С.
Беляев. Кто творит произвол. // Хроника МХГ № 4, 2004
http://www.mhg.ru/publications/3ABF285
Общественное объединение «Сутяжник» в конце прошлого года подготовило
документ, в котором названы конкретные инстанции, грубо нарушающие права
человека и игнорирующие действующее российское законодательство (которое,
правда, само по себе далеко не совершенно). Среди этих инстанций не последнее
место занимает судебная власть, то есть, по идее, главный защитник справедливости.
Факты, представленные «Сутяжником», предлагаем вниманию читателей.
Окончание, начало в № 3 (111) за
2004 г.
Как законодатели нарушают законы
Председатель Свердловского областного суда участвует в работе Законодательного
собрания, не являясь депутатом. Между тем, ст.10 Конституции РФ провозгласила
принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную,
каждая из которых признана самостоятельной. Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ» также закрепил принцип разделения
государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в
целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения
всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной
власти либо должностного лица. Кроме того, п. 1 ст. 4 указанного Закона
закрепил положение, согласно которому законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта РФ является единственным органом
законодательной власти субъекта Российской Федерации.
В то же время, на территории Свердловской области Законодательным собранием
принят и действует Регламент совместного заседания палат Законодательного
собрания. В соответствии с п. 1 ст. 14 Регламента право выступления на
совместном заседании палат Законодательного собрания принадлежит в том
числе и судьям Уставного суда Свердловской области, представителям Свердловского
областного суда, Арбитражного суда Свердловской области, Прокуратуры Свердловской
области, Управления юстиции Свердловской области.
Таким образом, Регламентом право участвовать в работе Законодательного
собрания (более того, выступать на заседаниях) предоставлено лицам, не
являющимся депутатами, то есть избранными представителями. Это нарушает
принцип разделения властей и делает возможным оказание влияния на принимаемые
органом законодательной власти решения. Такое влияние уже имело место,
например, 18 июля 2002 г. на совместном заседании палат Законодательного
собрания Свердловской области, где решался вопрос об утверждении представителей
общественности в Квалификационную коллегию судей Свердловской области.
Городская Дума не знакомит граждан со своими решениями
В силу ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
должны быть опубликованы для всеобщего сведения.
Ст. 3 (пункт 6) Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность
получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности
органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Екатеринбургская городская Дума в силу ст. 14 Устава города Екатеринбурга
принимает «Общеобязательные правила по предметам ведения города Екатеринбурга»,
которые затрагивают права и законные интересы жителей города Екатеринбурга
в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, транспортного
обеспечения города и так далее. Однако ознакомиться с текстом гражданам
очень трудно.
Источником официального опубликования является «Вестник Екатеринбургской
городской Думы», который издается тиражом 500 экземпляров. В Екатеринбурге
по результатам официальной переписи населения 2002 г. проживает 1 293 000
человек. Фактически же (включая граждан, не участвовавших в переписи, проживающих
нелегально, гостей города) в Екатеринбурге проживает более 1 500 000 человек.
Таким образом, на 3000 человек приходится один номер «Вестника». Но даже
такое незначительное количество экземпляров не доходит до граждан, так
как данные экземпляры не поступают в розничную продажу и не рассылаются
по подписке, даже в публичные библиотеки поступает ничтожно малое количество
экземпляров (1 или 2 библиотеки в городе имеют большую часть выпусков).
Практически весь тираж распространяется по рассылке среди чиновников.
Льготы отменяются
28 ноября 2002 г. Ленинский районный суд Екатеринбурга вынес решение
о признании Постановления главы города в части ограничения прав граждан
на предоставление льгот в коммерческом транспорте, предусмотренных федеральным
законодательством, недействительным.
Однако это судебное решение не исполняется уже более года. В большинстве
коммерческих автобусов бесплатный проезд тем категориям граждан, которым
такое право предоставлено федеральным законодательством, не предоставляется.
Администрация города предоставляет частным транспортным организациям право
на перевозку пассажиров в общественном коммерческом транспорте без обязанности
предоставлять на этом виде транспорта федеральные льготы. Никакого контроля
за частными перевозчиками не ведется, хотя создан специальный Комитет по
транспорту и связи администрации города Екатеринбурга.
В связи с этим, несколькими гражданами города были поданы заявления
в районные суды с требованием признать действия администрации города незаконными
в части предоставления права перевозить пассажиров без обязанности предоставлять
льготы определенным категориям граждан. Суды обычно не принимают такие
заявления, а если и принимают, то оставляют без рассмотрения. При этом
они ссылаются на то, что Постановление об ограничении права на получение
льгот в общественном транспорте было признанно судом незаконным, и решение
вступило в законную силу. Кассационная инстанция также не дает «хода» данной
категории дел, теперь жалоба подана в надзорную инстанцию.
Следующим шагом по защите прав пассажиров будет обжалование действий
конкретного перевозчика, то есть, конкретной транспортной организации,
которая не предоставляет пассажирам льгот, предусмотренных федеральным
законодательством.
Медицинские документы закрыты
Одним из постоянно встречающихся на практике нарушений прав пациентов
психиатрических стационаров является отказ администрации психиатрического
учреждения в предоставлении пациенту в период лечения или после него медицинских
документов, ставших основанием для помещения в стационар.
Федеральный закон «О психиатрической помощи…» устанавливает, что «все
лица, страдающие психическими расстройствами, имеют право на получение
информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом
их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических
расстройств и применяемых методах лечения». Врачи постоянно используют
эту статью как основание для отказа в предоставлении письменных документов
для ознакомления и копирования, поскольку понятие «в доступной форме» толкуют
исключительно как устное объяснение пациенту и обосновывают необходимостью
соблюдения врачебной тайны.
Отказ лицу в праве получить копии медицинских документов о состоянии
своего здоровья полностью лишает лицо возможности консультироваться с другими
специалистами в области психиатрии и даже общей терапии, так как в случае
лечения от побочного воздействия препаратов пациент даже не может объяснить,
чем его лечили. Тем самым нарушается право, предусмотренное ч. 4 ст. 1
«основ законодательства об охране здоровья граждан» («гражданин имеет право
непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать по ней
консультации других специалистов»), конституционное право на получение
информации, затрагивающей права и свободы (ст. 24 Конституции).
Трудности при получении зарплаты
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается
работнику, как правило, по месту его работы, и только в виде исключения
по личному заявлению работника может быть перечислена на указанный им счет
в банке. На основании распоряжения главы г. Екатеринбурга № 586-р «О переводе
на систему безналичных расчетов с использованием банковских карт получателей
средств городского бюджета» все работники, получающие заработную плату
за счет средств бюджета, были переведены на безналичную систему получения
заработной платы путем перечисления на счет в екатеринбургском муниципальном
или ином банке. Данное постановление противоречит ст. 136 Трудового кодекса
РФ, создает значительные неудобства для работников и вынуждает работодателей
– муниципальные унитарные предприятия – идти на нарушение трудового законодательства:
работники вынуждены для получения зарплаты специально выбирать время, ехать
в банк, отстаивать очередь в день получения зарплаты, в некоторых случаях
выплачивать процент за операции по счету (размер зависит от банка, в котором
открыт счет). Работодатель же вынужден нарушать ст. 57 Трудового кодекса
РФ, согласно которой существенные условия труда могут быть отменены только
по соглашению сторон, а условия оплаты труда (в том числе и место получения
заработной платы) являются существенным условием трудового договора. Изменяя
существенные условия трудового договора в одностороннем порядке, работодатель
идет на нарушение трудового законодательства.
Удобства людей никого не интересуют
Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью,
а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина –
обязанностью государства. В качестве одной из основных гарантий выступает
гарантия охраны здоровья граждан.
Одним из главных условий реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, которое, среди прочего, реализуется посредством
установления санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации производственных,
общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
Так, при эксплуатации вышеперечисленных объектов в соответствии с законодательством
РФ должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические)
мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта
и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми
актами.
Однако на территории Свердловской области указанные нормы повсеместно
нарушаются. Так, например, на железнодорожных вокзалах нет бесплатных туалетов,
в то время как железная дорога в соответствии с Санитарными правилами по
организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте обязана
размещать уборные (туалеты) общего пользования в пассажирском здании, а
уже дополнительно и в зависимости от местных условий железной дороге рекомендовано
устанавливать дополнительные туалеты на привокзальной площади и на платформах.
Вместо организации бесплатных туалетов на вокзалах хорошо действует система
извлечения прибыли посредством организации платных туалетов.
Кроме того, даже при наличии мест общественного пользования железная
дорога не выполняет возложенную на нее обязанность по информированию граждан
об их местоположении – на территории вокзалов нет никаких указателей, нет
сообщений посредством громкоговорящей связи и так далее. Таким образом,
налицо явное нарушение не только законодательства о санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, но и Конституции РФ.
Сергей Беляев, ОО «Сутяжник», Екатеринбург
|