о нарушении принципа правовой определенности надзорным производством в
гражданском процессе в Российской Федерации – принятые общие меры и нерешенные
вопросы
Постановления Европейского Суда по
делам Рябых (24 июля 2003 г.) и Волковой
(5 апреля 2005 г.)
(Принята Комитетом министров 8
февраля 2006 г. на 955 заседании постоянных представителей министров)
Комитет министров, в соответствии с
положениями пункта 2 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (далее – «Конвенция);
Принимая во внимание постановления
Европейского Суда по правам человека от 24 июля 2003 г. по делу Рябых (жалоба
№ 52854/99) и от 5 апреля 2005 г. по делу Волковой (жалоба № 48758/99),
касающиеся отмены Президиумами двух областных судов окончательных судебных
постановлений, вынесенных в пользу заявительниц, по надзорным протестам,
поданным Председателями указанных судов на основании ст. ст. 319 и 320
действовавшего в то время Гражданско-процессуального кодекса;
Поскольку в своих постановлениях от
24 июля 2003 г. и от 5 апреля 2005 г. Суд единогласно признал, что в результате
пересмотра окончательных и юридически обязательных судебных постановлений в
порядке надзора было допущено нарушение ст. 6 § 1 Конвенции в части нарушения
принципа правовой определенности и, соответственно, права заявительниц на доступ
к суду;
Напоминая об обязательствах каждого
государства согласно ст. 46 § 1 Конвенции исполнять постановления Суда, включая
принятие мер общего характера в целях предотвращения новых нарушений Конвенции,
аналогичных тем, которые уже установлены Судом;
Подчеркивая необходимость быстрого
принятия таких мер в делах, подобных данным, поскольку в них выявлена
структурная проблема, которая может привести к многочисленным сходным нарушениям
Конвенции;
На основании Правил применения ст. 46
§ 2 Конвенции, принятые Комитетом министров;
Предложив Российской Федерации
представить информацию об уже принятых или принимающихся вследствие данного
постановления мерах;
Информация, представленная властями
Российской Федерации:
Изучив информацию, представленную
властями Российской Федерации, относительно мер, принятых для предотвращения
новых подобных нарушений (данная информация изложена в приложении к настоящей
Резолюции);
Оценка Комитета Министров:
Приветствуя реформу надзорного
производства, введенную новым Гражданско-процессуальным кодексом, вступившим в
силу 1 февраля 2003 г.;
Отмечая с удовлетворением, в
частности, что некоторые проблемы, лежащие в основе нарушений, установленных в
настоящих делах, были таким образом разрешены, в частности, путем:
- признания права возбуждать
надзорное производство только за сторонами по делу и лицами, чьи интересы были
затронуты оспариваемым постановлением (п. 1 ст. 376);
- ограничения срока на подачу жалобы
в порядке надзора до одного года (п. 2 ст. 376);
Принимая, однако, во внимание, что
остаются сомнения в том, действительно ли действующее сегодня надзорное
производство способно эффективно предотвратить новые нарушения требования
правовой определенности, предусмотренного Конвенцией;
Подчеркивая в этой связи, что,
несмотря на вышеуказанные позитивные изменения, существующая процедура все еще
не позволяет сторонам быть уверенным в том, что окончательные и обязательные для
исполнения судебные постановления не будут оспорены, и что последующая
неопределенность может продолжаться неопределенный период после подачи жалобы в
порядке надзора;
Отмечая с определенным пониманием,
что российские власти и значительная часть российского правового сообщества
считают необходимым на данный момент сохранить эту процедуру, поскольку она
представляется единственным реально доступным средством для исправления
многочисленных существенных ошибок и недостатков в судебных постановлениях,
вынесенных на местном и региональном уровнях;
Выражая, однако, особую озабоченность
тем фактом, что на региональном уровне один и тот же суд зачастую действует как
кассационная и затем как надзорная инстанция по одному и тому же делу, и
подчеркивая, что суду должна быть предоставлена возможность исправить все
недостатки постановлений нижестоящих судов в рамках одной инстанции с тем, чтобы
последующее обращение к надзорному производству являлось действительно
исключительной мерой, если вообще необходимой;
Подчеркивая, что обязательное и
подлежащее принудительному исполнению судебное постановление может быть
пересмотрено только в исключительных обстоятельствах, в то время как в
соответствии с действующим надзорным производством такое постановление может
быть отменено на основании любого материального или процессуального нарушения;
Подчеркивая, что в эффективной
судебной системе ошибки и недостатки в судебных постановлениях должны быть
исправлены в первую очередь в рамках обычного апелляционного и (или)
кассационного производства, до того как судебное постановление вступит в силу и
станет обязательным для исполнения, таким образом позволяя сторонам эффективно
ссылаться на окончательные судебные постановления;
Вследствие чего, принимая во
внимание, что ограничение пересмотра в порядке надзора обязательных и подлежащих
исполнению судебных постановлений исключительными обстоятельствами должно
происходить одновременно с усовершенствованием судебной системы и повышением
качества правосудия с тем, чтобы ограничить необходимость исправления судебных
ошибок, осуществляемого в настоящее время в надзорном производстве;
Приветствуя растущее понимание этих
двух аспектов проблемы в российских правовых кругах и отмечая с интересом
продолжающийся в Российской Федерации анализ дальнейших судебных реформ, включая
реформу надзорного производства, которые могут проводиться в сотрудничестве с
соответствующими органами Совета Европы,
ПРИЗЫВАЕТ российские власти в
приоритетном порядке провести реформу гражданского судопроизводства с тем, чтобы
обеспечить полное соблюдение принципа правовой определенности, предусмотренного
Конвенцией, в свете прецедентного права Суда;
ПОДДЕРЖИВАЕТ власти в стремлении
обеспечить посредством этой реформы исправление судебных ошибок в рамках
обычного апелляционного и (или) кассационного производства до того, как
постановления станут окончательными, и предоставить соответствующим судам
достаточные средства и полномочия для лучшего исполнения ими своих обязанностей;
ПОДДЕРЖИВАЕТ власти в ожидании этой
всеобъемлющей реформы рассмотреть возможность принятия временных мер,
ограничивающих, насколько это возможно, риск новых подобных нарушений Конвенции,
и, в частности:
- постепенно продолжать ограничивать
использование надзорного производства, в частности, путем сокращения сроков
подачи надзорных жалоб и ограничения допустимых оснований для подачи жалобы,
касающихся наиболее серьезных нарушений закона;
- обеспечить соблюдение в надзорном
производстве требований справедливого судопроизводства, в частности принципов
состязательности, равенства сторон и т.п.;
- упростить действующее надзорное
производство в целях его ускорения;
- ограничить, насколько это возможно,
количество надзорных жалоб, которые могут быть поданы в рамках одного и того же
дела;
- препятствовать злоупотреблениям в
использовании надзорных жалоб и их подаче по несерьезным поводам, что
равнозначно скрытой апелляции, мотивированной несогласием с оценкой, данной
нижестоящими судами в пределах их компетенции и в соответствии с законом;
- принять меры, побуждающие стороны к
адекватному использованию, насколько это возможно, ныне доступного
кассационного обжалования с тем, чтобы обеспечить исправление судебных ошибок до
того, как постановление суда станет окончательным и обязательным для исполнения;
ПРИГЛАШАЕТ компетентные российские
власти:
- обеспечить широкое распространение
настоящей Промежуточной Резолюции в российском правительстве, парламенте и
судебных органах;
- представить, в течение года, план
действий по принятию и применению мер общего характера, требуемых для
предотвращения новых нарушений требования правовой определенности;
НАМЕРЕН возобновить рассмотрение
данного вопроса в контексте соответствующих постановлений Суда в течение первых
шести месяцев 2007 г.
Приложение к Резолюции ResDH(2006)1
Информация, представленная
Правительством Российской Федерации Комитету министров во время рассмотрения
дела Рябых
Принятые меры
Правительство полностью осознало
структурные проблемы, выявленных в постановлении по делу Рябых, с тех пор, как
аналогичные жалобы были коммуницированы Судом российским властям. Поэтому
надзорное производство было радикально изменено посредством введения нового
Гражданско-процессуального кодекса, принятого 14 ноября 2002 г., за шесть
месяцев до вынесения постановления по делу Рябых.
Новый Кодекс (который вступил в силу
1 февраля 2003 г.) внес два основных изменения:
- круг лиц, имеющих право подать
надзорную жалобу, был сужен до сторон по делу и лиц, чьи правовые интересы
затронуты оспариваемым судебным постановлением (п. 1 ст. 376);
- срок, в течение которого возможна
подача надзорной жалобы, был ограничен до одного года (п. 2 ст. 376);
Более того, власти опубликовали
постановление по делу Рябых (на русском языке) в «Журнале российского права»
(№ 5(89), 2004), который регулярно рассылается российским судам и другим
соответствующим органам. Постановление также было опубликовано в ряде российских
правовых журналов и базах данных в Интернете, что обеспечивает доступ к нему для
властей и общественности.
Российский Конституционный Суд принял
во внимание постановление по делу Рябых в своем определении, в котором он осудил
существующее в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях
неравенство сторон на стадии надзорного производства ввиду того, что надзорное
представление прокурора не было передано другой стороне для комментариев
(определение от 12.04.2004 г., № 113-О, §§ 3.3-3.4). Несмотря на то, что это
определение не касается гражданского процесса, который был предметом жалобы в
деле Рябых, оно указывает на стремление Конституционного Суда предотвращать
новые аналогичные нарушения Конвенции в других сферах.
Другие возможные реформы
Российские власти полагают, что новый
Кодекс значительно приблизил надзорное производство к стандарту требования
правовой определенности, предусмотренного Конвенцией. Они, однако, признают, что
Кодекс может не решить все проблемы, и сомневаются относительно достаточности
принятых для предотвращения новых аналогичных нарушений этого требования мер.
Таким образом, российские власти серьезно отнеслись к приглашению Комитета
продолжить реформу надзорного производства и приступили к анализу последующих
возможных реформ.
В контексте этого анализа Совет
Европы и российские власти совместно организовали 21-22 февраля 2005 г. в
Страсбурге семинар на высшем уровне с участием представителей российских высших
судов, исполнительной власти, прокуратуры и адвокатуры. Семинар предоставил
возможность для уникального и конструктивного обмена мнениями между основными
представителями российского правового сообщества и Совета Европы, а также для
анализа существующей практики применения надзорного производства в уголовном,
гражданском и арбитражном процессе в свете требований Конвенции. Был отмечен
прогресс, достигнутый на данном этапе в реформе надзорного производства, и
определены оставшиеся нерешенными вопросы, особенно в сфере гражданского
процесса. Итоги семинара вместе с другими избранными материалами опубликованы на
Интернет-сайте Комитета министров (документ CM/Inf/DH(2005)20).
Российские власти подчеркивают, что
успех реформы надзорного производства в гражданских делах зависит от параллельно
предпринимаемых мер по улучшению качества судебных постановлений, принимаемых
судами первой и второй инстанций. Они согласны, что в эффективной судебной
системе любые ошибки и недостатки должны быть в первую очередь рассмотрены в
рамках обычного апелляционного и (или) кассационного производства до того, как
судебное постановление станет окончательным и обязательным для исполнения.
Поэтому одной из основных целей реформы будет предоставление судам достаточных
полномочий и средств для лучшего исполнения ими своих обязанностей с тем, чтобы
ограничить необходимость исправления судебных ошибок посредством использования
процедуры пересмотра постановлений, вступивших в законную силу и обязательных
для исполнения .
Подготовка плана действий
Российские власти обязуются
информировать Комитет министров о результатах продолжающегося анализа и
представить, в течение одного года, план действий относительно дальнейших
реформ надзорного производства в Российской Федерации с тем, чтобы оно полностью
удовлетворяло требованиям Конвенции и постановлениям Суда.