- развитие понятия
«права человека» в мировой истории
- современные
концепции понимания прав человека
2. Гарантии прав
человека – их нормативное закрепление: национальный и международно-правовой
уровень.
3. Система защиты прав человека в современном
мире:
- правовые действия
в защиту прав человека
- политические
действия в защиту прав человека
- просвещение
(образование) в защиту прав человека
- общественные
действия в защиту прав человека
ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ
1. Что такое права
человека в современном мире?
(к оглавлению)
Общие идеи о правах
человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в
Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека,
формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются
социалистические теории.
Рубеж 19 и 20 веков
стал периодом первой глобализации в мире.
Рубеж 20 и 21 века –
период второй глобализации.
Результатом этих
процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных
компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция
человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой
гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение
с правами человека в мире.
Во второй половине
20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного
суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии
человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание
различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного
суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых
актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в
области прав человека и межгосударственного поведения.
В этих условиях
возникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая и эффективная.
Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при
действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах
противодействовать имперской мощи этого государства.
В этих условиях
формируются концепции развития мира в контексте прав человека:
Так
называемая концепция гуманитарной интервенции – это не что иное, как война за
права человека, предполагающая очень грубое и активное подавление суверенитета
государства (например, США - Ирак).
2. Второй
вариант – европейский – создание и функционирование Международного уголовного
суда для рассмотрения дел политических деятелей, ответственных за нарушение прав
человека. Но здесь существует опасность, что пока диктатор у власти он будет
недосягаем для МУС. Кроме того, США противодействует идее МУС, что связано с
активной реализацией этим государством концепции гуманитарной интервенции, в
результате которой могут появиться основания для привлечения политических
деятелей США к ответственности через МУС.
Обратимся теперь к
вопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека»,
оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в
планетарном масштабе.
Я полагаю, что
каждый имеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с
этим феноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальное
представление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне,
пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственно
правами человека (работа с флипчартом).
Теперь, когда мы
обозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить на
вопросы:
1.
Каков
круг тех отношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их
защите?
2.
Являются ли права человека индивидуальным правом, или их характеризует
принадлежность к совокупности человеческих личностей, объединенных понятием
граждан, населения страны и т.п.?
Действительно,
говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в
отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения
внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права
человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и
обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому
права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от
включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность,
существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.
Исходя их этого
сформирована система трех поколений прав человека:
1 поколение
составляют классические права человека: жизнь, свобода, равенство,
собственность, т.е.те права, которые позволяют развивать человеческую
неповторимость. К этому поколению относятся и основополагающие политические
права: на объединение, избирать и быть избранным, на информацию о деяттельности
властей. Данные права нашли свое закрепление и защищаются как на международном
уровне (ЕКПЧ и МПГПП ООН), так и на уровне национального законодательства
(прежде всего Конституция РФ).
2 поколение
формируют социальные права: например, на социальное обеспечение.
3 поколение включает
в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации,
народы, государства.
2. Гарантии прав человека – их нормативное
закрепление: национальный и международно-правовой уровень.
(к оглавлению)
Помимо собственно
материальных прав человека, существуют и процессуальные права, обеспечивающие
реализацию и защиту прав материальных.
При обсуждении
вопроса о правах человека чрезвычайно часто употребляют словосочетание «права и
свободы» (например, «Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод»).
Каково Ваше мнение о
соотношении этих понятий, чем одно отличается от другого? (Работа с флипчартом).
Действительно, право
представляет собой «позитивное» право требования, ожидания от государства
создания условий для его реализации (например, право на судебную защиту –
государство должно организовать для меня судебную систему).
Свободы же
представляют собой «негативное» право на отсутствие вмешательство со стороны
государства, на создание вокруг человека безопасного пространства, в рамках
которого он самореализуется (например, свобода вероисповедания, моя вера – это
не дело власти, а только мое дело).
Но защите со стороны
государства подлежат как права так и свободы. Кроме того, государство помимо
обеспечения моих прав и свобод в отношениях человек-власть должно оградить меня
и от горизонтального вмешательства (мой сосед не должен прослушивать мои
телефонные переговоры).
Если поздно вечером
при возвращении домой человек был избит хулиганами, то это не проблема прав
человека. Но если государство отказывает в проведении эффективного расследования
и осуществлении уголовного преследования, то это уже становится нарушением права
человека на эффективные средства правовой защиты.
Откуда берется эта
позиция долженствования государства?
В действительности,
эта концепция имеет у своих истоков теории общественного договора и правового
государства.
Все мы свободные
люди, рожденные для реализации собственных жизненных проектов, обладающие личным
и человеческим достоинством.
Человеческое
достоинство принадлежит каждому из нас и проистекает из уникальности каждого
человека. Это определяет принадлежность каждому человеку таких базовых прав как
свобода, равенство и собственность. Личное достоинство лицо формирует в течение
всей своей жизни путем реализации собственного жизненного проекта и гармонизации
собственной личности.
Собравшись вместе
равновеликие люди пришли к выводу, что для комфортного, эффективного и
безопасного общежития им необходимо создание обслуживающей их структуры, работа
которой освободила бы их время для самореализации. Эта структура – государство,
созданное для четко определенных целей и работающее по строго определенным
правилам. Основной принцип правового государства – стабильность правил, согласно
которым существет государство и гражданское общество, что формирует у общества
доверие к власти и позволяет ему развиваться. При этом у человека возникают
гражданские обязанности:
- платить налоги
- защищать родину
- подчиняться
законам государтсва и решениям судов (это небесусловная обязанность, т.к. не
могут выполняться законы, изданые в нарушение идеи создания
государства-служителя, тогда реализуется концепция гражданского неповиновения).
- свергнуть власть,
если она перестает служить людям и реалиут лишь свои собственные интересы.
3. Система защиты прав человека в современном
мире
(к оглавлению)
Одной из наиболее
важной обязанностей человека является защита тех базовых ценностей, которые
обеспечивают его самореализацию и развитие.
Система защиты прав
человека объединяет собой следующие виды активных действий:
- правовые действия
в защиту прав человека
- политические
действия в защиту прав человека
- просвещение
(образование) в защиту прав человека
- общественные
действия в защиту прав человека
ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ:
(к оглавлению)
1.
Участники семинара делятся на 4 группы. Им выдается текст второй главы
Конституции РФ:
- первая группа
должна найти в тексте не менее 5 прав человека первого поколения
- второая группа
должна найти в тексте не менее 5 прав второго поколения
- третья группа
должна найти в тексте не менее 5 прав
- четвертая группа
должна найти в тексте не менее 5 свобод
Затем каждая группа
оглашает (презентует) выбранные ею права и свободы, поясняя свой выбор.
2. Участники
семинара делятся на 4 группы и формируют списки действий, которые возможно
осуществлять в защиту прав человека (играем в автобусные остановки, последняя
группа презентует плакат):
- правовые действия
в защиту прав человека
- политические
действия в защиту прав человека
- просвещение
(образование) в защиту прав человека
- общественные
действия в защиту прав человека