Перейти на главную сайта

Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника/ Поиск

Заочная школа правозащитника

Реализация проекта "Заочная школа правозащитника" осуществляется при поддержке ОО Сутяжник Фондом Макартуров

«Права человека: понятие, нормативное закрепление, способы защиты»
  • Главная проекта

    Список лекций

  • Права человека: понятие, нормативное закрепление, способы защиты
  • Оспаривание нормативных актов, нарушающих права человека, как эффективное средство защиты
  • Обращение граждан в Конституционный суд РФ
  • Применение Европейской конвенции по правам человека в судах России или Конвенция для внутреннего применения
  • Обращение в Европейский суд по правам человека: критерии приемлемости жалобы, процедура обращения, вступление в дело общественной организации в качестве третьей стороны (Деменева А. В., Бурков А. Л. (С) 2007)
  • Европейский суд по правам человека: правила обращения, критерии приемлемости жалобы (Деменева А. В.)
  • Статья 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – право на жизнь
  • Право на жизнь в практике Европейского суда по правам человека
  • Запрет на применение пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения
  • Статья 3 Конвенции и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев
  • Обращение в Комитет ООН по правам человека
  • Судебная журналистика
  • Презентация структуры Сутяжника
  • Записаться на курсы повышения квалификации правозащитника
  • План

     

    1. Что такое права человека в современном мире?

    - развитие понятия «права человека» в мировой истории

    - современные концепции понимания прав человека

    2. Гарантии прав человека – их нормативное закрепление: национальный и международно-правовой уровень.

    3. Система защиты прав человека в современном мире:

    - правовые действия в защиту прав человека

    - политические действия в защиту прав человека

    - просвещение (образование) в защиту прав человека

    - общественные действия в защиту прав человека

    ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ

     

    1. Что такое права человека в современном мире?

    (к оглавлению)

    Общие идеи о правах человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.

    Рубеж 19 и 20 веков стал периодом первой глобализации в мире.

    Рубеж 20 и 21 века – период второй глобализации.

    Результатом этих процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение с правами человека в мире.

    Во второй половине 20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.

    В этих условиях возникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая и эффективная. Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.

     

    В этих условиях формируются концепции развития мира в контексте прав человека:

    Так называемая концепция гуманитарной интервенции – это не что иное, как война за права человека, предполагающая очень грубое и активное подавление суверенитета государства (например, США - Ирак).

    2.                              Второй вариант – европейский – создание и функционирование Международного уголовного суда для рассмотрения дел политических деятелей, ответственных за нарушение прав человека. Но здесь существует опасность, что пока диктатор у власти он будет недосягаем для МУС. Кроме того, США противодействует идее МУС, что связано с активной реализацией этим государством концепции гуманитарной интервенции, в результате которой могут появиться основания для привлечения политических деятелей США к ответственности через МУС.  

     

    Обратимся теперь к вопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека», оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в планетарном масштабе.

    Я полагаю, что каждый имеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с этим феноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальное представление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне, пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственно правами человека (работа с флипчартом).

    Теперь, когда мы обозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить на вопросы:

    1.                                Каков круг тех отношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их защите?

    2.                                Являются ли права человека индивидуальным правом, или их характеризует принадлежность к совокупности человеческих личностей, объединенных понятием граждан, населения страны и т.п.?

    Действительно, говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.

    Исходя их этого сформирована система трех поколений прав человека:

    1 поколение составляют классические права человека: жизнь, свобода, равенство, собственность, т.е.те права, которые позволяют развивать человеческую неповторимость. К этому поколению относятся и основополагающие политические права: на объединение, избирать и быть избранным, на информацию о деяттельности властей. Данные права нашли свое закрепление и защищаются как на международном уровне (ЕКПЧ и МПГПП ООН), так и на уровне национального законодательства (прежде всего Конституция РФ).

    2 поколение формируют социальные права: например, на социальное обеспечение. 

    3 поколение включает в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации, народы, государства.

     

    2. Гарантии прав человека – их нормативное закрепление: национальный и международно-правовой уровень.

    (к оглавлению)

    Помимо собственно материальных прав человека, существуют и процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту прав материальных.

    При обсуждении вопроса о правах человека чрезвычайно часто употребляют словосочетание «права и свободы» (например, «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»).

    Каково Ваше мнение о соотношении этих понятий, чем одно отличается от другого? (Работа с флипчартом).

    Действительно, право представляет собой «позитивное» право требования, ожидания от государства создания условий для его реализации (например, право на судебную защиту – государство должно организовать для меня судебную систему).

    Свободы же представляют собой «негативное» право на отсутствие вмешательство со стороны государства, на создание вокруг человека безопасного пространства, в рамках которого он самореализуется (например, свобода вероисповедания, моя вера – это не дело власти, а только мое дело).

    Но защите со стороны государства подлежат как права так и свободы. Кроме того, государство помимо обеспечения моих прав и свобод в отношениях человек-власть должно оградить меня и от горизонтального вмешательства (мой сосед не должен прослушивать мои телефонные переговоры).

    Если поздно вечером при возвращении домой человек был избит хулиганами, то это не проблема прав человека. Но если государство отказывает в проведении эффективного расследования и осуществлении уголовного преследования, то это уже становится нарушением права человека на эффективные средства правовой защиты.

    Откуда берется эта позиция долженствования государства?

    В действительности, эта концепция имеет у своих истоков теории общественного договора и правового государства.

    Все мы свободные люди, рожденные для реализации собственных жизненных проектов, обладающие личным и человеческим достоинством.

    Человеческое достоинство принадлежит каждому из нас и проистекает из уникальности каждого человека. Это определяет принадлежность каждому человеку таких базовых прав как свобода, равенство и собственность. Личное достоинство лицо формирует в течение всей своей жизни путем реализации собственного жизненного проекта и гармонизации собственной личности.

    Собравшись вместе равновеликие люди пришли к выводу, что для комфортного, эффективного и безопасного общежития им необходимо создание обслуживающей их структуры, работа которой освободила бы их время для самореализации. Эта структура – государство, созданное для четко определенных целей и работающее по строго определенным правилам. Основной принцип правового государства – стабильность правил, согласно которым существет государство и гражданское общество, что формирует у общества доверие к власти и позволяет ему развиваться. При этом у человека возникают гражданские обязанности:

    - платить налоги

    - защищать родину

    - подчиняться законам государтсва и решениям судов (это небесусловная обязанность, т.к. не могут выполняться законы, изданые в нарушение идеи создания государства-служителя, тогда реализуется концепция гражданского неповиновения).

    - свергнуть власть, если она перестает служить людям и реалиут лишь свои собственные интересы.

     

    3. Система защиты прав человека в современном мире

    (к оглавлению)

    Одной из наиболее важной обязанностей человека является защита тех базовых ценностей, которые обеспечивают его самореализацию и развитие.

    Система защиты прав человека объединяет собой следующие виды активных действий:

    - правовые действия в защиту прав человека

    - политические действия в защиту прав человека

    - просвещение (образование) в защиту прав человека

    - общественные действия в защиту прав человека

     

     

    ЗАДАНИЯ К ЛЕКЦИИ:

    (к оглавлению)

     

    1.              Участники семинара делятся на 4 группы. Им выдается текст второй главы Конституции РФ:

    - первая группа должна найти в тексте не менее 5 прав человека первого поколения

    - второая группа должна найти в тексте не менее 5 прав второго поколения

    - третья группа должна найти в тексте не менее 5 прав

    - четвертая группа должна найти в тексте не менее 5 свобод

    Затем каждая группа оглашает (презентует) выбранные ею права и свободы, поясняя свой выбор.

     

    2. Участники семинара делятся на 4 группы и формируют списки действий, которые возможно осуществлять в защиту прав человека (играем в автобусные остановки, последняя группа презентует плакат):

    - правовые действия в защиту прав человека

    - политические действия в защиту прав человека

    - просвещение (образование) в защиту прав человека

    - общественные действия в защиту прав человека

     

    Группа 1

     

    На крупном предприятии в связи с постоянным нарушением законодательства о труде сформировалась группа активистов, которые, используя законные методы, совместно предпринимали действия в защиту прав трудящихся. Такая ситуация категорически не устраивала администрацию предприятия. В результате активисты были направлены в бессрочные отпуск без сохранения заработной платы, в доступе на предприятие им было отказано. В ответ на эти действия администрации активисты направили большое количество жалоб в прокуратуру города и области. Из ответов прокуратуры следовало, что никаких нарушений в действиях работодателя не установлено. В последнем ответе из прокуратуры было указано, что переписка с активистами со стороны прокуратуры прекращается и более вестись не будет.

     

    1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

     

    Группа 2

     

    При поступлении в ВУЗ абитуриенту было предложено приемной комиссией внести в кассу ВУЗа денежные средства в размере 50 руб. за рассмотрение представленных им документов.  После сдачи документов абитуриент передумал поступать в Вуз и потребовал вернуть деньги, но получил отказ.

     

    1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

     

    Группа 3

     

    Девушка утром шла на работу через сквер в центральной части города. Неожиданно появилась крупная собака, бросилась на девушку и укусила ее, серьезно поранив ногу. Девушка обратилась в травмпункт, где ей провели необходимые медицинские манипуляции, взяв за услуги 2 345 руб. 56 коп. Кроме того, девушка была нетрудоспособна на протяжении двух недель. 

     

    1.      Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    2.      Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    3.      Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    4.      Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

     

    Группа 4

     

    В городе летом отключили горячую воду. Отключение длилось свыше месяца. Группа активных горожан организовала на центральной площади города акцию «Общественная баня», установив тазики и предлагая все прохожим смыть с себя накопившуюся грязь. Один из проходящих граждан, заинтересовавшись происходящим, остановился рядом с «Общественной баней» и был немедленно задержан и препровожден в районное отделение внутренних дел, где находился в изоляторе временного содержания на протяжении 4 часов, а затем был отпущен.

     

    1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

     

    Группа 5

     

    Активисты общественной организации «Мужской характер» решили организовать пикет накануне дня защитника отечества с целью пропаганды идеи добровольной службы в рядах вооруженных сил. Они вышли на Центральную площадь города с соответствующими плакатами, но были разогнаны силами милиции. Кроме того, представители ОО «Мужской характер» были избиты молодыми людьми, придерживающимися милитаристических (провоенных) взглядов. В ответ на письменное обращение в органы внутренних дел пострадавшие получили ответ, что милиция не обязана защищать лиц, организующих несанкционированные митинги.

     

    1. Имеет ли место в данной ситуации нарушение прав человека?

    2. Если ответ на первый вопрос положительный, то укажите, пожалуйста, какое именно право нарушено и к какому поколению прав человека оно относится?

    3. Какие действия необходимо произвести в защиту нарушенного права?

    4. Возможен ли в данном случае вариант судебной защиты нарушенного права? Если да, то каким образом можно защитить нарушенное право в суде?

    Вспомогательные материалы
  • Лекция в слайдах (Power Point файл 80 kb)
  • Домашнее задание к лекции

  • Сайт ОО Сутяжник: Главная / Новости / Библиотека / Судебные дела / Европейский Суд / Изучаем Европейскую Конвенцию / Оспаривание нормативных актов / Заочная школа правозащитника / Поиск