Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Изучаем Европейскую Конвенцию

Новости

  • Российское законодательство о применении Конвенции
  • Международно-правовые акты
  • Решения Европейского Суда по делам против России
  • Решения Европейского Суда по прецедентным делам
  • Судебная практика применения Конвенции в судах России
  • Практика применения Конвенции государственными не судебными органами
  • Юр. литература
  • Конференции, семинары
  • Лекции по применению Конвенции
  • Примеры процессуальных документов
  • Заключения об обоснованности обращения в Европейский Суд по правам человека
  • Проконсультироваться
  • История вступления России в Совет Европы

    Полная правовая база решений Европейского Суда на англ. и франц. языках

    Потенциальные заявители в Европейский Суд по правам человека! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в Европейский Суд по правам человека, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея странички А.Л. Буркова. Поддержка странички осуществляется подразделениями ОО "Сутяжник" Академия по правам человека и Уральский центр конституционной и международной защиты прав человека

  • Международно-правовые акты

     

    на английском

     

    Перевод Людмилы Чуркиной, юриста Уральского центра конституционной и международной защиты прав человека общественного объединения «Сутяжник»

     

    Промежуточная Резолюция ResDH(2006)1 о нарушении принципа правовой определенности надзорным производством в гражданском процессе в Российской Федерации – принятые общие меры и нерешенные вопросы

     

    Постановления Европейского Суда по делам Рябых (24 июля 2003 г.) и Волковой (5 апреля 2005 г.)

     

    (Принята Комитетом министров 8 февраля 2006 г. на 955 заседании постоянных представителей министров)

     

    Комитет министров, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – «Конвенция);

     

    Принимая во внимание постановления Европейского Суда по правам человека от 24 июля 2003 г. по делу Рябых (жалоба № 52854/99) и от 5 апреля 2005 г. по делу Волковой (жалоба № 48758/99), касающиеся отмены Президиумами двух областных судов окончательных судебных постановлений, вынесенных в пользу заявительниц, по надзорным протестам, поданным Председателями указанных судов на основании ст. ст. 319 и 320 действовавшего в то время Гражданско-процессуального кодекса;

     

    Поскольку в своих постановлениях от 24 июля 2003 г. и от 5 апреля 2005 г. Суд единогласно признал, что в результате пересмотра окончательных и юридически обязательных судебных постановлений в порядке надзора было допущено нарушение ст. 6 § 1 Конвенции в части нарушения принципа правовой определенности и, соответственно, права заявительниц на доступ к суду;

     

    Напоминая об обязательствах каждого государства согласно ст. 46 § 1 Конвенции исполнять постановления Суда, включая принятие мер общего характера в целях предотвращения новых нарушений Конвенции, аналогичных тем, которые уже установлены Судом;

     

    Подчеркивая необходимость быстрого принятия таких мер в делах, подобных данным, поскольку в них выявлена структурная проблема, которая может привести к многочисленным сходным нарушениям Конвенции;

     

    На основании Правил применения ст. 46 § 2 Конвенции, принятые Комитетом министров;

     

    Предложив Российской Федерации представить информацию об уже принятых или принимающихся вследствие данного постановления мерах;

     

    Информация, представленная властями Российской Федерации:

     

    Изучив информацию, представленную властями Российской Федерации, относительно мер, принятых для предотвращения новых подобных нарушений (данная информация изложена в приложении к настоящей Резолюции);

     

    Оценка Комитета Министров:

     

    Приветствуя реформу надзорного производства, введенную новым Гражданско-процессуальным кодексом, вступившим в силу 1 февраля 2003 г.;

     

    Отмечая с удовлетворением,  в частности, что некоторые проблемы, лежащие в основе нарушений, установленных в настоящих делах, были таким образом разрешены, в частности, путем:

    - признания права возбуждать надзорное производство только за сторонами по делу и лицами, чьи интересы были затронуты оспариваемым постановлением  (п. 1 ст. 376);

    - ограничения срока на подачу жалобы в порядке надзора до одного года (п. 2 ст. 376);

     

    Принимая, однако, во внимание, что остаются сомнения в том, действительно ли действующее сегодня надзорное производство способно эффективно предотвратить новые нарушения требования правовой определенности, предусмотренного Конвенцией;

     

    Подчеркивая в этой связи, что, несмотря на вышеуказанные позитивные изменения, существующая процедура все еще не позволяет сторонам быть уверенным в том, что окончательные и обязательные для исполнения судебные постановления не будут оспорены, и что последующая неопределенность может продолжаться неопределенный период после подачи жалобы в порядке надзора;

     

    Отмечая с определенным пониманием, что российские власти и значительная часть российского правового сообщества считают необходимым на данный момент сохранить эту процедуру, поскольку она представляется единственным реально доступным средством для исправления многочисленных существенных ошибок и недостатков в судебных постановлениях, вынесенных на местном и региональном уровнях;

     

    Выражая, однако, особую озабоченность тем фактом, что на региональном уровне один и тот же суд зачастую действует как кассационная и затем как надзорная инстанция по одному и тому же делу, и подчеркивая, что суду должна быть предоставлена возможность исправить все недостатки постановлений нижестоящих судов в рамках одной инстанции с тем, чтобы последующее обращение к надзорному производству  являлось действительно исключительной мерой, если вообще необходимой;

     

    Подчеркивая, что обязательное и подлежащее принудительному исполнению судебное постановление может быть пересмотрено только в исключительных обстоятельствах, в то время как в соответствии с действующим надзорным производством такое постановление может быть отменено на основании любого материального или процессуального нарушения;

     

    Подчеркивая, что в эффективной судебной системе ошибки и недостатки в судебных постановлениях должны быть исправлены в первую очередь в рамках обычного апелляционного и (или) кассационного производства, до того как судебное постановление вступит в силу и станет обязательным для исполнения, таким образом позволяя сторонам эффективно ссылаться на окончательные судебные постановления;

     

    Вследствие чего, принимая во внимание, что ограничение пересмотра в порядке надзора обязательных и подлежащих исполнению судебных постановлений исключительными обстоятельствами должно происходить одновременно с усовершенствованием судебной системы и повышением качества правосудия с тем, чтобы ограничить необходимость исправления судебных ошибок, осуществляемого в настоящее время в надзорном производстве;

     

    Приветствуя растущее понимание этих двух аспектов проблемы в российских правовых кругах и отмечая с интересом продолжающийся в Российской Федерации анализ дальнейших судебных реформ, включая реформу надзорного производства, которые  могут проводиться в сотрудничестве с соответствующими органами Совета Европы,

     

    ПРИЗЫВАЕТ российские власти в приоритетном порядке провести реформу гражданского судопроизводства с тем, чтобы обеспечить полное соблюдение принципа правовой определенности, предусмотренного Конвенцией, в  свете прецедентного права Суда;

     

    ПОДДЕРЖИВАЕТ власти в стремлении обеспечить посредством этой реформы исправление судебных ошибок в рамках обычного апелляционного и (или) кассационного производства до того, как постановления станут окончательными, и предоставить соответствующим судам достаточные средства и полномочия для лучшего исполнения ими своих обязанностей;

     

    ПОДДЕРЖИВАЕТ власти в ожидании этой всеобъемлющей реформы рассмотреть возможность принятия временных мер, ограничивающих, насколько это возможно, риск новых подобных нарушений Конвенции, и, в частности:

     

    - постепенно продолжать ограничивать использование надзорного производства, в частности, путем сокращения сроков подачи надзорных жалоб и ограничения допустимых оснований для подачи жалобы, касающихся наиболее серьезных нарушений закона;

    - обеспечить соблюдение в надзорном производстве требований справедливого судопроизводства, в частности принципов состязательности, равенства сторон и т.п.;

    - упростить действующее надзорное производство в целях его ускорения;

    - ограничить, насколько это возможно, количество надзорных жалоб, которые могут быть поданы в рамках одного и того же дела;

    - препятствовать злоупотреблениям в использовании надзорных жалоб и их подаче по несерьезным поводам, что равнозначно скрытой апелляции, мотивированной несогласием с оценкой, данной нижестоящими судами в пределах их компетенции и в соответствии с законом;

    - принять меры, побуждающие стороны к адекватному использованию,  насколько это возможно, ныне доступного кассационного обжалования с тем, чтобы обеспечить исправление судебных ошибок до того, как постановление суда станет окончательным и обязательным для исполнения;

               

    ПРИГЛАШАЕТ компетентные российские власти:

     

    - обеспечить широкое распространение настоящей Промежуточной Резолюции в российском правительстве, парламенте и судебных органах;

    - представить, в течение года, план действий по принятию и применению мер общего характера, требуемых для предотвращения новых нарушений требования правовой определенности;

               

    НАМЕРЕН возобновить рассмотрение данного вопроса в контексте соответствующих постановлений Суда в течение первых шести месяцев 2007 г.

     

    Приложение к Резолюции ResDH(2006)1

     

    Информация, представленная Правительством Российской Федерации Комитету министров во время рассмотрения дела Рябых

     

    Принятые меры

     

    Правительство полностью осознало структурные проблемы, выявленных в постановлении по делу Рябых, с тех пор, как аналогичные жалобы были коммуницированы Судом российским властям. Поэтому надзорное производство было радикально изменено посредством введения нового Гражданско-процессуального кодекса, принятого 14 ноября 2002 г., за шесть месяцев до вынесения постановления по делу Рябых.

     

    Новый Кодекс (который вступил в силу 1 февраля 2003 г.) внес два основных изменения:

     

    - круг лиц, имеющих право подать надзорную жалобу, был сужен до сторон по делу и лиц, чьи правовые интересы затронуты оспариваемым судебным постановлением (п. 1 ст. 376);

    - срок, в течение которого возможна подача надзорной жалобы, был ограничен до одного года (п. 2 ст. 376);

     

    Более того, власти опубликовали постановление по делу Рябых (на русском языке) в «Журнале российского права» (№ 5(89), 2004), который регулярно рассылается российским судам и другим соответствующим органам. Постановление также было опубликовано в ряде российских правовых журналов и базах данных в Интернете, что обеспечивает доступ к нему для властей и общественности.

     

    Российский Конституционный Суд принял во внимание постановление по делу Рябых в своем определении, в котором он осудил существующее в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях неравенство сторон на стадии надзорного производства ввиду того, что надзорное представление прокурора не было передано другой стороне для комментариев (определение от 12.04.2004 г., № 113-О, §§ 3.3-3.4). Несмотря на то, что это определение не касается гражданского процесса, который был предметом жалобы в деле Рябых, оно указывает на стремление Конституционного Суда предотвращать новые аналогичные нарушения Конвенции в других сферах.

     

    Другие возможные реформы

     

    Российские власти полагают, что новый Кодекс значительно приблизил надзорное производство к стандарту требования правовой определенности, предусмотренного Конвенцией. Они, однако, признают, что Кодекс может не решить все проблемы, и  сомневаются относительно достаточности принятых для предотвращения новых аналогичных нарушений этого требования мер. Таким образом, российские власти серьезно отнеслись к приглашению Комитета продолжить реформу надзорного производства и приступили к анализу последующих возможных реформ.

     

    В контексте этого анализа Совет Европы и российские власти совместно организовали 21-22 февраля 2005 г. в Страсбурге семинар на высшем уровне с участием представителей российских высших судов, исполнительной власти, прокуратуры и адвокатуры. Семинар предоставил возможность для уникального и конструктивного обмена мнениями между основными представителями российского правового сообщества и Совета Европы, а также для анализа существующей практики применения надзорного производства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе в свете требований Конвенции. Был отмечен прогресс, достигнутый на данном этапе в реформе надзорного производства, и определены оставшиеся нерешенными вопросы, особенно в сфере гражданского процесса. Итоги семинара вместе с другими избранными материалами опубликованы на Интернет-сайте Комитета министров (документ CM/Inf/DH(2005)20).

     

    Российские власти подчеркивают, что успех реформы надзорного производства в гражданских делах зависит от параллельно предпринимаемых мер по улучшению качества судебных постановлений, принимаемых судами первой и второй инстанций. Они согласны, что в эффективной судебной системе любые ошибки и недостатки должны быть в первую очередь рассмотрены в рамках обычного апелляционного и (или) кассационного производства до того, как судебное постановление станет окончательным и обязательным для исполнения. Поэтому одной из основных целей реформы будет предоставление судам достаточных полномочий и средств для лучшего исполнения ими своих обязанностей с тем, чтобы ограничить необходимость исправления судебных ошибок посредством использования процедуры пересмотра постановлений, вступивших в законную силу и обязательных для исполнения .

     

    Подготовка плана действий

     

    Российские власти обязуются информировать Комитет министров о результатах продолжающегося анализа и представить, в течение одного года, план действий относительно  дальнейших реформ надзорного производства в Российской Федерации с тем, чтобы оно полностью удовлетворяло требованиям Конвенции и постановлениям Суда.

     

    Новинки

    А. Л. Бурков «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010

    А. Л. Бурков "Влияние Европейской конвенции по правам человека на Российское право" (Stuttgart: ibidem-Verlag, 2007)

    Шестое издание "Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России"

    Пятое издание "Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека"

    Четвертое издание "Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты, российское законодательство и правоприменительная практика"

    Третье издание "Право на свободу и личную неприкосновенность: европейские стандарты и российская практика"

    Второе издание "Европейские стандарты права на справедливое судебное разбирательство и российская практика"

    Первое издание "Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства"

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск