Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Судебное оспаривание нормативных актов
  • Новости
  • Законодательство
  • Судебная практика
  • Заключения о возможности обращения в суд
  • Понятовский против Правительства
  • Литература
  • Лекции

    Потенциальные заявители в cуд! Если Вы считаете, что Ваши права были нарушены, или помогаете другому человеку, чьи права были нарушены, и при этом хотели бы получить консультацию о порядке обращения в с заявлением в суд об оспаривании нормативного акта, юристы общественного объединения «Сутяжник» готовы помочь Вам. Свяжитесь с нами по Интрнету или обычной почте

    Идея А.Л. Буркова.  Создание обучающего портала стало возможным благодаря поддержке индивидуального исследовательского проекта А.Л. Буркова "Судебная защита прав граждан от незаконных нормативных актов" Фондом Макартуров, а также благодаря поддержке тем же фондом проекта ОО Сутяжник "Заочная школа правозащитника"

  • Обращение в суд о признании неконституционными, нарушающим мои права и свободы, противоречащими правовой позиции Конституционного Суда РФ положений статей 31 и 35 Устава ХМАО в части изменения порядка выборов и назначения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также условий роспуска Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Президентом РФ

    Я являюсь жителем г. Урай, входящего Ханты -Мансийский автономный округ-Югра (далее ХМАО). 27 марта 2005 года истекал пятилетний срок полномочий губернатора ХМАО и должны были быть назначены новые выборы. Я рассчитывал выдвинуть свою кандидатуру на эти выборы, голосовать за новую власть.

    В декабре 2004 года Дума ХМАО приняла поправки к Уставу ХМАО О принятии данных поправок я узнал 27 июня 2005 года при подготовке заявления в суд ХМАО о признании незаконными бездействия избирательной комиссии по не назначению выборов губернатора ХМАО. Я обнаружил, что в него были внесены изменения по порядку выборов и назначения Губернатора ХМАО, а также условий роспуска Думы ХМАО.

    Так статьей 33 Устава ХМАО установлен порядок наделения полномочиями Губернатора ХМАО

    1. Гражданин РФ наделяется полномочиями Губернатора ХМАО по представлению Президента РФ Думой ХМАО в порядке, предусмотренном федеральным законом и Уставом ХМАО.
    2. Предложение о кандидатуре Губернатора ХМАО в соответствии с федеральным законом вносится в Думу автономного округа Президентом РФ в срок, установленный федеральным законом.

    Дума автономного округа рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Губернатора автономного округа в срок, установленный федеральным законом, и принимает решение в порядке и в сроки, установленные федеральным законом.
    Процедура рассмотрения Думой автономного округа вопроса о наделении гражданина РФ полномочиями Губернатора автономного округа устанавливается Регламентом Думы автономного округа. Решение Думы автономного округа о наделении гражданина РФ полномочиями Губернатора автономного округа считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы автономного округа.

    Статьей 35 предусмотрено досрочное прекращение полномочий Губернатора ХМАО в случаях:

    9) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Статьей 31 Устава предусмотрено досрочное прекращение полномочий Думы ХМАО в случаях:
    4) роспуска указанного органа по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

    Считаю, что данные изменения нарушают принцип федерализма, а также мои Конституционные права избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право). Согласно ст. 71 Конституции определение порядка выборов главы исполнительной власти в субъектах Федерации не находится в ведении Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые в них органы государственной власти.
    Президент РФ не наделен правом вносить кандидатуры глав субъекта в представительный орган власти субъекта, а также распускать представительный орган субъекта Федерации ни при каких обстоятельствах. Однако такие положения внесли в Устав ХМАО Дума ХМАО

    Согласно п.1 главы 32 "Конституции РФ" "Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...". Текст Конституции не содержит изъятий уровней власти или должностей, на которые не распространяется избирательное право граждан.

    Согласно Конституции РФ "Права и свободы граждан являются непосредственно действующими" (ст. 18), "Основные права и свободы граждан неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ст. 17 п.2 Конституции РФ).

    Конституционный Суд РФ в ряде своих решений, исходя из конституционного принципа единства государственной власти, требует, чтобы субъекты. РФ исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, прежде всего соблюдая принцип разделения властей. Поскольку, согласно Конституции России, законодательная и исполнительная ветви вла-сти являются самостоятельными, Суд считает недопустимым выход за пределы, предусмотренные ею, закреплять в Уставе нор-мы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. Это противоречит статье 77 (часть 2) Конституции России, так как создает препятствия для реализации ее положения о том, что по определенным полномочиям федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти.

    Эту правовую позицию Конституционный Суд сформулировал в Постановлениях от 18 января и от 1 февраля 1996 года по делам о проверке конституционности отдельных положений Устава Алтайского края и Устава Читинской области 25 и подтвердил в Постановлении от 10 декабря В 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Тамбовской области Конституционный суд определил, что структура, порядок формирования, полномочия и организация работы структурных подразделений Администрации области могут устанавливаться не только федеральным, но и областным законодательством, при условии, что этим регулированием обеспечивается действие принципа раз-деления властей и самостоятельности органов законодательной и исполнительной власти.

    В частности, было отмечено, что законодательное определение схемы управления областью, структуры органов администрации области, порядка организации и деятельности исполнительного органа власти соответствует конституционным задачам законодательного органа исключает для исполнительной власти возможности на основе установленного (законодательным органом) порядка принимать собственные правовые акты конкретизирующего, подзаконного характера; что законодательный орган может наделяться правом участвовать в назначении на должность отдельных руководителей органов исполнительной власти, но такое участие не должно быть чрезмерным, разрушающим систему сдержек и противовесов, представляющим собой вмешательство в порядок избрания главы исполнительной власти всенародным голосованием и освобождения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации - главы исполнительной власти, несущего ответственность за ее деятельность.

    Конституция РФ не содержит конкретного указания в отношении порядка избрания главы исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, однако в части 2 статьи 11 Конституции сказано, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, по мнению Конституционного Суда, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно.
    Дума ХМАО в Уставе установила непрямое избрание высшего должностного лица - главы администрации и превратилась в избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей. Согласно правовой позиции Конституционного Суда, избранный в таком порядке глава администрации не может считаться легитимным независимым представителем исполнительной власти, поскольку ни законодательная, ни исполнительная власть не вправе определять одна для другой ее представителя, в том числе в федеральных органах; избрание главы исполнительного органа законодательным органом подменяет прямое волеизъявление избирателей.

    Конституционный Суд также пришел к выводу, что досрочное освобождение от должности главы администрации за неправомерные действия не противоречит Конституции России при условии, что неправомерность этих действий подтверждается вступившим в силу решением суда и законодатель вправе учредить в отношении избранного всенародным голосованием высшего должностного лица органа исполнительной власти субъекта Федерации институт отзыва в качестве одной из форм непосредственной демократии. Однако данный институт не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и, в конечном счете, самой демократии. Следовательно, Дума ХМАО не имела права искать сам смысл выборов.

    Я не делегировал Думе ХМАО своего пассивного избирательного права по назначению Губернатора ХМАО. Федеральный законодатель не имеет полномочий вторгаться в исключительную компетенцию субъекта Федерации и устанавливать субъектам Федерации порядок избрания и назначения органов власти, отличный от принципов, установленных Конституцией РФ.
    Установление в Уставе ХМАО иного порядка избрания Губернатора ХМАО, отстранения его от власти, роспуск представительного органа субъекта Федерации игнорируя мнение населения субъекта Федерации, являются антиконституционными действиями, прямой узурпацией моего конституционного избирательного права и государственным преступлением.

    Положения первой главы Конституции РФ не могут быть изменены ни Федеральным законом, ни решением представительного органа субъекта Федерация. Статья 55 ч.2 "Конституции РФ" гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Право граждан участвовать в периодически проводимых выборах закреплено в целом ряде международно-правовых документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Решение Думы по наделению полномочиями Губернатора округа на основе представления Президента РФ и роспуск Думы округа помимо моей воли по решению Президента РФ, а не на основании Конституции России и результатов всенародных выборов, нарушает мои избирательные права, противоречит правовой позиции Конституционного суда, постановления которого являются окончательными и обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации и законодатель не вправе преодолевать правовую позицию Конституционного Суда выраженную однажды в постановлении принятом по аналогичному вопросу.

    Полагаю, что депутаты предали интересы избравшего их народа и явились соучастниками заговора по узурпации власти Президентом Путиным из страха быть распущенными если они выступят против воли Путина, возрождающего тоталитарное государство.
    На основании изложенного, руководствуясь ст. 3, 17, 18, 32, 55, 77 Конституции РФ

    ПРОШУ

    признать неконституционными, нарушающим мои права и свободы, противоречащими правовой позиции Конституционного Суда РФ положения статей 31 и 35 Устава ХМАО внесенные в период январь-февраль 2005 года Думой ХМАО в части изменения порядка выборов и назначения Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа- Югры, а также условий роспуска Думы Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Президентом РФ

    запросить в Думе ХМАО в Ханты - Мансийского автономного округа- Югры

    снизить размер уплаты госпошлины за заявление до 20 рублей так как я не работаю и не имею пособий доходов и имущества.

    Приложение: копия настоящего заявления противной стороне и квитанция госпошлины.

    29 июня 2005 года

    Смердов С.Д.

    Сутяжником изданы:

    Второе издание из серии «Судебная практика и прав человека»

    Подробнее

    Бурков, А. Л. Судебная защита прав граждан от незаконных нормативных актов / А. Л. Бурков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 180 с. (Судебная практика и права человека; Вып. 2). ISBN 5-7525-1452-5. Подробнее...


    Первое издание из серии «Судебная практика и прав человека»

    Подробнее

    Конституция России – 10 лет применения / Под. ред. А. В. Деменевой, А. Л. Буркова. Екатеринбург (Серия «Судебная практика и права человека»). Вып. 1. – 200 с. ISBN 5-7525-1230-1. Подробнее...

    Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск