РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего -
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Габидуллиной Ф.К., Юнусовой Г.Ф., Кабировой Ф.М., Муратовой Г.Ш., Гамировой Г.Г., Латыповой Р.Г., Камаловой М.З., Шафигуллиной Г.Г., Хайруллиной Г.А., Хатбуллиной Г.М. об оспаривании пункта 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605, в части слов "без головного убора", установил: Заявители Габидуллина Фатыма Касымовна, Юнусова Гульчачак Фархутдиновна, Кабирова Флюра Мирзиевна, Муратова Галия Шакировна, Гамирова Гульсина Гайнетдиновна, Латыпова Роза Григорьевна, Камалова Миннесавия Зияевна, Шафигуллина Гульсум Гумаровна, Хайруллина Гульбике Ахатовна, Хатбуллина Галия Мисхатовна обратились в Нижнекамский городской суд с жалобой об обязании МВД России изменить пункт 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации. Определением Нижнекамского горсуда Республики Татарстан от 4 января 2003 г. гражданское дело направлено по подсудности в Верховный Суд Российской Федерации, т.к. заявители по сути не обжалуют действия заинтересованного лица, а оспаривают нормативный правовой акт. Дело принято к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции. В суде заявители Габидуллина Ф.К., Латыпова Р.Г., представители заявителей Загидулла Ф.Н., Идиятуллин Р.Р., Нуреева Г.Ф., Фатхуллина З.Н. поддержали жалобу и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, нормам международного права, ограничивает их право исповедовать любую религию и действовать в соответствии с нею. Между тем ограничение гражданских прав возможно только федеральным законом. Представители заинтересованного лица МВД России Быченкова И.В., Черкашина И.И., Фатин В.В. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, гражданские права и охраняемые законом интересы граждан не ограничивает, издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти. Представитель заинтересованного лица Минюста России Обушенко Л.А. пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт федерального органа государственной власти, как затрагивающий права, свободы и законные интересы граждан, прошел государственную регистрацию и не противоречит законодательству Российской Федерации. Выслушав объяснения заявителей Габидуллиной Ф.К., Латыповой Р.Г., представителей заявителей Загидуллы Ф.Н., Идиятуллина Р.Р., Нуреевой Г.Ф., Фатхуллиной З.Н., представителей заинтересованных лиц МВД России Быченковой И.В., Черкашиной И.И., Фатина В.В., Минюста России Обушенко Л.А., пояснения специалистов Галиуллина З.Ш., Пороховой В.М., Макарова Д.В., Сафиуллина Ф.Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября
1997 г. N 605 утверждена Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения
паспортов гражданина Российской Федерации.
Для получения паспорта гражданин представляет соответствующим должностным лицам заявление о выдаче (замене) паспорта, свидетельство о рождении либо другой документ, а также согласно пункту 14.3 Инструкции две личные фотографии в черно-белом исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (у граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол). В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных
прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего
федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина
Российской Федерации на территории Российской Федерации, Президент Российской
Федерации 13 марта 1997 г. издал Указ N 232 "Об основном документе, удостоверяющем
личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждены: Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимых для оформления паспорта, устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий
государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина,
охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации не принято. При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителей о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан с превышением компетенции федерального органа государственной власти. Не основаны на законе ссылки заявителей о нарушении пунктом 14.3 Инструкции
их религиозных прав.
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений приняло Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Настоящий Федеральный закон право на свободу совести и свободу вероисповедания определяет как право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (статья 3). Предусмотренное Инструкцией требование к образцу личной фотографии на основной документ, удостоверяющий личность гражданина, не может рассматриваться как нарушение права гражданина свободно исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Из заключения Совета муфтиев России, представленного суду, а также консультации
специалистов Галиуллина З.Ш., Пороховой В.М., Макарова Д.В. следует, что
одним из обязательных положений религиозной практики как для женщин-мусульманок,
так и христианок является покрытие волос.
Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает правил поведения и ношения предметов туалета какой-либо группе граждан или гражданину в зависимости от вероисповедания, не вторгается в права человека свободно исповедовать любую религию, выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. По объяснениям представителей заинтересованного лица МВД России Быченковой И.В., Черкашиной И.И., предусмотренное п. 14.3 Инструкции предписание о личной фотографии с четким изображением лица в анфас без головного убора обусловлено необходимостью содержания максимального количества идентификационных признаков человека, т.к. фотография является частью документа, удостоверяющего личность гражданина по визуальным признакам. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека устанавливают, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков. Ношение верующими женщинами - мусульманками платка для покрытия волос оспариваемым нормативным правовым актом не запрещается. Федеральный орган государственной власти в Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации определил единые требования к образцу фотографии лица независимо от того, какую религию исповедует гражданин. С учетом изложенного суд считает несостоятельными ссылки заявителей о нарушении их религиозных прав и дискриминации по религиозному признаку вопреки нормам международного права. Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, поданная жалоба не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: жалобу Габидуллиной Ф.К., Юнусовой Г.Ф., Кабировой Ф.М., Муратовой Г.Ш., Гамировой Г.Г., Латыповой Р.Г., Камаловой М.З., Шафигуллиной Г.Г., Хайруллиной Г.А., Хатбуллиной Г.М. об оспаривании пункта 14.3 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605, в части слов "без головного убора", оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Председательствующий -
|