопасности, персоналу органов исполнения наказаний и медицинскому персоналу),
а также сотрудникам иммиграционных служб с учетом их специфических потребностей.
II. Повысить
эффективность высшего образования и профессиональной подготовки в данной
области, в частности, посредством:
— обеспечения
того, чтобы обучение и профессиональная подготовка были включены в утвержденные
программы образовательных учреждений — публичных и частных — а также, чтобы
данные дисциплины преподавались специалистами, хорошо знающими принципы
Конвенции и практику Суда и обладающими соответствующими навыками
профессионального обучения;
— поддержки
инициатив, направленных на подготовку преподавателей и тренеров,
специализирующихся в данной сфере.
III. Поощрять
негосударственные инициативы по повышению общей осведомленности и знания
положений Конвенции, такие как создание специальных заведений по обучению и
проведению исследований в области прав человека, проведение учебных судебных
процессов-соревнований, общеобразовательных кампаний.
Предписывает
Генеральному секретарю Совета Европы передать данную рекомендацию правительствам
государств — участников Европейской конвенции о культуре, которые не входят в
Совет Европы.
Приложение к
Рекомендации Rec(2004)4
Введение
1. Конференция
министров, состоявшаяся в Риме 3 и 4 ноября 2000 г. в честь 50-летней годовщины
Европейской конвенции по правам человека (именуемой далее «Конвенция»),
предложила государствам — членам Совета Европы принять «все необходимые меры для
развития и популяризации образования и общей осведомленности о правах человека
во всех областях социальной жизни, и в особенности в области юридической
профессии»1.
2. Данная мера,
которую предлагается предпринять национальным властям, является лишь следствием
субсидиарного (дополнительного) характера контрольного механизма, установленного
Конвенцией, который предполагает, что гарантированные Конвенцией права полностью
защищены в первую очередь на национальном уровне и обеспечены национальными
властями 2. Комитет министров уже принял резолюции и рекомендации, касающиеся
различных аспектов данной проблемы3, и поощряет инициативы, которые могут быть
предприняты в особенности независимыми национальными институтами по защите прав
человека, а также неправительственными правозащитными организациями,
направленные на дальнейшее развитие более глубокого понимания и повышения
осведомленности о Конвенции и судебной практики Европейского суда по правам
человека (далее — Суд).
3. Гарантия
долгосрочной эффективности системы, закрепленной в Конвенции, является одним из
текущих приоритетов Совета Европы, и в этом отношении потребность в лучшем
применении Конвенции на национальном уровне была признана необходимой. Тем самым
представляется необходимым, чтобы все государства-члены обеспечили
соответствующее изучение положений Конвенции, в особенности при обучении
юридическим и правоохранительным профессиям. Это может привести к уменьшению, с
одной стороны, количества нарушений прав, которые гарантированы Конвенцией,
вызванных недостаточным знанием ее положений, и, с другой стороны, уменьшит
количество заявлений, которые явно не отвечают требованиям приемлемости.
4. Данная
рекомендация относится к трем дополнительным мерам, а именно:
i. к введению
соответствующего обучения Конвенции и практике Суда, в особенности в программах
изучения юридических и политических наук в высших учебных заведениях, равно как
и в программах профессиональной подготовки специалистов в области права и
правоохранительной деятельности;
ii. к
обеспечению эффективности образования и подготовки, что предполагает, в
частности, надлежащую подготовку преподавателей и тренеров;
iii. к
поощрению инициатив по пропаганде знаний и/или повышению осведомленности о
системе, закрепленной в Конвенции.
5. Учитывая
различие своих традиций и практики, существующих в области высшего образования,
профессиональной подготовки и повышения осведомленности о Конвенции,
государства-участники обязаны разработать собственные образовательные программы
таким образом, чтобы они учитывали сложившиеся местные особенности в
соответствии с принципом субсидиарности и в то же время обеспечивали полное
представление о стандартах Конвенции.
Высшее
образование и профессиональная подготовка
6.
Государствам-членам предлагается удостовериться в том, что соответствующее
изучение положений Конвенции и практики Суда включено в учебные планы подготовки
юристов, а также в экзаменационные вопросы при поступлении в адвокатуру и
программы повышения квалификации судей, прокуроров и юристов.
Высшее
образование
7. Важно, чтобы
Конвенция была полностью введена в учебные курсы юридических факультетов не
только в качестве самостоятельного предмета, но и в качестве сквозной темы по
каждой юридической дисциплине (уголовное право, гражданское право и т. д.), с
тем чтобы студенты после завершения обучения, вне зависимости от их
специализации, были осведомлены об особенностях применения Конвенции в своей
области.
8. Должно
поощряться введение послевузовского образования, специализирующегося на
Конвенции, как например, определенные национальные магистерские программы или
программы подготовки к получению степени европейского магистра прав человека и
демократии, которые преподаются в двадцати семи университетах в более чем
пятнадцати европейских государствах, а также сокращенных университетских
программ в виде летних курсов Международного института прав человека Рене
Кассини (Страсбург) или аналогичные программы в Институте европейского
университета (Флоренция).
Профессиональная подготовка
9.
Профессиональная подготовка должна способствовать процессу внедрения стандартов,
закрепленных в Конвенции и практике Суда, при составлении мотивировочной части
судебных решений национальных судов. Кроме того, консультации по юридическим
вопросам, которые будут предоставляться потенциальным заявителям юристами,
имеющими соответствующее знание положений Конвенции, смогут предотвратить подачу
заявлений, которые явно не отвечают критериям приемлемости. Также хорошее знание
положений Конвенции практикующими юристами должно способствовать уменьшению
общего количества обращений, подаваемых в Суд.
10. Специальную
подготовку по положениям Конвенции и ее стандартам следует ввести в программы
юридических факультетов и образовательных учреждений для судей и прокуроров. Она
может подразумевать организацию практических занятий как части профессиональной
подготовки юристов, судей и прокуроров. Применительно к юристам подобные
практические занятия могут быть организованы, например, по инициативе коллегий
адвокатов. В качестве примера можно привести действующий проект Международной
ассоциации адвокатов, осуществляемый при участии Суда, по организации тренинга
для юристов по процессуальным правилам Суда и практике обращения в Суд и
процедурам исполнения решений. В определенных странах министерство юстиции
выполняет задачу повышения осведомленности и участия в обучении судей решениям
Европейского суда: судьи, находящиеся при исполнении своих обязанностей, имеют
возможность принять участие в одно-, двухдневных тренингах, организованных в
рамках национальных систем подготовки судей, и в ежегодной недельной программе
тренингов; для «судей-стажеров» организуются тренинги национальными
образовательными учреждениями по подготовке судей. Семинары также регулярно
организуются на регулярной основе в рамках программ начальной подготовки и
последующего повышения квалификации судей.
11. Кроме того,
семинары и коллоквиумы по теме Конвенции могут регулярно проводиться для судей,
юристов и прокуроров.
12.
Дополнительно для судей и юристов на регулярной основе может публиковаться
журнал по судебной практике Суда. В отдельных государствах-членах министерства
юстиции публикуют приложения, посвященные вопросам судебной практики Суда и иным
вопросам, связанным с Конвенцией. Эти публикации распространяются среди всех
судов.
13.
Рекомендуется, чтобы государства-члены обеспечивали включение стандартов
Конвенции в программу начальной подготовки и повышения квалификации
представителей других профессий, связанных с охраной правопорядка и содержанием
под стражей, в органах безопасности, полиции, пенитенциарной системе, а также
сотрудников иммиграционной службы, больниц и т. д. Курсы повышения квалификации
по теме стандартов Конвенции особенно важны, с учетом эволюционной природы
толкования и применения данных стандартов в решениях Суда.
Сотрудники
уполномоченных органов, работающие с лицами, лишенными свободы, должны быть
полностью осведомлены о правах данных лиц, как гарантированных Конвенцией, так и
истолкованных Судом, с целью предотвращения любых нарушений, в особенности
статей 3, 5 и 8. По этой причине имеет принципиальное значение наличие в каждом
государстве-участнике адекватной системы подготовки сотрудников данных
профессий.
14. Специальные
программы обучения Конвенции и ее стандартам и, в особенности, аспектам,
касающимся прав лиц, лишенных свободы, должны быть включены в учебные программы
школ милиции, а также школ тюремных надзирателей. Семинары также могут
проводиться как часть программ повышения квалификации сотрудников милиции,
тюремных надзирателей и иных правоохранительных органов.
Эффективность
высшего образования и профессиональной подготовки
15. Для данной
цели государствам-членам рекомендуется удостовериться в том, что высшее
образование и профессиональная подготовка в данной области осуществляются в
рамках постоянно действующих организаций (государственных и частных)
высококвалифицированными преподавателями и тренерами.
16. В этом
отношении подготовка преподавателей и тренеров является приоритетной. Ее цель —
обеспечение соответствия уровня их знаний изменению практики Суда и специальным
потребностям каждой юридической профессии. Государствам-членам предлагается
поддерживать инициативы (исследования в сфере, охватываемой Конвенцией, методики
обучения и т. п.), направленные на обеспечение качественной подготовки
специализированных преподавателей и тренеров в этой быстро меняющейся и
развивающейся области.
Пропаганда
знаний и/или повышение осведомленности о системе Конвенции
17. Наконец,
государствам-членам рекомендуется поощрять инициативы в области пропаганды
знаний и/или осведомленности о системе, закрепленной в Конвенции. Такие
инициативы, которые могут принимать различные формы, подтвердили свой
положительный эффект в прошлом и по этой причине должны поощряться
государствами-членами.
18. Примером
может послужить проведение учебных судебных процессов для студентов-правоведов
по Конвенции и практике Суда с одновременным участием студентов, профессоров и
практикующих юристов (судей, прокуроров, юристов). Как, например, соревнование «Спорронг
и Люннрос», проводимое верховными судами Скандинавских стран и межъевропейское
соревнование Рене Кассини, проводимое на французском языке ассоциацией юристов в
Совета Европы.
-----------------------------------------
[1] Европейская конференция министров государств — членов
Совета Европы по правам человека, H-Conf(2001)001, резолюция II, параграф 40.
[2] См. статью 1 Конвенции.
[3]
В частности, приняты Резолюция (78)41 по обучению правам человека; Резолюция
(78)40, содержащая предписания Совета Европы относительно стипендий на обучение
и исследование в области прав человека; Рекомендация no. R(79)16, касающаяся
пропаганды исследований по правам человека в государствах — членах Совета
Европы; Рекомендация no. R(85)7 по изучению прав человека в школах, а также
Приложение к данной рекомендации, содержащее предложения по обучению правам
человека в школах.
|
Новинки
А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010
А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)
Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"
Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"
Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"
Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"
Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"
Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"
|