Главная

Вы здесь: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Документ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2001 года Нижнесалдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цеповой Л.А. народных заседателей Терентьевой Л.И. Голямнной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Топиро Нины Александровны на действия Министерства юстиции РФ и профсоюзного комитета ОАО "Салдинский металлургический завод» и положения Устава горно-металлургического профсоюза России,

УСТАНОВИЛ

С 15 августа 1984 года Топиро Нина Александровна работает на ОАО «СМЗ» в цехе рельсовых скреплений и с этого же времени до 23 октября 1999 года являлась членом профсоюзной организации Горно-металлургической промышленности России (далее ГМПР) Одновременно Топиро Н.А. является членом свободного профсоюза «Салдаавод». 17 октября 1999 года Топиро Н.А. обратилась в профсоюзную организацию ГМПР с заявлением о перечислении из ее заработной платы профсоюзных взносов, для того, чтобы подтвердить свое членство в указанной профорганизации. 23 октября 1999 года в перерегистрации Топиро Н.А. было отказано на основании п.п. 4.4. Устава ГМПР в редакции 7-8.02.1996г. (п.п. 4 2.2 Устава ГМПР в редакции от 10.02.2000г.), согласно которому «члены профсоюза … не могут быть на учете в других профсоюзах».

Топиро Н.А. обратилась в суд с указанной жалобой о признании недействительными п.п. 4.4 Устава ГМПР в ред. 7-8.02.1996г. и п.п. 4.2.2 Устава ГМПР в ред. 10-11.02.2000г., незаконными действия Министерства юстиции РФ по регистрации указанного устава, незаконными действий первичной профсоюзной организации об отказе в перерегистрации и исключении её из членов профсоюза. В обоснование своих требований истица пояснила, что указанные положения Уставов ГМПР противоречат ст. 30 Конституции РФ и ограничивают ее право на объедение и создание профессиональных союзов.

Представитель заявительницы действующая на основании доверенности № 027 от 28.03.2001 г. Ермилова Н.П. доводы Топиро Н.А. поддержала и пояснила, что спорные положения уставов противоречат Закону РФ «О профсоюзах», который запрещает дискриминацию по мотиву принадлежности к другой профсоюзной организации, а также нарушают нормы международного права, в частности Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод», Конвенции № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию». Отказ первичной профсоюзной организации ГМПР, действующей на ОАО «СМЗ», в перерегистрации и дальнейшее решение об исключении Топиро Н.А. являются незаконными, т к. нарушают ее право состоять в других профсоюзах. Зарегистрировав указанные уставы, Министерство юстиции РФ нарушило конституционное право заявительницы на объединение в профсоюзы.

ОпределениемНижнесалдинскогс городского суда от 18 декабря 2000 года производство по гражданскому делу по жалобе Топиро Н.А. было прекращено по п.1 ст.219 ГПК РСФСР. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 января 2001 года оно было отменено.

Представитель заинтересованного лица Горно-металлургического профсоюза России действующий на основании доверенности от 30 октября 2000 года № 06-ВТ-06/276 Куземка А.Ф. доводы жалобы не признал и пояснил, что спорные положения Уставов не нарушают конституционных прав Топиро Н.А. и не препятствуют заявительнице в создании своего профсоюза. Исключение из членов профсоюза произведено в соответствии с требованиям Устава, которому Топиро Н.А. обязана была подчиняться. В соответствии со ст. 6 ч 3 ФЗ «О общественных объединениях» члены общественного объединения в случае несоблюдения требований норм устава могут быть исключены в порядке, указанном в уставе. Устав ГМПР соответствует требованиям ФЗ «О профессиональных союзах», в частности ст.7 п.2.

Представитель первичной профсоюзной организации ГМПР, действующей на ОАО «СМЗ», председатель профкома Кулигина Н.Н. требования Топиро Н.А. также не признала и пояснила, что перерегистрация членов профсоюзной организации проводилась для уточнения ее численности и это никак не было связано с тем, что заявительница образовала свой свободный профсоюз. Вместе с тем, Кулигина Н.Н. пояснила, что членами профсоюза ГМПР на ОАО «СМЗ» становился автоматически каждый, с кем заключался трудовой договор, заявлений о принятии в профсоюзную организацию не подавали. Она также считает, что спорные положения Уставов не противоречат ни международному, ни федеральному законодательству.

В своем отзыве на жалобу представитель Министерства юстиции РФ руководитель Департамента по делам общественных и религиозных объединений Томаровский В.И. просил рассмотреть дело в их отсутствие и указал, что являются не надлежащим ответчиком по делу, т.к. Министерство юстиции осуществляет только лишь уведомительную регистрацию профсоюзов. ФЗ «О профессиональных союзах» в конкретной формене регулирует порядок приема в члены профсоюза, он устанавливается в уставе профсоюза.

Заслушав мнения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит жалобу Топиро Н.А. обоснованной, а ее требования подлежащими удовлетворению.

Ст.11 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» устанавливает: 1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничении на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил полиции или административных органов государства.

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции (ст. 17).

Конвенция № 87 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» устанавливает право трудящихся создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних (ст.2). При осуществлении прав, признанных за ними настоящей Конвенцией, трудящиеся и их соответственные организации должны соблюдать законность.

Статья 30 Конституции РФ закрепляет право каждого иметь право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантирует свободу деятельности общественных объединений. В соответствии с этой статьей никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

В силу ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях», принятого Государственной Думой 14 апреля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 17.05.97 N 78-ФЗ, от 19.07.98 N 112-ФЗ), право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - политических общественных объединений (политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений), профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. ст. 2. 7. 9 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профсоюзных организациях должны содержать в том числе условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза. Принадлежность или не принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

П. 4.2.2. Устава ГМПР в ред. от 10 11.02.2000 г. и п. 4.4 Устава ГМПР в предыдущей ред. от 7-8.02.1996г. ограничивает право членов профсоюза ГМПР состоять в нем условием следующего содержания: «Члены профсоюза состоят на учете в профсоюзной организации по месту основной работы или учебы и не могут быть на учете в других профсоюзах». Таким образом, спорные положения Уставов ГМПР, в действующей и предыдущей редакциях, устанавливают ограничения конституционных прав и свобод членов профсоюза ГМПР, а, следовательно, и Топиро Н.А., гарантируемых ст. 30 Конституции РФ. Кроме того, противоречит требованиям названных выше положений ФЗ «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах…», нарушая принцип запрещения дискриминации по признаку принадлежности или не принадлежности к профсоюзной организации, Конвенции № 87, предусматривающей единственное условие вступления в организацию - подчиненность уставу последней, а также требовании законности при осуществлении организациями своих прав.

Временные правила регистрации Уставов политических партий и иных общественных объединений в Министерстве юстиции РФ, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 сентября 1994 г. N 19-47-94-94, предусматривают право Министерства юстиции в необходимых случаях осуществлять проверку достоверности материалов, представленных для регистрации устава общественного объединения. Такая проверка предполагает: - истребование у обратившегося за регистрацией Устава общественного объединения дополнительных документов и других материалов: - получение объяснений от представителей общественного объединения и других заинтересованных лиц и организаций: - направление запросов в государственные органы и общественные организации;- получение заключений государственных и общественных организаций, а также специалистов по возникшим вопросам; - выезд специалистов Министерства юстиции по месту нахождения руководящего органа общественного объединения для изучения необходимых документов и проведения соответствующей проверки и т.д. По результатам рассмотрения заявления Министерством юстиции принимается одно из следующих решений: о регистрации устава; об отказе в регистрации устава; об оставлении заявления без рассмотрения (п.п.19,20).

Такимобразом,зарегистрировавУставГМПР,п.4.2.2.которогонесоответствует КонституцииРФ,нормамдействующегозаконодательства,Министерствоюстиции ограничило тем самым права Топиро Н.А. на свободу объединений в профессиональные союзы. Следовательно, такая регистрация не может быть признана законной.

Не являются законными и действия и решения первичной профсоюзной организации ГМПР, действующей на ОАО «СМЗ» по отказу в перерегистрации Топиро Н.А. и исключению ее из членов профсоюза по приведенным выше основаниям. Как усматривается из материалов дела, на заявлении Топиро Н.А. о перечислении членских профсоюзных взносов из заработной платы имеются резолюции председателя цехового комитета профсоюза Моршинина Ю В об отказе согласно п. 4.4 Устава ГМПР со ссылкой на протокол № 26 от 23.10.1999г. и председателя профкома ОАО «СМЗ» Поединщикова о согласии с решением цехкома.

Из выписки протокола №26 заседания цехового комитета ЦРС от 23.10.1999г. следует, что ТопироНА отказано в приеме в члены профсоюза, согласно ст. 4 Устава ГМПР. Согласно выписке из протокола №13 заседания профкома ОАО «СМЗ» от 08.06.2000г. Топиро Н.А. исключена из членов профсоюз за нарушение Устава ГМПР. Из пояснений председателя профкома Кулигиной Н.Н. следует, что последним решением исправлена ошибка комитета и решение приведено в соответствие с Уставом.

Кроме того, оспариваемые действия первичной профсоюзной организации являются незаконными и по другому основанию, а именно, как следствие признания недействительными положений Устава, в соответствии с которыми они были совершены.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 21.12.1993 г. (в ред. 25.05.2000г.) гражданами могут быть обжалованы в суд любые действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений или должностных лиц, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации либо в отношениикоторых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Устав ГМПР является нормативным правовым актом, рассмотрение спора о котором подсудно суду общей юрисдикции.

руководствуясь ст.ст. 239.6. 239.7 и 282 ГПК РСФСР, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Топиро Нины Александровны удовлетворить полностью.

Признать недействительным пункт 4.4.Устава горно-металлургического профсоюза России в редакции от 07.08.1996г. с момента утверждения.

Признать недействительным абз.1 пункта 4.2.2 Устава горно-металлургического профсоюза России в редакции от 10-П февраля 2000 года с момента утверждения.

Признать незаконными действия первичной профсоюзной организации горно-металлургического профсоюза России, действующей на ОАО "Салдинский металлургический авод" об отказе в перерегистрации и исключении из члена профсоюза.

Признать незаконными действия Министерства юстиции РФ по регистрации Устава горно-металлургическою профсоюза России с момента регистрации.

Признание судом недействительными указанных правовых актов означает, что они не порождают правовых последствий с момента их утверждения и издания.

Судебные расходы отнести за счет государства.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.

Судья Цепова Л.А.

Народные заседатели Тереньтьева Л.И., Голямина С.Г.

Определением Свердловского областного суда от 12 июля 2001 года отменено полностью.

Вы здесь: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Документ


Главная